Как устранить течь рулевой рейки своими руками?

Течет рейка

Опции темы
  • Подписаться на эту тему…
  • Поиск по теме

    Течет рейка

    Всем привет!
    Потекла рулевая рейка, думаю о ремонте или замене, но денег пока на это нету. Услышал, что можно купить какой-то герметик для рулевой рейки, залить его в бачок вместе с маслом и течь перестанет. Что вы по этому поводу думаете? Действительно ли есть такая практика?

    Заранее всем спасибо за советы.

    Не верю во все эти приблуды!
    Наливали в систему охлаждения Хай-гировскую лабуду, чтобы течь радиатора устранить, так она радиатор печки забила нах!

    Всем привет!
    Потекла рулевая рейка, думаю о ремонте или замене, но денег пока на это нету. Услышал, что можно купить какой-то герметик для рулевой рейки, залить его в бачок вместе с маслом и течь перестанет. Что вы по этому поводу думаете? Действительно ли есть такая практика?

    Заранее всем спасибо за советы.

    Бестолку ! Только ремонт. Замена на б/у кот в мешке 🙁

    откуда потекла то? если сверху где рулевой вал в нее входит, то ремонт будет несложным, недорогим и недолгим. у меня так текла. заменил верхний сальник. теперь сухо уже несколько тысяч километров. герметик не советую, от двух людей слышал что после его применения начинает течь еще сильнее.

    Не сочтите за рекламу.
    Я сам тоже не верю в чудо-присадки.
    Но у меня тоже потекла рейка из того места, где выходит рулевая тяга.
    Ремонт в сервисе

    5000р.
    От безденежья залил Хай-гировскую присадку (герметик и тюнинг гидроусилителя), баночка 295 мл за 250 руб.
    Как ни странно, течь перестало, уже примерно 1000 км проехал.
    Сам удивляюсь.

    62ru, сколько обошёлся ремонт? и снимали ли рейку?

    короче так. мной зачем то был куплен ремкомплект рейки за 700 рублей. в экзисте непонятно нарисовано и я надеялся что там будут подшипники чтоб уж поменять все разом. рейку я снимал, но я там поменял еще кое что внутри, раз уж купил то ))). отдельно сальник оригинальный стоит 100 рублей, заменить его можно не снимая рейку, неудобно конечно, но лучше чем корячиться и снимать рейку. так что ничего особо страшного нету. хуже когда течет где тяга рулевая выходит.

    Инструкцыю в студию. Думаю, уважаемая публика не против будет ознакомитца.

    да не вопрос. только фоток нету. ставим руль прямо и больше не трогаем его. берем ключ на 10 и из подкапотного пространства откручиваем болты крепления кожуха, закрывающего рулевой карданчик на входе в рулевую рейку, и вынимаем кожух. ключем на 12 (или 13, не помню уже) откручиваем болты крепления рулевого карданчика на валу и, немного разжав отверткой, снимаем его. на входе в рулевую рейку будет пружинное стопорное кольцо, которое держит искомый сальник и расположенный под ним подшипник. специальным съемником стопорных колец (похож на пассатижи с тонкими губками как у пинцета) аккуратно вынимаем стопорное кольцо чтоб оно случайно не спружинило куда нить. потом чем нибудь типа шила или тонкой отвертки надо безжалостно (по другому не получится) выковырнуть старый сальник. берем новый сальник, вставляем на место старого и собираем все обратно. делать очень неудобно, но вполне реально.

    Ремонт рулевой рейки с помощью герметика для гидроусилителя руля step-up sp7028

    В конце этой записи я упоминал, что у меня на рулевой рейке на Ситроен С4 купе лопнул хомут на пыльнике, который по умолчанию идет с завода пластиковым. Но самое печальное не в этом – пока я ездил без пыльника, туда, по всей вероятности, набилось грязи, в результате чего рулевая рейка потекла аки дуршлаг. Ребята из автоцентра мне пыльник натянули обратно (хорошо, что он просто слетел, а не порвался), поставили новый, уже металлический хомут, все затянули – но предупредили, что ГУР у вас течет, сальнику скорее всего трындец, и спасет теперь только замена рулевой рейки. Я грустно покивал головой, и полез в интернет, смотреть сколько стоит новая, или хотя бы восстановление старой.

