Как устранить скрип колодок при торможении автомобиля?

Somax › Блог › Скрипят колодки? Как устранить скрип тормозных колодок

Наткнулся на интересную тему — сам бывает страдаю от скрипа колодок. Почитайте, если интересно.

Одним из самых неприятных моментов при эксплуатации авто, с которым никак не хочется мириться, является скрип тормозов. Даже если этот скрежет «декоративный» и не представляет никакой опасности – долго терпеть такой свист не в состоянии никто. Почему скрипят тормозные колодки? В этой статье мы разберемся, откуда берется, и как избавиться от скрипа тормозов.

Прежде всего, необходимо понять, что такое и откуда появляется скрежет при торможении. При нажатии на педаль тормоза, колодки с двух сторон зажимают тормозной диск и останавливают его. В это время тормозные колодки начинают вибрировать с определенной частотой, и если эту частоту воспринимает человеческое ухо, то мы слышим противный скрип или свист. Этот скрип получается такой громкости, потому что конструкция колесной арки усиливает этот звук в несколько раз. Так что скрежет тормозов есть всегда, просто мы не всегда его слышим. Именно от этого мы и будем отталкиваться при подборе методов избавления от скрипа тормозов.

Причин свиста тормозов, на самом деле, очень много. Перечислим самые основные из них и способы их устранения.

Несовместимость материала колодок и дисков

Состав, из которого выполнена фрикционная (тормозящая) часть колодок, каждый производитель держит в тайне. Здесь, прежде всего, ищется компромисс между эффективностью торможения и долговечностью тормозных колодок, так как чем жестче материал из которого выполнена фрикционная часть тормозной колодки – тем выше её эффективность торможения, но к сожалению, выше вероятность появления вибрации и, соответственно, скрипа. На более «мягких» колодках вероятность появления скрипа ниже, но изнашиваются они быстрее.

Некоторые материалы выполнения фрикционных накладок просто несовместимы с материалом тормозных дисков и поэтому скрипят.

Избавиться от этого можно заменой тормозных колодок на колодки от другого производителя.

Заметим, что если вы установили новые колодки, и они сразу начали «свистеть», то не спешите бить тревогу – производители покрывают тормозные колодки специальным напылением, которое может вызывать скрип. В этом случае достаточно пару дней поездить или сделать несколько резких торможений и это напыление сотрется, соответственно скрип пропадет.


Скрипы, вызываемые особенностями конструкции

Производители применяют специальные противоскрипные пластины для предотвращения скрипа тормозов. Это металлические пластины, которые ставятся между тормозным поршнем и колодкой для надежного закрепления колодки в тормозном механизме, плотного и ровного прилегания поршня к колодке, устранения излишних зазоров. Это помогает предотвратить возникновение излишних вибраций, а соответственно и скрипов. Такие пластины иногда продаются в комплекте с колодками, а иногда отдельно. Если такие пластины у вас отсутствуют – желательно установить их.

Отметим, что колодки следует подбирать такой же формы, какой выполнены оригинальные заводские колодки для надежного закрепления колодки в суппорте, а соответственно, для, опять же, предотвращения излишних вибраций.

Теперь о конструкции самих колодок. Раз вибрации есть всегда, а ухо слышит лишь некоторый диапазон, то для избавления от скрипа надо изменить частоту вибраций на такую, которую не услышит ухо человека. Для этого производители делят фрикционную часть тормозной колодки на несколько (2 или 3) сегментов. Масса и площадь тормозящего сегмента становится меньше – частота вибраций увеличивается и свист пропадает. Делается это путем прорезей в фрикционной части. Ширина прорези

2мм, а её глубина

4мм на новой колодке. Если такие прорези отсутствуют на ваших колодках – можно пропилить их самому.

Ещё применяются закругления по краям колодок. Нужны они для того, чтобы тормозное усилие, возникающее при соприкосновении колодок и диска, возникало не сразу, а постепенно. Тогда подверженность колодки вибрации будет значительно ниже. Такие закругления тоже можно сделать самостоятельно, если такие отсутствуют.

