Из за чего ломается катушка зажигания?

Основные симптомы неисправности катушки зажигания

Катушка зажигания является одним из основных элементов в системе управления бензиновых двигателей. Ее неработоспособность приводит к отсутствию воспламенения в одном и более цилиндрах. Поэтому каждый автовладелец должен знать основные признаки неисправности катушки зажигания, симптомы, предшествующие появлению этой ситуации.

Назначение, принцип работы катушки зажигания

Устройство является наиболее консервативной деталью в бензиновом ДВС. Ее прототип был изобретен в Германии инженером Румкорфом в середине девятнадцатого века. Она заменила магнето в двигателях автомобилей в начале 20-го века.

Основное назначение устройства – преобразование низковольтных электрических импульсов амплитудой около 12 Вольт (напряжение бортовой сети автомобиля) в высоковольтные импульсы амплитудой более 15.000 Вольт. Высокое напряжение необходимо для пробоя рабочей зоны свечи зажигания.

По типу исполнения и схеме зажигания катушки классифицируют:

  • одиночные;
  • сдвоенные (строенные, четырехблочные);
  • индивидуальные.

Устройство катушки зажигания

Одиночные устройства применяются в системах с распределителем зажигания. Сдвоенные используют в четырехцилиндровых ДВС без распределителя. Одна часть формирует высоковольтный импульс на 1-й и 4-й цилиндр, вторая обслуживает 2 и 3-й. Строенные и четырехблочные катушки иногда применяются соответственно в шестицилиндровых и восьмицилиндровых двигателях. В современных автомобилях широкое распространение получили индивидуальные катушки. Они устанавливаются на каждую свечу зажигания индивидуально. Индивидуальная катушка свечи зажигания имеет ряд преимуществ по сравнению с обычными:

  • отказ одного из устройств не ведет к полному останову двигателя;
  • более просто организовать схему электронного управления;
  • отсутствие механического распределителя зажигания делает систему более надежной;
  • распределение импульсной нагрузки уменьшает токи, способствует увеличению ресурса;
  • облегчается определение неисправного устройства, которое легко производится компьютерной диагностикой;
  • в большинстве индивидуальных катушек установлен импульсный усилитель, он управляется малыми сигнальными токами, что уменьшает электрические помехи, увеличивает надежность электрооборудования.

По типу управления подразделяют:

  • контактные;
  • электронные;
  • со встроенным коммутатором (импульсным усилителем).

В контактных бобинах зажигания низковольтный импульс формируется прерывателем. При коммутировании первичной цепи прерывателем в первичной цепи индуцируется импульс электродвижущей силы. Устройство представляет автотрансформатор, который увеличивает амплитуду импульса в N раз, где N – коэффициент трансформации, равный отношению числа витков во вторичной к первичной обмотке. Коэффициент трансформации контактных устройств превышает 1000.

В бесконтактных системах применяют электронные катушки. Их коэффициент трансформации больше, они формируют стабильную искру. При ремонте нельзя взаимозаменять контактные и бесконтактные устройства.

Встроенный коммутатор установлен на большинство индивидуальных катушек, часто устанавливается на сдвоенные. К их недостатку относится более высокая вероятность отказа в связи с наличием электронных комплектующих.

Симптомы неисправности

Чаще всего бобина не отказывает внезапно. Обычно этому предшествует ряд предупреждающих симптомов.

Основные симптомы неисправности катушки зажигания:

  • пропуски искры в одном и более цилиндрах, их можно определить с помощью сканера, по наличию эффекта «троения» двигателя;
  • появление «дорожек пробоя» на корпусе, можно определить визуально при запуске двигателя в темное время суток;
  • возникновение трещин, сколов на диэлектрической зоне;
  • перегрев конструкции;
  • подгорание резиновых наконечников высоковольтных проводов;
  • замасливание, загрязнение.

При появлении вышеперечисленных симптомов необходимо задуматься о приобретении запасного устройства. Нельзя безучастно наблюдать за тем, как умирает катушка зажигания. В случае внезапного выхода из строя катушки, дальнейшее самостоятельное движение будет невозможно (если у вас не установлены индивидуальные катушки).

Катушки зажигания

Причины выхода из строя катушки зажигания

Рассмотрим причины, почему выходит из строя катушка зажигания.

