Как промыть испаритель кондиционера автомобиля?

Как самостоятельно почистить кондиционер в автомобиле

Кондиционер в автомобиле давно стал элементом базовой комплектации большинства моделей средней ценовой категории. А в бюджетные машины его устанавливают в виде дополнительной опции. И многие хозяева таких авто, желая сэкономить деньги, чистят кондиционер самостоятельно.

Для чего нужно чистить кондиционер

Система охлаждения воздуха автомобиля чем-то похожа на сплит-систему. У нее есть свой внешний блок — конденсатор с радиатором охлаждения сжатого фреона. Он отдает тепло в окружающую среду. А также внутренний блок — испаритель. В нем, при переходе фреона в газообразное состояние, происходит отбор тепла у теплообменника пластинчатого вида. Воздух, нагнетаемый вентилятором на испаритель, охлаждается и попадает в салон.

В процессе эксплуатации любой кондиционер, а автомобильный тем более, накапливает грязь. Внешний блок загрязняется чисто механически — от пыли и влаги, попадающих под капот. Влага на решетке теплообменника испарителя работающего кондиционера — это конденсат, который образовывается при охлаждении воздуха. И только вопрос времени, когда он превратится в грязь из пыли и микроорганизмов, присутствующих в воздухе салона.

Последствия загрязнения каждого блока проявляются по-своему. У радиатора конденсатора ухудшается теплообмен, что приводит к увеличению нагрузки на компрессор, ускоренному износу и выходу из строя. Грязь на испарителе мешает эффективному охлаждению. Еще хуже то, что в салоне появляется неприятный запах, а это не только дискомфорт, но и признак высокой концентрации в воздухе болезнетворных бактерий.

Как самостоятельно почистить кондиционер в автомобиле

Есть два способа самостоятельной чистки кондиционера: химический и механический. Механической очистке в обязательном порядке подвергают радиатор кондиционера, решетку воздухозаборника, который обеспечивает поступления воздуха в салон, дефлекторы внутри салона. Химические средства используют для чистки и дезинфекции испарителя.

Средства для чистки

Чистку испарителя кондиционера химическими средствами можно проводить разными способами: дезинфицирующими жидкостями, пенным очистителям и аэрозолем. В первых двух случаях воздействуют непосредственно на испаритель и дренажную систему.

Хлоргексидин

Наиболее простой и доступный способ борьбы с неприятным запахом — это обработка испарителя хлоргексидином или аналогичными дезинфицирующими препаратами, которые продают в аптеках. Стоят они дешево, а действуют хорошо.

Хлоргексидин выпускают в виде готового раствора, который для повышения эффективности перед использованием лучше смешать со спиртом в пропорции 1:1.

Внимание! Используют медицинский спирт, купленный в аптеке. Технический спирт, даже если он этиловый, это денатурат, и у него самого неприятный запах.

Пенный очиститель

Такой тип средства действует непосредственно на испаритель и систему дренажа. В отличие от раствора или аэрозоли, пена чистит систему от грязи, удаляя вместе с ней микроорганизмы (плесень, бактерии).

Необходимые инструменты и материалы

Чтобы правильно провести работы своими руками, понадобятся такие инструменты и материалы:

  • автомобильный воздушный компрессор или бытовая минимойка (типа Karcher);
  • щетки;
  • набор слесарного инструмента;
  • моющие средства для двигателя и салона;
  • средство для чистки кондиционера.

Пошаговая инструкция

Полный перечень этапов чистки кондиционера выглядит так:

  1. С помощью компрессора или автомобильной минимойки очищают от грязи весь моторный или подкапотный отсек. Обычно теплообменник конденсатора кондиционера расположен рядом с радиатором охлаждения двигателя, и мыть надо все.
  2. Особо грязные места чистят щеткой, а затем еще раз обдувают и обмывают.
  3. С помощью компрессора продувают решетку воздухозаборника салона.
  4. Обдувают и промывают в салоне дефлекторы (решетки) системы кондиционирования и вентиляции.
  5. Снимают салонный фильтр.
  6. Наносят чистящий состав на испаритель.
  7. Если используют пену, то это надо делать на кондиционере, который перед этим некоторое время поработал, чтобы образовался «свежий» конденсат. Затем чистящее средство из баллона через трубочку задувают на испаритель. Ждут 10-20 минут, чтобы пена начала действовать, и жидкая масса из конденсата, пены и грязи стекла через дренажное отверстие. Закрывают двери и окна в машине. Запускают двигатель, включают кондиционер на минимальные обороты вентилятора, чтобы удалить хлопья остатков пены из системы. По окончании отключают кондиционер, проветривают салон.
  8. Если применяют хлоргексидин, его предварительно наливают в бутылку с ручным распылителем. Запускают двигатель. Включают кондиционер на полную мощность в режиме рециркуляции. Опускают решетки дефлекторов вниз. Опускают стекла дверей. Выходят из автомобиля. Распыляют в открытое окно состав через центральный воздуховод на испаритель. Ждут несколько минут, отключают двигатель и кондиционер, проветривают салон.
  9. Устанавливают новый салонный фильтр или меняют в нем картридж. Ставят назад панель, которая его закрывала.

