Не залили бензин на заправке что делать?

Недолив бензина

Многие автолюбители сталкиваются с такой проблемой, как недолив бензина на автозаправке. Водитель оплачивает в кассе определенное количество литров, но замечает, что значок уровня топлива на приборной панели начинает гореть раньше, чем он проедет тот километраж, на который должно хватить горючего. Результатом мошеннических действий сотрудников заправочных станций являются значительные расходы собственников авто, которые существенно переплачивают за приобретаемое топливо. Чтобы избежать обмана, стоит узнать, как проверить, сколько залили бензина на заправке.

Уловки АЗС по недоливу топлива

В арсенале сотрудников автозаправочных станций множество уловок, которые позволяют обманывать покупателя. Основных из них пять. И они включают как мошенничество на программном уровне, так и жульничество самих сотрудников станции – кассиров, заправщиков.

Нажатие на заправочный пистолет

Это одна из самых простых хитростей. Как работает способ – топливо в машину заливает заправщик. При этом автовладельца рядом с ним нет. В этот момент он расплачивается за услугу на кассе или сидит в машине. Во время заливания последней порции бензина работник станции отпускает рычаг заправочного пистолета раньше времени. Результат – не все оплаченное топливо попадает в бак автомобиля. Часть его остается в шланге. Разумеется, обратно в колонку горючее не сливается. Заправщик ждет, когда клиент уедет и сливает остатки горючего в подготовленную заранее емкость. Размеры недолива топлива, бензина при этом виде мошенничества впечатляют. За одну смену заправщик может «сэкономить» для себя до 100 л горючего. Недолив на одного клиента составляет в среднем 1 л.

Обман на сдаче

Не все автовладельцы имеют деньги для оплаты горючего под расчет. Они подают купюры и ждут сдачу. Но кассир говорит, что мелочи на сдачу нет. После чего предлагает, казалось бы, хороший выход из трудной ситуации – долить бензин. Вот только доливают топливо далеко не всегда, а автомобилист этого просто сразу не видит. Он замечает, что объем горючего не изменился только через какое-то время. Когда понимает, что в баке пусто, но по идее подобного быть не должно. Такой способ мошенничества срабатывает с рассеянными клиентами, не привыкшими проверять, какое количество бензина залили на заправке.

Перегибание шланга

Простой, но эффективный метод жульничества – скрутить или сделать перегиб топливного шланга. Из мест перегиба бензин до конца не вытекает. После того, как клиент уезжает, заправщик его сливает в канистру. Такой способ очень заметен, поэтому чаще всего срабатывает на мелких автозаправках, где не налажен контроль за сотрудниками.

Недолив на АЗС после отсечки

Есть модели топливных колонок, в которых предусмотрен специальный отсекающий клапан. Он срабатывает, если подача горючего завершается из-за того, что бак машины полностью заполнен. О том, что клапан сработал, свидетельствует громкий щелчок. Казалось бы, никакого мошенничества. Но на самом деле в шланге и пистолете после отсечки остается примерно 500 мл топлива. Чем и пользуются сотрудники заправочной станции. Чтобы вылить оставшиеся пол-литра, достаточно включить пистолет на несколько секунд после заправки.

Мошенничество с помощью программы

В данном случае компьютерные программы, контролирующие залив топлива, настраиваются таким образом, чтобы был недолив. При этом клиент о происходящем догадываться не будет. На экране, показывающем количество залитого горючего, он увидит правильные цифры. И будет уверен, что получил столько бензина, сколько оплатил.

В данной ситуации проблема в том, что водитель ничего не может доказать. Если действия заправщиков еще можно как-то отследить, то работу программного обеспечения нет. При этом программы, позволяющие воровать у водителей бензин, могут также контролировать работу касс, оборудование счетчиков.

Как не дать себя обмануть на АЗС

Никому не хочется оказаться обманутым. Есть несколько способов, как избежать недолива бензина на АЗС. И их водителям обязательно нужно освоить. Это поможет сохранить деньги.

Заливайте полный бак

Самый простой способ выяснить, есть ли недолив на автозаправке, − залить полный бак. При этом на станцию стоит ехать, когда загорается лампочка аварийного остатка топлива. На этот момент в баке остается еще 5 литров. Если попросить залить топливо под завязку, горючее должно начать вытекать из горлышка. Если такого не происходит, значит, бензин не долили. Правда, нужно помнить, что, кроме бака, бензин еще остается в других частях автомобиля – топливных шлангах и трубках. Поэтому если горючее залито до горлышка, то, скорее всего, недостачи нет. Если его уровень намного ниже, есть.

