Как сделать бортовой компьютер своими руками?

H Бортовой компьютер для авто на Arduino своими руками в черновиках Из песочницы

.collapse»>Содержание

  1. Список требуемых деталей для сборки БК
  2. Настройка блютуз модуля HC-05 для работы
  3. Теперь нужно собрать схему Arduino + блютуз + LCD-экран
  4. Заливаем скетч в Arduino с помощью Aduino IDE 1.0.6 (использовал эту версию).
  5. Управление
  6. Скетч:

UPD 27.12.2017: Решил дополнить статью что проект был доработан другим пользователем, улучшен скетч в плане автоматической задержки, восстановления связи в случае разрыва соединения и много других нюансов… спасибо. Oleg его почта для вопросов: 2003shef@gmail.com

Его комментарии к переработке:

1.вся проводка и соединение всех модулей и узлов сохранены из первоначального проекта.(кроме подключения блутуз модуля, он теперь на серийном порте «1»)

2.программа жестко заточена под ардуино МЕГА 2560. на серийном порте «0» присутствует Дебаг при условии раскоментирования дефайна.

3.убран параметр задержки между опросами, задержка полностью интелектуальна и динамична, новый запрос не отправится пока не будет получен ответ на предыдущий с учетом таймаута.

4.добавлена функция восстановления связи в случае разрыва соединения (параметром потери связи служит отсутствие оборотов двигателя).

5.для работы требуется библиотека OBD.h вложенная в архив с проектом, этот экземпляр имеет несколько изменений от оригинала который можно скачать из интернета, и без неё скорее всего проект не будет работать или будет нестабилен.
папку нужно скопировать в папку » DocumentsArduinolibraries»

Android приложение со всеми нюансами в Google Play: OliviaDrive

Мы сможем сделать бортовой компьютер, умеющий считать расход топлива, показывать температуру охлаждающей жидкости, скорость авто, расстояние поездки, потраченный бензин за поездку, обороты двигателя, давление во впускном коллекторе, температуру впускного коллектора, УОЗ, коррекции топлива, вольтаж датчиков кислорода, нагрузку двигателя и многое другое.







Список требуемых деталей для сборки БК

2) LCD2004 жк-модуль

3) Модуль Bluetooth HC-05

4) OBD ELM327 Bluetooth сканер

5) Резистор 10 кОм подстроечный, бипер для звука, 2 кнопки для смены экранов, провода для соединений, корпус

Настройка блютуз модуля HC-05 для работы

Подпаиваем провода к пинам блютуза: (картинку с выходами смотреть в описании требуемых деталей)

  • 1 — это TX
  • 2 — это RX
  • 12 — это 3.3V
  • 13 — это GND
  • 34 — на этот вход тоже кидаем 3,3 V (нужен для перевода модуля в режим настройки с помощью AT команд).

Подключаем блютуз модуль к ардуине для его настройки

  • 1 — TX модуля в 6 пин ардуины. (внимание будет TX в TX это не ошибка!)
  • 2 — RX модуля в 7 пин ардуины. (аналогично не ошибка!)
  • 12 — и 34 пин к 3,3V ардуины.
  • 13 — GND ардуины.

Открываем Aduino IDE 1.0.6 (использовал эту версию) и заливаем скетч через USB порт в плату.

#include
SoftwareSerial BTSerial(6, 7); // TX | RX
void setup()
<
Serial.begin(9600);
Serial.println(‘Enter AT commands:’);
BTSerial.begin(38400);
>

void loop()
<
if (BTSerial.available())
Serial.write(BTSerial.read());
if (Serial.available())
BTSerial.write(Serial.read());
>

После успешной загрузки скетча открываем: Сервис->Монитор порта. Далее снизу ставим скорость 9600 бод и NL+CR вместе.

Далее вводим команды по одной и нажимаем [Послать]. После каждого ввода должен быть ответ ok.

