Модуль зажигания что это такое?

Как проверить модуль зажигания

Воспламенение бензина в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания происходит при помощи искры, которую генерирует система зажигания. Модуль зажигания – основной элемент системе, создающий искру на свечах при помощи высокого напряжения. Каждый производитель автомобилей разрабатывает и производит свой оригинальный модуль, но принцип его работы одинаков для всех устройств. В процессе эксплуатации отклонение от заданных параметров или поломка модуля зажигания отрицательно сказывается на работе двигателя вплоть до выхода из строя силового агрегата.

Назначение и принцип работы

Модуль зажигания ВАЗ 2110

Модуль зажигания современного автомобиля выполняет функцию генерации высокого напряжения для образования искры на свечах. Он состоит из двух катушек с замкнутым магнитопроводом и двухканального коммутатора. Иногда коммутатор выполнен в виде отдельного устройства, но в большинстве случаев его совмещают с электронным БУ двигателя. Внешне модули отличаются по числу проводов разъема подключения: модуль с коммутатором имеет 4 провода, а спаренные катушки – 3.

Модуль зажигания контролируется ЭБУ, который подает в нужный момент на обмотки его катушек постоянное напряжение в виде низковольтных управляющих сигналов. Конец сигнала является началом искры. Благодаря магнитной индукции, в момент подачи генерируется высокое напряжение, создающее искру на свече зажигания. Устройство располагают в подкапотном пространстве, его легко определить по высоковольтным проводам, идущих к свечам зажигания.

Признаки неисправности модуля зажигания

Проверка модуля зажигания на выкрученной свечи

Неисправность модуля зажигания определяют по следующим признакам:

  1. Затрудненный пуск холодного двигателя из-за отсутствия искры на одной или нескольких свечах.
  2. Плавающие обороты двигателя на холостом ходу – ситуация, при которой частота оборотов изменяется без каких-либо действий со стороны водителя.
  3. Провалы в мощности, что проявляется при ускорениях и движении на затяжной подъем.
  4. Падение мощности двигателя.
  5. Не работает 1-4 или 2-3 цилиндр (двигатель «троит»).
  6. Индикация сигнализатора «Cheсk Еngine».

Возможные причины неисправности модуля зажигания

Несмотря на высокую надежность и прочность модуля зажигания, при эксплуатации он может выйти из строя, подобно любому другому механизму. Среди всех возможных причин поломок, в 9 из 10 случаев возникают и диагностируются следующие:

  1. Применение в системе зажигания несоответствующих компонентов. Высоковольтные провода подбирают, исходя из параметров модуля, так как чрезмерно высокое или пониженное напряжение создает сбои в работе или пережигает контакты.
  2. Бракованные или поврежденные детали, некачественная сборка. Бракованные комплектующие быстрее ломаются и выводят из строя другие узлы или элементы системы. Практика показывает, что подбор качественных компонентов и их периодическая диагностика позволяют оставаться модулю работоспособным в течение длительного времени.

Проверка модуля зажигания

Проверка модуля зажигания на работоспособность осуществляется следующими способами:

Замена модуля зажигания на заведомо исправный

1. Самый простой способ – подключение заведомо рабочего модуля. При этом устройства должны быть полностью идентичны, высоковольтные провода исправны, и проверена надежность контактов.

Проверка контактов на модуле зажигания

2. Шевеление модуля, которое позволяет выявить ненадежные контакты. Для этого шевелят колодку проводов, и сам модуль. Если в процессе воздействия двигатель реагирует изменением работы, значит причина неполадок кроется в плохом контакте.

Замер сопротивления на выводах модуля зажигания

3. Измерение сопротивления. Для этого понадобится тестер, переключенный в режим омметра. Проводят измерения на парных выводах модуля между 1 и 4, а также 2 и 3 цилиндром. Величина сопротивления должна быть одинакова, и приближаться к показателю 5,4 кОм.

Проверка модуля зажигания при помощи тестера

4. Проверка напряжения тестером. Один щуп прибора прикладывают к контакту А колодки, второй на массу. После включения зажигания снимают показания прибора. При исправном проводе он покажет напряжение 12 В, при его отсутствии проверяют предохранитель, защищающий модуль зажигания. После проверяют целостность цепи контрольной лампой 12 В. Один конец провода прикладывают к контакту А и вращают стартер. Если лампа не мигает – цепь оборвана. Процедура аналогично повторяется с другими контактами.