Используйте канистру

Один из способов, как бороться с недоливом бензина на АЗС, − при покупке использовать канистру. Преимущество метода – можно сразу увидеть, сколько топлива залито. И если обнаружен недолив, можно сразу предъявить претензии сотрудникам автозаправки. Минус – не на всех станциях соглашаются заливать топливо в тару клиента. Работники автозаправок ссылаются в этом случае на закон, что в канистры заливать бензин нельзя. Но по закону запрещено для хранения топлива использовать пластиковую или стеклянную тару. Металлическую – можно.

Что делать, если выявлено мошенничество: предъявить свои претензии оператору. Чаще всего клиенту предлагают вернуть разницу деньгами или долить бензин. Если работники заправки отказываются признавать недолив, придется приглашать администратора, делать контрольный залив и составлять акт, что объем купленного горючего не совпадает с оплаченным. В акте должны быть подписи водителя, администратора и оператора. Сотрудники АЗС редко соглашаются подписывать подобные документы, поэтому водителю придется искать свидетелей, которые согласятся поставить свою подпись. После этого автолюбителю нужно будет обратиться с актом в суд, чтобы отстоять свои права.

Не прибегайте к услугам заправщика

Избежать недолива бензина на АЗС можно, отказавшись от услуг заправщика. Тогда никто не сможет перекрутить шланг или раньше времени нажать на кнопку заправочного пистолета. Водитель сам будет контролировать залив горючего по счетчику. Такой вариант не спасет при обмане при помощи программных средств, но позволить исключить человеческий фактор.

Не заправляйтесь помногу в незнакомых местах

Чем больший объем горючего покупает автолюбитель, тем существенней будет его недостача. Чтобы не оказаться обманутым, значительные объемы бензина стоит покупать только на проверенных заправках. В незнакомых местах стоит закупать топливо по минимуму. Тогда, если водителя и обманут, его потери окажутся небольшими. Тогда как при заправке полного бака недолив может доходить до 5 – 10 л.

Следите за смотровым окошком на колонке

Чтобы проверить залитый объем бензина на заправке, сколько залили топлива в бак воителю нужно смотреть самому. Не стоит доверять это работникам АЗС. Водитель должен убедиться, что счетчик показывает именно тот объем горючего, за который он заплатил.

Заправляйтесь на количество литров, а не на сумму

Многие автолюбители предпочитают заправляться на какую-то сумму денег. Это удобно – не нужна сдача, сокращается время стояния у кассы. Но такой подход – прекрасный шанс для мошенников обмануть водителя. Сколько ему не дольют, неизвестно. И доказать это не получится, так как при покупке на сумму оплата будет не за точное количество литров, а за литры и миллилитры. Чтобы минимизировать риск недостачи топлива, лучше платить за количество топлива.

Куда жаловаться при обмане

Что водителям делать, если автозаправки не доливают бензин, − писать жалобу в Роспотребнадзор. Тогда в отношении данной станции может быть проведена проверка. Что требуется от автомобилиста – составить заявление, приложить к нему копию чека. Также желательно иметь видео, которое бы подтвердило, что при нахождении на территории АЗС водитель не делал ничего, кроме покупки горючего.

С получением видео могут возникнуть проблемы, так как работники заправки вряд ли захотят его добровольно предоставлять. Поэтому желательно заручиться свидетельскими показаниями других водителей, находящихся в данный момент на заправочной станции.

Чтобы доказать свою правоту, придется делать контрольный замер топлива, в котором сотрудники АЗС тоже могут отказать. Но, если водитель уверен в своей правоте, можно сразу позвонить в Роспотребнадзор и сообщить о правонарушении, а отправить официальное заявление в контролирующий орган уже позже. Также стоит потребовать жалобную книгу и составить в ней претензию. Ее обязаны сотрудники заправки предоставлять клиентам по первому требованию. Кроме того, о недоливе нужно составить акт, как это описано в статье выше. Его надо оформлять в двух экземплярах. Один остается водителю, другой – у сотрудников АЗС. Копию акта надо приложить к заявлению в Роспотребнадзор.

Недолив бензина на АЗС начнут строго наказывать: как и куда жаловаться

Недолив топлива на АЗС – это распространенная проблема, но куда жаловаться и как вести себя, если закралось подозрение на обман — многие автомобилисты не знают. Те же, кто решают доказать свою правоту и наказать нечестных владельцев и работников станций, сталкиваются с еще одной проблемой – несовершенством законодательства и очень маленькими штрафами. Сегодня владелец, который регулярно обманывает своих клиентов, не доливая горючее, может получить штраф в размере 100 тысяч рублей. В это же время, прибыль от каждых недолитых 300 мл на 10 литров приносит прибыль в размере 150 тысяч рублей.