Видеообзор

На этом видео показано, как задувать пену через дренажную трубку из подкапотного пространства:

Следующее видео демонстрирует то, как это можно сделать из салона:

Как еще можно почистить испаритель кондиционера в автомобиле

Есть еще два вида очистки испарителя: механический и с помощью аэрозоли. Механический — это наиболее радикальный и эффективный способ для очень грязного кондиционера, который «накопил» многолетний слой грязи. В этом случае спускают фреон, демонтируют систему, чистят испаритель и воздуховоды механически, отмывают от грязи, монтируют систему (меняя при необходимости исчерпавшие ресурс элементы), закачивают фреон. Сделать это квалифицировано в домашних условиях можно только когда есть манометрическая станция для фреона.

Не снимая испаритель

Чистка аэрозолем — самый простой способ, который не требует проведения слесарных работ. Его также можно рассматривать как средство дезинфекции всего салона. Хотя и у него есть свои особенности.

Обратите внимание! Аэрозоли эффективны пока испаритель не «зарос» грязью — в течение одного или двух лет после покупки машины или установки автокондиционера (зависит от интенсивности и условий эксплуатации). Это профилактическая мера и скорее способ борьбы с запахом. Аэрозоль не очищает испаритель от грязи, он убивает в ней бактерии.

Алгоритм работ выглядит так:

  1. Закрывают окна. Запускают двигатель, включают кондиционер в режиме рециркуляции.
  2. Полностью открывают все дефлекторы.
  3. Ставят баллончик на переднее пассажирское сидение. Нажимают распыляющий клапан.
  4. Покидают салон и выжидают время, указанное в инструкции к аэрозолям.
  5. Открывают все двери, выключают двигатель и кондиционер, проветривают, пока у воздуха в салоне не будет запаха.

Профилактика появления неприятного запаха из кондиционера

Чтобы не доводить кондиционер до состояния, когда появляется запах, есть несколько простых советов:

  • отключайте кондиционер незадолго до парковки, включайте вентилятор и открывайте окна — за это время большая часть конденсата стечет и испарится;
  • следите за чистотой салонного фильтра и чаще его меняйте;
  • следите за чистотой воздухозаборников и дефлекторов;
  • чаще убирайте салон;
  • проводите вовремя сезонное обслуживание.

Hyundai Elantra Simply_Reliably 한국에서 수 › Logbook › №170 Чистка и дезинфекция испарителя кондиционера

Всем привет!
По сути, испаритель кондиционера это небольшой радиатор, по которому течет хладагент и, переходя в газообразное состояние, сильно охлаждается. Тут же вентилятор отопителя сдувает этот холод с испарителя в салон. Испаритель имеет одну особенность – на нем образуется конденсат в процессе работы. Для вывода конденсата предусмотрен дренаж – сточная трубка, которая ведет прямо под днище автомобиля. Так уж сложилось, что практически всегда влага в автомобиле это зло. В случае с испарителем она приводит к образованию на нем колоний бактерий, грибка, плесени, а также способствует оседанию и налипанию пыли, превращая ее в грязь. Как и у любого радиатора, сама форма испарителя (наличие мелких ячеек) способствует накоплению грязи. Дополнительный усугубляющий фактор – испаритель стоит первым (после фильтра) на пути воздуха в салон, причем не важно, включен кондей или нет, воздух ВСЕГДА проходит через испаритель.
Дабы минимизировать пагубный эффект от мокрого испарителя, рекомендуется каждый раз после выключения кондиционера просушить систему путем включения печки на максимальные обороты на несколько минут.

Испаритель очень толстый, по сравнению с другими радиаторами автомобиля, и это усложняет его чистку. Вторая сложность – практически полная недоступность испарителя физически. Его нельзя потереть щеткой и обдать из шланга водой. У нас испаритель стоит в недрах передней панели, и чтобы его снять, потребуется полностью разобрать панель вплоть до перемычки с моторным отсеком. Это позволит снять корпус системы вентиляции и отопления салона, который потребуется также разобрать и извлечь испаритель.

Есть несколько признаков загрязнения испарителя и его дренажа
— «болотистый» запах системы вентиляции (как правило, когда испаритель влажный)
— машине много лет
— после долгой работы кондиционера под машиной практически отсутствует конденсат
— слабо дует воздух из воздуховодов (испаритель как одна из причин)
— выход конденсата где-то в салоне, а не в дренаж
В качестве профилактики чистку рекомендуется делать каждый год.
На автомобилях без салонного фильтра (или где он закрывает только часть входного воздушного канала) испаритель подвержен сильному загрязнению крупным мусором. Если же салонный фильтр присутствует и достаточно герметичен, то испаритель более чистый и грязь образуется в меньшей степени (преимущественно за счет пыли).

В интернете полно фоток подобных ужасов.

