Mt коробка передач что это такое?

Чем отличается коробка трансмиссии АМТ от АТ, плюсы и минусы конструкций

Механические коробки передач постепенно уходят в прошлое, уступая место автоматизированным аналогам. Избавив автомобили от педали сцепления, производители не смогли решить все поставленные задачи, связанные с эффективностью и экономичностью машины. Чтобы улучшить характеристики авто и повысить контроль водителя над ним, конструкторы создали гибрид механики и автомата. Оба варианта — АТ и АМТ имеют свои плюсы и минусы, о которых необходимо знать, выбирая для себя автомобиль.

Как устроена коробка АМТ

AMT — коробка передач, устанавливаемая сегодня на многих автомобилях зарубежного и отечественного производства. Такие устройства часто устанавливают на машинах спортивного типа. Эксперты считают, что именно АМТ в будущем получит максимальное распространение и будет более популярна, чем автоматическая коробка передач (автомат или АТ).

Какие элементы входят?

По сути, АМТ — это механическая коробка, надежное и проверенное десятилетиями устройство, в котором предусмотрено автоматическое переключение. Проще говоря, АМТ — это нечто среднее между механикой и автоматом.

В состав роботизированной коробки входят такие элементы:

  • МКПП (механическая коробка);
  • ЭБУ (электронный блок управления);
  • сцепление;
  • привод, соединяющий сцепление и передачи;
  • другие узлы.

В автомобилях, оснащенных «роботом», имеется также большое количество разнообразных датчиков, благодаря работе которых скорости переключаются в нужный момент.

В авто с АМТ установлены датчики:

  • ABS — относится к системе антиблокировки;
  • датчик, контролирующий вращение коленвала;
  • ESP — отвечает за электронную стабилизацию и прочие.

В отличие от машин с МКПП, в «роботах» происходит постоянный контроль температуры внутри АМТ с помощью специальных термодатчиков.

Принцип действия

Расшифровка аббревиатуры АМТ— автоматизированная механическая трансмиссия. Автомобилисты подобную коробку называют «роботом».

Как работает АМТ:

  1. Коробка стоит механическая, но водителю не приходится ни выжимать сцепление, ни переключать скорости — все эти манипуляции выполняются автоматически на основе компьютерных расчетов
  2. Бортовой компьютер, проанализировав скорость, показания датчика ABS и другие данные от различных систем автомобиля, инициирует переключение передач. Это действие выполняется устройствами, которые передают усилие — актуаторами.
  3. АМТ коробки могут работать в автоматическом или полуавтоматическом режиме. При полной автоматике переключение происходит автоматически. В полуавтоматическом режиме скорости переключаются ручным способом. Человек, управляя авто, пользуется функцией Tiptronic АКПП. В этом режиме скорость переключают рычагом или используют переключатели, которые находятся под рулем.

Самый дешевый и распространенный вариант — роботизированная коробка. Ее недостаток – скорость реакции. Подобные АМТ ставят на бюджетные машины, которые и подмачивают репутацию роботизированных коробок.

Алгоритм работы АМТ:

  1. Пуск мотора.
  2. Поток мощности разрывается сцеплением.
  3. Выбор скорости.
  4. Включается сцепление.
  5. Плавно увеличиваются обороты нажатием педали газа.
  6. Машина начинает двигаться.

Плюсы и минусы коробки АМТ

Коробка, сочетающая в себе механику и автомат, как и всякий автомобильный агрегат, представляет собой сложную систему, обладающую определенными характеристиками и имеющую ряд преимуществ перед АТ трансмиссией и обычной механикой.

  • надежная механическая часть;
  • выносливость и долгий ресурс работы;
  • фрикционное сцепление уменьшает затраты топлива;
  • небольшой расход трансмиссионного масла в сравнении с «автоматом» — АМТ требует 4 л, АТ — 8 л;
  • механическая часть доступна ремонту;
  • возможность управления в режиме полуавтомата.

Благодаря полуавтоматическому режиму водитель может принимать участие в работе системы, если возникнет сложная ситуация при езде — пробка, плохая дорога, светофор, подъемы, крутые спуски и т. п.

Роботизированные коробки сегодня весьма популярны у автомобилистов. Конструкторы постоянно улучшают работу и технические характеристики узла. Но есть у АМТ и ряд недостатков, о которых полезно знать тем, кто не знает какую коробку предпочесть.

  • нельзя перепрошить процессор или запрограммировать иной алгоритм, чтобы повысить, например, динамику авто;
  • занижение скорости переключения;
  • часто буксует сцепление;
  • при малых оборотах (на подъемах или в пробках) трансмиссия перегревается;
  • при переключении скоростей в авторежиме могут наблюдаться рывки.

Одна из самых неприятных ситуаций, которая может случиться с АМТ в пути, — перегрев сцепления. Чтобы его предотвратить, рекомендуется при остановке более чем на 10 с ставить коробку на нейтральную скорость.