Читайте также  Как экономно ездить на механике?

Прекрасно понимая несправедливость происходящего, представители закона разработали и включили в проект КоАП новый пункт. На днях весь документ опубликовали официально. Разберемся, что к чему.

Количество недобросовестных АЗС

Согласно данным Росстата, на сегодня порядка 19% из представленных на рынке точек были замечены в обмане своих клиентов.

Представители общественного контроля со своей стороны уверяют – данные некорректны. На самом деле регулярный обман практикует порядка трети всех АЗС. Причем грешат нарушением закона как мелкие компании, так и крупные сети.

Как обманывают

Способов обмана на АЗС существует несколько.

Нажатие на клапан заправочного пистолета раньше времени

Схема обмана в данном случае очень простая и примитивная. Если работник видит, что водитель не следит за колонкой и вышел из автомобиля только, чтобы оплатить горючее, заправщик немного раньше времени нажимает на клапан.

Вовремя зажатый клапан — это 0,5 л бензина, оплаченного, но так и не полученного клиентом

Данная схема раньше практиковалось часто. Сегодня она осталась только на заправках, расположенных вдали от населенных пунктов, не оборудованных системами видеонаблюдения и с небольшим потоком клиентов.

Перегиб заправочного шланга

Это еще один вариант того, как недоливают бензин на заправках. Он схож с преждевременным нажатием на клапан. В данном случае за счет перегиба часть топлива скапливается в шланге, и как только авто отъезжает, горючее сливают.

В качестве тайных покупателей выступают представители общественного движения, но по закону — это неправомочно

Обман на сдачу

В случае расчета клиента наличными операторы могут заявить об отсутствии мелких купюр и невозможности дать сдачу. В качестве альтернативы они предлагают водителю заправить бак на всю сумму.

Согласившись, автомобилист может не досчитаться ровно того объема, который должен был получить на сдачу.

Заправка топлива до отсечки

В рамках безопасности в современных колонках предусмотрена система отсечки. С ее помощью бензин перестает подаваться автоматически, как только бак залит полностью.

Остатки сливаются в заранее приготовленные канистры

Работник станции, как правило, в этот момент сразу убирает шланг из горлышка бензобака. А между тем в нем остается еще около 0,5 л горючего. Сразу после отъезда автомобилиста остатки топлива тоже можно слить.

Программы и вирусы

Все способы, перечисленные выше, были актуальны еще 10 лет назад. Сейчас с развитием автоматизации, они считаются примитивными. Крупные сети такими уловками не пользуются.

В данном случае все решает программа. По словам представителей Роспотребнадзора, это и есть самый популярный способ мошенничества. Чтобы сделать недолив контролируемым, умельцы заражают ПК и колонки специальными программными вирусами. В итоге, данные в чеке и показатели на колонке будут соответствовать друг другу, но в баке бензина окажется меньше, чем нужно.

Программное обеспечение АЗС предоставило доступ к точному и легко регулируемому способу обмана

Отследить эти моменты сложно. Согласно правилам, работники Роспотребнадзора должны согласовать проверку. Возможны случаи, когда сотрудники контролирующего органа приходят без предупреждения, но они в любом случае обязаны дождаться работника АЗС, осуществляющего заправку, и администратора.

Что делать, если обнаружили недолив

На самом деле способов того, как определить недолив бензина на АЗС, немного. Заправлять собственные канистры на многих заправках запрещено. Счетчики приборной панели авто также не ведут подсчет с точностью до мл.

Проверить самостоятельно недолив бензина с помощью своих емкостей водитель не имеет права

Если все-таки подозрения закрались, клиент вправе потребовать провести контрольный замер. Для этого представитель руководства заправки по требованию покупателя обязан предоставить специальный опломбированный мерник, соответствующий ГОСТу.

Топливо, которое используется для контрольного замера, всегда оплачивается тем, кто потребовал данную проверку. Если погрешность была обнаружена, водитель и представитель заправочной станции должны составить акт в двух экземплярах. Один бланк остается у администратора, второй передается водителю.

Мерники, соответствующие ГОСТу

Обнаружив факт недолива бензина на АЗС, вариантов куда жаловаться – два. Вместе с письменным заявлением автомобилист должен направить подписанный акт в прокуратуру или Роспотребнадзор.