    Цены меня, мягко говоря, слегка расстроили, поскольку получалось, что минимум тысяч так на сорок вместе со снять-поставить я попал, если покупать новую, или на 20 – если пытаться восстановить старую без каких-либо гарантий (читай – шесть месяцев может быть проходит, а дальше – ваши трудности). И вот так, давя жабу, я продолжал ездить с мирно капающей уже с пыльника жидкостью гур-а. Когда в один прекрасный момент, заведя двигатель, я не почувствовал, что руль как-то плохо поворачивается при попытке выехать с парковки. Через пару минут, правда, все стало нормально, но симптом был тревожный.

    Вечером все снова повторилось. Но теперь – уже через 5 минут не прошло. Я остановил машину, поскольку поворот руля на каждом повороте требовал просто-таки каких-то недюжинных усилий килограмм в пятьдесят, а то и больше, и кое-как вращать его можно было только лишь в движении. Вылезши из машины, я обнаружил тянущийся за мною мокрую дорожку, которую я раньше всегда принимал за конденсат из кондиционера. Но глянув под машину – я увидел тоненькую струйку из пыльника рейки – это, по всей вероятности, вытекали остатки жидкости гидроусилителя руля (фотка не моя, но выглядело также).

    Ну и все только усугублялось, при попытках повернуть руль. Стало понятно, что если оно начало не то, что капать, а во всю струячить – то капец ей пришел полный и однозначный. С одной стороны мне не хотелось бросать машину посреди дороги и вызывать эвакуатор, с другой – ехать самостоятельно дальше и загубить еще и насос гура, гоняя его без жидкости – тоже как-то не хотелось.

    Решил купить по быстрому еще жидкости, залить ее, после чего успеть догнать до ближайшего сервиса, и дальше думать – чего с ней делать. Полез в интернеты. А надо сказать, что на ситроенах используются жидкости фирмы Total, которые не очень-то распространены в России. Ну, масла-то еще можно найти – но жидкость для ГУР – Total fluide DA или Total fluide LDS – это просто жесть какая-то: по результатам обзвона ближайших магазинов – ближайшая была в 30 км на мкад-е. Т.е. добираться туда – только оставив машину, вызвонив супругу, и на ее машине отправившись туда. Короче, на пол-дня еще приключение, проще эвакуатор вызвать.

    Стал рыться в интернете, смотреть, на что бы ее еще можно было заменить, чтобы до сервиса доехать. И наткнулся на очень интересный топик в одной из конференций – где автор спокойно проездил 15 тысяч км, залив герметик для ГУР. Ну, думаю, поскольку все равно, что заливать – несовместимую жидкость, или этот герметик – одна ерунда, посмотрю, где он продается. Оказалось – много где, поскольку у конторы, которая ими барыжит (AGA автомаг) – магазины по всей Москве, я думаю, их все видели. И один из них – буквально в ста метрах от меня – буквально дойти до перекрестка, и там еще немного. В принципе – еще проще и дешевле купить в AvtoAll – заказали, приехали-забрали (или вообще с доставкой). Ну, тут уж кому что ближе, в тот момент у меня был ближе АГА.

    Читайте также  Как сделать крутилку спидометра своими руками?

    Я возрадовался, но полез опять в интернет, читать – что же грозит тем, кто всякое дерьмище себе под капот льет. В основном, конечно, ругают герметики для радиаторов – мол, они забивают каналы вместо дырок, и помпу. Но вот про ГУР – отзывы в основном положительные: пример 1, пример 2. А те, что отрицательные – в основном от теоретиков. Ну, ладно – терять кроме насоса ГУР мне все равно нечего – попробую залить, и на сервис.

    Дошел до магазина, нашел нужную баночку, купил. Step-up sp7028 – поскольку о Hi-Gear все-таки отзывы были похуже. Вернулся к машине, еле открутил крышку на бачке для жидкости ГУРа – хорошо, с собой газовый ключ был – обхватил им крышку сверху, и провернул-таки. Внутри – пусто, как в … ну не знаю, с чем даже сравнить. Ничего не откачивая, никаких старых остатков жидкости – залил туда весь флакончик, аккурат вошел (хотя вроде емкость бочка – в три раза больше, видимо остатки еще были, хотя и руль уже не крутился). Звоню на сервис – мне говорят – сейчас все подъемники заняты, если хотите, можем на завтра или еще лучше – послезавтра, прямо счаз отремонтировать вашу рулевую рейку не можем. Угу, думаю я, завтра у меня весь день занят, тогда сейчас на работу – и вечером еще раз позвоню, когда увижу, когда время появится – и уже запишусь.
    Поехал на работу. Приезжаю – смотрю – а дорожки жидкости за мною уже нет. Залезаю под капот – смотрю уровень – ушла конечно, но не полностью, а где-то миллилитров сто.