Как устроена коробка АТ

АТ — автоматическая трансмиссия, в которой используется автоматическая коробка переключения передач (АКПП), благодаря которой упрощается управление автомобилем. Водителю не приходится переключать передачи при изменении скорости — всё происходит автоматически.

В Европе и США более 80% продаваемых авто оснащены АТ трансмиссией, в России – около 50%. Причем в премиум-сегменте 80% всех машин оборудованы автоматом.

Устройство коробки

Если в автомобиле имеется АТ трансмиссия, скорости переключаются в автоматическом режиме, работа которого обеспечивается гидравлическим трансформатором.

  • гидравлический трансформатор — осуществляет передачу усилия от двигателя к колесам;
  • планетарная передача — выполняет передачу крутящего момента к элементам АКПП;
  • фрикционная муфта — переключает передачи, получив сигнал от ЭБУ;
  • обгонная муфта — предохраняет детали АКПП и фрикционную муфту от механических повреждений;
  • соединительные механизмы — разные валы, барабаны и шестеренки.

Принцип действия

Первые АКПП появились в 30-е годы прошлого века. Конструкция современных автоматов далеко ушла от первых агрегатов, но принцип их действия почти не поменялся.

АКПП условно делится на три части:

  • гидравлическую — она отвечает за передачу крутящего момента;
  • электронную — переключает режимы и обеспечивает связь с системами автомобиля;
  • механическую — переключает скорости.

Как работает АКПП:

  1. Когда включается двигатель, в трансформатор поступает масло и давление растет. Начинается вращение кольца насоса. После того как активируется скорость, а топливо поступает через акселератор, происходит ускорение «нагнетателя».
  2. Благодаря рабочей жидкости запускается вращение. Ее поток поочередно запускает колеса — реакторное и турбинное.
  3. Колеса автомобиля благодаря вращающему моменту начинают движение. После достижения определенного уровня скорости, элементы совершают одинаковое движение. Жидкость, поступая в реактор, обеспечивает его вращение, а система работает подобно гидравлической муфте. Когда возрастает сопротивление, например, при подъеме вверх, агрегат прекращает движение.
  4. При достижении определенного уровня скорости происходит переключение передачи. ЭБУ отправляет сигнал на остановку пониженной передачи. Переключается она без потери эффективности за счет наличия масла в клапане. При уменьшении скорости передача переключается в обратном направлении.

Когда двигатель глохнет, в гидротрансформаторе пропадает давление, поэтому запустить авто «толканием» невозможно.

Достоинства и недостатки

АТ и АКПП имеют массу преимуществ, поэтому широко внедряются в современные авто. Но если бы эта система была безупречной, не стали бы выпускать АМТ.

  • комфортное управление;
  • повышенная безопасность движения — водителю не приходится отвлекаться на переключение скоростей;
  • комфортность еэды — в авто с АКПП нет проблем при начале движения и остановке, как в механике;
  • снижается износ мотора.

Многие водители авто с МТ бывали в ситуации, когда они, забыв, что машина стоит на скорости, включали зажигание. В результате авто совершало «прыжок» вперед. В машине с АТ такого произойти не может.

  • более высокая стоимость автомобиля;
  • большой расход топлива;
  • АКПП требуется тщательный уход — нужно часто менять масло и т. п.;
  • дорогой ремонт;
  • невысокий КПД;
  • имеются особенности использования 4АТ в зимнее время;
  • если аккумулятор разрядится, авто не получится завести «с толкача».

Во время каждого техосмотра рекомендуется проводить калибровку АКПП, чтобы увеличить срок ее службы.

Что лучше выбрать?

Начинающим автомобилистам, покупая машину, полезно разобраться в вопросе коробок передач. Многие предпочитают учиться на машинах с обычным типом трансмиссии 5МТ (как в жигулях), но позднее покупают современные авто с 5АМТ или АТ трансмишн.

Поняв, в чем разница АТ и АМТ коробки, вы сможете осознанно выбрать вариант, который оптимально подойдет для вашего стиля вождения, водительских навыков и предпочтений.

На что надо обратить внимание во время выбора:

  1. Машина с автоматом имеет всего две педали — газ и тормоз, и не нужно постоянно передвигать ручку переключения скоростей. Зато коробка АМТ сохранила все преимущества механики — стоимость, экономный расход топлива и полноценный контроль над автомобилем.
  2. АКПП требует большого количества трансмиссионного масла, она чувствительна к качеству ATF и его состоянию. Агрегат плохо переносит постоянные высокие нагрузки и продолжительные пробуксовки, резкие старты и езду на высоких оборотах. А с АМТ таких проблем нет.
  3. КПД авто с АТ ниже на 10-15%, чем у машин с другими типами коробок.

Машины с АМТ подойдут водителям, предпочитающим спокойную и умеренную манеру езды. Поклонникам больших скоростей и резких маневров роботизированная коробка вряд ли понравится. АТ рекомендуется тем, кто хочет полностью переложить на автоматику переключение скоростей, чтобы сосредоточиться на управлении автомобилем. Поняв, что значит АТ и МТ в автомобиле, вы сможете совершить правильный и осознанный выбор.