Диагностика модуля зажигания профессиональным оборудованием

5. Диагностика на сервисной станции при помощи подключения компьютера со специальным программным обеспечением к ЭБУ. Неисправности обнаруживаются в виде ошибок, обозначенных буквенно-числовым кодом, после чего проводится более глубокая диагностика неисправности для принятия решения – ремонта модуля зажигания, или его замены. Аналогичная проверка проводится на специализированной СТО при помощи осциллографа.

Ремонт

Модуль зажигания ваз 2107

Устройство модуля зажигания достаточно сложное: в него входят одна или несколько катушек, плата, контакты и провода. Их всех вышеназванных элементов ремонту поддаются только контактные соединения, в некоторых случаях возможна замена деталей (транзисторов, катушек).

Модуль с целью проведения ремонта демонтируют и вскрывают. Для этого понадобятся:

  1. Торцевые ключи с головками на 1, 13 и 17.
  2. Шестигранник на 5.
  3. Отвертка.
  4. Паяльник.
  5. Флюс для алюминия.
  6. Многожильный провод.
  7. Лак для ногтей.

Вскрытие модуля зажигания

Ремонт модуля зажигания производится в следующем порядке:

  1. На снятом устройстве открывают корпус, поддев его отверткой.
  2. Убирают силиконовую пленку, покрывающую плату.
  3. От ВВ контактов убирают весь алюминий.
  4. На плате взамен всех демонтированных старых припаивают новые провода. Для этого поверхность коллектора очищают от налета, после плату нагревают до 180 о С (о наступлении нужной температуры даст знать характерный запах). В процессе пайки концы проводов подсоединяют к модулю.
  5. По окончании операции все контакты, плату и модуль замазывают лаком для ногтей.
  6. Устройство собирают в обратном порядке, устанавливают на автомобиль и запускают двигатель. В случае нормальной работы модуль зажигания заклеивается герметиком намертво, при этом провода заправляются внутрь полости таким образом, чтобы по краям они не оказались зажатыми пластиной.

Если устройство не заработало, то поломку внутри модуля следует искать более тщательно. Может быть из строя вышел транзистор, электронный компонент или произошел обрыв в катушке. Такой ремонт имеет смысл только в том случае, если его цена будет существенно ниже стоимости новой детали.

Sergeevich0001 › Блог › Модуль зажигания принцип работы и проверка работоспособности

Катушка зажигания преобразует напряжение батареи в высокое напряжение, которое требуется для создания искры. Компоненты катушки зажигания:

■ Электромагнит (первичная катушка)
■ Катушка высокого напряжения (вторичная катушка)

При включении тока через первичную катушку генерируется магнитное поле. При отключении тока магнитное поле исчезает. Под действием изменений магнитного поля генерируется индукционное напряжение во вторичной катушке. Смесь ионизируется. Ионизированная смесь представляет собой проводник. Через свечу зажигания протекает ток.

Спецификация

Сoпротивление первичной обмотки: ± 0.3 — 2
Сопротивление вторичной обмотки ± 5 — 20 k
Предел тока: ± 7A

Системы с распределителем зажигания

Катушки зажигания состоят из одной первичной и одной вторичной обмотки. В системе используется дистрибьютор. Дистрибьютор выбирает свечу зажигания, на которую требуется подать высокое напряжение

Катушки зажигания с холостой искрой

У вторичной катушки два конца. В нормальной катушке зажигания от одного из концов вторичной катушки подается высокое напряжение. Другой конец вторичной катушки соединен с положительным или отрицательным контактом первичной катушки. Оба контакта катушки зажигания присоединены к свече зажигания. Свечи зажигания генерируют искру одновременно. Катушка зажигания с холостой искрой в 2-цилиндровом, 4-тактовом двигателе. Катушка зажигания с холостой искрой в 4-цилиндровом, 4-тактовом двигателе. Требуются две катушки зажигания для подачи питания на четыре свечи зажигания в 4-цилиндровом двигателе. Катушка зажигания для двух свечей зажигания. Катушка зажигания для четырех свечей зажигания.

Последовательное зажигание

Системы последовательного зажигания используют по одной катушке зажигания на каждый цилиндр. Блок управления управляет каждой катушкой зажигания по отдельности.

Электрическое управление

При прохождении тока через первичную катушку генерируется магнитное поле. При отключении тока магнитное поле исчезает. Это изменение магнитного поля включает индукционное напряжение.
Генерируется искра. При отключении тока сила тока должна быть достаточной для большого изменения магнитного поля. Ток через первичную катушку оснащен электронным управлением. Модуль зажигания укомплектован цепью, ограниченной по току. Цепь с ограничением по току используется в сочетании с катушкой зажигания с низким сопротивлением. Электропитание от аккумуляторной батареи не требуется
Напряжение модуля зажигания при отключенной подаче тока: 12V. Как только будет включена подача тока, напряжение упадет до нуля. Затем ток увеличивается до тех пор, пока не будет достигнута предельная величина.