    Ага – думаю. Никуда уже не звоню, еду вечером снова в AGA, только уже другой, круглосуточный, беру там еще одну такую же банку (опять же – не я его так люблю, а просто и в этот раз он ко мне ближе оказался, чем круглосуточный AvtoAll). Заливаю из нее – где-то половина ушла. Продолжаю ездить. Проверяю на следующий вечер – вроде все более-менее, уход жидкости – еще миллилитров 10, долил еще. Через месяц уход – еще около 10 миллилитров, снова долил.

    Вот такое у меня вышло восстановление рулевой рейки – не совсем ремонт, конечно, но тем не менее.

    Вот сейчас прошло два месяца, машина пробежала 4000 км – с последнего долива месяц назад – ничего не ушло, пыльники внешне сухие, ничего не течет. Продолжаю наблюдение, интересно – как поведет себя зимой, когда все сальники дубеют на морозе. Тогда можно будет что-то утверждать об эффективности. Но пока что – в условиях весенне-летне-осенней эксплуатации – работает на пять баллов! Я даже и не ожидал, что течь “ручьем” можно будет так легко и непринужденно остановить. Да, гур – работает отлично, даже впечатление, что стал меньше гудеть в крайних положениях руля, ну и руль, естественно – стал полегче проворачиваться. Периодически буду апдейтить эту тему – самому интересно, сколько же рулевая рейка проходит после такого “ремонта”, и как выдержит зиму.

    Upd 30.03.2014. Зимняя эксплуатация и 10 тысяч км пробега после его залития показали, что все отлично – убыль составила не больше 20 мл (которые тут же и подлил).

    Upd 04.06.2015. Прошло лето, еще одна зима, и вот уже новое лето. С момента залития прошло 30 тыс. км – все отлично. Летом, когда герметик не такой густой, его убыль немного побольше, примерно 50-80 мл за 10 тысяч, зимой – также как и прошлой зимой – около 20-30 мл. В целом – все равно гораздо дешевле подлить его немного раз в десять тысяч, чем чинить рейку.

    Так что ремонт признаем состоявшимся успешно. Главное – не перепутать, бутылочки выглядят очень похоже – герметик гидроусилителя и жидкость гидроусилителя (именно поэтому на нее не даю ссылку, чтобы случайно не перепутать).

    Всем теоретикам – привет.

    Upd. 12.06.2018 Пройдено всего 165 тысяч км, и соответственно – 75 тысяч километров с момента, как я его залил, а случилось это – я напомню – пять лет тому назад. За это время я успел поменять пару раз колодки, дважды – генератор, амортизаторы багажника, ремень ГРМ, катушку зажигания, из кондиционера весь фреон утек, сейчас ехать разбираться со шрусами, амортизаторами, и ступичными подшипниками… И только рулевая рейка с гидроусилителем – все держится – а на подливку я купил его всего еще одну бутылочку, и она даже не ушла целиком за это время. Вот уж действительно – не ожидал.

    Ремонт рулевой рейки своими руками

    Выход из строя рулевой рейки – кошмарный сон любого автовладельца. Ведь устранение этого дефекта стребует серьезного приложения рук и средств, а также необходимость оставаться какое-то время без своего «железного коня». Следовательно, чтобы минимизировать последствия, нужно уметь распознать признаки надвигающегося ремонта и обладать хотя бы общим представлением о возможных поломках рейки. Кроме того, необходимо выяснить, насколько же целесообразен ремонт рулевой рейки своими руками, а также раскрыть аспект профилактических мер.

    Признаки неисправности рулевой рейки

    Рулевой рейкой называется силовой узел в конструкции рулевого механизма, предназначенный для передачи усилия с руля на колеса (управляемые). Именно через рулевую рейку и осуществляется процесс управления автомобилем посредством поворота направляющих колес.

    Рейки подразделяются на 3 категории:

    1. Механические;
    2. Гидравлические;
    3. Электрические.

    Рулевая рейка в разрезе

    Неисправности могут быть разными. Впрочем, для их обнаружения не требуется обладать особыми знаниями – достаточно просто периодически инспектировать данный узел. Кроме того, следует знать причины, по которым могут возникнуть подобные дефекты.

