Как правильно ездить в гололед на механике?

Aleksandroffs › Блог › Как правильно ездить в гололед и снежную кашу

Наступили первые дни оттепели, на дорогах каша, местами лед, и вспоминаем приемы вождения в этих непростых условиях, а с моей стороны не лишним будет напомнить всем нам (да и самому тоже не лишне будет прочесть) все эти правила.

Слов о том, как трудно ездить автолюбителю в России в зимнюю пору, сказано уже более чем достаточно. Но вопрос, как ни странно, всегда остается актуальным, то ли новичков с каждым днем все больше и больше, либо опытные «водилы» потеряли сноровку. Но однозначно можно сказать одно ― когда водитель транспортного средства попадает в сложную ситуацию на зимней дороге, все действия, которые он выполняет, происходят на уровне подсознания. Особенно если он прирожденный водитель, а не дитя современности, для которого авто ― показатель престижа, и водить автомобиль, он умеет оптимально уверенно только от работы до дома. Не в обиду будет сказано автоледи, но большинство наших дам-водителей именно из этой категории. Все знания тех или иных правил поведения на скользкой дороге или снежной каше просто выпадают из головы в момент неординарной ситуации.
Гололед ― как правильно ездить?

Езда в гололед ― тема вообще объёмная, потому как определенного, так сказать, единого правила нет. Всё зависит от колес, их типоразмера и множества даже самых незначительных факторов как, к примеру, незначительная разница в количестве атмосфер в шинах. Многое зависит и от того, какие именно шины поставлены, шипованные или нешипованные. Множество факторов диктует и сам автомобиль, то есть многое зависит от его технических характеристик. Взять хотя бы передний, задний и полный привод, манера езды и распределение массы автомобиля при любом маневре водителя, на разных системах привода, сильно разняться. Да и поведение самого автомобиля на скользкой дороге тоже зависит от того, какой привод у вашего транспортного средства. Ну и естественно, не стоит забывать и про человеческий фактор ― кто как поведет себя на скользкой дороге. Поэтому, одно правило вождения одного типа автомобиля может совершенно не подойти к другому, и водитель тут же сделает фатальную ошибку.
Естественно, стоит добавить, что вождение автомобиля на гололеде даже зависит от длины, веса и габаритов транспортного средства. Хэтчбэк, к примеру, ведет себя совершенно «легкомысленно» на скользкой дороге, чем его собрат седан или универсал, которые из-за своей длины более устойчивы, а про компактные авто и говорить не стоит. Тут даже бывает так, что оглянуться не успеешь, а «автомоибльчик» уже в кювете.

Шуточный совет для новичков: если эта ваша первая зима, а на улице нежданно-негаданно «наступил» гололед, переждите дома. Подождите пока все опытные и неопытные привыкнут к гололеду, «побьются» малость, поймут, что лето кончилось и ездить нужно аккуратно, вот тогда, смело можете выезжать из гаража. День жестянщика ещё никто не отменял. А если серьезно, то сноровка приходит со временем.

Негласное правило для всех автовладельцев: прежде чем выезжать на скользкую дорогу, стоит подготовить автомобиль ― переобуть его в зимнюю резину (необходимо купить хорошие шипованные шины). Переобувая автомобиль в шиномонтажной мастерской, нужно обязательно провести диагностику креплений, тормозных колодок и замену вышедших из строя ступичных подшипников ― от этого тоже многое зависит.

Снежная каша

Снежная каша ещё одна большая, требующая скрупулезного рассмотрения тема, которую можно разбирать до бесконечности ― сколько водителей, столько и мнений. Снежная каша коварна похуже гололеда. На гололеде, по крайней мере, водитель примерно знает, как себя вести, а снежная каша, на то и каша. Сцепления с дорогой, как такового, вообще нет. Вроде бы уверенная езда автомобиля вдруг оборачивается сильнейшим заносом, с которым с трудом может справиться даже водитель, прошедший обучение контраварийному вождению.

Единственное правило для езды по снежной каше ― осторожность, и ещё раз осторожность. Дистанция, скоростной режим, внимательность и быстрая реакция ― это только несколько составляющих безопасной езды по дороге, покрытой смесью льда, снега и воды.