Коробка АТ или АМТ: что лучше выбрать

Как известно, сегодня все автоматические трансмиссии принято называть АКПП. При этом «автоматом» может называться как классическая гидромеханическая КПП с гидротрансформаторам, так и вариатор CVT или роботизированная механика РКПП.

С учетом того, что коробка-робот также может быть представлена двумя типами КПП (например, полуавтоматическая механика АМТ и преселективная коробка типа DSG), у многих автолюбителей при выборе автоматической трансмиссии нередко возникают сложности.

Читайте также  Как правильно полировать кузов автомобиля?

Далее мы отдельно рассмотрим, что такое AT и АМТ, какие преимущества и недостатки имеют коробки данных типов, а также на что следует обратить внимание при выборе автомобиля с тем или иным видом автоматической коробки передач.

Автоматическая коробка АТ или АМТ: особенности КПП

Прежде всего, изначально автомобили оснащались всего двумя типами коробок передач: традиционная механика и гидромеханический автомат АКПП (он же AT). Однако в дальнейшем появились вариаторы CVТ, а также сравнительно недавно и коробки-роботы (АМТ и преселективные РКПП).

Если же говорить об АТ, данный тип коробок передач появился немногим позже, чем МКПП. Долгое время такая коробка оставалась единственным типом автомата, благодаря чему вплоть до сегодняшнего дня продолжает являться одним из самых распространенных типов АКПП.

  • Теперь давайте рассмотрим классическую АКПП и относительно недавно появившиеся роботы типа АМТ более подробно. Начнем с традиционного автомата.

Итак, гидромеханическая АКПП представляет собой сложное и дорогостоящее устройство, в котором сочетаются элементы гидравлики, механики и электроники. АКПП, в отличие от вариатора, является коробкой ступенчатого типа, то есть имеет фиксированные передачи.

Такая коробка не получила привычного механического сцепления, так как крутящий момент от ДВС на трансмиссию передается через специальное устройство («бублик» АКПП или гидротрансформатор).

Важную роль в таких автоматах играет трансмиссионная жидкость ATF (масло АКПП). Указанная жидкость является не просто смазкой, а рабочим телом. В гидротрансформаторе происходит преобразование крутящего момента и затем осуществляется его передача на коробку именно через жидкость.

Из преимуществ АКПП можно выделить достаточно высокий комфорт, плавность хода и надежность коробки. Исправная AT коробка практически незаметно переключает передачи, работает тихо, без лишних шумов и вибраций.

При этом классический автомат (с учетом особенностей его устройства и работы) нуждается в большом количестве трансмиссионного масла, чувствителен к качеству ATF и состоянию жидкости. Также агрегат не рассчитан на постоянные высокие нагрузки, «боится» длительных пробуксовок, резких стартов, езды на высоких оборотах.

Еще наличие гидротрансформатора означает, что КПД такой коробки несколько ниже по сравнению с аналогами (на 10-15%), что означает повышенный расход топлива и потери в динамике разгона.

Средний ресурс таких АКПП составляет 200-250 тыс. км., но только при условии своевременного и качественно обслуживания, а также соблюдения целого ряда правил в рамках эксплуатации ТС, оснащенных автоматом данного типа. Еще добавим, что ремонт АКПП также зачастую получается сложным и дорогим.

Коробка АМТ: плюсы и минусы

Теперь вернемся к АМТ (автоматизированная механическая трансмиссия). Прежде всего, АМТ коробка также способна переключать передачи в автоматическом режиме. Однако по устройству и принципам работы решение сильно отличается от AT.

Как уже было сказано выше, АМТ намного ближе к механической коробке передач. Фактически, такой робот — механика, которая управляется посредством электронного блока и сервомеханизмов. Данное решение позволяет значительно снизить стоимость производства самой коробки (до двух раз по сравнению с АT), а также повысить надежность и ремонтопригодность агрегата.

Параллельно стоит отметить, что наличие режима Типтроник позволяет водителю переключать передачи в ручном полуавтоматическом режиме при такой необходимости, задействовать весь потенциал двигателя, преодолевать сложные участки на дороге и т.д.

Если просто, АМТ включает в себя:

  • механическую коробку;
  • приводы сцепления и передач;
  • фрикционное сцепление;
  • датчики и ЭБУ коробкой;

В зависимости от конструкции, могут быть использованы два типа приводов сцепления (электрический привод сцепления от электродвигателей и гидравлический с набором гидроцилиндров и электромагнитных клапанов).

Гидропривод на практике работает быстрее и эффективнее, однако его стоимость намного выше. По этой причине такой привод обычно используется на спорткарах и коробках-роботах с двойным сцеплением (преселективная коробка передач).