AT // (возможно 1 раз вылетит Error, не пугайтесь… это нормально, повторите опять)
AT+NAME=Car //Присваиваем имя модулю Car
AT+ROLE=1 // Переводим модуль в режим Мастер
AT+PSWD=1234 // Ставим пароль 1234 как на OBD ELM327
AT+BIND=AABB,CC,112233 //Прописываем Mac адрес OBD ELM327.
AT+CMODE=1 // Подключение модуля с фиксированным адресом
AT+UART=9600,0,0 // Скорость работы по UART

Заметьте, что mac-адрес вида: «AA:BB:CC:11:22:33» вводится как «AABB,CC,112233». MAC- адрес своего модуля ELM327 можете посмотреть, подключившись для начала на него со своего мобильника. (Стандартные пароли обычно: 1234, 6789, 0000).

Всё, настройка модуля Bluetooth закончена.

Теперь нужно собрать схему Arduino + блютуз + LCD-экран

Схема:

1.Начнем с подключения HC-05 Bluetooth модуля.

  • 1 — TX модуля засовываем в 7 Pin (Rx) арудины (именно TX в RX, не так как ранее);
  • 2 — RX модуля засовываем в 8 Pin (Tx) арудины;
  • 12 — Pin (3,3V) модуля в Pin 3,3V ардуины;
  • 13 — Pin (Gnd) в Gnd арудуины;
  • 34 — Pin мы никуда не подключаем (заизолируйте или отпаяйте).

2. Подключаем монитор LCD.

  • VSS экрана к GND ардуины;
  • VDD экрана к 5V ардуины;
  • V0 экрана к центральному выходу резистора;
  • RS экрана к 12 пину ардуины;
  • RW экрана к GND ардуины;
  • E экрана к 11 пину ардуины;
  • DB4 экрана к 5 пину ардуины;
  • DB5 экрана к 4 пину ардуины;
  • DB6 экрана к 3 пину ардуины;
  • DB7 экрана к 2 пину ардуины;
  • A — к 5V ардуины;
  • K — GND ардуины.

Одну из оставшихся ног потенциометра пустить на GND ардуины.

Переменный резистор на 10кОм нужен, чтобы управлять контрастностью монитора, так что если при первом включении вы включите и ничего не увидите, попробуйте отрегулировать контрастность шрифта поворотом резистора.

3. Подключаем дополнительную кнопку для переключения экранов с данными.

[1 кнопка]: один конец от нормально-открытой кнопки подключаем в GND ардуино, а второй конец в пин 10.
[2 кнопка]: GND + пин 9.

Бипер для звуковых предупреждений подключить по следующей схеме «+» к пину 13, а минус к GND ардуино.

Заливаем скетч в Arduino с помощью Aduino IDE 1.0.6 (использовал эту версию).

Единственное, в скетче присутствуют переменные, которую нужно подправить.

Нужно будет обязательно учесть три переменных:

1) ED=1.998 Например объем двигателя в литрах 1.398;
2) VE_correct=1.0; Корректировка объёмного КПД ДВС по таблице: (если расход реально меньше — то уменьшаем значение в процентном соотношении). Если не хотите калибровать добейтесь чтобы при прогретом двигателе мгновенный расход в л/час был в районе половины обьема двигателя;
5)speed_korrect_val=1; Корректировка скорости машины, смотреть по GPS/

Управление

[Кнопка 1], [кнопка 2] — листать экран вперед назад.
При включении при надписи «Connecting»… держать [кнопку 1] вход в режим показывания технологических экранов и параметров отдаваемых ЭБУ в 16-чном формате. Если будете включать БК не в машине то нужно отключить функцию опроса блютуз, надо продолжать держать две кнопки при надписи «Recovery»… до появлении надписи «All off»… а то экран будет все время пустой.

[Кнопка 1] + [кнопка 2]: 4 секунды — Сброс журнала общего пробега и потраченного бензина на втором экране, также это сброс ошибок на экране информации об ошибках.

Скетч:

Старый скетч был удален в плане многих дефектов в работе… новая версия по ссылке вверху статьи… он был доработан пользователем Oleg, спасибо ему большое. его почта для вопросов: 2003shef@gmail.com

Все, идем в машину, вставляем ELM327 в порт, ардуину в зарядку для авто и проверяем.