Естественный износ

Как и все электрические и электронные блоки, бобина имеет определенный ресурс безотказной работы. Средний срок службы катушек зажигания приблизительно семь-десять лет эксплуатации либо 150.000 – 200.000 тысяч пробега. Устройство эксплуатируется в экстремальных условиях при большом перепаде температур, влажности, возможности попадания влаги, грязи, посторонних жидкостей. При этом через первичную обмотку протекают большие токи, во вторичной обмотке формируется высоковольтный импульс.

Электрический пробой

Разберемся, почему пробивает катушку зажигания. Во-первых, со временем в результате действия высоких перепадов температур диэлектрическая изоляция растрескивается, в микротрещины может попасть соленая влага, являющаяся проводником. Для напряжений более 15.000 вольт, формируемых во вторичной обмотке, в качестве проводника выступает даже чистая недистиллированная вода. Во-вторых, в процессе эксплуатации меняются физические свойства диэлектрика, резиновой изоляции наконечников высоковольтных проводов, особенно, сомнительного производства. Высоковольтный пробой может являться причиной установки нештатных высоковольтных проводов, в которых отсутствует распределенное ограничивающее ток сопротивление. Пробой может возникнуть в результате сильного загрязнения, переувлажнения. Даже в случае единичного пробоя в конструкции наступают необратимые изменения, дальнейшая эксплуатация не рекомендуется.

Перегрев

В некоторых автомобилях катушки зажигания установлены непосредственно в верхней части двигателя либо вблизи от нее. В случае, если к их конструкции отсутствует доступ воздуха для естественной вентиляции (такое возможно при установке дополнительного оборудования), может наступить перегрев устройства и выход его из строя.

Механическая нагрузка.

Крепление катушки должно быть штатное. Некоторые автолюбители пренебрегают этим требованиям, «подвешивая» ее на самодельные конструкции.

Износ свечей, высоковольтных проводников

Несмотря на то, что в схеме имеется ограничивающее сопротивление, износ свечей и высоковольтных проводников может вызвать в них электрический пробой. Тогда увеличивается ток нагрузки, бобина может перегреться.

Неисправность реле регулятора напряжения генератора

Иногда приводит к повышению напряжения бортовой сети автомобиля, выходу из строя электронного усилителя (коммутатора).

Неисправность контактной группы замка, электронного коммутатора

Если во время стоянки на катушку постоянно подается напряжение +12 Вольт в случае нештатного замыкания контактной группы замка, устройство может перегреться и выйти из строя. Такая же ситуация возможна в случае неисправности коммутатора.

Чтобы предотвратить преждевременный выход из строя, следует максимально устранить все возможные причины неисправности катушки зажигания в автомобиле.

Проверка напряжения на обмотках катушек

Признаки неисправности

Основные признаки выхода из строя катушки зажигания – отсутствия воспламенения. Если это одиночное устройство с распределителем, то во всех цилиндрах, если сдвоенная, либо одиночная – в обслуживаемых ей. Не обязательно отсутствие искры является стопроцентным признаком неисправной катушки. Возможно, перегорел ограничительный резистор, неисправна свеча, пробил высоковольтный провод, есть неисправность в системе зажигания. Необходима комплексная диагностика неисправности.

Визуальные признаки того, что не работает катушка зажигания:

  • наличие «дорожек пробоя», окалов на катушке;
  • изменение цвета диэлектрика;
  • подгорание контактов и разъемов;
  • следы перегрева на корпусе;
  • повышенное загрязнение.

Как определить неисправную катушку зажигания

Порядок проверки исправности катушки зависит от того, сколько катушек зажигания в машине. Если в вашем автомобиле установлены индивидуальные катушки зажигания, для того, чтобы с высокой степенью вероятности определить неисправную, можно поменять местами предположительно неисправную и заведомо исправную катушку. Если в результате данной замены, в цилиндре, в котором отсутствовала искра, она появляется, а в другом пропадает, следовательно, бобина действительно неисправная. Таким же образом можно проверить сдвоенные и блочные катушки, но при этом придется видоизменять схему, что не всегда удобно.

Как определить, какая катушка зажигания не работает, не внося изменений в электрическую схему

Для этого необходимо запастись толстыми диэлектрическими перчатками, сухим резиновым ковриком. Использование только обычных диэлектрических перчаток недопустимо: они выдерживают по пробою напряжение 6300 Вольт, на свечу подается напряжение приблизительно в три раза больше.