Нередко бывает, что представители АЗС отказывают в предоставлении мерника. В этом случае водитель также имеет право позвонить в полицию или Роспотребнадзор и заявить об этом факте.

Если же обманутому клиенту удастся доказать факт недолива, согласно закону, он имеет право получить недолитый объем горючего либо соответствующую ему материальную компенсацию.

За топливо для контрольного замера платит водитель

С учетом того, что максимальный объем недолива может составлять 1,5 л на 10 л, связываться с подобной процедурой хотят далеко не все. Тем более, что сейчас владельцы автозаправочных станций не наглеют. С каждых 10 л воруется примерно 300 мл бензина, хотя законом допускается всего 25 мл в качестве погрешности.

Штрафы увеличат

Даже если Роспотребнадзор нагрянет и удастся доказать факт того, что данная автозаправочная станция недоливает бензин, размер штрафа смехотворный. Максимальная сумма на сегодня составляет 100 тысяч рублей.

Согласно новому КоАП, эти цифры будут пересмотрены. Уже с 1 января 2021 года нечистых на руку предпринимателей будут штрафовать на сумму в размере 1% от выручки за предыдущий календарный год либо конкретный период времени. При этом минимальная сумма штрафа также указывается. Она будет составлять 500 тысяч рублей.

Суммы штрафов сейчас малы. Даже погасив взыскание, нерадивые заправщики все равно остаются в плюсе

По мнению специалистов, подобные штрафы – это только начало борьбы с недобросовестными заправщиками. Чтобы навести порядок на рынке, правительство должно узаконить процедуру «тайный покупатель».

Но сегодня проверять АЗС таким образом запрещено. Представители органов обязаны предупреждать об этом работников и администрацию заправочной станции.

Как водители могут обезопасить себя

Несмотря на распространенное количество рекомендаций, фактически водитель остается незащищенным перед недобросовестными владельцами станций.

Роспотребнадзор обязан предупреждать о проверках

Поскольку стандартом проверки для организаций являются 10 л, погрешности в таких объемах если и есть, то они минимальны. Если водитель очень не хочет быть обманутым, ему рекомендуют заправляться чаще и по 10 л.

Итоги

  1. Число недобросовестных АЗС, не доливающих топливо, сегодня составляет примерно 30%.
  2. Доказать факт обмана сложно. Недолив осуществляется с помощью специальных программ.
  3. Согласно новой редакции КоАП, 1 января 2021 года штраф для недобросовестных владельцев станций возрастет с максимальных 100 тысяч до минимальных 500 тысяч рублей.

А вы сталкивались с недоливом на АЗС?

Что делать, если на заправке недолили бензин?

Разбираемся, что делать, если есть подозрения на «недолив», и куда обращаться с претензиями.

— В моей машине бак 50 литров. Но это по документам. При этом даже на пустой больше 52-х никогда не получалось залить. Недавно подъехал на последних каплях к одной АЗС. Попросил заправить до полного. Там мне 55 литров залили. Чувствую в этом какую-то ошибку. Что делать, если на АЗС заправили бензином на больший объем, чем вмещается в бак?

Кто-то следит за тем, как меряются объёмы топлива, отпускаемого на АЗС?

Да, заправки проверяют. В частности, чтобы топливораздаточными колонками ТРК верно определяли количество топлива, прошедшее через них, эти аппараты регулярно поверяют специалисты Центра стандартизации и метрологии, а также аккредитованными организациями.

— Колонка — средство измерение, которое используется для товарных расчётов между продавцом и потребителем, — рассказал специалист Кировского ЦСМ Александр Женихов. — Соответственно, оно попадает под действие 102 ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и обязательно должно быть поверено.

Как проверяют точность измерений на ТРК?

Для этого используют специальные сосуды — эталонные мерники. Они хранятся в Центре и имеют свидетельство о поверки.

Процедура поверки ТРК проводится раз в год. При этом существуют нормативы, которые влияют на погрешность измерений. Например, для некоторых марок колонок (Gilbarko) эта погрешность считается в зависимости от температуры воздуха. При +20 (±5 градусов) она составляет 0,25%, если этот диапазон шире (от -50 до +40) — 0,5%.

— В начале процедуры изучается, правильно ли оформлена документация, — рассказал специалист ЦСМ. — Соответствует ли колонка описанному в документах типу. Затем проверяем программное обеспечение, его версию. После этого — целостность пломб на регулировочных механизмах.

Первый — смачивание мерника. Сосуд наполняют топливом, а затем опустошают без каких-либо измерений. Это делают потому, что фактический объём рассчитывается без жидкости, остающейся на стенках сосуда.