БОРТОВОЙ КОМПЬЮТЕР СВОИМИ РУКАМИ

Дисплей самодельного бортового компьютера представляет собой прозрачное подсвеченное изображение автомобиля, на котором просверлены 9 отверстий, в которых установлены миниатюрные лампочки (светодиоды), красного цвета. Акустический сигнализатор расположен в любом удобном месте за дисплеем. Если авто стоит на ручном тормозе, и при этом включить зажигание, то зажигается лампочка НЗ и раздается двойной предупредительный сигнал, повторяющийся каждые несколько секунд, пока включено зажигание. Индикатор разгерметизации тормозной системы. При возникновении этой неисправности он горит, и постоянно звучит прерывистый звуковой сигнал. Н1 зажигается когда падает давление в смазочной системе двигателя авто при включенном зажигании. При этом раздается четырехкратный акустический сигнал, повторяющийся каждые 2 минуты.

Кроме датчиков тормозов «Т.Ц.» (тормоз центральный) и «Р.Т.» (ручной тормоз) используется еще и датчик недостаточного давления масла (клемма «М») без переделки. Датчики дверей «Д1-Д4», капота «К» и багажника «Б» установлены дополнительно. Это такие же микровыключатели как штатные выключатели внутрисалонного освещения, расположенные в проемах дверных дверей. Когда дверь закрыта и кнопка выключателя ею прижата, контакта нет. При открывании двери кнопка освобождается и замыкает проводник на массу. Такие датчики дополнительно установлены в проемах всех четырех дверей, а также у замка капота и на проеме крышки багажника (пятой двери).

Читайте также  Чем можно почистить сиденья автомобиля своими руками?

Схема самодельного бортового компьютера, взятая из журнала радиоконструктор 2002, показана на рисунке ниже.

Тактовые импульсы частотой 32 Гц поступают на вход двоичного счетчика D2 от мультивибратора на элементах D1.2 и D1.2. Обнулением счетчика управляет «И-НЕ» D5.1. В момент включения питания зарядный ток С2 через R2 устанавливает счетчик в нуль. Включение питания происходит одновременно с включением зажигания. Во время включенного зажигания счетчик постоянно работает по кругу.

Есть три RS-триггера микросхемы D3. Первый триггер устанавливается в нуль в момент включения зажигания. На его выходе станет нуль, который там присутствует до тех пор пока счетчик D2 будет считать от нуля до трех полусекундных импульсов, имеющихся на его выходе «8». Если перед включением зажигания не будет закрыта одна дверь или несколько дверей, капот, багажник, то на точке соединения диодов VD10-VD15 и R8 возникает низкий логический уровень. На оба входа «2ИЛИ-НЕ» D4.1 поступают нули, и на выходе D4.1 будет единица. Это приводит к появлению нуля на выходе «4ИЛИ-НЕ» D6.1 и элемент D6.2 начинает пропускать импульсы с выхода «8» D2 с частотой 2 Гц, на вход запуска мультивибратора D5.2-D5.3, вырабатывающего импульсы частотой 1 кГц, которые, через VT1 поступают на излучатель В1.

Поэтому, если перед включением зажигания у машины было не все закрыто, то, кроме световой индикации на дисплее, раздается три предупредительных звуковых тональных сигнала. Второй триггер D3 работает с ручным тормозом. Если он поднят, клемма «Р.Т.» замыкается на массу. Зарядный ток С4 устанавливает на ноль счетчик D2 и триггер Т2. На выходе триггера Т2 возникает ноль, и так же, как и в случае с открытой дверью, включается звуковой сигнализатор. Спустя два звуковых импульса появляется логическая единица на выходе «32» счетчика D2. И это возвращает триггер Т2 в единичное состояние. Звуковой сигнализатор выключается. Однако, если замкнутое действие датчика ручного тормоза не прекращено, спустя четыре секунды на выходе «128» D3 появляется единица, которая, при помощи цепи C9-R14 создает положительный импульс, сбрасывающий триггер Т2. И двукратный звуковой сигнал повторяется снова. И так, каждые четыре секунды, пока рычаг ручного тормоза не будет опущен.

Так же работает устройство и при срабатывании датчика недостаточного давления масла. Но здесь участвует другой триггер ТЗ, звуковой сигнал четырехкратный, а повторяемость каждые 2 минуты. При нарушении герметичности тормозной системы или утечке тормозной жидкости замыкается на массу катод VD4. На выходе D1.4 возникает единица и прерывающийся звуковой сигнал звучит постоянно.