Если в вашем автомобиле установлено две и более катушки зажигания, автомобиль при неисправности одной из них должен завестись, но сильно троить. Снимая по очереди наконечники высоковольтных проводов свечей либо разъемы с индивидуальных катушек, оценивают стабильность работы двигателя. Если ДВС не изменил характер работы в результате снятия разъема, то искры в данном цилиндре нет. Если двигатель стал троить еще больше, либо вообще заглох, искра имеется, бобина неисправна, либо на нее на поступают импульсы или питание.

Читайте также  Как определить нерабочую катушку зажигания?

Высоковольтный разрядник

Мультиметр

Если двигатель автомобиля вообще не заводится и не схватывает, оценить исправность катушки можно параметрическим методом. Для этого понадобится мультиметр. Обычную катушку наподобие жигулевской можно прозвонить без труда. Для этого сначала устанавливают предел измерения мультиметра на режим измерения сопротивления 200 Ом либо «диод, прозвонка» и измеряют сопротивление между клеммами катушки + и К. Сопротивление должно быть в пределах от 0,2 до 1,0 Ома. Учтите, что во время измерения на данном пределе может появиться небольшая погрешность, которая немного увеличит показания мультиметра. Затем переключают режим мультиметра на предел 20 кОм и измеряют величину сопротивления второй обмотки (между выводом К и медным наконечником, в который вставляется высоковольтный провод). Сопротивление должно находиться в диапазоне 1 килоом до 3 килоом (2000 – 3000 Ом).

Проверить таким методом катушку с встроенным импульсным усилителем нельзя, так как к ее выводам не подключен вывод первичной обмотки. Частая неисправность индивидуальных устройств – пробой ограничивающего резистора. Он находится под резиновым удлинителем конструкции катушки, который легко демонтируется. Резистор следует извлечь и измерить его сопротивление мультиметра на пределе 20 килоом. Оно должно быть в пределах от 1 до 3 килоом.

Мегаомметр

Также можно оценить сопротивление изоляции, если в распоряжении имеется мегаомметр. Сопротивление изоляции (между медным контактом, в который вставляется высоковольтный провод свечи и корпусом) должно быть более 300 мегаом. Это измерение носит оценочный характер. Если сопротивление меньше, катушка вероятно неисправна, больше – вероятно исправна, точнее судить нельзя.

Простую трехвыводную катушку можно проверить «на весу», то есть, собрав простейшую схему. К выводу + подключают напряжение с АКБ +12В, вставляют в разъем высоковольтный провод, на второй вывод которого соединяют свечу. Корпус свечи соединяют с металлической частью двигателя. Далее соединяют к контакту К многожильный изолированный проводник сечением от 2 кв.мм. Держась за изоляцию, другим зачищенным концом провода кратковременно касаются металлической части двигателя. Должна проскакивать искра в мете касания двигателя и через свечу. В электронных катушках искра свечи менее интенсивная. Долго экспериментировать подобным методом нельзя.

На некоторых специализированных СТО есть самостоятельно изготовленные стенды для проверки. Их использование требует специальных методов.

Советы

Для того, чтобы катушка проработала дольше, соблюдайте правила:

  • устанавливайте устройство на штатные крепления;
  • не загромождайте место устройства, обеспечивая хорошую вентиляцию;
  • следите за чистотой на корпусе;
  • своевременно (перед началом каждого сезона эксплуатации) проверяйте свечи и высоковольтные провода.

Топ 7 причин неисправностей в катушке зажигания

При неисправности катушки зажигания симптомом становится исчезновение искры в одном или нескольких цилиндрах. Это нарушает работу бензинового двигателя, не позволяет завести автомобиль. Водителю рекомендуется изучить основные причины поломки и способы ее устранения.

Признаки неисправности катушки зажигания

Сбои в работе мотора могут свидетельствовать о выходе бобины из строя. Чем существеннее неисправность, тем ярче ее проявления.

  • Появление обратного выхлопа

Этот признак неисправной катушки зажигания дает о себе знать сразу после возникновения сбоя. Он свидетельствует о попадании неизмененного бензина в выхлопную систему.

При игнорировании проблемы появляются более опасные неисправности. Обратный выхлоп приводит к выделению из трубы темного дыма с резким бензиновым запахом.