Еще низкая скорость переключения передач на трансмиссиях с электрическим приводом приводит к разрыву потока мощности, динамика автомобиля ухудшается. Также возникают нарекания на ресурс и надежность однодисковых роботов АМТ. Хотя в основе лежит проверенная временем механическая коробка, которая управляется электроникой, проблемы обычно возникают не с самой КПП, а с исполнительными механизмами, электронными компонентами и сцеплением.

Примечательно то, что ресурс сервомеханизмов небольшой (около 100 тыс. км.), при этом они плохо поддаются ремонту и требуют замены. Для многих владельцев высокая стоимость подобных устройств является крайне неприятным сюрпризом.

Получается, хотя робот похож на МКПП, однако все равно подходит только для спокойной и плавной езды. Также по надежности такая КПП уступает механике и часто требует ремонта раньше, чем АКПП. Машина с коробкой АМТ также боится пробуксовок, высоких нагрузок, попыток запуска с «толкача» и т.п.

Что в итоге

Как видно, однозначно ответить на вопрос, что лучше, AT или AMT, достаточно сложно. С одной стороны, низкая себестоимость производства позволяет сделать АМТ робот более доступным. Однако не следует забывать о том, что комфорт и надежность в этом случае несколько пострадают.

Также ошибочно надеяться на простоту и ремонтопригодность МКПП при выборе АМТ, так как замена сервомеханизмов, исполнительных устройств и сцепления в случае с роботом получается достаточно затратными операциями.

Если же возникает необходимость ремонта, следует быть готовым к серьезным затратам. Как правило, это касается не только самой коробки, но и гидротрансформатора. Напоследок отметим, что более достойной альтернативой классическим АТ сегодня можно считать уже не АМТ, а коробки робот с двойным сцеплением (типа DSG или Powershift).

Такая коробка является симбиозом автомата и робота, при этом лишена основных недостатков АМТ. Однако минусом можно считать высокую стоимость, среднюю надежность, низкую ремонтопригодность и недостатки, которые позаимствованы от классического автомата.

Что же касается АМТ, такая КПП сегодня зачастую ставится на бюджетные городские авто и подходит для спокойной езды в автоматическом режиме с возможностью перехода на ручное управление. Получается, коробка АМТ позволяет обеспечить больше комфорта, чем механика МКПП, однако по ряду показателей сильно не дотягивает до полноценной коробки автомат AT.

Как правильно пользоваться роботизированной коробкой передач: «однодисковый» робот, преселективная роботизированная КПП с двумя сцеплениями. Рекомендации.

Чем отличается коробка вариатор от коробки автомат или коробки робот: основные отличия CVT от АКПП, а также роботизированных трансмиссий типа AMT или DSG.

Коробка механика или автомат: какая коробка передач лучше, МКПП или АКПП. Особенности механической и автоматической трансмиссии, рекомендации.

Чем отличается «классическая» АКПП с гидротрансформатором от роботизированной коробки передач с одним сцеплением и преселективных роботов типа DSG.

Что лучше выбрать, автомат с гидротрансформатором или роботизированную КПП с одним или двумя сцеплениями. Плюсы и минусы данных типов коробок, рекомендации.

Коробка передач робот: какие бывают РКПП, сильные и слабые стороны роботизированных коробок передач. Что нужно учитывать при покупке и эксплуатации робота.

Коробки передач грузовых автомобилей

И легковой автомобиль, и многотонный грузовик на первый взгляд отличаются лишь габаритами. Оба они оснащены ДВС, у обоих есть кузов и колеса, которые связаны трансмиссией, отвечающей за способность транспортного средства к перемещению. Однако коробка передач на грузовиках характеризуется рядом особенностей, которые в большинстве своем обусловлены внушительной массой ТС.

Ведь именно благодаря многоступенчатости становится возможным использование силовой установки с максимальной эффективностью. Об особенностях устройства коробки передач грузового автомобиля, а также об их ключевых отличиях пойдет речь в нашем сегодняшнем разговоре.

Отличие коробки перемены передач грузовика от коробки легковушки

КП на многотонной машине, которая к тому же перевозит огромные грузы, должна быть сверхнадежной и обладать большим количеством ступеней по сравнению с легковушками.

КПП грузовых транспортных средств разрабатывают таким образом, чтобы они могли обеспечить машине требуемые динамические свойства, экономный расход топлива, высокий КПД и бесшумность работы, а также были надежны и просты в обслуживании, по возможности отличались сравнительно небольшой массой и габаритами и были доступными с финансовой точки зрения.

В подавляющем большинстве случаев коробка передач грузовика представляет собой шестеренчатый агрегат, который изменяет крутящий момент и частоту на ведущих колесах в более широком диапазоне, чем это делает двигатель. Также она позволяет ехать задним ходом, отключать мотор от движителя на более продолжительный срок во время работы на стоянках, а также в момент запуска.

В случае с КПП для тяжеловесной грузовой техники особое значение отводится массе деталей. Именно поэтому авторитетные производители комплектующих делают все для того, чтобы коробки передач, устанавливаемые на коммерческий транспорт, были как можно более легкими.