Проверка работоспособности модуля зажигания

Рассмотрим проверку модуля зажигания на примере автомобиля HYUNDAI GETZ 1.6

Проверка по шагам:

Шаг 1: Проверьте сопротивление первичной катушки

Измерьте сопротивление между контактами 1 и 2. Оно равно 0.87?

■ да — Катушка зажигания успешно прошла эту проверку.

■ нет — Замените модуль зажигания.

Читайте также  Каким ключом открутить свечи зажигания?

Шаг 2. Включите зажигание. Измерьте напряжение на контакте 1. Оно между 12 и 14.4 V?

■ да — Катушка зажигания успешно прошла эту проверку (переход к шагу 3).

■ нет — Включите зажигание. Измерьте напряжение на контакте 2 (O7 Предохранитель ECU 2). Оно между 12 и 14.4 V?

Шаг 2.1 Включите зажигание. Измерьте напряжение на контакте 2 (O7 Предохранитель ECU 2). Оно между 12 и 14.4 V?

■ да — Измерьте сопротивление между контактами 1 и 2 (O7 Предохранитель ECU 2). Сопротивление должно быть меньше, чем 1 Ом. Проверьте все провода и при необходимости замените. Информацию о цвете проводников, соединителях, сварных швах и местах установки (если применимо) см. на схеме ниже.

■ нет — Проверьте следующее: O7 Предохранитель ECU 2.

Шаг 3. Измерьте сопротивление между контактами 2 и 5 (E1 Блок управления двигателем). Оно меньше, чем 1 Ом ?

■ да — Соединение прошло эту проверку.

■ нет — Отремонтируйте провода. Информацию о цвете проводников, соединителях, сварных швах, экранах и местах установки (если применимо) см. на схеме ниже.

Шаг 4: Проверьте экранированный провод.

■ да — Измерьте напряжение на контакте 1. Оно меньше, чем 0,2 В? Переходим к шагу 4.1.

■ нет — Отремонтируйте провода. Информацию о цвете проводников, соединителях, сварных швах, экранах и местах установки (если применимо) см. на схеме ниже.

■ да — Катушка зажигания успешно прошла эту проверку.

■ нет — Проверьте следующее: O8 Точка заземления G17.

Осциллограмма исправного модуля зажигания:

Комментарии 42

Здравствуйте Сергей, унас проблема искры нету, на хонда легенда КА9, увас нету информации по этому поводу, диагностика всё норм, ошибок нет, бензин идёт, искры нет, обноружили что нету минуса на катушку на все катушки, а минус подаётся через какой-то модуль управления зажигания, а на этот модуль идёт от компа два плюса и два минуса, общий 8 проводов с компа идёт на этот модуль, а выход с модуля 6 проводов идут на катушки минусовые, что делать незнаю, помогите пожалуйста, заранее благодарен

Нужны схема управления двигателем и по ней смотреть, что и откуда приходит. К сожалению, по вашей машине схему не обнаружил.

Проблема началась с чего? Почему исчезла искра?

Добрый вечер, стояла авто года 2, ролевую рейку меняли, пока нашли её, стояла. Грм походу дело заменили, вот и всё, заводим нету искры

ГРМ метки правильно выставлены?

Да метки норм, спасибо всем кто откликнулся, благодарю всех, авто завелась, както само-посебе искра появилось, но стук какойта не понятно, двигатель работает норм, но стук не понял,

Нужно находить схему смотреть точки массы в каком состоянии. Может подзакисли.

Огромное благорность вам, авто завелась, таки не поняли мы из за чего не было искры, завелась все норм, только вот стук какой-то не понятно

Стук из какой области?

Троит на холостую, на разгоне вялая…

Привет ! Авто Киа Рио 2004 года 1.3 бензин, A3E.
Проверил разьем — до катушки масса 0.78 ом, плюс 12.28 v на одну фишку, 12.38v на вторую фишку, контрольная цепь и одна и вторая больше 0.3 v.
До катушки как понимаю хорошо а вот первичная катушка должна быть 0.6-0.8 ом как понимаю у меня 1.0 ом.
Вторичная 11.55 и 11.30 v это норма.
А что посоветуете на щет первичной под замену или это погрешность мультиметра… Как понимаю она должна быть меньше 1ома

Главное не больше Ома. Плюс погрешность мультиметра тоже может иметь место. А проблема-то в чем?

Троит… На холостом

Если троит, должны быть ошибки. Какие?