  • Повышение расхода топлива

Ухудшение коэффициента полезного действия двигателя — еще один знак, говорящий о выходе из строя узла зажигания. Если расход топлива резко увеличивается, стоит обратиться в сервисный центр.

  • Затухание работы двигателя

Некорректное функционирование системы зажигания приводит к остановкам мотора из-за нестабильной подачи искры. Двигатель периодически глохнет, водителю приходится постоянно его заводить.

  • Пропуск зажигания

При поломке катушки нарушается процесс воспламенения бензина. В таком случае возникают пропуски зажигания, сопровождающиеся треском и другими посторонними звуками. Во время движения водитель ощущает неравномерность работы мотора. После торможения начинается вибрация.

  • Неполадки холостого хода

Изменение мощности мотора, жесткость и рывки при движении — еще один признак неисправности бобины. Эти симптомы появляются на холостом ходу.

  • Затрудненный пуск мотора

Проблемы с запуском двигателя — самый распространенный признак поломки. Коленчатый вал вращается, однако искра в цилиндрах не появляется.

  • Загорание индикатора Check Engine

В управляющем блоке при неисправности катушки появляется код P0351 (сбой в цепях). На приборной панели зажигается индикатор Check Engine. Он предупреждает о необходимости проверки системы специальным сканером.

Причины поломки катушки зажигания

Выявить некоторые факторы, например износ свечей, можно самостоятельно. Однако к неисправности приводят и более сложные причины, для обнаружения которых необходимо обратиться в автосервис.

  • Окончание срока эксплуатации

Как и все компоненты системы, катушка имеет собственный рабочий ресурс. Срок службы детали составляет около 10 лет или 200 тыс. км пробега. Этот период уменьшается при экстремальном вождении, частых перепадах температур, попадании грязи и влаги.

При физическом износе катушки первичная обмотка подвергается воздействию больших токов, во вторичной образуется мощный импульс.

  • Перегрев элемента

Иногда катушки устанавливаются в верхней части мотора или рядом с ней. В случае, когда отсутствует вентиляция (например, из-за монтажа дополнительных приспособлений), узел перегревается и выходит из строя.

  • Электрический пробой

Катушки зажигания пробивает по следующим причинам:

  1. Растрескивание изоляции. Через дефекты внутрь проникает соленая вода, передающая электричество. При повышении напряжения в обмотке до 15000 В свойства проводника приобретает даже очищенная жидкость.
  2. Ухудшение физических характеристик оплетки проводов зажигания. Пробой также может стать последствием установки неоригинальных кабелей, не имеющих ограничительных сопротивлений.
  3. Переувлажнение или загрязнение катушки.

Даже единичные пробои вызывают необратимые изменения, нарушающие работу системы зажигания.

  • Недопустимая механическая нагрузка

Катушка крепится с помощью штатных элементов. Однако некоторые водители не соблюдают эти правила, применяя самодельные фиксаторы. Это повышает нагрузку на узел до недопустимых значений.

  • Неисправность контактной группы замка

Во время движения и после торможения на катушку поступает напряжение 12 вольт. Из-за замыкания замочной группы наблюдается чрезмерный нагрев устройства и его поломка. Подобная ситуация возникает и при некорректной работе коммутатора. Предотвратить аварийные ситуации можно, устранив эти причины.

  • Износ свечей зажигания

Защитное сопротивление в схеме катушки присутствует, однако устаревание некоторых элементов приводит к пробою. Нагрузочный ток увеличивается, бобина перегревается.

  • Выход из строя реле регулятора напряжения

Такая неисправность способствует увеличению напряжения в автомобильной электрической сети. Электронный усилитель выходит из строя, система зажигания начинает работать неправильно, выдавать слабую искру.

Как проверить катушку зажигания

Порядок проверки катушки зажигания зависит от числа катушек. При наличии 2 отдельных узлов места их установки меняют. Если в цилиндре, где искра отсутствовала, наблюдается воспламенение, бобина неисправна. При наличии блочных катушек придется изменять схему, что не совсем удобно. Можно воспользоваться и другими способами:

  1. Надев диэлектрические перчатки и встав на резиновый коврик, по очереди демонтируют колпаки свечей или разъемы катушек. Следят за изменениями в работе двигателя. Если функционирование мотора не улучшается, искра в цилиндре отсутствует. Если двигатель начинает троить или останавливаться, бобина требует замены.
  2. Когда мотор не заводится, для проверки используют универсальный тестер. Задают лимит измерения в 200 Ом, оценивают сопротивление между выводами катушки. На экране должно появиться число от 0,2 до 1. Меняют предел на 20 кОм, замеряют сопротивление вторичной обмотки. В норме параметр составляет 2-3 кОм.
  3. Для измерения сопротивления применяют и мегаомметр. У изоляции параметр не должен превышать 300 МОм. При появлении на экране прибора меньших значений бобина неисправна.
Читайте также  Для чего служит катушка зажигания?