Существует несколько способов очистки и дезинфекции испарителя:
— механическая. Испаритель извлекается, отмывается, дезинфицируется, сушится, и ставится на место. Снимать испаритель у нас долго и сложно, но зато отмыть можно очень эффективно не только его, но и корпус.
— с помощью активных пенных и жидких составов. Если к испарителю нельзя добраться руками, то можно попробовать добраться до него химией. Для этого через дренажное отверстие (либо другим подходящим способом) подается моющий состав. Устройство корпусов испарителя и место их установки разные, поэтому иногда такой метод лишь край испарителя омывает, иногда покрывает его полностью.
— с помощью дымообразнойаэрозольной химии. При этом способе в месте забора салонного воздуха устанавливается некое устройство (дымовая шашка, аэрозольный баллончик и т.п.), которое распыляет состав (или генерирует дым), тут же засасываемый вентилятором отопителя и неизбежно проходящим сквозь испаритель. Такой метод позволяет полностью охватить испаритель и воздуховоды, но чистка отсутствует. Только дезинфеция и отдушка.
— ультразвуковая очистка специальным прибором. Отчасти это похоже на предыдущий способ, только такая установка выдает мелкую водянистую взвесь (типа медицинского ингалятора) из предварительно заправленного в нее специального состава (они разные для разных целей). Тут уже и очистка в какой-то степени происходит. Наиболее известная установка Wynn’s Aircomatic®III. На драйве куча рекламы с фирмами, которые с помощью нее готовы почистить вам кондиционер.
В запущенном состоянии, вроде тех, что на фото выше, поможет только первый способ.
Я чистил испаритель раза три, всегда пенными составами через дренаж. Каждый раз вытекала серо-зеленая вода, с черным осадком. Даже если чистить с разницей в неделю. Запахи уходили, хотя ощущения первозданной свежести все равно не наступало, и в какие-то моменты сырость отдавала в салон. Успокаивал себя тем, что хотя бы бактерии погонял.

Читайте также  Чем измеряют давление в шинах автомобиля?

Решил погонять их и в этот раз, только уже с несколько более углубленным подходом. Изучив схемы расположения испарителя, посмотрев фото с разборок и ряда БЖ, я был убежден, что к передней стенке испарителя (которая смотрит в сторону капота) можно добраться через отверстие вентилятора отопителя. Что позволит задуть пену и туда и в дренаж, а также оценить хоть как-то загрязнение испарителя. Вторым этапом дополнительно к пене планировал использовать дымовую шашку.

Теперь, если заглянуть через отверстие вентилятора в сторону руля, действительно можно увидеть переднюю стенку испарителя. Конечно, голову туда не просунуть, я использовал смартфон, который стал моими глазами

По картинке, которую дает камера смартфона, можно предположить, что наростов грязи на испарителе нет, по крайней мере, с этой стороны. И на пугающие в интернете фотки не похоже.

—————————————————————————————————————————————————
В качестве пенного очистителя, уже не первый раз, я использовал RUNWAY RW6122. У него хорошее соотношение ценакачество. Я брал по 249 руб. за баллон в ОК`ей, но в интернет магазинах можно найти за 150-200 руб. Объем 300 мл, шлангочка в комплекте. Я брал 3 баллона. Данный состав служит для очистки, дезинфекции и устранения неприятного запаха. Из плюсов можно отметить цену, хорошую насадку на конце трубки, которая разбрызгивает пену во всех направлениях, хорошее пенообразование и ее количество. Из минусов, наверное, наличие в составе 2-бутоксиэтанол (производитель заявляет полную безопасность для человека и животных, но бутилгликоль считается гораздо более ядовитым, чем, например, изопропиловый спирт в ряде других средств), запах на любителя и трубку чуть длиннее можно было бы сделать.

Способ применения
— отдеть гибкую трубку на распылитель баллона, хорошо встряхнуть баллон
— распылить средство в требуемое место (производитель предлагает дренажное отверстие и воздуховоды). *Производитель рекомендует распылять средство при заведенном двигателе и выключенном кондиционере. Думаю, этим можно пренебречь.
— дать впитаться средству минут 10-15, пена будет превращаться в жидкость
— завести двигатель и включить кондиционер на максимум, погонять минут 10
— держать двери и окна открытыми на протяжении всего времени очистки. Соответственно, салонный фильтр лучше не вынимать.
*- некоторые советуют, после распыления пены, гонять кондей в режиме рециркуляции с закрытыми окнами, но это противоречит инструкции производителя. Это пена, а не дымовая шашка, тут несколько другой принцип, плюс вспомните про 2-бутоксиэтанол в составе.
*- в конце можно просушить испаритель, выключив кондиционер и включив отопитель на максимум, погонять минут 10.
*- двери и окна можно оставить открытыми и после завершения работ, на столько, на сколько позволяет обстановка. Если в частном дворе или гараже, то и на ночь можно.
——————————————————————————————————————————————————

Через какое-то время пена в виде жидкости начала стекать через дренаж

Очистка испарителя кондиционера своими руками

Автомобиль давно перестал быть предметом роскоши. Это удобное и практичное средство передвижения для миллионов людей. И неудивительно, что производители уделяют большое внимание созданию комфорта в машине. А поддерживать его без системы климатического контроля невозможно, составной частью которой является и испаритель кондиционера.