Экран дисплея выполнен из листа оргстекла, которое равномерно окрашено в темно-синий цвет, и на нем, по краске, выгравировано изображение автомобиля. Если подсвечивать дисплей зеленой лампой (Н10) изнутри, на темном фоне светится зеленое изображение автомобиля. В нужных местах дисплея просверлены отверстия, в которые туго вставлены автомобильные безцокольные сигнальные лампочки Н1-Н9 (или светодиоды), окрашенные красным цветом. Тон акустического сигнала устанавливается подбором резистора R4, а продолжительность звучания — R1. Данный бортовой компьютер работает без перебоев уже несколько лет.

Автомобильный компьютер, бортовой компьютер своими руками

Бортовой компьютер android

У большинства из нас есть автомобиль, без него сегодня никуда. Наверное каждый хотел расширить его функционал своими силами. Мы покупаем различные автомобильные видеорегистраторы, покупаем навигатор, антирадар для авто и многие другие гаджеты, которые в итоге закрывают все лобовое стекло, закрывая обзор. Да и пользоваться всеми устройствами сразу, во время движения как-то не очень комфортно. Многие автомобили не имеют собственного бортового компьютера. Водитель не может точно измерить расход топлива на сотню, или расход за весь маршрут. Автомобильные навигаторы требуют постоянного обновления карт для навигации в городе. Как нам известно, обстановка на дороге меняется чуть ли не ежедневно, появляются новые дороги, закрываются старые, ищутся пути объезда и так далее.

Все это я веду к тому, что все это можно оплатить в одном устройстве, не дорогом, не больше стоимости нормального навигатора и уж тем более дешевле автомобильного компьютера. Интересно? Тогда поехали!

Итак сегодня я расскажу Вам, как из обычного планшета за три с половиной тысячи рублей сделать бортовой компьютер своими руками. Причем Функционал этого автомобильного компьютера, будет просто ОГРОМНЫМ!

Давайте прежде чем я расскажу пошагово как это сделать, выделю несколько ключевых возможностей. Во первых у Вас будет свой универсальный автомобильный компьютер на Android. Он имеет постоянный доступ в интернет, к социальным сетям, онлайн музыке Вконтакте и фильмам. Он умеет звонить, если к примеру с Вашим телефоном тото не так.

Далее, конечно это прежде всего навигатор, который имеет самые новые карты что только можно придумать. Он имеет карту Вашего города, которую он держит в памяти, но постоянно подгружает в нее изменения, загружает информации о пробках, показывает и предупреждает о дорожных камерах, дтп, путей объезда и многое другое!

Далее, после установки специального ПО, вы получите очень точный антирадар, который видит все возможные радары, дорожные камеры, видит все посты ДПС , и главное он соблюдает скоростной режим и вслух предупреждает например о камере с ограничением в 80 и так далее. Вы всегда будите проезжать в нужном скоростном режиме и избегать этих неприятных «писем счастья» от органов.

Еще очень важная функция, это бортовой компьютер. Ваш планшет свяжется с Вашем автомобилем, выведет Вам все возможные показатели, которые только предусмотрены электроникой вашего авто. Начиная от давления в цилиндрах, положением дроссельной заслонки и давления масла, до разгона до сотни, положения кренов авто, датчиков топлива, кислорода, коленвала И так далее. И главное он может проводить компьютерную диагностику автомобиля своими руками. Он проверит все ошибки в работе двигателя , особенно если у вас горит chek , он может его отключить, без обращения с сервис.

Первое! Нам понадобится планшет, не дорогой, с сим картой, gps и 3g. Я выбрал Планшет Explay HIT 7 Дюймов. Цена на него в среднем от 2500 до 3000р.

Он идеально подходит для таких целей. Он звонит, в нем есть gps, есть интернет, bluetooth.

Второе! Нужно автомобильно крепление для планшета. Я выбрал самое недорогое что нашел, в евросети за 390р. Как закрепить Ваш бортовой компьютер, решать Вам! Можете на стекло, как я, можете на торпеде, Можете на солнцезащитном козырьке, без проблем!