    1. Люфт на рулевом колесе

    Люфт на рулевом колесе и возникновение звуков – если это проявляется при заглушенном силовом агрегате в процессе активного поворачивания рулевого колеса. В подобной ситуации проблема может заключаться в ослабленном упоре золотника , а также в недостаточных показателях упругости торсиона.

    Люфт – причины подобного дефекта разнообразны. Он может проявиться в результате чрезмерного износа сайлент-блоков, фиксирующих рейку, изменение угла прилегания винта и зубьев из-за искривления картера либо вала, повреждения (механического характера) или ход (вертикальный) винтового подшипника. Для определения причин требуется диагностирование состояния втулки (сухаря) рулевой рейки, шарниров тяг, а еще центрального зуба.

    2. Тяжесть и стук при повороте руля

    Тяжесть при повороте руля обычно это проявляется в случае закисания карданчика.

    Стук – наиболее распространенный признак. Причем источники такого стука в рейке различны. Как правило, звук возникает в следующих случаях:

    1. ход вала в подшипнике по вертикали;
    2. выработка ресурса шарниров и картера;
    3. предельный ресурс подшипников винта, втулки либо центрального зуба;
    4. кривизна картера либо вала, что приводит к неверному углу прилегания винта и зубьев;
    5. выработка ресурса сайлент-блоков;
    6. ослабление фиксации рейки;
    7. нарушения люфта.

    3. Тяжелый ход и течь

    Устройство рулевой рейки

    Тяжелый ход баранки в крайних позициях – это, наряду с недостаточным возвратом и скрипом, наблюдается в случае перетянутой втулки, а также искривления картера либо вала.

    Течь – она возникает в случае коррозии на валу либо износе сальника. Кроме того, подтекание имеет место при разгерметизации трубок (отводящей либо нагнетательной) цилиндра.

    Читайте также  Как выпрямить порог на автомобиле своими руками?

    Основные дефекты рулевой рейки

    • Выработка ресурса втулки и ее картера;
    • Течь сальника на валу;
    • Чрезмерный износ картера на распределителе;
    • Выработка ресурса центрального зуба.

    1. Выработка ресурса втулки и ее картера

    Видео: Что делать, если застучала рулевая рейка?

    Сама втулка необходима для надежного зажима зубьев и вала, а также крепления самого вала. Втулка посажена на специальную пружину, которая обеспечивает необходимую силу прижима, а также контроль за положением зубьев. Подобный дефект считается достаточно частым, особенно в тех рейках, где втулка изготовлена из пластика.

    В результате – налицо износ втулки и стенок цилиндра, что приводит к вертикальному перемещению рейки и, как следствие, возникновению стука и люфту. Для определения подобной неисправности достаточно выехать на неровную дорогу и в движении покачивать рулевое колесо в стороны, а потом повторить это на стоящем авто. Кроме того, износ втулки будет проявляться в передаче на руль ударов во время езды по плохой дороге.

    В данном случае необходимо ремонтировать рейку – простая подтяжка втулки ничего не даст.

    2. Течь сальника на валу

    Указанный сальник расположен на валу рейки. Особенностью такого дефекта становится позднее обнаружение течи, потому как на сальник не оказывается давления. Признаками подтекания сальника являются – гул при вращении рулевого колеса, а также понижение уровня жидкости, залитой в бачок гидравлического усилителя. В данном случае требуется срочно проинспектировать рейку, так как подтекать может не только сальник. Течь в состоянии возникнуть также из-за дефектных хомутов, насоса, патрубков, шлангов и т. д. Вероятность течи сальника во многом определяется и материалом, из которого тот изготовлен – во время сильных морозов некоторые из них растрескиваются.

    3. Чрезмерный износ картера на распределителе

    Данный дефект начинает проявляться постепенно – в незначительных закусываниях руля на холодном авто. Кроме того, руль становится все более тугим, а его возвращение в нулевую зону будет неполным.

    Причина в конструкции колец, которые вращаются с валом картера. Со временем они образуют небольшие бороздки на поверхности распределителя картера и начинают пропускать масло. Это и приводит к потере давления и тяжести в баранке.

    Возникновение борозд обусловлено добавлением во фторопласт, из которого изготовлены кольца, частичек металла, что трутся о вал. Примечательно, что для большинства японских моделей подобные проблемы не характерны, так как под кольцами установлены прокладки из резины.