  • 1. Назначение и устройство испарителя
  • 2. Причины неприятного запаха
  • 3. Частота и способы очистки испарителя
  • 4. Применение химических средств
  • 5. Механический способ

Все автомобилисты видели радиатор системы охлаждения. Он первым бросается в глаза при открытии капота. Испаритель по своему строению очень похож на радиатор, но только меньше по размеру. По его трубкам движется хладагент, а воздух из салона или снаружи обдувается вокруг внешних элементов испарителя и охлаждается.

Производится теплообмен между холодным фреоном внутри испарителя и теплым воздухом снаружи него. Уже охлажденный воздух поступает в систему вентиляции салона и распределяется по нему в соответствии с установленной конфигурацией распределительных заслонок. Так как охлаждаемый воздух имеет некоторый процент влажности, то на испарителе появляется конденсат. Для его сбора и отвода под ним устанавливается поддон, соединенный с дренажной трубкой.

Через некоторое время при включении кондиционера в салоне начинает ощущаться неприятный запах гнили, плесени и прели. Его причина — колонии болезнетворных бактерий, поселившиеся на испарителе. Комбинирование влаги из-за конденсации с загрязнением создает для них идеальную среду для размножения.

Кроме зловонного «аромата», такая ситуация таит еще и угрозу для здоровья людей, находящихся в салоне автомобиля. Вдыхание спор грибков и патогенных микроорганизмов приводит к аллергическим реакциям и заболеваниям дыхательных путей. Поэтому вопрос о целесообразности очистки испарителя кондиционера не стоит. Все автовладельцы согласны, что это надо делать, но каждый выбирает для себя наиболее подходящий способ.

Производители автомобилей рекомендуют разный интервал по времени между чистками в зависимости от состояния авто и режима его эксплуатации. В новом автомобиле впервые почистить испаритель кондиционера следует через два года эксплуатации, а потом через каждый год.

Если транспортное средство эксплуатируется в жарком и влажном климате с частым включением системы климатического контроля, то срок между обслуживанием кондиционера сокращается в два раза. В странах с холодным климатом чистка испарителя требуется реже. Появление неприятного «аромата» является признаком необходимости внепланового обслуживания кондиционера и удаления загрязнения с колониями микроорганизмов с его элементов.

Существует два основных способа это сделать: при помощи химических реактивов и механический. Первый способ довольно простой и применить его под силу любому автовладельцу. При втором варианте необходимо будет снять испаритель кондиционера, при этом будет нарушена герметичность фреоновой системы. Такая работа требует и знаний устройства автомобиля, и особых навыков работы с фреоном. Выполнять ее самостоятельно не рекомендуется, лучше обратиться к специалистам.

Выбор готового средства в магазине автохимии может занять много времени: каждый год появляются десятки новых наименований. Достаточно узнать у продавца, какое средство покупают чаще всего. Скорее всего, именно самые популярные химреактивы окажутся наиболее эффективными.

Аэрозольные препараты способны удалить незначительные загрязнения. Они отлично подойдут для первой очистки в новой машине. Пенные препараты способны справиться с сильным загрязнением.

Если ощущение прели и сырости уже давно ощущается в салоне автомобиля, стало быть, грязь сильно въелась в поверхность испарительного радиатора. В этом случае лучше выбрать пенное средство.

На каждом баллончике с аэрозольным составом указана инструкция по использованию. Порядок работ примерно одинаковый и состоит из следующих действий:

  • включение мотора автомобиля;
  • включение кондиционера и установка режима рециркуляции воздуха на максимальное значение мощности;
  • установка баллончика в районе печки со стороны переднего пассажирского сиденья и нажатие на клапан (именно там расположен воздухозаборник климатической установки);
  • после распыления указанного на этикетке объема аэрозоли закрытие окон, дверей и ожидание указанного в инструкции времени;
  • выключение кондиционера и тщательное проветривание салона.

Если неприятный запах не исчезнет после этих действий, тогда придется применить пенное средство или механическое удаление грязи. В комплект с баллоном пенного препарата входит длинная гибкая трубка. После снятия фильтра салона ее надевают на баллончик и продвигают в район испарителя. Затем заполняют пеной все воздуховоды испарительного радиатора и дренажную трубку. Выждав время, указанное в инструкции, заводят мотор и активируют климатическую систему, включая поочередно все ее режимы. Завершающий этап — это качественное проветривание салона автомобиля.

Есть несколько рецептов самостоятельного приготовления дезинфицирующего и очищающего состава. Считается, что чистка автокондиционера своими руками хлоргексидином, хлорамином Б, лизоформом 3000 более опасна как для здоровья, так и для пластиковых элементов салона. Специалисты не рекомендуют часто использовать самодельные растворы.

Препарат хлоргексидин в меньшей степени вредит пластиковым деталям автомобиля, поэтому его и используют чаще всего. Применяют готовый 0,05% раствор или разбавляют его с техническим спиртом в равной пропорции. Дезинфицирующий состав заливают в пульверизатор с длинным носиком и распыляют на все доступные части испарителя. Затем запускают двигатель, включают кондиционер и распыляют средство в воздухозаборник. После 10−15 минут выключают мотор и проветривают салон машины.