Необязательно причиной скрипа являются колодки. Скрип также может появляться из-за неравномерного износа тормозного диска или его кривизны. Обратите на это особое внимание, так как на «кривом» тормозном диске будут скрипеть любые колодки. Искривиться диски могли из-за банального перегрева или из-за гидроудара (лужа) по нагретым дискам во время торможения. Здесь поможет балансировка тормозных дисков (проточка) или замена дисков на новые.

Так же немаловажную роль тут может сыграть и износившийся ступичный подшипник

Если вы давно не меняли тормозные колодки, и они вдруг заскрипели то, вполне вероятно они просто износились и их пора менять. На современных тормозных колодках имеются так называемые «скрипуны» или индикаторы износа колодок – специальная пластина из мягких металлов, которая начинает тереться об тормозной диск и издавать неприятный скрежет или скрип при достижении определенного износа фрикционной части колодки.

Ко всему вышеперечисленному, причиной неприятно скрипа могут быть и износившиеся части тормозного механизма – направляющие тормозного суппорта, поршни и т.д. В такой ситуации вибрации (скрип, свист, скрежет) могут иметь место и при простом движении – не обязательно при торможении. Эти части необходимо прочистить и смазать, а при необходимости — заменить на новые.

Чтобы избавиться от скрипа при торможении, вызываемого вышеперечисленными причинами необходимо провести диагностику ходовой части и тормозных механизмов вашего автомобиля с последующим устранением выявленных неисправностей.

Грязь, осадки, погодные условия

Замечено, что при повышенной влажности и низких температурах вероятность появления свиста тормозных колодок выше, чем в сухую и теплую погоду. Это связано с материалом исполнения фрикционной части колодок. Если скрип вызван этим, то он пропадает при изменении погоды или после некоторого количества интенсивных торможений.

Так же в «бороздки» на колодках и дисках, образовавшиеся при эксплуатации может попасть песок, грязь, пыль, образовавшаяся при стирании феродо (тормозящей части колодки), а так же инородные предметы. Зачастую это и становится причиной скрипа. Тут всё просто — достаточно прочистить и промыть тормозные механизмы и извлечь посторонние предметы.

Вот мы немного и разобрались в том, почему скрипят колодки. Как видите, причин скрипа колодок может быть множество. Прежде всего, необходимо провести анализ – вспомнить, когда появился скрип, при каких условиях, что могло послужить причиной. Если всё слишком «туманно» и наиболее вероятную причину появления скрипа выявить не удается, то оптимальным решением будет заехать в автосервис для диагностики ходовой части и тормозных механизмов вашего авто. Заодно попросить промыть и прочистить тормозные механизмы. Дальше, если скрип не пропадет, действовать исходя из результатов диагностики.
А самым простым решением будет замена колодок и проточка или дисков.
Надеемся, что статья была полезной для Вас.

Скрежет при торможении. Основные причины скрипа тормозов.

Проблема скрежет при торможении время от времени касается каждого автомобилиста. Еще бы – протяжный свист при торможении, пугает и настораживает. Но всегда ли необходимо сразу ехать в ближайший сервис или даже вызывать для этого эвакуатор? В большинстве случае – да. Скрип тормозов (колодок) в любом случае верный сигнал о неисправности одного из самых критичных узлов автомобиля, напрямую связанного с Вашей безопасностью. Давайте попробуем разобрать четыре основные причины – почему скрипят тормоза на машине?

Скрипят тормоза не только при торможении, но и в процессе поездки.

Тормозные колодки оснащены специальными металлическими «лепестками», когда поверхность колодки стирается в процессе эксплуатации «лепесток» касается диска и возникает противный скрежет тормозов. Это сделано специально – для надежной индикации, что колодки пора заменить. Кроме того, у некоторых автомобилей, есть специальный датчик – сигнальная лампочка, и при необходимости замены тормозных колодок она загорается.

Как самому проверить, что тормоза скрипят из-за износа?

Если на Вашем автомобиле дисковые тормоза, можно просто попробовать вывернуть руль до упора в сторону и посветить фонариком на колодку, можно «на глаз» определить толщину колодки. Если толщина более чем приличная, а тормоза скрипят при движении – нужно незамедлительно обратиться в СТО. Если для Вас кажется сложным определить толщину колодок на «глаз», сразу обратитесь за проверкой на износ колодок в ближайший сервис.

Толщина колодки легко определяется «на глаз».

Толщина колодки легко определяется «на глаз».