    Видео: Ремонт рулевой рейки ВАЗ. Сделай Сам!

    4. Выработка ресурса центрального зуба вала

    Одной из основных проблем является износ зубчатого механизма, основной задачей которого является процесс преобразования движения вращательного типа в поступательный. Причем практически для всех машин характерен износ среднего звена, так как движение в городе (в основной массе) характеризуется ездой по прямой с небольшими подруливаниями.

    Для определения проблемы необходимо самостоятельно проинспектировать механизм, покачав рулем в стороны из средней позиции. При наличии стуков следует отправиться на СТО и осуществить комплексную диагностику. В случае износа центральных зубьев, придется заменить весь вал, причем использовать рекомендуется только оригинальные компоненты.

    Реален ли ремонт рулевой рейки своими руками?

    При поломке рулевой рейки рекомендуется не рисковать, и сразу отправляться на специализированное СТО. Своими силами можно лишь провести диагностику, тогда как ремонт рейки обычным водителем, при отсутствии должных знаний, опыта и инструментария, малореален.

    Профилактические меры

    С их помощью можно значительно продлить жизненный срок рейки:

    • аккуратный проезд неровностей и «лежачих полицейских»;
    • слежение за состоянием компонентов рулевой рейки, особенно ее пыльников и сальников;
    • прогрев масла в рейке зимой перед движением плавными и короткими поворотами;
    • не стоит удерживать баранку более 5 сек. в крайнем положении, так как это заметно увеличивает нагрузку на редуктор и уплотнения.

    Подобные меры позволят заметно продлить срок эксплуатации рулевой рейки, а также избежать дорогостоящего ремонта или ее замены.

    Причины течи масла рулевой рейки и устранение последствий

    Что делать, когда течет рулевая рейка, почему это происходит и как устранить. В большинстве современных транспортных средств для облегчения управления машиной во время движения применяют усилители руля. Конструкторы разработали несколько видов таких устройств. Они могут быть:

    1. Гидравлическими.
    2. Электромеханическими.
    3. Смешанными.

    После некоторого периода эксплуатации гидроусилителя владелец может заметить, что появилась течь рулевой рейки. Если такая неисправность появилась на вашем авто, нужно немедленно устранить проблему. При наличии умения обращаться со слесарным инструментом, знании устройства этого узла устранить неисправность можно самостоятельно. Прежде чем приступать к работе по устранению возникшей проблемы, следует разобраться с причинами появления течи в этом устройстве.

    Почему течет рулевая рейка

    Принцип работы рулевой рейки гидроусилителя основан на использовании давления рабочей жидкости, которая приводит в действие механизм поворота передних колес. Насос гидравлического усилителя рулевого управления приводится в действие от работающего силового агрегата транспортного средства. При этом он подает масло под высоким давлением в распределитель, который устанавливают в корпусе рулевой рейки. Золотниковое устройство распределителя распределяет поток рабочей жидкости в нужном направлении, чтобы помочь поворачивать передние колеса.

    Причин для появления течи может быть несколько, наиболее часто встречаются такие:

    • течь сальника в рулевой рейке;
    • значительный износ рейки;
    • попадание воздуха в систему;
    • залив «неправильной» рабочей жидкости;
    • перегрев насоса.

    Это еще не весь перечень признаков неисправности для появления протечек в системе. Некоторые водители используют различные присадки, которые по замыслу их производителей должны улучшить свойства масла, а это не всегда соответствует действительности. Нельзя допускать попадание грязи в бачок с маслом, упускать срок замены рабочей жидкости.

    Стиль вождения, а особенно состояние дорожного покрытия, также сильно влияют на срок службы деталей этого механизма. Если транспортное средство часто передними колесами наезжает на бордюры, движется по ухабистым дорогам, то в результате такой эксплуатации появляется течь масла из соединений узла.

    Ускорить износ сальника или рейки может наличие порывов защитного пыльника. В щели попадает пыль, которая в сочетании с маслом становится абразивом, а он ускоряет износ трущихся поверхностей механизма рейки, после чего течет масло в механизме этого узла.

    Выявление течи рейки

    Для выявления подобной неисправности не потребуется дорогого специального оборудования, компьютерной диагностики и других ухищрений. Появление такой проблемы можно услышать или увидеть воочию. Появившийся ранее не слышимый звук при работе насоса ГУР, пятна масла под машиной свидетельствуют о появившихся проблемах в этом устройстве.