Читайте также  Какой краской лучше красить диски автомобиля?

Это является крайним методом, если химические препараты не помогли устранить грязь и нейтрализовать противный запах. Он состоит из таких действий:

  • снятие приборной панели для обеспечения доступа к печке и испарителю;
  • откачивание фреона и при необходимости снятие печки;
  • отключение патрубков и датчиков, извлечение испарительного радиатора;
  • отмывание грязи с испарителя щеткой и мыльным раствором;
  • высушивание очищенной детали и обратная сборка с установкой новых прокладок.

Работы довольно сложные и трудоемкие. Без опыта выполнить их качественно не получится, особенно обратную сборку. Лучше доверить эти работы опытным специалистам.

Механическая чистка является наиболее эффективным методом, но также самым трудоемким и затратным. Поэтому его применяют тогда, когда другие способы не приносят результата.

Очистка испарителя, особенно механическим способом, довольно дорогостоящее и трудоемкое мероприятие. Есть два совета, которые помогут предотвратить появление неприятного запаха при работе автомобильного кондиционера.

Не следует забывать менять салонный фильтр. При эксплуатации транспортного средства в пыльных условиях фильтр салона рекомендуется менять в два или три раза чаще, чем указано в инструкции по эксплуатации автомобиля. Именно пылевое загрязнение является питательной средой для размножения микроорганизмов.

Просушивать салон естественным образом, а не при помощи печки. Сделать это не очень сложно: достаточно выключить кондиционер за 8−10 минут до выключения вентилятора. Если это действие войдет в привычку, то образование конденсата будет минимальным, а без него развитие колоний микробов окажется невозможным.

Рекомендации по самостоятельной чистке испарителя автокондиционера

Машина – роскошь или необходимость? Этот вопрос в развитых странах не стоит достаточно давно. А вот что касается его оснащения, здесь мнения автомобилистов могут сильно различаться – и во многом по причинам финансового характера. Но в вопросах комфортных условий нахождения в салоне в жаркое время года большинство водителей единодушно – без кондиционера не обойтись. Именно поэтому многие автопроизводители начали оснащать этим устройством даже модели начального уровня. Климатический контроль или система кондиционирования действительно здорово выручает, когда на улице шкала термометра переваливает за отметку +30 градусов, а таких дней с каждым годом становится всё больше. Единственный недостаток автокондиционеров – со временем становятся причиной появления в салоне транспортного средства неприятного запаха, который пропадает после выключения устройства.

Инструкция очистки испарителя в автомобильном кондиционере.

В подобных ситуациях единственный выход – дезинфекция/чистка системы кондиционирования. Но перед тем как приступать к выполнению этих процедур, желательно ознакомиться с теорией: как работает кондиционер, какие функции выполняет испаритель, почему в салоне появляются отнюдь не ароматные запахи. Всё это поможет понять, как почистить испаритель кондиционера с минимальными расходами или как уменьшить временные и трудозатраты на выполнение этой операции. Нелишними будут и советы относительно того, какими средствами можно отсрочить рецидив «болезни».

  1. Функция испарителя
  2. Причины возникновения неприятного запаха
  3. Как часто производить чистку испарителя
  4. Способы очистки автомобильного кондиционера
  5. Химическая чистка
  6. Механический способ чистки испарителя
  7. Способы профилактики появления неприятных запахов

Функция испарителя

Этот узел является одним из главных в устройстве автомобильного кондиционера. Именно здесь хладагент, поступающий в камеру в газообразном состоянии, смешивается с поступающим из салона нагретым воздухом. Испаритель обычно устанавливается в салоне непосредственно за лицевой панелью, поэтому имеет относительно небольшие габариты и достаточно высокий показатель теплоотдачи. При включении автокондиционера тёплый воздух из салона проходит сквозь трубки испарителя, заполненные фреоном, охлаждаясь и поступая обратно в салон.

На вход испарителя хладагент подаётся под низким давлением и при столь же низкой температуре. Происходит теплообмен – фреон получает тепло от воздуха и нагревается, а последний заметно охлаждается. Если температура воздуха достаточно высока, фреон испаряется, и часть его переходит из жидкого в газообразное состояние. Процесс контролируется терморегулирующим вентилем, который дозирует объём фреона, поступающего в испаритель для получения оптимальных характеристик теплообмена. Слишком большое количество хладагента ухудшит теплоотдачу, поскольку его давление повысится вместе с температурой, что автоматически уменьшит объём испарившегося фреона.

Содержащийся в салоне воздух всегда имеет в своём составе некоторое количество влаги. Проходя через испаритель, эта влага конденсируется и отводится через дренажную трубку наружу. Если вы заметите на месте уехавшего автомобиля лужицу воды – это и есть тот самый конденсат. Осушение воздуха преследует две цели: делает его более комфортным для людей и способствует более быстрому осушению запотевших стёкол.