P0507, p0134, p0136

P0507 Система управления частотой вращения холостого хода — частота вращения выше допустимой

Возможные причины
■ Проводка
■ привод управления частотой вращения холостого хода/Клапан управления перепуском воздуха на холостом ходу
■ электродвигатель привода дроссельной заслонки
■ заедание дроссельной заслонки
■ блок управления двигателем (ECM) блок управления двигателем

P0134 Подогреваемый кислородный датчик 1, банк 1 — нет отклика

Возможные причины
■ Обрыв цепи
■ подогрев не функционирует
■ Подогреваемый кислородный датчик Подогреваемый кислородный датчик

P0136 Подогреваемый кислородный датчик 2, банк 1 — неисправность электрической цепи

Возможные причины
■ Подогрев не функционирует
■ проводка
■ Подогреваемый кислородный датчик
■ блок управления двигателем (ECM) блок управления двигателем

В первую очередь звони проводку от блока дроссельной заслонки на мозг, клапана управления перепуска воздуха и от кислородных датчиков на мозг. Также проверь питание кислородных датчиков. Для начала, дальше будем думать.

СПС проверю и отпишусь…

Sergeevich0001

P0507 Система управления частотой вращения холостого хода — частота вращения выше допустимой

Возможные причины
■ Проводка
■ привод управления частотой вращения холостого хода/Клапан управления перепуском воздуха на холостом ходу
■ электродвигатель привода дроссельной заслонки
■ заедание дроссельной заслонки
■ блок управления двигателем (ECM) блок управления двигателем

P0134 Подогреваемый кислородный датчик 1, банк 1 — нет отклика

Возможные причины
■ Обрыв цепи
■ подогрев не функционирует
■ Подогреваемый кислородный датчик Подогреваемый кислородный датчик

P0136 Подогреваемый кислородный датчик 2, банк 1 — неисправность электрической цепи

Возможные причины
■ Подогрев не функционирует
■ проводка
■ Подогреваемый кислородный датчик
■ блок управления двигателем (ECM) блок управления двигателем

В первую очередь звони проводку от блока дроссельной заслонки на мозг, клапана управления перепуска воздуха и от кислородных датчиков на мозг. Также проверь питание кислородных датчиков. Для начала, дальше будем думать.

Привет, с p0507 разобрался снял и почистил клапан холостого хода и дз собрал ошибка пропала по ходу клапан холостого заедал много нагара плюс подсос воздуха обнаружился на дроссельной заслонке, да и сам дроссель был очень грязным.
Вот с кислородниками не разобрался ещё но троение есть на холостом и на холодном и на горячем. От ДК -ов нестабильный холостой а вот троение не должно быть, других ошибок не показывает…
Я грешу на катушку потому что до катушки с проводкой все норма, а только вставлю фишки в разъем и на все четыре провода получается плюс. — 11.89 v. С вкл зажиганием, а если тоже с вкл. Зажиганем мерю в фишки на одну плюс 12в на контрольную цепь меньше точно не помню … И на другую тоже самое а только вставляю фишки заж. Вкл. И на всех 12 в.
Что скажешь…

Модуль зажигания: проверка и признаки неисправности

Каждый цилиндр должен получить искру в строго определенное время. На старых моторах для этого использовался коммутатор – трамблер. Он подавал высоковольтный импульс от единственной катушки зажигания на нужную свечу. Поскольку принцип работы узла механический (обыкновенный бегунок с контактами), надежность оставляла желать лучшего.

На современных моторах применяется электронный модуль зажигания. Инжектор синхронизирует момент впрыска топлива с подачей искры. Двигатель работает более слажено, снижается расход топлива, растет экономичность. Есть и обратная сторона медали. Если отремонтировать механическую систему зажигания своими руками мог любой владелец «Жигулей» или «Москвича», то модуль зажигания нового образца требует знания схемы и определенных навыков.

Разумеется, вы можете обращаться в профильный сервис по любому поводу. Но тогда стоимость владения железным конем увеличится. Элементарная проверка модуля зажигания занимает несколько минут вашего времени, для этого необходим лишь тестер. Чаще всего, чтобы починить электронный модуль, надо лишь прозвонить провода и понимать принцип работы прибора.

Разбираем устройство модуля зажигания современного инжектора

В качестве примера рассмотрим аналогичный прибор, применяемый на инжекторных автомобилях ВАЗ. Работает модуль по старому доброму принципу: на вход подается питание 12 вольт, на выходных контактах формируется высокое напряжение для искрообразования.