Второе заполнение — контрольное. На этом этапе уже проводят сверку объёма топлива, залитого в мерник, и цифр, которые показывает дисплей колонки, причем эталонный мерник заполняют не один раз, а три. Если измерения в рамках погрешности, то ТРК считается поверенной и точной. Покупатели могут узнать об этом по блестящей наклейке с надписью «Поверено». На данный момент они есть не везде, но будут появляться.

А обычный покупатель может проверить точность налива без специалиста?

На каждой АЗС должен быть свой мерник, который, к слову, тоже проходит ежегодные поверки и получает свидетельство о поверке. Поэтому если возникли подозрения на недолив, нужно подойти к менеджеру или оператору АЗС и попросить провести показательные замеры.

Читайте также  Чем оттереть антигравий с кузова автомобиля?

Эта процедура идентична описанной выше, только добавляется важный пункт — потребитель может попросить свидетельстве о поверки этого мерника. Данные на нём необходимо сверить с данными, указанными на самом сосуде (в частности, номер и объём). В случае, если объём топлива в мернике и показания ТРК разойдутся, можно направить жалобу в Роспотребнадзор или в ПМТУ Росстандарта в Кировской области

Кстати, оплачивать «мерное» топливо не нужно. Сотрудник АЗС отправляет его в хранилище, после чего оно пройдёт процедуру очистки и вновь попадёт в цистерну на заправке.

Почему «врёт» датчик уровня топлива в баке?

Потому что он не сертифицирован. Производитель автомобиля указывает в документации приблизительный объём топлива, которое может поместиться в бак. Датчик уровня тоже может дать сбой. А мерник — нет. Особенно тот, который является эталонным, потому что ежегодно проходит поверку. Канистра, бутылка или банка тоже не могут быть средством измерения, так как их реальные объёмы отличаются от заявленных.

Коротко о главном:

1. Топливораздаточные колонки раз в год поверяют специалисты. Они устанавливают, правильно ли аппарат измеряет объём топлива.

2. Если у клиента возникли подозрения на обман, он может потребовать сотрудника АЗС провести замер. Проводить эту процедуру должны поверенным мерником.

3. В документации автомобиля указывается неточный объём бака, а датчик уровня топлива может дать сбой, поэтому верить им безоговорочно нельзя.

Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответ, задайте их нам, и мы постараемся на них ответить

Недолив на АЗС — уловки и способы борьбы

Многие АЗС в России занимаются обманом автовладельцев – недоливают топливо в бак автомобиля. Объем недолитого бензина составляет более 1%, о чем свидетельствует исследование Федерации автовладельцев РФ. Практика проверок показывает, что свыше 76% заправочных станций занимаются мошенничеством. В среднем недолив получается 5% от оплаченного объема. Наибольший обман и недолив на АЗС отмечен на крупных региональных и федеральных станциях. Рассмотрим виды уловок автозаправок и способы борьбы с ними.

Уловки АЗС по недоливу топлива

Существует 5 основных ухищрений работников заправок, с которыми рекомендуем ознакомиться. Они используются ежедневно на многих станциях, в результате стоимость бензина и дизельного топлива возрастает с 44 до 55-57 рублей.

Нажатие на заправочный пистолет

Бывший работник одной АЗС (не будем называть его фамилию) поведал нам, что в большинстве случаев мошенничеством занимаются те люди, которые своими руками заправляют автомобиль. Принцип обмана простой. Заправщик держит шланг с пистолетом в баке, а водитель сидит в машине, либо производит оплату на кассе.

При заливке последней порции топлива работник отпускает клавишу пистолета раньше времени. Топливо заливается не полностью, а остается в шланге. Водитель отъезжает, а мошенник тем временем сливает оставшийся бензин в заранее приготовленную емкость.

Такой принцип обмана используется чаще на мелких заправках, или удаленных от города на трассе. За рабочую смену заправщик экономит до 100 литров бензина, после чего может продать его. Обычно недолив топлива на 1 литр автовладелец не замечает.

Обман на сдаче

Другой популярный метод мошенничества заключается в недоливе бензина на сумму, предназначенную для сдачи. Это часто обсуждается в социальных сетях и на форумах. С таким видом обмана сталкиваются многие водители.

Кассир обычно говорит, что нет мелочи для сдачи и предлагает на оставшиеся деньги залить топливо. Водитель соглашается, не обращая внимания, была доливка или нет, и благополучно уезжает. Спустя некоторое время становится заметно, что бензина в баке после доливки на сдачу не увеличилось. Этот способ стал самым популярным, работники АЗС используют рассеянных и невнимательных водителей.