Чтобы получить более точные результаты, используют осциллограф или высоковольтный разрядник. На СТО применяют специализированные стенды.

Замена катушки зажигания

Починить вышедшую из строя бобину не получится, потребуется замена катушки зажигания. Перед началом работы подготавливают саму деталь, торцевые ключи. Замену выполняют так:

  1. Сбрасывают минусовую клемму аккумулятора. Извлекают центральный кабель вывода катушек. Для этого подтягивают его вверх, прикладывая минимальные усилия.
  2. Ключом на 8 мм отвинчивают крепежные гайки клемм кабелей, идущих к контактам катушки.
  3. Демонтируют бобину, откручивая 2 болта. Устанавливают новый модуль. Выполняют сборку в обратном порядке.

Если определить неисправность и заменить деталь самостоятельно не удается, обращаются к автомеханику.

Jeccka › Blog › Про катушки зажигания!

Симптомы нестабильной работы катушки зажигания:

— Двигатель периодически «троит», со временем провалы появляются все чаще.

— При резком нажатии на педаль акселератора имеет место провал оборотов двигателя.

— На приборной панели срабатывает индикатор «check engine», который при диагностики указывает на неисправность с системе зажигания (см. коды неисправностей согласно производителю автомобиля)

— В дождливую погоду «троения» происходят чаще

— В холодную погоду при запуске «троит» на холодную


Причины выхода из строя катушек зажигания:

— Свечи зажигания низкого качества. Всегда следите за качеством устанавливаемых на ваш автомобиль свечей и не ставьте дешевые подделки — если вы в этом экономите, в итоге можете «влипнуть» на гораздо более кругленькую сумму. Причина — обратные газы, и пробой изолятора, которые пагубно влияют на состояние резинового наконечника катушки зажигания.

— Перегрев катушек зажигания. Конструктивно катушки предусмотрены работать при любых температурных режимах двигателя, но как показала практика, если ваш двигатель горячее чем положено (бедная смесь, неисправная система охлаждения) катушки «умирают» более активно. Мы не хотим сказать что любой нагрев чреват для катушки, но есть определенных ресурс циклов нагрев-остывание. Это также влияет на резиновый наконечник и на электронику катушки.


Чем чревата езда с неработающей катушкой:

— Оплавление каталитического нейтрализатора в системе выпуска.

— Если вы будете ездить с неисправной катушкой то со временем могут износиться подушки крепления двигателя ввиду чрезмерных вибраций.

— Большой расход топлива, связанный с падением мощности и КПД двигателя.


Как проверить неработающую катушку самостоятельно:

— Самый простой способ — во время «троения» поочередно отключать коннекторы (фишки) от каждой катушки по-очереди, таким образом при отключении фишки от работающей катушки вы услышите провал по оборотам и нестабильную работу на оставшихся цилиндрах, а при отключении от неработающей работа двигателя не изменится. Именно эту катушка и необходимо поменять.

— Если имеется возможность снять катушки, то неплохой способ определения — проверить сопротивления первичной и вторичной обмотки (между контактами, между контактами и выходом на свечу) записать и сравнить показания на всех катушках, обычно сопротивление неисправных катушек разительно отличаются. Кроме этого, обратите внимание на состояние электродов свечей, на неисправной катушке свечи обычно влажные и с черным нагаром.

— В некоторых случаях самодиагностика автомобиля может «подсказать» какой цилиндр не воспламеняется (только если горит индикатор «check engine». Ищите коды неисправностей вашего автомобиля.

Как определяют неисправную катушку зажигания профессионалы:

Существуют мотор-тестеры (сканеры) позволяющие анализировать работу электронных компонентов автомобилей, в том числе и катушек. Автор статьи встречал три разных метода профессионального определения неисправной катушки: поочередное отключение цилиндров (отключая инжекторы), поочередное отключение управляющего напряжения и анализ кривых осциллографа, подключенного к катушкам.