наличие прав и доскональное знание всех правил дорожного движения еще не обеспечивают Вам безопасность в дороге, а посему нужно знать нечто большее и всегда помнить:

-Тормозной путь автомобиля на обледенелой дороге увеличивается. Единственным правильным решением в условиях гололеда будет соблюдение дистанции до впереди идущего автомобиля ровно в 2 раза большей, чем летом. Не менее внимательно надо следить за пешеходами в пределах видимости, вдруг кому-то придет в голову перебежать дорогу.
-Гололед, покрытый «снежной кашей» после обильного снегопада, еще большая опасность, потому как зимние шины не в состоянии цепляться шипами или «липучками» за ледяную корку. Такие дорожные условия требуют, при необходимости торможения, ни в коем случае не «топить» педаль тормоза в пол, а применять импульсное торможение — несколькими короткими нажатиями на педаль. Иначе превратитесь в обычного лыжника, имеющего на ногах вместо лыж — машину.
-Лихачить в условия гололеда может себе позволить только опытный спортсмен, участник ралли, обученный приемам экстремального вождения. А для обычного человека при езде по гололеду на машине с АКПП лучшим решением будет держать ногу над тормозом, а не над газом, как летом. В первые секунды потери контроля над ситуацией нога сама начинает инстинктивно давить в пол.
-Колея на зимней дороге — большая проблема даже для опытного водителя: машину начинает вести в сторону даже на небольшой скорости. Тут ни в коем случае не следует не держать руки в напряжении. Нужно позволять машине немного «болтаться» вправо и влево, но при этом продолжать контролировать руль. Если на переднеприводном автомобиле в колее стало заносить заднюю часть, ни в коем случае нельзя тормозить — лучше немного прибавить газу. Если то же самое происходит на машине с задним приводом, необходимо наоборот, слегка снизить скорость.
-Самое сложное — управлять машиной, которую уже начало заносить и крутить. Неуправляемые заносы нередко заканчиваются страшными ДТП. В этой ситуации мастера вождения советуют делать вещи, вроде бы, противоестественные — держать руль прямо, либо поворачивать его в сторону заноса. Занос — это когда задняя часть автомобиля «пытается обогнать» переднюю. Описанный прием создает противовес этому явлению. Если машину крутит, то прямо выставленные колеса быстро затормозят вращение кузова.
-Когда вы разворачиваете машину на скользкой дороге, ее естественным образом ведет прямо. Слегка поверните руль в ту сторону, куда вас несет, и едва заметно нажмите на тормоз. При легком торможении вес автомобиля сместится на переднюю ось и сцепление с поверхностью улучшится.
Как тормозить на автомобилях с ABS?
Когда при экстренном торможении начала работать антиблокировочная система ABS (вы это поймете по биениям тормозной педали), это и хорошо, и плохо. Хорошо, что устройство спасает от блокировки колес. Плохо, что система устранила вас от торможения, и вы не сможете точно определить, где остановится автомобиль.

Вы можете столкнуться с ситуацией, когда в ответ на сильное нажатие тормозной педали нет тормозного эффекта. Даже профессионал может получить серьезный стресс при отказе автомобиля от торможения. Такая ситуация встречается в тех случаях, когда начинается зимний сезон на летних или универсальных шинах, которые «дубеют» на морозе. После того, как вы остановите автомобиль, срочно купите зимние шины с шипами(!), чтобы ABS смогла помочь при экстренном торможении.

Читайте также  КБМ м что это значит?

Когда Вы тормозите на неровной дороге или участке с меняющимся коэффициентом сцепления, ABS снимает тормозное усилие с «проблемного колеса» и ослабляет динамику торможения. Ваш тормозной путь станет длиннее.

Остерегайтесь снегопада! ABS «неохотно» тормозит на снежной целине, где короткая блокировка колес смогла бы помочь, а ABS это делать не умеет. В таких ситуациях следите за безопасной дистанцией спереди и сзади. Ждите проблем от иномарок с ABS, которые часто попадают в аварийные ситуации на заснеженной дороге.