Для этого компании-производители используют облегченные материалы, преимущественно – алюминиевые сплавы, а также применяют инновационные технологии в процессе изготовления внутреннего содержимого и корпуса.

Устройство механической грузовой коробки передач

Существуют две разновидности КПП, устанавливаемых на грузовые автомобили – механические и автоматические. Первые появились гораздо раньше, они отличаются большей надежностью, выносливостью и лучшей ремонтопригодностью.

Читайте также  Что заливается в радиатор автомобиля?

Переключение передач грузовика осуществляется благодаря наличию ступеней с зубчатыми шестеренками. Смена скоростного режима происходит из-за перемещения этих шестеренок. Зубья, сцепляющиеся с шестернями, обеспечивают возможность синхронизации колес и крутящего момента.

Говоря об устройстве механической коробки грузовика, необходимо упомянуть следующее:

  • В ее конструкцию входит большое количество узлов трансмиссии – обгонные муфты, блоки шестеренок, блок заднего хода.
  • Картер заполнен маслом, которое необходимо для смазки шестеренок, находящихся в постоянном движении.
  • Сцепление находится рядом с маховиком, установленным непосредственно на силовой установке.
  • Благодаря синхронизаторам скорости переключаются плавно, без ударов, вибраций и колебаний.

Особенности устройства трансмиссии исключают риск включения сразу нескольких передач – для этого используется кулиса, блокирующая самопроизвольную смену скоростей.

Разновидности и классификация

С точки зрения способа смены передаточных чисел КПП подразделяются на два вида – ступенчатые и бесступенчатые. В бесступенчатых передаточное число изменяется благодаря наличию гидротрансформаторов.

Иногда эту функцию выполняет вариатор. А когда речь идет о спецшасси, то с этой целью используется гидропривод. Помимо всего прочего, оси валов в коробках передач могут быть вращающимися (их еще называют планетарными) или неподвижными.

Количество ступеней передач

Большинство грузовиков российского производства оснащаются механическими трансмиссиями. Количество ступеней передач в них может варьироваться в зависимости от производителя и составлять от 6-ти до 16-ти скоростей. Не смотря на большое число скоростей, переключать их удобно благодаря делителю и демультипликатору, сдваивающим каждую из передач. Чем больше ступеней в трансмиссии, тем более маневренен грузовик, что особенно актуально на сложных участках пути.

Механическая коробка передач функционирует посредством сцепления, обобщающего и разобщающего мотор и трансмиссию транспортного средства. Если бы этого разобщения не было, переключить скорость движения было бы невозможно. КПП на грузовиках многоступенчатые, как уже говорилось выше, у авто разных марок число скоростей различно.

К примеру, старые отечественные «ГАЗы» и «ЗИЛы» оборудовались 4-хступенчатыми коробками, у МАЗов и КаМАЗов коробки 5-тиступенчатые, а вот у продукции зарубежного автопрома (MAN, Scania, Volvo) трансмиссия может быть не только 6-ти, но и 14-ти, и даже 16-тиступенчатой.

Демультипликатор и делитель

Логично, что такое большое количество передач влечет за собой определенные сложности с их переключением. Чтобы упростить задачу водителя, избавить его от необходимости поиска нужной скорости и «попадания» в нее, конструкторы изобрели принципиально новое решение, агрегаты, значительно упрощающие работу с грузовиками, но при этом не усложняющие конструкцию трансмиссии. Речь идет о делителе и демультипликаторе. Рассмотрим их подробнее.

Итак, делитель – это деталь, являющаяся в некоторой степени КПП для КПП. Выполнена она в виде редуктора, состоящего из двух ступеней, первая из которых является прямой, а вторая – повышающей. Будучи установленным, например, на 4-хступенчатую трансмиссию, делитель удваивает количество передач, и их становится 8.

Что касается демультипликатора, то он также представляет собой 2-хступенчатый редуктор, но нижняя его ступень является понижающей. Говоря иными словами, чтобы получить 16-тискоростную КПП, берут стандартную коробку и соединяют ее и с делителем, и с демультпликатором. Получается формула 4 на 2 и на 2 равно 16. Управление описанными выше агрегатами осуществляется посредством рычажков и кнопок, дополнительно установленных на коробке передач.

Особенно большое количество скоростей актуально, когда автомобиль поднимается под внушительным уклоном, а ресурсов двигателя не хватает для создания требуемой тяги. Помимо прочего, трансмиссии с делителями и демультипликаторами характеризуются повышенным износом и большей экономичностью.

Автоматические коробки

Что касается автоматических коробок передач, то они не получили на грузовиках столь широкого распространения, как на легковушках. Главная причина такого положения дел – неспособность «автоматов» обеспечить должную экономию топлива. МКП ценится водителями во многом потому, что она позволяет четко контролировать автомобиль и при правильном режиме езды экономить горючее.

К тому же «механика» более проста и доступна в обслуживании, ее ремонтопригодность намного выше.

К сожалению, «автомат» не способен похвастаться этими преимуществами, поэтому на большегрузах он является чем-то сродни экзотики.