Управление электронное, но принципы работы отличаются от простой безтрамблерной системы зажигания:

  • Все компоненты находятся в одном корпусе. С одной стороны это удобно – меньше проводов и контактов – ниже вероятность поломки. С другой стороны – если сгорел модуль зажигания, его надо именно ремонтировать, просто заменить вышедший из строя элемент не получится.
  • Устройство компактное, его удобно разместить в подкапотном пространстве.
  • Питание модуля зажигания низковольтное, что повышает надежность устройства.
  • Стоимость готового устройства невысока.
  • Данный модуль зажигания имеет две катушки. Это способствует живучести прибора – каждый трансформатор нагружен в два раза меньше.

Секрет работы модуля в следующем: используется не четыре, а две катушки на 4 цилиндра. Мастера старой школы называют этот прибор двух искровой бобиной. Попеременное подключение каждой катушки формирует две искры: рабочую и холостую. За счет грамотного распределения по свечам, холостая искра зажигается в тот момент, когда в соответствующем цилиндре нет топливовоздушной смеси.

В результате мы получаем экономию на катушках (как следствие – снижение стоимости), и устойчивые характеристики работы мотора.

Сигнал на искрообразование дает коммутатор (выполняющий роль электронного трамблера). Перед тем, как проверить модуль зажигания, необходимо убедиться в том, что управляющие импульсы приходят на контактные колодки из коммутатора.

Читайте также  Где взять чип для ключа зажигания?

Этот блок отвечает за так называемое опережение зажигания, то есть формирует сигнал в нужный момент. Управляющий импульс о положении коленчатого вала выдает датчик Холла, он же синхронизирует работу всей системы.

Модуль зажигания: схема подключения

Для диагностики и ремонта поломок, надо понимать, какие провода откуда приходит, и за что отвечают. Если троит мотор, причина в свечах, или в коммутаторе? Опять же, рассмотрим схему на примере модулей зажигания ВАЗ 2114, 2115.

На корпусе прибора расположена колодка с 4 контактами A,B,C,D (разумеется, модули от других авто имеют иную маркировку, но принцип сохраняется). Контакт массы – это по умолчанию, конструкция автомобиля позволяет объединить минусовой шиной все электронные модули. Питание подается от 12 вольтовой шины, «RUN ON», то есть работающей после поворота ключа зажигания (не забудьте об этом при прозвонке тестером). Система запитана через предохранитель, часто общий с некоторыми другими устройствами. Диагностика модуля зажигания начинается с проверки плавкого элемента.

Два основных контакта: выход на 1-4 свечу, и на 2-3 свечу. Именно на них приходит управляющий сигнал с коммутатора. Соединения прямые, прозваниваются по контактам колодок. Сама колодка достаточно хлипкая, обращаться с ней надо осторожно. Чего не скажешь о силовых выходах для высоковольтных проводов.

Важно! В целях безопасности, рекомендуется отсоединять клеммы аккумулятора перед демонтажем высоковольтных проводов. По крайней мере, в этот момент ключ зажигания должен быть в режиме «выключено».

Эти контакты напрямую соединены с рабочими клеммами свечей зажигания. Часто проблема заключается в высоковольтных проводах. Достаточно заменить их, и ремонт модуля зажигания не потребуется.

Проведя рукой по этим проводам в направлении от свечей, вы легко определите, где находится модуль зажигания. Разумеется, в подкапотном пространстве, на небольшом удалении от блока цилиндров (лишняя длина высоковольтного кабеля снижает надежность системы). Как правило, снятие модуля зажигания для диагностики, ремонта или замены, не требует демонтажа других узлов.

Признаки неисправности модуля зажигания

Перечень актуален лишь при условии, что остальные системы (свечи, форсунки, датчик положения коленвала, компрессия в цилиндрах, топливная система) исправны, и работают согласно установленным параметрам. Симптом неисправной свечи может не отличаться от банального пропадания контакта между модулем зажигания и высоковольтным кабелем.

  • Троит двигатель. На самом деле причин множество, но основной виновник – наш модуль. Причем это может быть контактное явление, или поломка радиоэлемента. Явный признак выхода из строя катушки – сбои происходят в двух цилиндрах одновременно. То есть «не горят» свечи либо №№ 1 и 4, либо №№ 2 и 3.
  • Тяга мотора заметно снизилась. Машина не троит, работает ровно, но разгон в горку или под нагрузкой происходит с ленцой.
  • При резком ускорении происходит своеобразный провал тяги в двигателе. Как будто не хватает производительности бензонасоса. Если в бензобаке порядок – ищите причину в модуле зажигания.
  • На холостом ходу плавают обороты (разумеется, при работающем РХХ).