Скрип тормозов (колодок) возникает из-за их вибрации.

Читайте также  Какую краску выбрать для покраски автомобиля?

При торможении, естественно создается сильная вибрация в зоне действия колодки и тормозного диска, при этом возникают скрипы и даже протяжные «визги». Обычно для того, чтобы избежать посторонних звуков между колодкой и поршнем суппорта устанавливается специальная «противоскрипная» пластина, поглощающая вибрацию. Бывает что в некоторых, не совсем чистых на руку, СТО такие прокладки просто теряют или специально выбрасывают, чтобы клиент скорее приехал к ним с новой проблемой – свистом тормозов и поменял практически новые колодки.

Бывает так, что старая пластина проржавела и разрушилась, а новой нет в комплекте колодок, и её нужно было заказывать отдельным артикулом. Здесь совет простой – если Вы недавно меняли колодки в СТО и тормоза опять начали свистеть, то просто обратитесь в другой сервис, чтобы убедиться что работы были выполнены в точности со всеми требованиями.

Скрипят новые колодки, что делать?

Кроме отсутствия «противоскрипной» пластины есть и другие причины, почему новые, только что замененные, колодки начинают противно скрипеть. Во-первых, стоит обратить внимание на качество изготовления самих колодок, необходимо не экономить в таком вопросе как тормозная система, и брать только оригинальные расходные материалы. Бывает, что колодкам просто необходимо как следует притереться, и через пару дней (обычно до недели интенсивной езды) скрип пропадет сам по себе.

Если свист новых колодок не пропадает длительное время, это веская причина обраться в СТО, т.к. шансов на то, что проблема с посторонним шумом тормозов решиться сама по себе очень мало.

Заехал в грязь и колодки стали скрипеть!

Еще одна, классическая проблема, скрежета тормозов – жидкая грязь или глина, попадая рабочую поверхность тормозных колодок, высыхает и издает ужасные звуки – от скрипа до протяжного воя! Поэтому если с проблемой скрипа Вы столкнулись после поездки по бездорожью (выехали с федеральной трассы на местную дорогу где-нибудь в глубинке). Необходимо снять колесо, хорошо промыть его, почистить суппорт и элементы тормозной системы (кроме поверхности трения) металлической щеткой, а, затем, воспользоваться специальным средством для очистки тормозных дисков.

С колодками все нормально, но тормоза все равно скрипят.

Колодки могут свистеть, если они потеряли подвижность в суппорте, то есть «закисли». В таком случае поможет смазка, не смейтесь, смазка для тормозов. Причем не одна, а две и обе антискрипные. Для работы «плавающего» суппорта необходимо тонким слоем Liqui Moly Anti-Quietsch-Paste (артикул 7656, красного цвета) смазать направляющие пальцы суппорта. Причем не поверх старой смазки, а тщательно удалив старую и обезжирив поверхности при помощи Schnell-Reiniger (артикул 1900). Пазы суппорта, в которые вставляются колодки, также нужно тщательно очистить и нанести смазку, Liqui Moly Bremsen-Anti-Quietsch-Paste (артикул 7585, голубого цвета). В завершение обслуживания стоит очистить и обезжирить сам тормозной диск, используя Schnell-Reiniger (артикул 1900). Все эти нехитрые мероприятия поддерживают тормозные механизмы в постоянном тонусе, причем воя, писка или скрежета тормоза больше не издают!

Более подробно технология по уходу за тормозами описана в специальном разделе обслуживание тормозной системы.

Ухаживайте за своей машиной, и она, обязательно, будет Вам благодарна!

Купить нашу продукцию Вы можете рядом с домом у одного из наших партнеров — продукция Liqui Moly на карте Вашего города.

Почему скрипят тормоза при торможении машины: причины и рекомендации по устранению

В народе свист при замедлении толкуют с долей юмора: скрипит – значит, тормозит, а метод борьбы – универсальный и экономный: музыку погромче и все дела. Все потому, что это не симптом выхода из строя тормозной системы…в основной массе случаев. Если решили побороть его, приготовьте денежные знаки. Осмотр отрекомендует, во что вкладываться. Предпосылок, в общем-то, немного, а с научной точки зрения так и вовсе одна.