Однако есть у АКП на грузовиках и определенные преимущества, в частности:

  • Повышают комфорт управления автомобилем (водителю не приходится думать о выборе правильной скорости). Особенно удобно это во время движения в населенных пунктах с плотным трафиком и сложной дорожной обстановкой.
  • Продлевают срок службы мотора, снижают износ деталей и комплектующих, позволяют уменьшить количество неисправностей и исключить необходимость преждевременного ремонта.
  • Благодаря тому, что управление действиями осуществляет электроника, машина плавнее стартует с места и так же плавно тормозит, что способствует более комфортной езде. Обеспечивают плавность движения на дорогах, качество покрытия которых оставляет желать лучшего.

Признаки неисправности

Существует несколько признаков необходимости ремонта коробки передач грузового автомобиля:

  • Скорости движения меняются самопроизвольно.
  • Передача не включается (как правило, случается это из-за износа механизмов привода переключателей шестеренок).
  • Переключить скорость становится все сложнее, для этого приходится прикладывать усилие. В таких случаях необходимо срочно обратиться на СТО, т.к. подобный признак может свидетельствовать о поломке шлица первичного вала.
  • В процессе езды появляются посторонние звуки и вибрации, которые являются свидетельством разрушения подшипников.

Ремонт коробки передач

Ремонт КПП грузовиков должен выполняться в специализированных сервисных центрах, персонал которых обладает требуемым опытом и имеет в своем распоряжении все необходимое оборудование и инструменты. Ремонту агрегата предшествует его тщательная диагностика и грамотный демонтаж.

Выполняется ремонт на специальном поворотном стенде. Если необходимо заменить детали коробки, ее придется полностью разобрать и внимательно осмотреть на предмет наличия трещин и срывов резьбы. Если на шестеренках сломаны зубья, их (то есть шестерни), нужно поменять.

Сделать это технически грамотно и правильно, не обладая требуемыми навыками, невозможно, поэтому еще раз настоятельно рекомендуем доверить выполнение столь ответственной задачи настоящим профессионалам.

Заключение

Мы описали ключевые особенности КПП грузовиков и их основные разновидности. И у «механики», и у «автомата» есть как плюсы, так и минусы, выбор делается на основе предпочтений пользователя и с учетом условий дальнейшей эксплуатации ТС. В любом случае, о какой именно коробке речь бы ни шла, необходимо своевременно проводить техобслуживание и обращаться в автомастерскую сразу же, как только были замечены малейшие признаки неисправности.

Коробки передач грузовых автомобилей, как переключать

Почему «роботы» с двумя сцеплениями скоро вытеснят все остальные коробки

Как устроена новая коробка Kia

DCT расшифровывается как Dual Clutch Transmission, то есть трансмиссия с двумя сцеплениями. Это первая многодисковая коробка — собственная разработка компании Kia Motors из Центра Исследований и Разработок в Намьянге.

Как вы уже могли догадаться, DCT — это в определенном смысле аналог знаменитой коробки DSG от Volkswagen, которая сначала радовала покупателей резвостью и экономичностью, потом досаждала поломками в своем 7-ступенчатом исполнении, а к 2014 году наконец лишилась явных конструктивных дефектов после доброго десятка доработок.

Для непосвященных кратко объясним, что DCT — это «робот», то есть конструктивно — механическая коробка с блоком управления и актуаторами, которые вместо водителя переключают передачи. А что такое «два сцепления»? Если вкратце, то, вообще-то, сцепление одно. Просто ведомых дисков у него два — один передает крутящий момент на нечетный ряд передач (1-3-5-7 и т.д.), второй — на четный (2-4-6 и т.д.).

Конструкция собрана таким образом, что диски сцепления сидят на одной оси, а их валы вложены один в другой. Второй вал длиннее первого и проходит насквозь. Каждый из них приводит в движение свой ряд шестерней: четный и нечетный. Между этими дисками находится ведущий диск — маховик, который вращает двигатель.

Включение и выключение дисков сцепления электромеханическое, что ускоряет процесс переключения. Но основная экономия времени при выборе передачи — в так называемом преселективном режиме работы АКПП. Если грубо, то пока включена, допустим, первая передача на нечетном ряду, на четном уже подготовлена к включению вторая — когда это будет необходимо, останется только отсоединить от маховика один диск сцепления и присоединить другой.

Электронный блок управления коробкой предугадывает динамику движения — разгон или торможение, заранее замыкая привод следующей зубчатой пары. Как на передачу вверх, так и вниз. Два процесса, отсоединение одного диска и присоединение другого, происходят одновременно.

Как вы понимаете, конструкция невероятно сложная. Незначительные отклонения в работе коробки на доли секунды и на доли миллиметра быстро приводят к ускоренному износу дисков и нестабильной работе с толчками при движении и т.п. Собственно, сложностями настройки электроники во многом и обусловлены проблемы с фольксвагеновской коробкой DSG.