Причины возникновения неприятного запаха

Зловоние, появляющееся при включении системы кондиционирования, является результатом попадания в испаритель кондиционера автомобиля вместе с воздухом пыли, бактерий и плесени. После его выключения (как правило, при остановке автомобиля) температура находящегося внутри испарителя воздуха и фреона, находящегося в трубках, выравнивается, пыль и грязь налипают на поверхность радиатора, и в условиях повышенной влажности и комфортного температурного режима создаются идеальные условия для быстрого разложения органических остатков, содержащихся в пыли. А они, в свою очередь, являются питательной средой для микробов.

Продукты гниения органики вместе с продуктами жизнедеятельности микрофлоры и приводят к появлению неприятных запахов. При выключенном кондиционере зловоние не распространяется за пределы испарителя, но как только вы заводите мотор, застойный воздух устремляется в салон через систему воздуховодов. Появление запахов как раз и свидетельствует о том, что пришла пора заняться чисткой испарителя кондиционера автомобиля.

Как часто производить чистку испарителя

Хотя сама по себе дренажная трубка очищается без особых проблем, добраться до неё в большинстве случаев достаточно сложно. Так что подобная операция, как правило, производится одновременно с общей очисткой системы кондиционирования. Большинство производителей рекомендует выполнять это мероприятие через 2 – 3 года, если автомобиль новый, и ежегодно – если возрастной. Свои коррективы в эти цифры могут внести внешние факторы: климатические условия, в которых эксплуатируется автомобиль, а также состояние дорог. Понятно, что если состояние дорожного полотна далеко от идеального, а местный климат большую часть времени тёплый или жаркий, рекомендованные сроки необходимо уменьшать. Напротив, в регионах с преобладанием холодного климата загрязнения испарителя минимальны, поэтому и чистку следует выполнять значительно реже.

Способы очистки автомобильного кондиционера

Различают два распространённых метода избавления от неприятных запахов:

  • химический, с использованием специальных средств для дезинфекции и чистки загрязнённых деталей системы кондиционирования (аэрозольные составы предназначены только для дезинфекции, пенные средства могут и уничтожать микроорганизмы, и очищать радиаторные трубки от грязи и пыли);
  • механический, заключающийся в разборке испарителя с целью его качественной промывки, этот способ применяется, когда химическая обработка не принесла желаемых результатов.

Химическая чистка

В продаже можно встретить немало составов, предназначенных для антисептической обработки климатических систем, которые позволяют избавиться от грибков, плесени и бактерий, наибольшая концентрация которых наблюдается в испарителе. Выбор дезинфицирующего аэрозоля или пены для чистки кондиционера в баллончиках с трубкой необходимой длины не является задачей данной статьи. Тем более что ежегодно появляются десятки новых наименований, особенности действия которых можно проверить только на практике.

При походе в автомагазин или торговое заведение, имеющее раздел автомобильных аксессуаров, можно положиться на советы продавцов – достаточно спросить, что чаще всего покупают для этих целей. Обладая средством чистки/дезинфекции, можно приступать непосредственно к антибактериальной обработке кондиционера. Алгоритм действий будет следующим:

  • заводим силовую установку автомобиля;
  • включаем климатическую систему, устанавливаем режим рециркуляции воздуха на максимальную мощность;
  • направляем баллончик в район расположения печки (возле патрубка, осуществляющего забор воздуха из салона) со стороны водителя или пассажира, нажимаем на клапан и осуществляем распыление аэрозоли;
  • после израсходования необходимого объёма средства (обычно указываемого на этикетке) закрываем двери, поднимаем окна до упора и выжидаем определённое количество времени (указывается в руководстве);
  • выключаем кондиционер и производим качественное проветривание салона.

Если антибактериальная обработка не привела к исчезновению зловония, это свидетельствует о сильном загрязнении испарителя. В этом случае может помочь пенное средство, которое используется по следующей схеме:

  • снимаем фильтр салона, обычно располагающийся в районе бардачка выше печки;
  • одеваем на баллончик с пенным составом прилагаемую длинную трубку, чтобы достать до испарителя;
  • нажимаем на клапан и заполняем пеной все воздуховоды для их качественной очистки;
  • имеет смысл продуть пеной и дренажное отверстие (о возможности такой операции можно прочитать в руководстве);
  • опять выжидаем указанное в инструкции количество времени, после чего заводим мотор, включаем систему кондиционирования и даём ей проработать порядка пяти – десяти минут во всех возможных режимах поочерёдно;
  • завершающий этап – проветривание салона автомобиля.

Существует немало рецептов использования собственноручно приготовленных средств, что позволит не прибегать к покупке дорогостоящих химических препаратов. Можно, например, воспользоваться дешёвыми средствами, используемыми в детских, школьных и медицинских учреждениях для проведения дезинфекции: хлоргексидином, лизоформином 3000, хлорамином Б. Способ обработки хлоргексидином заключается в использовании 0,05% раствора (стандартный метод), или разбавлении препарата техническим спиртом в пропорции 1:1.

Читайте также  Как убрать царапины с лобового стекла автомобиля?