Перегибание шланга

Эта схема заключается в том, что на топливном шланге намеренно делается перегиб или скручивание. В таких местах накапливается определенный объем бензина. Если шланг расправить, то топливо благополучно вытечет.

Такие схемы работают в тех регионах, в которых не налажен должный контроль за работой АЗС. В результате топливо воруют, о чем заявляют некоторые члены Государственной думы и партии «Автомобильной России». По их утверждениям заправщики настолько наглеют, что объем залитого топлива получается больше, чем рассчитанный размер бака. Об этой проблеме был показан видеосюжет на телевидении в передаче «Главная дорога» на НТВ.

Недолив на АЗС после отсечки

Существуют модели бензоколонок, снабженных специальным отсекающим клапаном. При заливке бензина на АЗС можно услышать щелчки в момент, когда подача топлива прекращается из-за полного бака. Но не все знают, что в шланге и пистолете остается еще примерно 0,5 литра бензина. Эта порция может вылиться из пистолета через некоторое время, если включить его на несколько секунд после заправки.

Мошенничество с помощью программы

Часто обман на автозаправках происходит программным компьютерным методом. Оборудование настраивается так, что недолив бензина на АЗС происходит при каждой заправке. Визуально ничего не видно: показания счетчика на колонке и чек из кассы будут правильными. Но на самом деле топлива в бак зальется меньше, чем оплачено. Простой водитель в таком случае ничего не сможет сделать.

На многих АЗС сотрудники службы безопасности России обнаружили компьютерные программы, которые позволяли недоливать бензин и дизельное топливо (солярку). Вирусы были выявлены в программах колонок, а также в оборудовании счетчиков, на кассах. Это налаженная полномасштабная система получения прибыли.

Кроме описанных способов, процент недолива повышается с увеличением емкости для бензина. Например, небольшие канистры на 5-10 литров обычно заливают точно, а свыше 20 литров вероятность мошенничества возрастает.

Как не дать себя обмануть на АЗС

Сегодня при возрастании стоимости топлива становится актуальной проблема, как бороться с обманом на автозаправках. Это сложная задача, независимо от марки бензина 92, 95 или дизельного топлива. Многие автовладельцы не хотят спорить из-за 300 граммов горючего. Но на таком обмане можно неплохо заработать.

Из практики известно, что меньше всего обманывают на крупных качественных заправках. А недолив бензина часто оказывается мифом. Существует несколько верных способов проверки работы АЗС.

Заливка полного бака

Это наиболее действенный способ проверки добросовестности работников автозаправки. Когда горючее в баке автомобиля заканчивается, то начинает мигать лампочка. При этом остаток бензина составляет около 5 литров, в зависимости от марки машины. Таким моментом и стоит воспользоваться для проверки подозрений о недоливе.

Нужно попросить оператора залить полный бак, что называется «под горлышко». Зная объем вашего бака, кассир-оператор нальет топливо. Если через край горючее не вытекает, то возникают подозрения. Ведь бак не был совсем пустым, в нем оставался некоторый запас.

Но необходимо учесть, что топливные трубки и шланги тоже имеют объем. Поэтому раньше времени не стоит грешить на работников АЗС. Если же уровень получился по самое горлышко, то обмана нет, либо он незначительный. Точный объем залитого бензина по чеку вы узнаете у кассира при оплате, и сравните его с реальными данными.

Использование канистры

Наливаем топливо в приготовленные емкости, а затем определяем объем. Это универсальный способ – не нужно ждать момента, когда начнет мигать красная лампочка на приборах машины. Однако, не на всех автозаправках разрешают заливать бензин в канистру.

Дальнейшие действия

Если выявлен обман, то нужно сразу подойти к оператору и сообщить о претензии. Обычно топливные компании не желают разглашения мошенничества и стараются решить вопрос на месте. Могут предложить долить бензина, либо заплатить деньгами. Если оператор утверждает, что все нормально, нужно вызвать администратора или записать его телефон и связаться с ним.

После появления администратора нужно потребовать сделать контрольный замер. На заправках должна быть специальная мерная тара. Она позволяет сделать замеры и узнать, сколько бензина в баке стало после заправки. Но этот способ подойдет, если перед заливкой бак был абсолютно пустой. Однако такого никогда не бывает. В таком случае контрольный слив будет бесполезен. Если измеренный объем окажется меньше оплаченного, факт обмана будет доказан.