Почему и когда мы сталкиваемся со скрежетом

Прилипание фрикционной накладки к диску на долю секунды и следующий за этим ее срыв порождает вибрации. Ухо человека воспринимает их как свист, отсюда и жалоба, что тормоза скрипят при торможении на машине, класс которой, кстати, может быть абсолютно любым.

Если сравнивать степень вреда от писка и последствий тугого сцепления , то второе опаснее для здоровья. Но с визгом тяжело смириться в моральном плане. От него то и дело, что голова раскалывается.

В 80% случаев симптом возникает после смены колодок. Бывает, что свистят даже «оригиналы». Сталкиваются с фактом и те, кто давно не заглядывал за пределы колесного диска или доверил это дело неопытным работникам сервиса. Во влажную погоду скрежет тоже не исключен.

Из-за чего скрипят даже новые колодки при плавном торможении авто

Вся сложность в том, что причину найти можно только методом перебора. При появлении дефекта сразу после замены фрикционных накладок рассуждать приходиться лишь о том, что они не притерлись, о проблемах их качества или об отсутствии противоскрипных пластин на обратной части детали. Если накануне тормозную систему никто не обслуживал, осматривайте все узлы:

  • Колодки. Отдельные модели оснащены «пискунами» – специальными металлическими скобами, закрепленными на боковой части изделия. При критическом износе фрикционной части металл соприкасается с диском, и имеем писк.
  • Тормозные диски. Они изнашиваются и к тому же часто неравномерно. Допускаемое торцевое биение – не более 0,020 мм.
  • Суппорт. Не допускается подклинивания рабочих цилиндров и всей конструкции на направляющих. Порванные пыльники подлежат замене, пальцы – смазке специальным составом, устойчивым к высоким температурам.


Проводить осмотр ни к чему, если на диск попали вода, песок или он подвергся коррозии. Можно ничего не делать, как в случае со свистом ремня генератора на холодную после проезда лужи или выполнить серию длительных плавных торможений. Это поможет просушить деталь или убрать грязь с нее. К примеру, повторите три раза цикл: разгон до 80 км/ч и плавное замедление до 20 км/ч.

Если колодки скрипят при торможении после недавней мойки, готовьтесь к поиску токаря или походу в магазин. Холодная вода, попадая на раскаленный диск, приводит к неправильной его закалке. В итоге он неравномерно изнашивается и возникает биение.

К сведению. Керамическим деталям свойственно пищать «на холодную». У них температура схватывания несколько выше, чем у обычных тормозов, поэтому свист уходит после нескольких оттормаживаний.

Что делать, чтобы новые тормоза прекратили скрипеть при торможении машины на малой скорости

Собственно, если до появления скрежета ничего не делалось, то это призыв хотя бы осмотреть область вокруг суппортов. Куда глядеть – уже обсудили, в дополнительных комментариях эти случаи не нуждаются. Интересен список действий по отношению к свежим колодкам, которые после установки начали пищать. Сразу заменить – не вариант, это крайний метод.

Притереть

Дайте фрикционным накладкам время на притирку. Через несколько сотен километров городских поездок их рабочая поверхность будет полностью соприкасаться с диском, а это повод для прекращения свиста, но не единственный.

По отношению к колодкам актуален такой термин как «линька». Дело в том, что изделие включает органические продукты нефтеперерабатывающей промышленности – смолы. Перегреваясь, последние превращаются в газ, и между фрикционной частью и диском возникает газовая прокладка. Эффект похож на аквапланирование колес автомобиля.


Качественные изделия проходят «линьку» один-два раза и только при нагреве. «На холодную» они не скрипят, в отличие от низкосортных моделей. К слову, у последних приработка границ не знает – они будут пищать все время.

У спортивных колодок своя специфика. Если не сделать прожиг, то тормоза на машине будут постоянно свистеть даже при торможении на небольшой скорости. Запекание состоит из нескольких серий ускорений и замедлений с перерывами. Основная цель – перегреть колодки до состояния, когда в районе колес будет идти дымок:

  • Плавно остановится с 60 км/ч до 0 км/ч. Повторить 5 раз.
  • Двигаться 1 км без торможений.
  • Замедлиться с 80 км/ч до 0 км/ч. Выполнить 5 раз.
  • Ехать 2 км без остановок.
  • Выполнить пункты 1-4 еще раз.
  • Остудить тормоза в течение 5-10 км безостановочного движения.