Самостоятельное приготовление дезинфицирующего средства из порошкообразных субстанций (лизоформин, хлорамин) для обработки испарителя производится посредством разведения столовой ложки препарата в литре воды. Полученный раствор заливают в любую ёмкость, оснащённую распылителем с длинным наконечником.

При обработке всеми указанными веществами необходимо открыть все двери. После снятия салонного фильтра и включения автомобильного кондиционера производят опрыскивание всего объёма химического средства в открывшееся воздухозаборное отверстие. Затем выключаем кондиционер и качественно проветриваем салон. Некоторые модели автомобилей предоставляют доступ к фильтру салона и испарителя из моторного отсека. Обычно химические средства для чистки испарителя кондиционера автомобиля помогают, если подобные чистки проводились регулярно или на относительно новом транспортном средстве. Если же химическая обработка не принесла желаемых результатов и не избавила от неприятных запахов, необходимо произвести механическую чистку, предполагающую снятие испарителя.

Механический способ чистки испарителя

Для выполнения этой процедуры своими руками необходимо тщательно подготовиться. Перед тем как снять испаритель кондиционера, нужно закупить все необходимые расходные материалы и приготовить нужный инструмент. Обычно в процессе чистки испарителя выполняют замену как фреона, так и уплотнительных шайб вместе с патрубками. Алгоритм чистки испарителя:

  • первый этап – снятие приборной панели, иначе получить доступ к печке, за которой расположен испаритель, на большинстве моделей авто не получится;
  • далее приступаем к откачиванию фреона, возможно, для удобного доступа к патрубкам испарителя потребуется снять печку;
  • следующий этап – отсоединение патрубков вместе с датчиками, которые идут к радиатору испарителя, после чего можно аккуратно извлечь теплообменник;
  • наружную часть радиатора отмываем с использованием обычного мыльного раствора;
  • трубки радиатора чистить нет необходимости, поскольку патогенные микроорганизмы размножаются исключительно снаружи, на поверхности радиатора;
  • после ручной чистки и просушки испарителя осуществляем сборку всех узлов и деталей в обратном порядке.

Чистка с разборкой испарителя намного сложнее химической обработки, но её эффективность на порядок выше.

Способы профилактики появления неприятных запахов

Чтобы минимизировать дорогостоящую и трудоёмкую чистку системы кондиционирования, достаточно придерживаться несложных рекомендаций. Во-первых, почаще менять салонный фильтр – именно он является преградой на пути пыли и грязи, находящихся в воздухе во взвешенном состоянии.

Во-вторых, старайтесь чаще просушивать салон и систему охлаждения не посредством включения печки, а естественным способом. Добиться этого можно, отключая кондиционер за 5 – 7 минут до выключения вентилятора – за это время он успеет качественно просушить систему кондиционирования до момента остановки автомобиля. Если приспособиться выполнять подобную операцию после каждой поездки – накопление конденсата в испарителе можно свести к минимуму и тем самым значительно отсрочить появление стойких неприятных запахов.

Как и чем почистить автокондиционер

Очень часто причина неприятного запаха в салоне автомобиля исходит от системы кондиционирования. Давайте рассмотрим, почему появился затхлый запах в салоне при включении кондиционера, как определить, что причина в испарителе, и как его почистить своими руками.

Причина затхлого запаха в машине

Причина неприятного запаха в салоне — в продуктах жизнедеятельности бактерий, которые размножаются на сотах испарителя кондиционера. Предпосылка для их образования кроется в особенностях работы кондиционера автомобиля. Поскольку через охлажденный испаритель проходит воздух с высшей температурой, на поверхности конденсируется влага. После выключения кондиционера температура испарителя повышается, создается благоприятная среда для возникновения и размножения бактерий. Затхлый запах появится намного быстрее, если в автомобиле забито дренажное отверстие, через которое отводится конденсат из корпуса печки.

Чтобы в салоне от кондиционера никогда не было постороннего запаха, приучите себя после выключения кондиционера переводить температуру на максимальное тепло. 1-2 минут в таком режиме достаточно, чтобы горячий воздух высушил образовавшийся конденсат.

Пыль, тополиный пух и прочий сор, который просачивается мимо салонного фильтра, оседают на влажных сотах. Со временем испаритель покрывается плотным «одеялом», которое уменьшает проходное сечение радиатора. Поэтому нередко вместе с неприятным запахом в салоне снижается производительность вентилятора печки.

Как почистить кондиционер и избавиться от запаха в салоне?

Очистка автокондиционера делится на несколько ступеней:

  1. Антибактериальная обработка кондиционера авто распылителем, который испаряет внутри салона вещество, убивающее бактерии. Эффективна на ранней стадии, когда запах только начал себя проявлять.
  2. Дезинфекция автокондиционера пенным очистителем. В пене содержатся и дезинфицирующее средство, и очиститель, который позволяет смыть с сот часть загрязнений. Метод эффективен при небольшом загрязнении и интересен тем, что для очистки не нужно демонтировать испаритель. Продезинфицировать кондиционер таким методом можно самостоятельно.
  3. Промывка сот минимойкой высокого давления, например, керхером. Требует снятия испарителя с автомобиля.