Третье! Автомобильная зарядка для телефона-планшета. Обычная зарядка в прикуриватель, с отверстием usb. В нее мы подключим наш самодельный бортовой компьютер для работы от сети автомобиля. Опять же, их превеликое множество , от 50р до 1500р . Я купил зарядку Belkin за 300р, с двумя портами usb. Будем заряжать от нее и планшет и телефон одновременно.

Четвертое, нам понадобиться маленький bluetooth приемник ELM 327. Вбейте это название в поисковик! Сразу найдете массу описаний и предложений о покупке. Его цена около 300-500р. Что это такое?! Это приемник, который вставляется в диагностический разъем на вашем авто. Ваш планшет подключится к нему и начнет считывать показатели всех датчиков автомобиля.

Есть ли у меня такой разъем в машине. Без паники! Если у Вас инжекторный двигатель, значит в вашем автомобиле обязательно есть блок управления двигателем (ЕБУ) А это значит что и этот разъем тоже есть! Чаще всего он расположен под приборной панелью на месте водителя. Загляните, найдете 100%

Читайте также  Как сделать рейлинги на авто своими руками?

Собственно все. Теперь нам нужно поставить в бортовой компьютер сим карту с интернетом. Включить, ввести свой google аккаунт, если нет, то создать.

Размещаем планшет в удобном для Вас месте, вставляем elm327 в разъем. Кстати, приемник ELM можно не вытаскивать из этого разъема. Он не расходует заряд аккумулятора, он не мешает при езде и никак не отразится на работе автомобиля в целом. Установили его, и забыли).

Итак после того как планшет закреплен, подключен в прикуриватель, есть интернет, включаем bluetooth, находим наш модуль elm, подключаемся. Он спросит pin, чаще всего это 0000 либо 1234 или 1122.

Далее заходим в Play Market и устанавливаем следующие программы:

(Лаунчер, новый рабочий стол для планшета. Он более быстрый, настраиваемый, красивый)

(В представлении не нуждается. Великий и могучий Яндекс со всеми вытекающими)

(Программа бортового компьютера. Подключается к компьютеру машины через ELM327)

(Бесподобный радар для авто, который работает Оффлайн, без интернета. Просто обновите базу и поехали!)

Далее по вкусу можно поставить еще пару полезных программ, например PlugSound. Она воспроизводит mp3 файл при подключении или отключении питания. К примеру, я себе сказал звук не закрытой двери от chevrolet camaro. Теперь при включении зажигания, бортовой компьютер издает этот звук, такой же звук включается при выключении зажигания.

Итак, открываем программу Torque Pro (советую купить платную версию. Во первых в ней возможностей больше, во вторых ее создали замечательные люди, которые трудились над её созданием. Они заслужили награды)Если жаба душит, в интернете есть взломанные версии этого ПО.

После открытия, программа предложит создать профиль Вашего автомобиля. Пишем марку, модель, вес, объем движка, И так далее.Программа полностью на русском языке, проблем с настройкой не возникнет.

Теперь по сути мы можем выбрать либо поиск ошибок и диагностику авто, либо приборную панель. На приборной панели можно долгим удержанием пальца, создать нужные Вам датчики для вывода показателей вашего автомобиля.

Вот пример приборной панели, что я вывел у себя.

Тут есть Спидометр, тахометр, нагрузка на двигатель, температура двигателя, вакуум и многие другие полезности. Внешний вид этих приборов можно поменять при помощи тем, которые также скачиваются в маркете.

Вот пример сканирования автомобиля на наличие ошибок:

Как видно у меня показаны несколько записей, они не являются ошибками.

Их расшифровка по коду есть в интернете. При нажатии на каждую из них, он открывает браузер и покажет описание каждой. Если же у Вашего двигателя есть проблемы, то они также будут в этом списке КРАСНОГО или ЖЕЛТОГО цветов. Можно посмотреть описание каждой, Если проблема не серьезная, ошибку можно удалить, нажав на меню. Если у Вас горит на автомобильной приборка значок CHEK (не исправность двигателя) то Ваш автомобильный компьютер сможет обнаружить проблему, удалить ее, и CHEK погаснет! Главное, посмотрите описание ошибки. Если она не серьезная, к примеру топливо не качественное, лямбдазонд с задержками показываетданные, кислородный датчик и тд, то можно ошибку удалить и ездить до посещения ТО. Но если ошибка говорит о явной неисправности двигателя, Советую поехать в сервис, и показать им код ошибки. Они разберутся что это.