Смазать

Ни в коем случае не рабочую поверхность! Мазать необходимо те площадки, которые прилегают к скобе и поверхностям суппорта. Это поможет избежать дополнительных вибраций, ведь пищать может не только фрикционный слой.

Читайте также  Как проверить настоящий пробег автомобиля?

Использовать не что попало, а медную противоскрипную пасту (к примеру, Mannol Kupfer-Paste или Liqui Moly Kupfer-Paste). Она не высыхает при высокой температуре и сгодится для профилактики направляющих суппортов.

Перед установкой новых колодок уместен осмотр контактных поверхностей скобы. Если на них есть заусенцы и выработка – выровнять надфилем. И не стоит забывать о направляющих суппортов – они также нуждаются в смазке и периодической замене. К слову их износ записан в причины стука при повороте руля на малой скорости.

Пересобрать механизм

На обратной стороне изделия должны быть противоскрипные пластины. Они не всегда намертво сидят на основании, примыкающем к тормозному суппорту. Если пластинки остались в коробке, следует немедленно поставить их. Не поможет – тогда использовать пасту.

Заменить колодки

Если предпринятые действия безрезультатны, а после установки наверстано уже более 1 000 км, смело выписывайте иную модель фрикционных деталей. Любителям «оригинала» один совет – не бойтесь переходить на другие бренды, часто это только на пользу.

Нестандартные случаи скрежета на передних и задних колесах

Маршрутная карта рассчитана на стандартные обстоятельства, когда скрип появился на старых колодках при мягком торможении или сразу после замены. А что предпринять, если летом было все нормально, а с приходом холодов появился визг? Или что делать в случае появления писка даже при отпущенной педали тормоза? Ищите ответы в специальной подборке:

  1. Тормоза начали скрипеть на морозе. Во время оттепели на диски может осесть влага. Если процесс носит регулярный характер – смажьте обратную сторону колодок.
  2. Свист даже когда не выжат тормоз. Перебирайте тормозные суппорты. Добивайтесь, чтобы они свободно ходили по направляющим, а рабочие цилиндры не клинило.

На заметку: конструктивные мероприятия, направленные против появления свиста

Для исследования инженерных ухищрений микроскоп не нужен. Они носят сугубо технический характер. Об одном из них разговор уже был – противоскрипные накладки на обратной стороне изделий. С иными средствами борьбы с вибрацией знакомьтесь ниже:

  • Скосы и прорези на фрикционном слое отодвигают резонансные колебания в область более высоких частот.
  • Прорези выполняют роль, аналогичную скосам + отводят грязь из пятна контакта.
  • Антивибрационные пластины гасят колебания относительно поршня и скобы суппорта.
  • Специально выгнутые элементы на обратной стороне колодки плотно входят в рабочий цилиндр, что помогает избежать шума на многих режимах торможения.
  • Проволочные скобы гасят колебания фрикционной детали вдоль направляющей.
  • На одном из направляющих пальцев суппорта ставят демпфирующие втулки, принимающие вибрации на себя.

Скрип колодок: Как исправить свист при торможении

Устранение скрипа тормозных колодок.

Не можете смериться с ужасным свистом или скрипом тормозных колодок? А может Вас раздражает ужасный звук при торможении и вы не знаете, что с этим делать? Вы только что, совсем недавно поменяли тормозные колодки, но в результате этого при торможении появился неприятный скрип или свист? Не расстраивайтесь друзья, на самом деле вы сами сможете самостоятельно все исправить.

Перед тем как перейти непосредственно к описанию способа, который поможет избавиться вам от скрипа тормозов, мы хотели бы отметить следующее, что полностью сделать немую тормозную систему вам не поможет ни один автомеханик. В любом случае при резком нажатии педали тормоза вы будете слышать определенный визг в тормозных колодках или в тормозных барабанах. Тем не менее, в большинстве случаев избавиться от неприятного скрипа или свиста в данном механизме все-таки можно. Можете далее ознакомиться.

Из-за чего визжат тормоза?