Следующим шагом будет составление акта. В нем указывается информация о том, что залитое горючее не соответствует оплаченному объему. При этом рекомендуется найти пару свидетелей из числа пассажиров или других водителей. Нужно зафиксировать их контакты, личные данные, обстоятельства и место происшествия, с указанием времени.

Внизу должны быть подписи всех участников. Акт составляется в 2-х экземплярах: один – водителю, второй – для АЗС. Оператор или администратор обычно отказываются от подписей, тогда это указывается в акте и заверяется свидетелями.

Крупные компании не будут портить репутацию. Поэтому денежная компенсация как правило выплачивается до судебного разбирательства, а недобросовестных работников автозаправки увольняют.

Полезные советы

Если нет желания часто проверять и контролировать залитый объем горючего на заправках, выполняйте простые рекомендации.

  1. Пользуйтесь только проверенными станциями АЗС.
  2. Если заправка незнакомая, лучше по возможности залить бензин в канистру.
  3. Заправляйтесь небольшими объемами, чтобы снизить риск недолива.
  4. Смотрите на дисплей счетчика – отсчет должен прекратиться еще во время заливки, а не после него.
  5. Не пользуйтесь услугами заправщика, сделайте все своими руками.
  6. Если бензовоз недавно слил горючее, то с заправкой лучше повременить.
  7. На пистолете есть пластиковый прозрачный глазок. Если через него стали видны пузыри, потребуйте прекратить заправку.
Читайте также  Как правильно выбрать литые диски для автомобиля?

Не поддавайтесь мошенничеству – после выявления обмана, сразу обращайтесь в отдел по защите потребителей. Настаивайте на своей правоте, работники автозаправки боятся оглашения ситуации. Поэтому ущерб будет компенсирован в ближайшее время. Следуйте описанным выше рекомендациям, чем снизите риск мошенничества против вас.

Бензин не уместился в бак – требуйте на заправке два чека

Вячеслав Предыбайло, директор проектов производителя онлайн-касс «Эвотор», так комментирует правила возврата денег и выдачи чеков на заправке.

«Если при заправке производится сначала оплата, а потом заливается бензин и бензин не поместился в бак, с точки зрения отчетности это выглядит следующим образом. В момент, когда клиент в кассе озвучил номер колонки и сумму, формируется обычный чек продажи, то есть чек, по которому должен быть отпущен бензин – заявленное клиентом количество литров на определенную сумму. Если в бак не поместился оплаченный объем бензина, то делается чек на возврат, то есть на выходе у клиента должно оставаться на руках два чека», – отмечает эксперт.

То есть когда услуга только заказывается, то формируется чек на продажу, а если бензин не поместился в бак, кассир обязан сформировать чек на возврат денег. Это если мы платим за услугу наличными средствами, в кассу.

Возврат на банковскую карту осуществляется примерно так же. Но поскольку оплата картой – это безналичный платеж, скорость возврата денег клиенту зависит от банка-эмитента карты, отмечает Вячеслав Предыбайло. А кроме того, и от банка, который обслуживает оборот по картам на данной заправке, – банка-эквайера.

Обычно возврат денег на карту происходит в течение 40 дней. Это связано с тем, что большинство карт в России – это до сих пор карты международных платежных систем Visa и Mastercard. Именно правила разбора транзакций по картам этих систем и дают банкам временной лаг – в течение 40 дней банк обязан ответить на жалобу клиента. За это время банк-эквайер обязан связаться с банком-эмитентом карты и договориться о возмещении средств и перезачете операций. Поскольку, когда человек платит картой в любом месте – в магазине, в интернете или на заправке, – с него списываются не его собственные средства с личного счета в банке, а деньги со счета на депозите банка, выпустившего карту, в системе Visa или Mastercard. Потом банк-эмитент карты средства, списанные с депозита, возмещает в систему, что называется, «из своих». На момент оплаты товара или услуги на АЗС средства на карте не списываются, а лишь замораживаются. Большая беда российских банков в том, что они не хотят слать клиенту при операциях две разные эсэмэски: о том, что определенная сумма средств на карте банком заблокирована, а позже – о том, что эта же сумма списана. А шлют лишь одно сообщение, и оно многими людьми воспринимается как «средства списаны».