Как видите, получилось очень полезная вещь для Вашего автомобиля. Без нее теперь в авто како скучно. Тут можно и мультики включить детям, и маршрут на край света проложить, и машину продиагностировать, и на штраф не попасть)

Если Вас сложно все это установить и настроить, то ждем Вас в нашем сервисном центре. Наши инженеры с радостью настроят Ваш планшет, стоимость услуги 1590р. В эту стоимость входит установка и настройка всего необходимого ПО для Вашего автомобильного компьютера. Работа займет не больше часа. Вам останется только подключить его к авто.

Мы активно отвечаем на вопросы в конце статьи, смело комментируйте, делитесь ссылкой, регистрируйтесь на форуме. Будем помогать друг другу!

С вами был Демехин С.Л

Копирование статьи без ссылки на источник запрещено автором!

С Вами был Демехин Сергей. Удачи на дорогах!

Как сделать бортовой компьютер своими руками?

Вот. Сам сделал. Микроконтроллер ATMega8 и дисплей от телефона Siemens S65. Отображает параметры в реальном времени, просмотр текущих ошибок, сброс, замер времени разгона до 100 км/ч (так. побаловаться). Для ЭБУ Январь 7.2+. Прекрасно уместился в откидном ящике для мелочей.

Написал статью как сделать такой бортовик самому. Наслаждайтесь.
http://cxem.net/avto/electronics/4-116.php

Меню пользователя mr_smit85
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от mr_smit85

Меню пользователя sanya48
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от sanya48
Читать дневник
Просмотр загрузок
Меню пользователя Andruxa6316
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от Andruxa6316


Меню пользователя trol
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от trol
Читать дневник
Просмотр загрузок

Для себя определил 8 наиболее, на мой взгляд, актуальных (выделено курсивом)

Температура охлаждающей жидкости
— Соотношение воздух/топливо
Положение дроссельной заслонки
Скорость вращения двигателя
— Скорость вращения двигателя на холостом ходу
— Желаемое положение регулятора холостого хода
Текущее положение регулятора холостого хода
— Коэффициент коррекции времени впрыска
— Угол опережения зажигания
— Скорость автомобиля
Напряжение бортсети
— Желаемые обороты холостого хода
Напряжение на датчике кислорода
— Флаги состояния датчика кислорода
Длительность импульса впрыска
Массовый расход воздуха
— Цикловой расход воздуха
— Часовой расход топлива
— Путевой расход топлива
— Температура воздуха на впуске

— Количество ошибок (с возможностью сброса)

— Замер времени разгона 0-100 км/ч

Меню пользователя mr_smit85
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от mr_smit85

Не боги горшки обжигают.

Меню пользователя mr_smit85
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от mr_smit85
Меню пользователя weerkalina
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от weerkalina

Меню пользователя mr_smit85
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от mr_smit85

mr_smit85 Спасибо. Интересный материал.

если адаптировать экран на камеру заднего вида?
Меню пользователя Леоныч
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от Леоныч

Как это за что? На вскидку:
— за затраты на организацию и поддержание серийного производства (включая даже зарплату уборщицы в помещении, где стоит машина для литья корпусов);
— за оплату сертификации;
— за налоги любимому государству;
— за фонд зарплаты сотрудникам;
— за аренду помещений;
— за организацию новых разработок;
— за амортизационные отчисления ср-в производства (от паяльников до служебной машины);
— за отопление и электроэнергию помещений;
— .
Очень странно, как бы, сравнивать серийное устройство с самопянным на коленке, и считать что цена устройства складывается только из себестоимости входящих в него деталей.
Если сертифицируете свой девайс и наладите серийное производство, да не в родительской квартире, и удержите цену в районе 500 руб, вот тогда и будете спрашивать «за что. «.
Но наверняка такое серийное устройство окажется дороже «штата», при меньшем функционале (нету ни «тропика», ни «плазмера», ни «форсажа»).

Еще непонятно, почему штат неприемлемо, т.к. «полочку для телефона занимает», а вот занимать замечательную емкость под лампочки и предохранители (пепельницу) — приемлемо?