Современные тормоза состоят из тормозных металлических дисков, которые зажаты между двумя колодками покрытыми фрикционным материалом. Когда диски, суппорт и тормозные колодки находятся или имеют идеальное состояние, то вся система работает исправно и при резком нажатии на тормоз вы не услышите ни какого неприятного визжащего звука. Да, мы не спорим, что при резком торможении любой из водителей слышит визг тормозной системы, но он больше будет напоминать им звук правильно настроенной скрипки, чем ту же игру не профессионала на шотландской волынке.

Также как для нормального звука всех музыкальных инструментов необходим настройщик, так и для нормальной настройки тормозной системы нужен конкретный профессиональный автомеханик который, в случае неисправности тормозов сможет настроить тормозную систему вашей машины на оптимальную работу.

Нормальные шумы тормозной системы

Многие тормозные колодки свистят или скрипят, что обычно происходит в течении первых нескольких торможений после ночного простоя автомобиля на стоянке. Как правило, этот скрип уходит после того, как тормозные колодки нагреются и не выгонят из себя влагу, которая в них скопилась за ночь.

Вы уважаемые друзья наверняка сталкивались со скрежетом колодок, особенно в дождливую и сырую погоду по утрам? Не пугайтесь, это нормальное явление, поскольку за ночь на тормозных дисках из-за содержащейся в них влаги образовался тонкий слой ржавчины.

Раньше в качестве фрикционного материла на колодках использовался асбест. К счастью, в результате проведенных исследований медики доказали, что асбест может вызывать рак легких и поэтому от использования этого материала для покрытия тормозных колодок решили полностью отказаться.

В настоящее время в качестве фрикционных материалов используются альтернативные виды материалов, которые менее опасны для здоровья человека. Так, к примеру, в последние годы набирает популярность использование в качестве покрытия колодок сочетание металла и керамики. Это связано в первую очередь с тем, что в последние годы мировая автопромышленность развивается по пути уменьшения веса всех компонентов автомобиля. Поэтому снижение веса тормозной системы является важной задачей для всех автомобильных компаний.

Но из-за использования этих новых фрикционных покрытий при торможении автомобиля может как-раз и появляться неприятный скрип (визг) и т.п. в тормозах. Это совсем небольшая цена за увеличение мощности современных автомобилей, которая происходит за счет облегчения всех деталей автотранспортного средства.

Также, не стоит путать стандартный скрип тормозных колодок с тем скрипом, когда они (эти колодки) достигли 80% своего износа. Напомним нашим читателям, что большинство тормозных колодок начинают скрипеть в тот момент, когда фрикционный слой на них практически изношен. Это сделано для того, чтобы владелец машины без какой-либо диагностики смог впринципе узнать, что настало время менять старые колодки на новые.

Как уменьшить свист тормозных колодок?

Один из самых действенных способов избавиться от скрипа или свиста при торможении, это взять и поменять колодки на другие, в которых используется иной фрикционный материал. Правда, как многие знают, будет проблематично и трудно приобрести именно неоригинальные колодки, которые будут соответствовать а значит и работать лучше чем оригинальные колодки, но, тем не менее, это сегодня возможно.

Помните пожалуйста, что чем дороже колодки, тем дороже у них фрикционное покрытие от которого и зависит их благополучная работа, то есть, будет ли появляться посторонний звук при торможении или нет.

Также, уменьшить скрип или свист тормозов при торможении можно и иным способом, а именно, смазав колодки специальным(и) составом(ами). Мы не рекомендуем вам уважаемые друзья использовать для этого различные масляные составы и с ними WD-40, которые применяются для уменьшения трения фрикционного покрытия колодок с тормозным диском, поскольку все это может повлиять на эффективность самого торможения, что непременно снизит вашу собственную безопасность.

Кроме того, перед установкой неоригинальных колодок можно предварительно, при помощи наждачной бумаги удалить с них все металлические заусенцы, которые имеются на колодках, ну а затем покрасить все торцы огнестойкой краской. Таким образом вы сможете добиться уменьшения лишних зазоров между фрикционным покрытием и поверхностью тормозного диска.

В том числе, перед непосредственной установкой колодок в суппорт смажьте графитовой смазкой сами направляющие.

Если после подготовки колодок и смазки направляющих в суппорте скрип колодок не пропал и по-прежнему продолжает вас мучать на дороге, то проверьте пожалуйста тормозные диски на предмет их износа, замерив тем самым толщину тормозных дисков и равномерность их износа.