И разумеется, сигнализация «check engine». Если неисправность зафиксирована модулем ЭБУ, это хорошо для диагностики. Вы можете считать ошибки OBD любым доступным способом:

  • с помощью кодов электронного одометра (при наличии такой опции);
  • с помощью бортового компьютера, если в нем заложена функция раскодировки;
  • любым диагностическим сканером, например – ELM327 в паре со смартфоном.

Если вы распознали коды ошибок, связанные с пропусками зажигания именно в паре свечей, вероятнее всего причина в неисправном модуле зажигания.

Как проверить модуль зажигания самостоятельно?

Допустим, вы явно определили, что двигатель троит (может быть, другая неисправность) по причине модуля зажигания. Вы знаете, где он располагается, известна распиновка входной колодки. Чтобы принять решение, отремонтировать модуль, или поменять на новый (это ваши затраты), протестируем его как минимум мультиметром.

  • Самый простой способ – замена блока на заведомо исправный. Это возможно лишь при наличии хорошего знакомого с аналогичным автомобилем. При такой проверке исключается т.н. «группа обеспечения» — кабели, электронный коммутатор.
  • Работоспособность контактной группы. Во время работы мотора следует понажимать на штекеры высоковольтных проводов (Осторожно!) и колодку управления. Если характер работы мотора изменился (не троит, обороты стали устойчивыми) – проверьте состояние контактов.
  • Меряем сопротивление на контактах катушек. Гарантировано тестируются вторичные обмотки. Между контактами на выход 1,4 и 2,3 свечей, сопротивление должно быть одинаковым, и лежать в пределах 5 Ом.
  • Осматриваем разобранный модуль. Разумеется, необходимо иметь элементарные навыки в электротехнике (уровень несколько выше, чем «лампочку в подъезде вкрутить»). Обрывы проводов или подгоревшие контакты видно сразу, а исправность транзисторов можно проверить мультиметром. Становится доступной первичная обмотка катушек.

Если детали заменяемы – производим ремонт. Проводка и контакты восстанавливаются элементарно.

Вывод

При обнаружении поломки, не торопитесь в магазин, заменить модуль зажигания вы всегда успеете. Потратив немного времени на проверку и ремонт, можно сэкономить средства.

Модуль зажигания в системе автомобиля

В нынешнее время из необъятного и беспрерывно растущего числа владельцев автотранспорта мало кто задумывается, о внутренней жизни и строении своего любимого автомобиля. На простой и обыденный вопрос «Что находится под капотом?” все мы знаем с ранних лет, и каждый ответит, что это двигатель. А вот как это все работает и называется, что с чем взаимодействует, откуда что идет и куда что заливается, ответят лишь люди изучавшие строения двигателя и систем обеспечения полноценной работы.

Модуль зажигания в системе автомобиля

Говоря простыми словами, это система, которая вырабатывает электроэнергию для воспламенения свечи, о ней мы подробно и поговорим. Система, без которой и по сей день ни один двигатель внутреннего сгорания не будет работать. Одним из компонентов цепи зажигания является модуль зажигания.

Модуль зажигания, представляющий с собой электротехническую конструкцию большой емкости, собирающий необходимое количество электрического тока напряжением до 30 000 В. Передача столь высокого напряжения на свечи происходит по высоковольтным проводам.

Существует два вида модуля: раздельные и блочные. Раздельные модули – это в которых применяется одна катушка на каждую свечу зажигания. Блочные модули – это когда для всех или для двух цилиндров применяется один модуль.

Предшественниками модулей на автомобилях были, да и по сей день остались на более ранних экземплярах, катушки зажигания. Не стоит путать два термина, ведь катушка зажигания является отдельным элементом зажигания системы, а с помощью распределителя передается энергия на свечи. В модуле сама катушка входит в ее состав.

Итак, в модуле зажигания нет подвижных элементов, что является положительным моментом. Не нуждается модуль и в регулировке, управление происходит на электронном уровне. Специальный контроллер, считывающий информацию с датчиков работы двигателя, управляет зажиганием системы.

Электронные модули намного надежнее и эффективнее, у них длительный срок службы, тем самым они реже выходят из строя и имеют замечательные показатели.

Возможные неисправности модуля зажигания

Обладая столь высокими и безотказными данными, данный модуль все-таки может прийти в негодность. Что делать и как быть? Причины могут быть разные и неисправности зависят от порядка эксплуатации техники. Как вы уже догадались, поломка или сбой работы модуля напрямую будет влиять на динамику движения автомобиля.