Все приведенные параметры (в т.ч. и ошибки) можно посмотреть с ноутбука халявной программой и копеечным переходником.
Смотреть же температуру двигателя — интереснее было бы заставить штатный БК в приборке показывать ее — тем более что сигнал с датчика температуры туда приходит.

Читайте также  Как отполировать царапину на стекле своими руками?

В общем итоге — самоделка конечно интересная, основа для книжки «Как сделать свой БК», или статьи. Как конечный продукт — слабо повторяемая и слабее по функционалу того же «Штата».

Бортовой компьютер для ВАЗ с цветным дисплеем и тачскрином – схемы, видео

  1. Схема и необходимые компоненты
  2. Питание схемы
  3. Инструкция по прошивке
  4. Сборка и подключение своими руками
  5. Видео
  6. Бортовой компьютер на ВАЗ 2115 с тачскрином

Рассмотрим, как самостоятельно собрать бортовой компьютер для Калины. В конце статьи также немного внимания уделим прибору для ВАЗ 2115.

Цены на подобные устройства, мягко говоря, не очень радуют. Самый простой компьютер-кнопка для отображения каких-никаких кодов категорически не устраивает ввиду его убогости. Стоимость таких около 600–700 руб. Ну а что-то посерьёзней, с дисплеем, уже порядка 1800–2000 руб. Ну и самые дорогие модели приблизительно по 5000 руб. Поэтому было принято решение собрать бортовой компьютер, который отображал бы параметры в режиме реального времени, текущие ошибки и возможность их сбросить. Также интересен был замер времени разгона от 0 до 100 км/ч.

Итак, обмен информацией между Электронным Блоком Управления (ЭБУ) и Бортовым Компьютером (БК) происходит при помощи интерфейса K-Line. При этом используются различные протоколы. Вот с этим то как раз и возникает первая трудность. Где взять описание протокола? Его придётся поискать в Сети.

Многие конечно задаются вопросом, зачем вообще используется какой-то там адаптер для подключения к машине. Отвечаем: адаптер представляет собой преобразователь уровней. В стандартном COM порте (он же интерфейс RS-232) логическая единица это -12 вольт, логический 0 — это +12 вольт. В K-линии логическая единица — это +12 вольт, а логический ноль — это 0 вольт. То есть размах сигнала 0–12 вольт против -12…+12 у RS232. К тому же разница не только в уровнях, RS-232 имеет 2 сигнальные линии RxD и TxD, а K-Line — одну двунаправленную. Итак:

Бортовой компьютер на ВАЗ Калина — схема и необходимые компоненты

Необходимые детали для сборки:

  1. Компаратор — LM293.
  2. Микроконтроллер AVR 8-бит — ATmega8.
  3. Дисплей от сотового телефона Siemens S65.
  4. Биполярный транзистор (T1) — BC817.
  5. Кварцевый резонатор (Cr1) — 16 МГц.
  6. 2 конденсатора (C7, C6) — 2х22 пФ.
  7. 10 резисторов — R2, R5-R7, R9-R11 (10 кОм); R3, R12 (2 кОм); R4, R8 (3.9 кОм).

Питание схемы бортового компьютера на ВАЗ

Здесь всё просто. LM317 формирует стабилизированный ток 20 мА для светодиодов подсветки дисплея. LM7805 стабилизирует напряжение для питания микроконтроллера. Защитный диод 1N6281 рассчитанный на 27 вольт спасет от возможных всплесков напряжения.

При отладке можно использовать +12 вольт с 16-го пина колодки OBD2. А при постоянной работе напряжение на БК должно подаваться при каждом включении зажигания. То есть необходимо протянуть провод от замка зажигания к БК.

Тут есть маленькая тонкость. Чтобы продлить срок службы дисплея, необходимо перед отключением питания отправить в дисплей определённую последовательность команд. Транзистор на схеме в нормальном режиме работы придавливает вывод контроллера к нулю. Вывод настроен как вход с подтяжкой. Как только напряжение пропадет, на выводе появится логическая единица.

Энергии накопленной конденсатором 470 мкФ хватит на то, чтобы микроконтроллер успел отправить команду выключения в дисплей. Диод 1N5818 не дает разряжаться конденсатору в «сеть», а также защищает от переплюсовки при подключении питания.