    Слишком громкий звук от работающего насоса может свидетельствовать о поломке в этом узле или недостаточном уровне масла. Пятна жидкости под машиной говорят о наличии протечек в системе гидроусилителя руля. Специалисты отмечают также тот факт, что использование контрафактных запасных частей при ремонте, также ускоряет износ деталей с появлением протечек.

    Как устранить течь рулевой рейки

    Если обнаружится течь в рулевой рейке, нужен ее ремонт. Откладывать решение проблемы на более поздний срок не следует, это только усугубит проблему. Если имеется набор инструмента можно самостоятельно устранить протечку. Ход ремонта рулевой рейки будет немного отличаться для разных моделей автомобилей, но порядок выполнения примерно одинаков. Алгоритм выполнения работ будет примерно таков:

    • передние колеса ставят в положение прямолинейного движения, рулевое колесо при этом надежно фиксируется;
    • в моторном отсеке следует снять все детали, которые будут мешать проведению демонтажа ремонтируемого изделия;
    • доступными средствами производится очистка снимаемого механизма от пыли и всевозможных загрязнений;
    • далее весь крепеж обрабатывают смазкой типа WD-40 или аналогичной жидкостью. Через небольшой промежуток времени крепеж можно снимать;
    • из бачка необходимо слить масло, затем демонтировать подводящие трубки. Чтобы не повредить грани гаек используют специальный ключ, который полностью охватывает гайку;
    • перед снятием карданчика с механизма его положение отмечают метками. Это позволит в дальнейшем правильно установить его на свое место;
    • после этого извлекают сальник вместе с шариковым подшипником.
    Читайте также  Как занизить приору своими руками?

    Теперь производят осмотр снятых деталей для обнаружения изношенных. Если износ обнаружен только в сальнике, его следует заменить новым изделием. Сборку производят в обратном порядке. Если будет выявлен износ рулевой рейки, то ее также меняют новой запасной частью. Своевременный ремонт этого узла исключит негативные последствия для механизма.

    В заключение хочется отметить тот факт, что течь масла в этом механизме явление довольно частое, поэтому нужно как можно чаще производить осмотр, обслуживание узла. Используйте качественную смазку и запасные части для ремонта. По окончании ремонтных работ обязательно следует выполнить проверку установочных углов передних колес автомобиля.

    Что ломается в рулевой рейке, почему она начинает течь?

    Без рулевой рейки не обходится ни один автомобиль. Именно рейка соединяет руль с управляемыми колесами. Причем речь не только о передних колесах, но иногда и о задних. На современных автомобилях с полноуправляемыми шасси некое подобие рулевой рейки присутствует и на заднем подрамнике.

    На нашем YouTube-канале вы можете посмотреть видеообзор про рулевые рейки.

    Выбрать и купить рулевую рейку для вашего автомобиля вы можете в нашем каталоге б/у запчастей.

    Рулевой механизм с рейкой устроен очень просто. Как таковая зубчатая рейка находится внутри корпуса. Оба конца рейки соединены с поворотными кулаками подвески. Зубья рейки находятся в зацеплении со входным валом, который является продолжением рулевого вала.

    Для того, чтобы при повороте руля водителю не приходилось прилагать большую физическую силу, рейка оснащена вспомогательным усиливающим механизмом.

    Рейка с гидравлическим усилителем

    Классический вариант усилителя рулевого управления – гидравлический. Насос создает давление гидравлической жидкости и направляет ее к золотниковому распределителю, который находится на входном валу. Распределение гидравлической жидкости происходит в момент вращения входного вала, т.е. при вращении руля. Распределенная жидкость под высоким давлением направляется по трубкам в корпус рулевой рейки.

    Внутри корпуса рейки на валу установлен поршень. По сути, это металлическое кольцо или шайба, которая разделяет корпус рейки на левую и правую часть. Или, другими словами, на два гидроцилиндра, расположенных вдоль рулевой рейки.

    На входном валу находится золотниковый гидравлический распределитель. При повороте руля он открывает подачу гидравлического масла к тому или иному гидроцилиндру. Т.е., к рулевой рейке прикладывается определенное усилие, которое складывается с физическим усилием, прилагаемым водителем к рулевому колесу. Благодаря этому управляемые колеса автомобиля поворачиваются с гораздо меньшим усилием.