Самостоятельно проверить работоспособность модуля зажигания своего автомобиля можно следующими способами:

  • По нагару на свечах, если нагар действительно имеется — это следствие слабой искры, вырабатываемой модулем, что возможно наблюдать визуально. Цвет искры будет слабого синего цвета.
  • Проверяем сопротивление модуля зажигания между разъемами 1,4; 2,3. Если показания отклоняются от 5,5-6,5 КОм, причиной является замыкание второй обмотки.
  • Еще причиной может быть сопротивление самого высоковольтного провода, если оно будет сильным или слабым, это может полностью вывести из строя весь модуль.
  • Самый простой вариант проверки — заменить модуль зажигания на исправный и сравнить результат с предыдущим.

Данные проверки не сложны и спокойно могут проводиться в гараже или на даче, если под рукой есть стандартный набор автолюбителя.

Читайте также  Коммутатор системы зажигания что это такое?

Ремонт модуля зажигания

Разобравшись с оболочкой и принадлежностью модуля, заглянем поглубже и попробуем объяснить внутренние процессы. Если у вас в гараже или у друзей есть ненужные списанные модули зажигания, не стоит их выкидывать при первой возможности. Когда-нибудь они найдут свое применение в умелых руках и еще раз послужат своему владельцу.

Самое простое и приятное в этом деле — вскрыть корпус. Особые навыки и усилия для этого не требуются. Плоской отверткой поддев за стыки корпуса нужно аккуратно раздвоить его напополам. При вскрытии вы увидите соединительные провода между двумя половинками — не стоит пугаться, аккуратно разорвите их. Плата, которую вы увидите, будет под прозрачным слоем силикона, очистить его можно с помощью бур машинки, не задевая соединительные каналы платы. Перед вами предстанет коммутатор с двумя одинаковыми каналами управления и выходным транзистором. Отделив плату, переходим к катушке, если под рукой есть измерительная аппаратура, необходимо прозвонить ее. Если есть обрыв, то можно ее выкидывать смело, она больше не пригодится. Разобрав на детали и найдя неисправность, можно смело заменять необходимую плату или катушку.

Перед началом пайки до блеска отшлифуйте места пайка. Имейте в виду, что конструкция платы имеет хороший теплоотводящий элемент, защищающий модуль зажигания от перегрева. Поэтому перед пайкой необходимо нагреть плату до 150-170 градусов. В противном случае спаянные элементы при комнатной температуре могут быть не эффективными. После завершения процесса пайки нанесите термостойкий лак на клеммы во избежание коррозии. Проделав маленькие манипуляции с заменой, ваш модуль зажигания имеет шанс вновь встать в строй. Соберите в обратной последовательности модуль и опробуйте его в действии.

Обращаю ваше внимание на то, что данный процесс оживления модулей зажигания применим лишь для идентичных моделей. Не являясь специалистом в электромеханике, не стоит экспериментировать с начинкой, в противном случае последствия могут сказаться на вашем автомобиле. Последние модификации модулей зажигания используются на одной схеме, работающей сразу на два канала.

Помните, что от модуля зажигания зависят очень важные показатели. Начиная от заводки машины в холодную погоду до работы двигателя на высоких оборотах. Если вам когда-нибудь предстоит менять модуль зажигания, то перед установкой проверьте его на специальном стенде, дабы полностью быть уверенным в его целостности.

Простой и быстрый способ проверки модуля зажигания

Как известно, в устройстве транспортного средства нет ненужных элементов — каждая система предназначена для выполнения определенной функции. А одним из основных компонентов, обеспечивающих нормальный запуск мотора в любое время года, является модуль зажигания (МЗ). Подробнее о принципе его функционирования, неисправностях и диагностике вы можете узнать из этого материала.

Описание модуля зажигания

Перед тем, как вы узнаете, как проверить модуль зажигания, давайте разберемся в том, что это такое и какое устройство МЗ. Модуль зажигания — это основной элемент бесконтактной системы, предназначение которого заключается в генерировании высоковольтного напряжения. В свою очередь, это способствует образованию искры на свечах.

Принцип действия

Как работает модуль зажигания? Питание устройства производится от электрической сети авто, а отрицательный вывод МЗ подключается к кузову транспортного средства. Основная особенность МЗ заключается в том, что он одновременном может подавать две искры. Одна из них подается устройством на группу свечей в момент наибольшего сжатия горючей смеси, вторая — в момент такта впрыска. Одна группа — это свечи первого и четвертого цилиндров, а вторая — второго и третьего.

Конструкция

Что касается конструкции, то модуль зажигания включает в себя два трансформатора, а также два электронных блока управления. На одной стороне МЗ расположено четыре выхода, к которым подключаются свечки. Все компоненты конструкции спрятаны под пластмассовым корпусом устройства, вес МЗ составляет более 1 кг.