ABS прекращает свою деятельность и отключается на скорости 5-7 км/час, а автомобиль может в последний момент соскользнуть вперед на прямой дороге.

Как правильно ездить в гололед – 7 правил 2021 года от опытных водителей

Метель, снежная кашица и гололед на дорогах приводят в нервную дрожь даже опытных водителей, а автолюбители-новички часто в такую погоду пользуются общественным транспортом.

При обучении в автошколе инструкторы не могут научить езде по заснеженным дорогам. Водитель учится сам, попадая в нестандартные ситуации.

Опытные автомобилисты дают новичкам советы, как правильно водить автомобиль по гололеду.

Правильная дистанция – гарантия безопасности

Все знают, что длина тормозного пути на скользкой автостраде увеличивается в несколько раз, но не все хотят это помнить. Зимой, выезжая на дорогу, необходимо соблюдать дистанцию.

Расстояние до автомобиля, который движется впереди, должно быть в 2 раза больше, чем в летний период. Только при такой дистанции можно безопасно затормозить, не причинив вреда впереди остановившейся или движущейся машине.

Также нужно быть предельно внимательным и по отношениям к пешеходам, переходящим дорогу или идущим по обочине.

Умеренная скорость

Не следует по заснеженной дороге слишком сильно газовать. Трогаться лучше медленно и плавно.

На скользкой дороге не стоит передвигаться со скоростью больше 40-50 км/ч, потому что в другом случае существует высокий риск заноса или же машина становится неконтролируемой при торможении.

Трамвайные пути также необходимо переезжать медленно, чтобы не занесло машину.

Водители на авто с КПП в гололед держат ногу над тормозом, а не над педалью газа, как в летний период. В нестандартной ситуации нога инстинктивно опускается на педаль.

Как правильно тормозить?

Хуже гололеда может быть скользкий асфальт, присыпанный тонким слоем снега.

Шипованная резина предназначена для улучшения сцепки колес со льдом, но когда ледяная корка присыпана снегом, шипы неэффективны, потому что снег налипает на них и резина сильно скользит по асфальту.

Тормозить на такой трассе необходимо импульсивно, не допуская полной блокировки колес.

4-5 секундных нажатий на тормоз не дает срабатывать ABS, которая на ледяной корке увеличивает путь торможения машины в 2 раза.

Не следует резко давить на тормоз, чтобы избежать длительного скольжения по дороге.

Езда по колеям

На зимней дороге наибольшая проблема – это колея. Когда машина движется даже на небольшой скорости по колее, ее может занести.

В этих условиях водитель должен постоянно держать руки в напряжении, чтобы позволить автомобилю немного раскачиваться (уступающее руление), но контролировать скорость и положение руля.

Если на переднеприводном авто заносит заднюю часть, нужно прибавить скорость, а на заднеприводном – немного снизить, но не тормозить.

Как справиться, если машину занесло?

Очень сложно контролировать машину, которую начало крутить и уже заносить. Такие танцы машины на льду часто заканчиваются серьезными ДТП. Если авто начинает кружиться, необходимо поставить колеса ровно – это останавливает кружение.

При заносе руль держат прямо или проворачивают в сторону заноса и слегка тормозят. При торможении вес машины переместится на ее перед, и сцепление колес с асфальтом увеличивается, что поможет выровнять автомобиль.

Проезд перекрестков

Опытные водители рекомендуют придерживаться ПДД на перекрестке, но советуют не забывать о негласном правиле ДДД – «дай дорогу дураку».

Подъезжая к перекрестку, необходимо убедиться, что нет автомобиля, который намеревается успеть перед вами. В этом случае лучше подождать, чтобы он завершил маневр и только после этого продолжить движение.

Также не стоит пытаться проехать перекресток на желтый свет светофора, потому что с поперечной стороны, также найдется любитель быстрой езды, что неизбежно приведет к столкновению.