    Насос ГУР соединен ремнем с коленвалом, а потому его производительность зависит от скорости работы двигателя. Для того, чтобы избавиться от такой зависимости, насос оснащен клапаном управления потока (клапаном расхода давления), благодаря которому к гидроцилиндрам поступает одинаковый поток гидравлической жидкости.

    Дополнительный золотниковый клапан в насосе ГУР даже ограничивает объем подаваемого к распределителю масла. Таким образом, при движении автомобиля влияние усилителя уменьшается, чтобы руль не вращался слишком легко.

    Более тонкое управление усилением рулевого механизма в зависимости от скорости движения осуществляется при помощи клапана с электромагнитным, то есть с компьютерным, управлением.

    Бывают случаи, когда насос ГУР перестает качать, т.е. не создает давления. В этом может быть виноват подклинивший клапан расхода давления. Вернуть в строй насос ГУР можно снятием и его очисткой.

    Рейка с электрогидравлическим усилителем

    Рейка с электрогидравлическим усилителем по сути устроена аналогичным образом. Единственное отличие в том, что насос гидроусилителя приводится электромотором, а не ремнем навесного оборудования. При такой схеме электроника может варьировать степень усиления рулевого управления от максимального при маневрировании на парковке до минимального при движении по шоссе.

    Рейка с электрическим усилителем

    Рулевой механизм с электрическим усилителем вообще лишен гидравлики. Прибавка усилия при вращении руля осуществляется электромотором. Электромотор прикладывает усилие непосредственно к рулевому валу через отдельный редуктор.

    Что ломается в рулевой рейке?

    Чаще всего поломки и неисправности рулевой рейки с гидроцилиндрами сводятся к течам масла. Течи масла возникают по сальникам, или как их еще называют – силовым манжетам – гидроцилиндрам, которые уплотняют вал (саму рейку). Давление масла в гидроцилиндрах высокое, достигает 150-200 бар.

    Причем течь возникает не столько из-за давления масла, сколько из-за износа внутренней окружности сальника. Дело в том, что из-за коррозии вала рейки на ее поверхности появляются шероховатости, которые задирают сальник. Он, в свою очередь, дает течь.

    Коррозия на поверхности вала рейки в первую очередь возникает из-за попадания влаги через порванный или неправильно надетый пыльник. Пыльники нужно фиксировать специальными предназначенными для этого хомутами, которые позволяют рулевой тяге проворачиваться.

    При сильном коррозионном износе вала изнашиваются опорные втулки вала. В образовавшемся зазоре вал начинает стучать.

    В картере входного вала и распределителя давление масла меньше, поэтому там используются обычные сальники. Однако и они могут дать течь. Опять же из-за коррозии, которая подбирается к ним по рулевому валу.

    А вот из-за металлической пудры или стружки в гидравлическом масле может возникнуть износ на поверхности картера входного вала и распределителя. Чаще всего это касается тех рулевых реек, где распределитель фиксируется фторопластовыми втулками.

    Еще одна деталь рулевой рейки, подверженная износу – это сухарь в механизме ее регулировки. Сухарь прижимает шестерню входного вала к зубьям рейки. Сила прижатия регулируется на заводе, тарируется пружиной. Т.е. если возник люфт между шестерней и рейкой, то устранить его поджатием регулировочной гайки невозможно. Придется разбирать этот узел и, скорее всего, будет обнаружен износ сухаря.

    В особо запущенных случаях можно столкнуться с износом шестерни и зубьев рейки. В этом случае по экономическим соображениям ремонт нецелесообразен. Лучше и дешевле купить б/у рулевую рейку.

    Особенности износа рулевых реек с электроусилителем

    Рулевая рейка с электроусилителем точно так же страдает от коррозии. Но в этом случае она не будет течь, т.к. течь там нечему. Она сразу начинает стучать из-за сильного износа направляющих опорных втулок. Хуже всего то, что коррозия может развиваться гораздо дольше и может нанести серьезные повреждения валу, из-за чего его стачивание до ремонтного размера будет невозможно.

    Создавая рейки с электронасосом или электромотором инженеры хотели упростить их конструкцию. Но на практике те же электромоторы оказались не очень долговечными, из строя выходит как сам электромотор, так и подшипники его вала. Электронасос может отключаться прямо на ходу, что вызывает серьезные проблемы в управлении автомобилем. Электроника может просто глючить: например, насос может не выключаться при остановке двигателя, в результате электромотор быстро разряжает батарею.