Для того чтобы международные платежные системы расчетов, банк-эмитент и банк-эквайер смогли нормально разобраться, в какой момент и сколько денег было удержано с клиента, и есть правило «40 дней». На практике этот период у нормальных банков, то есть заботящихся о лояльности к ним клиентов, намного короче. Не удивляйтесь, если возврат будет сделан в ту же минуту, когда вы сообщите на заправке, что в «бак не влезло!». Но моментальный возврат средств – это скорее нонсенс, чем правило. Обычно банки возвращают средства клиенту на следующий день, на второй-третий день после отмены транзакции или через неделю. Но средства, вернувшиеся клиенту через неделю, это, как правило, все равно не средства клиента, у которого «не влезло бак». Это банк компенсирует деньги «из своих». Если оплата проходит на заправке в России, в рублях, то дальнейших проблем не возникает – переплату банка система компенсирует. Куда сложнее будет, если клиент российского банка платил своей картой на заправке за рубежом, да еще в стране с «мягкой валютой». Например, в Венгрии покупал бензин за форинты или в Польше – за злотые. Вот там клиенту российского банка будет гарантирован целый «зоопарк» перерасчетов. И не факт, что клиент еще и не останется должен банку – в ситуации, когда он платит картой за рубежом, а курс рубля при этом снижается.

В последние два года российские банки активно распространяют карты отечественной платежной системы «Мир». И хотя в этой системе все банки российские и нет необходимости связываться с международными провайдерами услуг, официальный срок возврата средств на карту «Мир» тоже приличный – до 30 дней.

Если вам на заправке почему-то не выдали чек на возврат средств, жалобу надо писать в головной офис компании, которой принадлежит АЗС. А если вы платили картой и сумма покупки оказалась меньше, чем было в итоге заплачено, надо не полениться и написать письменную претензию в банк-эквайер и в банк, выпустивший карту. Обычно название банка, который обрабатывает операции на каждой заправке, написано на устройстве по приему карт или же вы видите название банка в самом начале проведения операции по карте на экране. В крайнем случае название банка-эквайера должен вам назвать кассир, принимающий от вас средства на оплату топлива. И если кассир имя банка не знает (не помнит, знать не хотел никогда) – это грубое нарушение прав потребителя, надо жаловаться в головной офис сети АЗС.

Конечно, в наш век глобального digital, то есть проникновения всевидящего ока цифровых технологий даже в наш личный бак с бензином, можно не писать претензию на листе бумаги и от руки прямо на заправке. Можно доехать до дома и написать претензию, сидя в своем удобном кресле, – на сайт банка или в техническую поддержку. Или в чат – личному менеджеру. Но учтите, что если деньги вам не вернут и обстоятельства сложатся так, что придется их отстаивать по суду – например, вы переплатили на заправке, ждали возврат средств, а Банк России в эти 40 дней отозвал у банка лицензию, – то в суд лучше идти с письменной претензией к банку. Скрин обращения в чате или через сайт банка некоторые суды примут в качестве доказательства вашего иска, а вот некоторые суды этот же вещдок могут и не принять. Единой системы, что же из цифровых следов считать доказательством, наши суды пока не выработали.

Если банк жив и здоров, ЦБ у него лицензию не отозвал, а ваши требования вернуть деньги он просто игнорирует, не лишним будет написать жалобу на сайте ЦБ – в разделе общественная приемная, в департамент защиты прав потребителей. Как правило, это обращение очень ускоряет решение вопроса в пользу клиента в досудебном порядке.

Что касается бонусных программ. Когда клиент покупает перед заправкой нужное количество литров, он предоставляет свою бонусную карту и ему начисляются баллы. Если литраж не вместился, при возврате стандартная система видит сумму возврата и автоматически соответственно уменьшает количество бонусов, отмечает Вячеслав Предыбайло.

Эксперт обращает внимание, что, если в чеке на возврат указана сумма большая, чем по факту поместилось в бак литров бензина (если кассир и заправщик банально «дурят» клиента или работодателя), клиент может отсканировать QR-код чека через приложение Федеральной налоговой службы (ФНС) и написать жалобу, что в чеке указана некорректная сумма. После чего ФНС будет решать, что делать с данной точкой продаж.

Ситуация, когда мы вносим предоплату, а потом точка продаж обязана вернуть нам неиспользованные средства, возникает не только на заправках. Возврат денег должен быть предусмотрен в любых случаях, когда мы совершаем предоплаченные покупки, то есть вносим средства заранее, до момента получения товара. В ситуациях, когда мы оплачиваем пользование товаром на определенное время, когда заранее оговорено, что средства за неиспользованное время можно вернуть. Например, за время, проведенное в библиотеке или аквапарке.

Если же точка продаж говорит, что она может продать вам лишь 10 литров бензина или лишь два часа проката роликовых коньков, а неиспользованное время сгорает, это говорит лишь о том, что компания не хочет связываться с возвратом денег. Но куда жаловаться на такое нежелание, мы уже знаем – в ФНС.