Новый МЗ от производителя Bosch

Со свечками МЗ соединяется посредством подключения высоковольтных кабелей. Опцию управления выполняет встроенный контроллер. Этот элемент принимает то или иное решение, основываясь на полученной информации об оборотах коленчатого вала и температуре двигателя, нагрузки на силовой агрегат и т.д. Что касается температурного диапазона функционирования, то он довольно обширный — от 40 градусов мороза до 130 тепла.

Возможные неисправности и способы их устранения

Модуль зажигания как и любое другое устройство может со временем выйти из строя. Перед тем, как проверить узел, необходимо убедиться в том, что симптомы поломки указывают именно на его работоспособность.

Итак, каковы признаки неисправности модуля зажигания:

  • наблюдается прерывистость холостых оборотов;
  • падает мощность двигателя;
  • в работе силового агрегата проявляются сбои;
  • парные цилиндры могут функционировать некорректно.

Помимо этого, если модуль зажигания работает некорректно, на контрольном щитке может появиться индикатор Check. Кроме того, при обнаружении симптомов поломки следует убедиться в том, что высоковольтные кабеля надежно подключены к свечам, а последние, в свою очередь, рабочие и целые (автор видео о диагностике устройства в домашних условиях — Игорь Белов).

Инструкция по диагностике МЗ

Как производится проверка модуля зажигания:

  1. Перед тем, как проверить узел, необходимо удостовериться в том, что основные системы ДВС работают в нормальном режиме. Бывает такое, что ошибка появилась на короткое время, а потом исчезла, это может быть обусловлено плохим контактом к массе или образованием помех электрического плана в системе.
  2. Если у вас есть тестер, можно прозвонить узел, но перед этим следует удостовериться в работоспособности колодок, к которым подсоединена проводка. Итак, вам необходимо подключить щуп тестера к контакту А на штекере, а другой щуп подключается просто к корпусу машины. Двигатель нужно завести, после чего внимательно следите за напряжением на экране тестера. Если напряжение составляет 12 В, то МЗ запитан от бортовой сети, если напряжения нет, то есть вероятность выхода из строя предохранителя. Также можно проверить работоспособность лампой на 12 вольт — ее следует подключить между двумя выводами А и В. После подключения необходимо попытаться прокрутить стартером мотор, но не заводить его. При прокручивании лампа должна загореться, после чего она погаснет. Если этого не случилось, то проблема заключается в обрыве проводки.
  3. Есть еще один вариант диагностики — поменять МЗ на заведомо рабочее устройство. Но в этом случае необходимо найти идентичный МЗ, сложность может заключаться в том, что на некоторых авто это устройство является частью блока управления. Если у вас есть исправный МЗ, то просто демонтируйте старый узел и замените его новым. Если проблемы в работе силового агрегата исчезли, то проблема заключалась именно в модуле.
  4. Кроме того, можно произвести замер сопротивления, это также позволит сделать вывод об исправности модуля или его неработоспособности. Сопротивление необходимо измерять между контактными разъемам 1 и 4, а также 2 и 3. Если узел работает должным образом, то параметр сопротивления должен составлять около 5.4 кОм. Если же сопротивление нормальное, но при этом есть подозрения на неисправность МЗ, то можно попробовать постучать по модулю в тот момент, когда запущен мотор.

Если диагностика подтвердила ваши опасения, то в дальнейшем потребуется произвести ремонт модуля зажигания или его замену. Подробнее о проверке и замене МЗ на примере автомобиля ВАЗ вы можете узнать из этой статьи.

Руководство по эксплуатации механизма

Что нужно знать об эксплуатации устройства, чтобы не допустить его преждевременной поломки?

В первую очередь, нужно придерживаться нескольких простых правил:

  1. Если вы не планируете запускать в ближайшее время двигатель, не оставляйте включенным зажигание. Это негативно отразиться на работе катушки зажигания и впоследствии может стать причиной выход из строя этих компонентов системы.
  2. Время от времени проводите простую диагностику состояния основных компонентов. Если нужно, элементы системы следует очистить от пыли и грязи, а изношенные и вышедшие из строя детали необходимо быстро менять.
  3. Следите за состоянием высоковольтных проводов. Также речь идет и об их корпусе, на который ни в коем случае не должна попадать влага. Если на проводе имеются трещины или другие следы повреждений, его необходимо будет заменить.
  4. При активированном зажигании нельзя отключать высоковольтные кабеля.

Видео «Наглядная инструкция по диагностике МЗ в домашних условиях»

Чтобы вы не допустили ошибок при проверке модуля зажигания, ниже представлена более подробная инструкция по диагностике узла в домашних условиях (автор видео — Дневник АвтоЭлектрика).