Профессиональные диагносты НИКОГДА НЕ ОТКЛЮЧАЮТ КАТУШКИ ВРУЧНУЮ, так как это чревато выходом из строя ЭБУ двигателя.

Что делать с неработающей катушкой?

Самый разумный способ это заменить ее, все импортные катушки зажигания не разборные и залиты полимером чтобы избежать попадания влаги, даже если вы сможете заменить/отремонтировать детали микроэлектроники собрать катушку избежав попадания кислорода внутрь уже невозможно. Замена катушки зажигания — только в таком случае вы можете обеспечить долговечную работу вашему автомобилю!

В случае если производитель вашего автомобиля предусмотрел поставку отдельно резинового наконечника от катушки зажигания вы можете заказать и поменять старый наконечник на новый, но это не будет гарантировать вам что в старой катушке уцелела электронная часть, которая работала под повышенной нагрузкой.

Признаки неисправности катушки зажигания

Признаки неисправности катушки зажигания нельзя игнорировать ни при каких обстоятельствах. Если работа свечей или катушки в системе зажигания нестабильно, нужно срочно провести самостоятельную диагностику или обратиться в сервис.

Каждый автомобилист должен знать признаки выхода из строя катушки зажигания, чтобы вовремя их заметить и произвести ремонт. В данной статье мы разберем, как определить неисправности катушки и по какой причине это нужно уметь делать.

Почему нужно знать признаки неисправной катушки зажигания?

Система зажигания является одной из наиболее важных систем современной машины. Двигатель внутреннего сгорания функционирует за счет систематической передачи искры в камеру сгорания с определенной периодичностью.

Важную роль в данном процессе играет катушка зажигания – именно на ней низковольтное напряжение преобразуется в высоковольтное и происходит генерация искры.

Признаки поломки катушки зажигания следует знать каждому автовладельцу для того, чтобы своевременно произвести ремонт системы и замену непригодных к дальнейшей эксплуатации запчастей.

Игнорирование проблем приведет к серьезным последствиям – машина просто перестанет заводиться.

Неисправная катушка зажигания – симптомы:

  1. Перегрев самой катушки.
  2. Нестабильная работа зажигания.
  3. Снижение производительности мотора.
  4. Появление сигнала «Check Engine» («Проверь двигатель»).
  5. Появление сигнала «P0354» («Неисправность первичной/вторичной цепи»)
  6. Двигатель заметно троит, особенно при низкой температуре.
  7. На определенных оборотах появляются провалы.
  8. Машина вообще перестает заводиться.

Перечисленные выше показатели не являются стопроцентным доказательством того, что неисправна катушка зажигания. Данные неисправности могут появиться также и в ряде других случаев, поэтому необходимо обязательно проводить диагностику и выявлять причины возникновения проблемы.

Причины выхода из строя системы зажигания:

  • в автомобиль были установлены некачественные свечи зажигания;
  • двигатель плохо охлаждается и греет катушку зажигания.

Чтобы избежать проблем с запуском и работой двигателя, следует использовать только качественные свечи зажигания – оригиналы или аналоги, рекомендованные производителем. Долговечность катушки зависит от колебаний температурного режима – чем чаще будут происходить перепады температур и чем больше двигатель будет нагревать корпус катушки, тем меньше прослужит деталь.

Следует контролировать стабильность работы системы охлаждения, вовремя устранять неисправности и производить ремонт вышедших из строя деталей.

Самостоятельная диагностика системы зажигания

Для того, чтобы проверить катушку, первым делом рекомендуется по очереди отключать от нее провода свечей, отсоединяя при этом цилиндр. При этом нужно проверять изменения в работе двигателя – если он продолжает работать неустойчиво, значит, нарушен один из контактов или катушка вышла из строя.

Пробой в изоляции может стать причиной попадания в корпус катушки масла и грязи, что приведет к ее поломке.

Также в ходе диагностики следует произвести замеры уровня сопротивления обмоток – в неисправной детали они будут сильно отличаться. Нагар или подтеки топлива на свечах также укажут на неисправность катушки.

Если вовремя не устранить повреждение, это приведет к росту расхода топлива, еще более серьезным поломкам, а впоследствии к гораздо более дорогостоящему ремонту. Катушка зажигания имеет достаточно продолжительный срок эксплуатации.