Если же тормозные диски находятся в идеальном состоянии и тормозные колодки подготовлены в соответствии с нашими рекомендациями, а свист при торможении по-прежнему появляется, то лучше будет сменить эти колодки на другие новые, а именно, купить для машины оригинальные колодки прямо непосредственно у дилера.

Читайте также  Можно ли запаять алюминиевый радиатор автомобиля?

Помните дорогие друзья автомобилисты, что приобретая любые запчасти на авто не у дилера, вы тем самым рискуете приобрести контрафактную продукцию, которая не сможет прослужить также долго, как реальные оригинальные запасные части.

Как устранить скрип колодок при торможении автомобиля?

  • Главная
  • Блог
  • Советы автомобилистам
  • Почему скрипят тормоза
  • Новинки мира авто
  • Новости автомобильного рынка
  • Популярное
  • Двигатель
  • Кузов
  • Салон
  • Система охлаждения
  • Трансмиссия
  • Фильтры
  • Шины и диски
  • Электрооборудование

Почему скрипят тормоза

Неприятные звуки, которые издает неисправная тормозная система, обобщенно называют скрипом. На самом деле у них есть, как минимум, две разновидности. Если научиться их различать, можно предположить причину еще до визита в автосервис. Чтобы стали понятны механизмы возникновения таких сигналов, нужно разобраться в устройстве дисковых тормозов.

Устройство тормозов

Основные детали, приводящие в действие тормозной механизм после того, как водитель нажал на педаль, это диск (или барабан), колодки и поршень. Диск крепится на ступицу колеса и поэтому вращается вместе с ним. По бокам от него расположены колодки, которые в момент торможения прижимает поршень, создавая сопротивление движению.

Схема дисковых тормозов

При этом в системе одного диска есть еще как минимум восемь деталей, которые могут заставить тормоза издавать скрип, свист или скрежет.

Скрипят тормоза: 5 основных причин

Естественные вибрации

Когда колодки прижимаются к тормозному диску, останавливая его, они вибрируют. За счет акустики, которую создают колесные арки, этот звук усиливается и становится настолько громким, что его можно услышать.

Он – и есть тот самый легкий скрип, который полностью исправная тормозная система может издавать постоянно.

Чтобы этого не происходило, некоторые производители колодок дополняют их специальными накладками, гасящими резонанс. Другой способ – одна или две прорези шириной от 2 до 4 мм на рабочей поверхности детали: так площадь, которая соприкасается с диском, уменьшается и снижается резонанс. Такая причина скрипа – не повод беспокоиться и назначать встречу с автомехаником.

Новые колодки

На заводе их покрывают специальным защитным слоем с примесями, который может вызывать свист и скрип, пока не сотрется полностью. Чтобы сократить время его износа, нужно несколько экстренных торможений, то есть необходимо развить скорость не меньше, чем 100 км/ч и резко остановиться. При этом обязательно соблюдать технику безопасности. Если стало ясно, что причина скрипа – именно трение об диски новых колодок, вмешательство специалистов сервисного центра не требуется.

Эмоции от скрипа тормозов

Несовместимость материалов колодок и дисков

Такая ситуация может возникнуть по двум причинам:

  1. Несмотря на то, что для производства колодок используют одни и те же материалы, их соотношение каждый производитель подбирает самостоятельно. Похожим образом дела обстоят и с дисками. И тогда материал фрикционного слоя первых во время торможения может конфликтовать с чугуном вторых.
  2. Условие, при котором могут начать скрипеть даже давно установленные колодки: их физические свойства изменились после нагрева и резкого охлаждения. Так бывает, если автомобиль, который давно находится в пути, попадает колесом в глубокую лужу, или если машина долго простояла в очереди на мойку в жару. В результате появляется неприятный звук, который можно искоренить, лишь заменив колодки. Эта неисправность не требует спешного вмешательства, но устранить причину скрипа можно только в автосервисе.

Перегрев диска

Постоянная физическая нагрузка в дуэте с высокой температурой в некоторых случаях сказывается на геометрии диска даже без резкого охлаждения. И когда он теряет первоначальную выверенную форму, то неизбежно соприкасается с другими элементами системы при торможении. Чтобы избавиться от свиста, а то и скрежета в такой ситуации, требуется заменить тормозной диск. И здесь не обойтись без срочного визита в сервисный центр.