В целом схема позволяет сократить время на переключение передач до 100-200 миллисекунд, обеспечить ровную тягу при разгоне и снизить расход топлива, экономя до 10%. В случае с Kia заявленная экономия — 5-7%.

История преселективных коробок

Сама по себе идея использования мультидискового сцепления была запатентована французским инженером Адольфом Кегрессом еще в 1935 году. Мсье Кегресс вообще был большим талантом и, помимо патента на то, что в будущем стало DCT, еще сделал первый внедорожник — гусеничный Руссо-Балт, о котором мы когда-нибудь расскажем. Но не будем отвлекаться. Из-за отсутствия технологических возможностей идея коробки с двумя сцеплениями осталась на бумаге.

Читайте также  Сорвал резьбу в блоке цилиндров что делать?

В 80-х годах инженеры Porsche воплотили задумку в железе и использовали передовую разработку в кольцевых автогонках. Однако значительные габариты, большой вес и низкая надежность оставили коробку на уровне прототипа, и за гоночный трек она не вышла. Подобные попытки предпринимали и раллийные команды Peugeot и Audi, но закончилось все тем же — от использования отказались.

С середины 90-х VW начинает разработку своей версии мультидисковой АКПП под аббревиатурой DSG (Direct Speed Gearbox). Результатом стала серийная коробка, которая с 2003 года устанавливалась на Golf Mk4 R32. Опыт оказался настолько успешным, что им заинтересовались другие автопроизводители, а VW совершенствует эту коробку и по сей день, устанавливая ее практически на все свои серийные автомобили.

На данном этапе такие коробки делятся на два типа — сухие и мокрые. С сухими все понятно по определению. Диски работают, как в обычной механической коробке, на сухом трении. В мокрых диски сцепления погружены в масляную ванну. Сделано это для охлаждения при нагрузке свыше 350 ньютонов на метр. Мокрые «роботы» работают с «моментными» дизелями и высокофорсированными бензиновыми двигателями.

Расскажем о нескольких типичных представителях семейства преселективов.

Audi S-Tronic

Изначально S-tronic разрабатывался под высокие нагрузки: предельные значения 550 Н*м, 9 000 об/мин. Конструкторам пришлось обеспечить два контура смазки. Один отвечает за работу управляющей гидравлики и сцепления, другой обеспечивает смазку шестерней КПП. Причем масло используется разное. Так как плотность гидротрансформаторного масла может меняться при различной температуре, при агрессивных режимах работы масляная помпа имеет дополнительный вакуумный усилитель, способный поднять давление на непродолжительное время.

Другая особенность в том, что выходной вал передает вращение на межосевой дифференциал, расположенный прямо в корпусе самой АКПП. В зависимости от настроек дифференциал может передавать на заднюю ось от 35% до 85% крутящего момента (60% по умолчанию).

Данная коробка может работать как в полностью автоматическом режиме, так и в ручном с использованием подрулевых переключателей вверх/вниз (+/-).

Роботы DCT от компании Киа: конструкция и надёжность

Сейчас очень многие автопроизводители комплектуют авто «роботами». Всё дело в том, что они гораздо проще, а значит дешевле в производстве чем классический автомат с гидротрансформатором. При этом КПД таких коробок выше — возможно добиться меньшего расхода топлива используя тот же двигатель, по сравнению с АКПП c гидротрансформатором. Переключение передач на «роботе» с двумя сцеплениями происходит более быстро и четко, без разрыва мощности.

Роботизированная коробка передач, по сути, представляет собой механическую КПП с электрическими приводами переключения передач и выжима сцепления.

Все роботизированные коробки можно разделить на два типа в зависимости от конструкции механизма переключения: с электрическим управлением (посредством сервоприводов) и с гидравлическим управлением – переключение осуществляется с помощью гидроблока (гидроприводов).

Примеры с электрическим управлением: easytronic у opel, multimode у toyota, DCT у KIA. Примеры с гидравлическим управлением: SMG, DCT, DriveLogic у BMW, DSG от Volkswagen, SensoDrive у Citroen, 2-tronic, egs6 у Peugeot, dualogic у fiat.

Многих владельцев автомобилей в первую очередь интересует долговечность и ремонтопригодность. С каким пробегом они столкнутся с теми или иными неисправностями КПП. Разберемся на примере Dual Clutch Transmission (DCT) от компании Kia и Hyundai.

Конструкция DCT от Kia

Рассмотрим, что из себя представляет корейская «DSG». В основе — обычная механическая коробка передач, возможны варианты с 7-ю или 6-ю ступенями. Крутящий момент передаётся от двигателя к КПП с помощью механизма сцепления с сухим картером, как и в обычной «механике».

В КПП DCT есть два входных вала: для четных и нечетных передач. Поэтому и сцепления тоже два, а также 2 вилки и два выжимных подшипника.

Сцепление выжимается с помощью привода сцепления, в основе которого два электрических двигателя. У каждого сервопривода есть свой датчик положения.