Необходимый способ очистки зависит от состояния испарителя. Если загрязнений немного и запах только начал проявляться, поможет бактериальная очистка методом испарения. Часто бактериалка наиболее эффективна после применения пенного очистителя. Если испаритель успел покрыться плотным «одеялом» из грязи, без снятия его почистить будет невозможно. Рассмотрим каждый из методов очистки системы кондиционирования авто.

Чистка дренажа

Никакое средство для очистки автокондиционера не поможет избавиться от запаха, если в автомобиле забито дренажное отверстие для отвода конденсата. Поэтому перед промывкой проверьте трубку дренажа. Проще всего это сделать, подув в нее сжатым воздухом. Если трубка продувается, система работает исправно и не требует вмешательств.

Озонирование и антибактериальная обработка салона авто

Преимущества бактерицидной обработки салона:

  1. Невысокая стоимость услуги, низкие трудозатраты.
  2. Борется со слабыми очагами запаха на испарителе, озонирование эффективно удаляет бактерии с салонной обивки.
  3. Применяется раз в год в качестве профилактической меры.

Эффективная бактерицидная обработка состоит из озонирования и распыления специальной жидкости для очистки кондиционера. Озон уничтожает все известные микроорганизмы, бактерии, грибки, вирусы, споры, цисты и т.п. Для его распыления по салону используют озонатор. Устройство может быть совмещено в одном корпусе с очистителем кондиционера. В таком случае сначала проходит озонирование, а уже после в автоматическом режиме распыляется жидкость, расщепленная ультразвуковой установкой на мелкодисперсные частицы.

Во время бактерицидной обработки необходимо:

  • вытащить фильтр салона;
  • запустить двигатель;
  • включить кондиционер на максимальный холод;
  • активировать рециркуляцию салонного воздуха;
  • включить вентилятор отопителя на максимальную мощность, направления потока – в ноги и на лобовое стекло.

После окончания процедуры (30-40 минут) необходимо установить новый салонный фильтр и проветрить салон.

В состав некоторых пенных очистителей кондиционера входят агрессивные спиртовые растворы, которые способны повредить обивку и пластиковые элементы торпеды. Перед распылением пены в воздуховоды укройте ближайшие к ним элементы малярным скотчем.

Аэрозольный очиститель

Своим руками описанную выше обработку за неимением оборудования сделать вами не удастся. В качестве заменителя производители автокосметики предлагают схожие по составу жидкости в виде аэрозолей. Инструкция по применению в целом схожа, вот только скорость вентилятора отопителя должна быть минимальной. Эффект от такой обработки заметно ниже.

Пенные очистители кондиционера

Пенная жидкость для промывки кондиционера автомобиля даст хороший результат, если распылить ее непосредственно на испаритель. Расположение испарителя и туннелей в корпусе отопителя на всех авто разное, хоть компоновка и типичная. Испаритель всегда стоит перед радиатором отопителя, недалеко от вентилятора печки. Понять его примерное расположение можно по трубкам высокого и низкого давления, которые подходят к испарителю со стороны подкапотного пространства.

В идеале 2/3 баллона с пеной должны попасть непосредственно на испаритель. Остаток можно распылить в воздуховоды. В них со временем также может завестись грибок. К примеру, на БМВ е46 удобней всего к испарителю подобраться, если снять корпус вентилятора (находится под капотом, за перегородкой моторного отсека). На Шкоде Октавии просунуть трубку к испарителю можно через Г-образный переходник дренажа. Чтобы промывка радиатора кондиционера автомобиля была эффективной, сначала изучите устройство корпуса печки на вашем авто, так как хаотичное распыление пены во все воздуховоды или шланг сброса конденсата может не дать результата.

Видео:Чистка кондиционера в авто, или как чистить кондиционер своими руками

Промывка со снятием

Если на испарителе плотное «одеяло» из грязи, промывка кондиционера автомобиля возможна только после снятия. Для этого на большинстве автомобилей необходимо полностью либо частично разобрать приборную панель. Если вы собрались делать эту процедуру своими рукам, обратитесь на сервис по обслуживанию автомобильных кондиционеров для откачки хладагента. Ни в коем случае не разъединяйте элементы системы, в которой есть фреон. Желательно сделать вакуумирование системы (2-3 минуты), так как после откачки в контурах остается часть фреона под остаточным давлением.

Для снятия испарителя достаточно открутить подходящие к нему трубки высокого и низкого давления. Трубки и штуцеры на испарителе на время промывки обязательно укройте. В них не должна попасть вода, мусор. Очистка испарителя автокондиционера проводится керхером. Струя воды под давлением должна направляться под прямым углом к сотам. Простенки из алюминия очень тонкие и при неправильной мойке легко загибаются. По этой же причине нельзя использовать металлические щетки.

После применения щелочной агрессивной химии для моек обязательно пролейте соты большим количеством воды. Иначе оставшаяся химия со временем может разъесть испаритель. После промывки замените уплотнительные кольца на подходящих к испарителю трубках высокого и низкого давления.