Пришло время смазать механизм

Кроме самой шайбы дискового механизма, которая крепится к двум, а то и ко всем четырем колесам, в тормозной системе достаточно механических узлов, которые требуют смазки.

Устройство тормозной системы с указанием ключевых механизмов

Поэтому если скрип и свист стали постоянными спутниками поездок на автомобиле – то есть, слышны не только во время торможения, – велика вероятность, что причина в недостаточно хорошо смазанных механизмах. В целом такая неполадка не влияет на работу узлов, но может сократить срок их работы, поэтому срочное вмешательство остается на усмотрение автовладельца. Обработать детали специальным техническим маслом можно самостоятельно, если есть яма или другая возможность подобраться к системе.

Скрежет тормозов: 5 основных причин

Износились колодки или диски

В современных колодках установлены специальные индикаторы износа, изготовленные из металлических сплавов. Когда фрикционный слой детали истирается, колодка соприкасается с диском такой пластиной и возникает скрежет. Этот сигнал говорит о том, что необходимо срочно заменить детали в сервисном центре – иначе автомобиль будет хуже реагировать на нажатие педали тормоза, а со временем и вовсе перестанет останавливаться.

Менее заметное последствие продолжительных поездок с отслужившими колодками – ускоренный износ диска. Для его производства используется чугунный сплав, который в сравнении с фрикционным слоем колодок выглядит особенно прочным, но при этом чувствителен к резким перепадам температур и тоже со временем изнашивается, снижая эффективность нажатия на педаль тормоза. И если по разогретому диску начнет скрести индикаторы износа, этот процесс пойдет быстрее.

Изношенная (слева) и новая (справа) колодки

В систему попала грязь, вода или камень

За счет особенности конструкции в направляющих, между колодками и диском или барабаном может оказаться камень или песок. И когда во время торможения детали сближаются, эти элементы соприкасаются с фрикционным слоем и чугунной поверхностью, вызывая скребущий звук или даже скрежет. В этом случае стоит провести диагностику тормозной системы, чтобы выявить поврежденные детали и, если необходимо, разобрать и прочистить механизм.

Другая возможная причина скрежета – вода. Несмотря на то, что она не может механически помешать деталям работать, она способна вызвать деформацию разогретого тормозного диска, а если машина регулярно проходит брод или попадает в глубокие лужи, то и вызвать коррозию недостаточно защищенной системы. Профилактика таких ситуаций в том, чтобы избегать воды на дороге в жаркие дни и долгие поездки и регулярно смазывать узлы тормозной системы. А если проблема уже есть, необходим визит в сервисный центр.

Заклинило суппорт или цилиндр

Движимые части системы со временем могут начать подклинивать из-за недостаточного количества смазки или, в худшем случае, деформации. При этом в целом механизм изнашивается неравномерно, а первым сигналом о такой неисправности становятся неравномерно изношенные парные колодки.

В этом случае необходимо провести диагностику тормозной системы в автосервисе, чтобы вовремя заменить поврежденные запчасти или смазать исправный механизм.

Диагностика тормозной системы

Некачественные колодки

Иногда в составе деталей оказываются примеси, которые портят диск при истирании фрикционного слоя. Такая ситуация опасна не только скрежетом, но и повышенным износом механизма, и решается срочной заменой колодок. При их выборе стоит опираться на рекомендации автопроизводителя и официальных сервисных центров – так больше шансов установить качественную запчасть, которая сэкономит нервы, время и деньги.

Нарушена геометрия пылезащитного экрана

Так же, как и тормозной диск, металлический пылезащитный экран может перегреться и деформироваться. Он также может пострадать от удара или непрофессионального ремонта. Если при этом его края оказываются вогнуты внутрь, то будут соприкасаться с диском, во время движения создавая скрежет. Ситуацию исправит замена пылезащитного экрана или его механический ремонт.

Заключение

В большинстве случаев скрип, свист или скрежет тормозов предупреждает о проблемах, требующих вмешательства специалистов. При этом срочное вмешательство требуется редко. Поэтому, чтобы обеспечить автомобилю сохранность, а себе – безопасность, достаточно вовремя обратить внимание на сигналы, которые подает механизм.