Также в конструкции привода есть механизм компенсации износа сцепления. Для чего он нужен? По мере истирания фрикционных накладок дисков сцепления изменяется ход штока привода, выжимающего вилку сцепления. Из-за этого появляется вибрация или толчки при включении передачи. На некоторых «роботах» приходится периодически перенастраивать (адаптировать) механизм выжима сцепления на сервисе с помощью диагностического оборудования. Но на корейском DCT адаптация точки схватывания производится автоматически блоком управления коробкой с помощью встроенного механизма компенсации износа. Процедура компенсации запускается при выключенном двигателе.

Передачи переключаются с помощью электропривода. Привод включения состоит из двух моторов для чётных и нечётных передач и 4-х соленоидов.

В видео ниже наглядно показан принцип работы.

Особенности эксплуатации «робота» DCT

Для водителя интерфейс управления автомобиля с DCT остался таким же, как с классическим автоматом. Привычные P – R – N – D. Две педали. Есть возможность ручного режима переключения передач.

Масло в коробке используется SAE 70W API GL-4. Объём 1.9

2 литра. Оно не требует замены. В тяжёлых условиях эксплуатации периодичность замены 120 000 км (согласно официальной инструкции от Kia).

Но есть всё-таки небольшие особенности в управлении автомобилем с «роботом». Ниже небольшой список рекомендаций, который продлит жизнь вашей коробке и избавит вас от лишних трат на ремонт.

Что нельзя делать на авто с роботом DCT от Kia:

  1. Часто трогаться и останавливаться в пробке, проезжая по несколько сантиметров. Ведь каждый раз отпуская педаль тормоза вы автоматически отпускаете сцепление и диски начинают соприкасаться с маховиком. Сцепление не успевает войти в контакт полностью и немного пробуксовывает. Из-за этого возможен перегрев и деформация дисков и маховика. Если тянетесь в пробке — давайте впереди идущей машине проехать хотя бы 5 метров.
  2. Резко тормозить при езде накатом, например, перед светофором. Докатываясь до светофора, плавно тормозите, дайте сцеплению плавно разомкнуться.
  3. Управляя коробкой в ручном режиме, переключать на повышенную передачу при замедлении автомобиля и пониженную при ускорении.
  4. Совершать старт с двух педалей. Имеется в виду резкий старт с пробуксовкой, который достигается удерживанием тормоза левой ногой, и нажатием газа правой. При резком отпускании тормоза машина с буксом срывается с места. Не стоит так делать.
  5. Удерживать автомобиль педалью акселератора при движении в заторе на подъёме.
  6. Нельзя устанавливать рычаг в положение N во время движения.
  7. Нельзя переключать с D в R и наоборот не дождавшись полной остановки автомобиля.

Предупреждения на приборной панели

Для того чтобы продлить срок службы сцепления производитель предусмотрел систему контроля и вывода предупреждающих сообщений для водителя на панель приборов.

Система управления DCT может показывать три вида предупреждений:

  1. «Push brake pedal» (Нажмите педаль тормоза). Это сообщение выводится, если авто удерживается на подъёме с помощью педали газа. В этом случае привод сцепления включается и выключается, генерируя вибрацию автомобиля.
  2. «Clutch high temperature» (Высокая температура сцепления). Это предупреждение выводится, если блок управление вычислил что температура дисков сцепления слишком высокая.
  3. «Clutch overheat». Показывается если температура дисков становится критической. При этом сцепление выключается, автомобиль останавливается. На панели отображается сообщение с обратным отсчётом времени до момента возможности продолжать движение.

Надёжность коробки DCT и сколько стоит ремонт

Как же долго будет ходить новая корейская коробка? Не будет ли проблем, с которыми столкнулись владельцы автомобилей Volkswagen с DSG.

Хотя машин на «роботе» с пробегом более 100 тысяч км. на наших дорогах не так и много всё-таки модель совсем новая, но уже можно выделить главную их проблему – короткий срок службы пакетов сцеплений.

Очень часто проявляется неравномерность при плавном старте авто с места — появляются ощутимые толчки в трансмиссии. По истечении некоторого времени эти толчки прогрессируют, становятся более частыми и жёсткими. Причина в износе дисков сцепления. Ремонт в таком случае заключается в замене дисков сцепления, а иногда и выжимных подшипников. Стоимость комплекта сцепления составляет 1 000 USD, на момент написания статьи. Если автомобиль на гарантии – меняется за счёт компании Kia.

Происходит эта неисправность зачастую на пробегах до 50 000 км. Причем не только на Kia Sportage и Hyundai Tucson, но и на Ceed и Optima JF.

Износ сцепления не единственная, хоть и самая распространённая, поломка в корейском «роботе». Изредка бывают поломки электрического привода переключения передач (его цена около 2500 USD) а также поломка моховика.

Выход из строя механизма выжимающего сцепление стоит порядка 1 500 USD.

Если придётся менять маховик, что иногда случается при перегреве сцепления, придётся отдать за него ещё 1200 USD.