Однако периодически она выходит из строя, поэтому основные признаки неисправности катушки зажигания нужно знать обязательно. Ремонт детали проводится редко – неисправную катушку рекомендуется заменять на новую.

Основные признаки неисправности катушки зажигания

Бензиновый двигатель в своём составе обязательно имеет систему зажигания, предназначенную для воспламенения смеси горючего с воздухом. Один из важных её компонентов — катушка, отказ которой приводит к перебоям в работе мотора либо его полной остановке. Характерные признаки поломки и способы проверки работоспособности элемента помогут водителям в поиске и устранении неисправности. Диагностика катушек зажигания своими руками — процесс несложный, справиться с ним можно даже без специализированных знаний в области электроники.

Читайте также  Как правильно менять свечи зажигания?

Для чего нужна катушка зажигания?

Принцип работы двигателя внутреннего сгорания основан на горении топлива, находящегося в цилиндрах. Для инициации процесса в бензиновых силовых агрегатах используют тепло высоковольтного разряда, проскакивающего между электродами свечей зажигания. Низкое напряжение бортовой сети автомобиля неспособно создать искру необходимой мощности.

Для генерации требуемого разряда в конструкцию системы интегрирован повышающий трансформатор — катушка зажигания (КЗ). На карбюраторных и ранних инжекторных моторах устанавливали одинарное исполнение. Современные двигатели оснащают раздельными бобинами, подключаемыми непосредственно к свечам. Такая компоновка обеспечивает более стабильную работу ДВС — в системе воспламенения нет промежуточных элементов (проводов высокого напряжения), быстро приходящих в негодность.

Как работает катушка зажигания?

Работа КЗ основана на проникновении электромагнитных полей между витками намотанного проводника. Для образования индукции в катушке есть первичная и вторичная обмотки. В последней образуется напряжение с высоким потенциалом, которое дает искру достаточной мощности. На первичную обмотку подаётся напряжение 12 В от бортовой электросети.

Образование магнитного возмущения в катушке происходит в момент разрыва низковольтной цепи. Управляет процессом механический или электронный прерыватель. В первом случае размыкание осуществляет эксцентрик, смонтированный на приводном валу трамблёра — устройства, которое отвечает за своевременное зажигание топливной смеси. Электронная система не имеет подвижных частей, управление катушкой осуществляет коммутатор.

Признаки выхода из строя катушек зажигания

Стабильная работа системы зажигания характеризуется номинальным расходом горючего, равномерными оборотами коленвала и отсутствием вибрации двигателя. Отклонение от штатного режима может быть проявлением первых признаков неисправности катушки. Чаще всего бобина не отказывает внезапно. Обычно этому предшествует ряд предупреждающих симптомов.

При появлении признаков поломки катушки стоит позаботиться о покупке резервного устройства. В случае её внезапной поломки дальнейшее самостоятельное движение будет невозможно.

Обратный выхлоп

Неприятное явление происходит, когда несгоревшее топливо попадает в выпускной тракт. Там оно, смешиваясь с остатками кислорода, воспламеняется за счёт высокой температуры газов. Горение сопровождается резким повышением давления в выхлопной трубе и хлопками. Кроме неприятного звукового сопровождения, обратный выхлоп может повредить чувствительные датчики и катализатор.

Увеличение расхода топлива

Чрезмерный расход горючего — один из симптомов неисправности КЗ. Потребление топлива увеличивается для компенсации потери крутящего момента на коленвале ДВС. Падение мощности может происходить при отсутствии воспламенения в одном или нескольких цилиндрах. В этом случае оставшиеся работают с большей нагрузкой, тогда как неисправный продолжает потреблять топливо.

Пропуски зажигания

О том, что КЗ неисправна косвенно могут свидетельствовать периодические сбои в работе двигателя. Проблема проявляется на всех режимах работы силового агрегата и сопровождается «кашлем» и треском. Особенно чувствительны пропуски воспламенения при движении автомобиля: водитель ощущает подёргивание, периодическую потерю мощности и внезапные рывки вперёд.

Внезапная остановка двигателя

Заглохший на ходу мотор — основное следствие неисправности КЗ. Отказ системы редко происходит внезапно. Перед тем как пробивает обмотка катушки, двигатель может сильно сбоить. Проблема проявляется в периодическом отказе заводиться, потере мощности, неустойчивых оборотах. На двигателях, где катушки устанавливают на свечи зажигания, отказ одной из них не приводит к остановке мотора.