  • Смотрите также, как сделать прибор для промывки форсунок

Список необходимых радиоэлементов:

  • 2 линейных регулятора (VR1, VR2) — LM317 и UA7805 соответственно.
  • Диод — 1N6281.
  • Диод Шоттки — 1N5818.
  • Резистор (R1) — 62 Ом.
  • 2 электролитических конденсатора (C1, C2) 470 мкФ и 10 мкФ.
  • 3 конденсатора (C3-C5) — 0.1 мкФ.
  • Катушка индуктивности (L1) — 100 мкГн.

Бортовой компьютер на ВАЗ — инструкция по прошивке

Прошивка для микроконтроллера написана в среде CodeVisionAVR 2.05 на языке Cи.

Описание протокола есть в приложенных к статье материалах. Кратко пробежимся по основным моментам. Чтобы начать диагностику, надо отправить в ЭБУ запрос startCommunication.

В ответе C1 означает, что ЭБУ готов с нами работать (на связи).

После этого мы можем запросить у него параметры, отправив запрос:

ЭБУ автомобиля отвечает, например:

Расшифровка (пример):

61 — Положительный ответ readDataByLocalIdentifier
01 — afterSalesServiceRecordLocalIdentifier
.
11-й байт — Температура охлаждающей жидкости
.

У нас это значение 47. Берем Windows калькулятор. Переводим 47 hex в dec. Получаем 71. Дальше 71-40=31°C. На момент снятия данных машина постояла на улице. До конца не остыла.

  • Схема устройства для проверки свечей зажигания автомобиля

И так далее со всеми остальными параметрами.

P0443 — всё верно, 2 ошибки есть сейчас.
P1426

Самое крутое, сброс ошибок clearDiagnosticInformation:
83 10 f1 14 00 00 98

Запрос значений АЦП:
82 10 F1 21 03 A7

Из АЦП взято напряжение на датчике кислорода и на датчике массового расхода. Хотя необходимость этого пункта под сомнением. Можно вообще убрать. Всё остальное есть в описании.

Сборка и подключение бортового компьютера на ВАЗ Калину своими руками

Плата разведена на одностороннем фольгированном текстолите. Дисплей приклеен при помощи клея «Секунда». Защитное стекло для дисплея можно сделать из коробки от компакт-диска.

    На самоклеящейся бумаге печатаем лицевую часть (черную), клеим на пластик, совмещаем, клеим к плате.

Чтобы под стекло не набивалась пыль, смазываем обычным герметиком. Дорабатываем напильником посадочное место в ящике для мелочей и просто вставляем туда БК.

  • Подключаем питание и диагностическую линию. Левая кнопка смена режимов отображения, правая — сброс ошибок (в режиме сброса ошибок) и сброс времени разгона на ноль (в режиме замера времени).
  • На плате имеется место для памяти 24LC512. Но она не использовалась (не хватило flash памяти МК на реализацию). Фьюзы МК выставлены на работу от внешнего кварца.

    По себестоимости получилось порядка 450 рублей.

    Зимой очень удобно следить за температурой двигателя при прогреве. А не ждать, когда же стрелка от отметки 50 градусов «оторвется».

    Бортовой компьютер на ВАЗ 2115 с тачскрином

    Этот БК изготовлен под панель ВАЗ 2115, но подходит и для Калины. Элементная база остается та же. Только добавляется тачскрин от телефона Sony-Ericsson G900. Цена тачскрина 35 рублей. Ну и естественно меняется прошивка.

    • Интересные самоделки для гаража своими руками

    Вводить алгоритм калибровки по 4-м точкам довольно сложно и в нашем случае не нужно. Просто записываем значения АЦП по 2-м точкам, сопоставляем координаты и через уравнение прямой по 2-м точкам находим промежуточные значения нажатия. У нас получилось:

    Схема бортового компьютера для ВАЗ 2115:

    Печатная плата претерпела существенные изменения. Теперь используется микроконтроллер ATMega16A.

    При помощи ножа, напильника и шпатлевки по пластику тачскрин монтируем в панель, которую потом обтягиваем карбоновой пленкой.

    По началу использовался стилус, но потом оказалось, что проще «тыкать» пальцем в экран. Он конечно залапывается, но не более чем на телефонах с сенсорным экраном.