Жесткая работа на холостом ходу

На минимальных оборотах наиболее остро проявляются проблемы в работе системы зажигания. Перебои выражены повышенной вибрацией двигателя на холостом ходу и наличием посторонних звуков. Кроме того, сопутствующим симптомом может быть чрезмерное дымление и запах несгоревшего топлива из выхлопной трубы. Жёсткая работа мотора в этом режиме увеличивает нагрузку на опоры двигателя.

Срабатывание контрольной лампы Check Engine

Бортовой компьютер автомобиля постоянно контролирует работу всех электронных компонентов. При возникновении неисправности блок управления оповестит водителя, подав предупреждение контрольным индикатором Check Engine. На панели приборов загорится соответствующая лампа с пиктограммой двигателя. Точно определить неисправность и выяснить, какая катушка зажигания не работает, можно только с помощью специального сканера.

При пробое или обрыве первичной либо вторичной обмотки диагностическое оборудование выдаст код P0351.

Затрудненный пуск двигателя

Проблемы с запуском ДВС — один из признаков наличия неполадок. При частичном отказе бобины холодный мотор может долго не заводиться. В случае окончательной поломки КЗ привести в действие силовой агрегат у водителя не выйдет. Как правило, проблема проявляется на ДВС с одной КЗ.

Как проверить катушку зажигания мультиметром?

Диагностика КЗ — мероприятие, которое начинается с подготовки, затем идет визуальный осмотр, а после – тестирование при помощи приборов. В сервисных центрах проверят бабину катушки на работоспособность на осциллографе для получения наиболее точных характеристик. Самостоятельно проверку выполняют при помощи мультиметра — универсального диагностического прибора широкого спектра применения.

Подготовка к проверке

Перед началом диагностики следует подготовить мультиметр и документацию по рабочим характеристикам системы зажигания. Прибор поможет определить нерабочую катушку. Параметры КЗ необходимо знать для сопоставления измеренных параметров с номинальными. Тест мультиметром на пробой изоляции или обрыв проводника не позволит сделать заключение, работает ли катушка зажигания в штатном режиме.

Внешний визуальный осмотр

Внешний вид КЗ может различаться в зависимости от модели. При этом она имеет стандартные детали – корпус, крышка, два контакта и центральный либо боковые высоковольтные разъёмы. Оценить неисправность можно по внешним признакам:

  • наличие токоведущих «дорожек» от высоковольтных выводов;
  • оплавление, деформация или механическое повреждение корпуса;
  • отсутствие фрагментов изоляции;
  • окисление или нагар на токоведущих частях.

Проверка первичной обмотки

Для контроля состояния низковольтной части КЗ необходимо проверить сопротивление первичной обмотки. Для этого мультиметром касаются положительного и отрицательного выводов катушки. Коммутация КЗ моторов, оснащённых инжекторами, выполнена по многопроводной схеме. В этом случае проверить исправность элемента можно только после изучения схемы подключения.

Тестирование вторичной обмотки

Прозвонить высоковольтную часть катушки зажигания можно аналогичным образом. Для этого одним из щупов касаются выводного разъёма, второй фиксируют на массе КЗ. Если система зажигания раздельного типа, в ней прозванивают каждый элемент отдельно. Показания мультиметра во всех тестах должны быть одинаковыми. Существенная разница свидетельствует о неисправности.

Найти неисправную катушку зажигания можно, если последовательно отключать их на заведённом двигателе, вынимая разъём. Изменение характера работы свидетельствует о работоспособности КЗ.

Сравнение результатов с номинальными

После измерений необходимо полученные значения сравнить с номинальными характеристиками, заявленными производителем. Если для тестируемой модели узнать рабочие параметры не удалось, можно ориентироваться на средние показатели. Сопротивление первичной обмотки должно находиться в пределах 0,5-2 Ом, вторичной — 6-15 кОм. Несоответствие этим характеристикам позволяет сделать вывод о неисправности.

Простым диагностическим прибором можно самостоятельно проверить катушку зажигания в домашних условиях. С этим справится любой автомобилист, осмотрительность и сознательность которого оградит от внезапной остановки автомобиля в пути. Тем, кто сомневается в своих способностях, поможет видео процесса диагностики.