Контроль за другими участниками движения

На трассе не стоит думать только о себе – нужно контролировать движение на дороге, чтобы быть во всеоружии в нестандартной ситуации. На зимней дороге лучше не включать в салоне громкую музыку, а внимательно наблюдать и слушать звуки за окном – может кого-то заносит в вашу сторону.

Соблюдение правил вождения по скользкой и заснеженной трассе не только сохранит в целостности ваш автомобиль, но и здоровье и жизнь всех участников движения. Не пренебрегайте правилами безопасности в зимнее время.

Правила вождения в гололед

Зима считается самым сложным временем для вождения автомобиля. Об этом можно судить по многочисленным авариям, которые происходят в зимний период. В первую очередь это связано с тем, что из-за гололеда и снега опасность потерять управление возрастает в разы. Автоинструкторы учат будущих водителей, как ездить в гололед. Но, как известно, в теории все это легко, а на практике получается совсем по-другому…

Готовимся к гололеду

Зима не приходит неожиданно. Поэтому можно заранее подготовить автомобиль к зиме. Первое, что нужно сделать — это поменять летнюю резину на зимнюю, проверить общее состояние машины, фары, стеклоочистители. Проходя обучение вождению летом, новоиспеченные автомобилисты часто не задумываются о том, что к зиме нужно действительно готовиться, ведь езда в зимний и летний сезоны сильно разнится. Чтобы подготовиться к зимнему гололеду, летом необходимо изучить соответствующие материалы, приобрести хорошую зимнюю резину, проверить авто на тех

Основные правила гололеда на дороге — низкая скорость, дистанция и внимание.

Будьте особо осторожны на тех местах, где скапливается вода при оттепели: мосты, тоннели, низины и широкие обочины. Именно здесь чаще всего бывают лужи, которые впоследствии замерзают и превращаются в каток.

Дороги перед светофором, перекрестком, пешеходным переходом, а также у остановок общественного транспорта почти всегда скользкие из-за того, что там постоянно тормозят машины, ходят люди. Поэтому, подъезжая к этим участкам, сбрасывайте скорость заблаговременно.

Заносы и торможения

Чтобы справиться с заносом, необходимо осуществить прерывистое торможение, причем нажимать на педаль следует быстро и сильно несколько раз подряд. Нельзя долго держать педаль тормоза нажатой, иначе произойдет блокировка колес, если, конечно, у вас не стоит АБС. Если вам при заносе приходится еще и уворачиваться от столкновения, то делать это нужно тогда, когда колеса автомобиля вращаются.

Есть еще один вариант торможения при заносе — ступенчатый. Он отличается от первого способа следующим: тормоз не отпускается, однако нажатие делается дозировано.

Чтобы сохранить траекторию, давление на педаль усиливается, а при заносе, наоборот, уменьшается.

Для экстренной остановки в гололед многие водители интуитивно давят на тормоз, что в корне не верно. Более того, опасность только возрастает, ведь машина становится неуправляемой из-за блокировки колес. Чтобы правильно и безопасно затормозить на скользкой дороге, нужно применять один из двух вышеописанных способов торможения.

Советы водителям при вождении в гололед

  1. Не выезжайте в снег или гололед, если вы не поменяли резину.
  2. Не забывайте, что скорость — это главный враг водителя на льду. Чем меньше скорость автомобиля, тем больше он будет вам подчиняться.
  3. Дистанция! Расстояние между двумя автомобилями на дороге следует высчитывать по следующей формуле: скорость машины умножается на два и получается правильная дистанция в метрах, то есть для 100 км/ч хорошая дистанция это 200 метров.
  4. В гололед не делайте никаких резких движений педалями или рулем, быстрых торможений и ускорений. Любой маневр может привести к заносу.
  5. Если вы ездите на «механике», то тормозить нужно двигателем. Для чего давление на педаль тормоза снижаем, но сцепление при этом не выключается. Затем выжимаем сцепление, переключаемся на пониженную передачу и опять включаем сцепление.
  6. Постоянно следите за ситуацией и обстановкой на дороге. Не торопитесь, уступайте дорогу, будьте предельно аккуратны и внимательны!
Читайте также  Как проверить can шину автомобиля?

Не забывайте про «Правило дурака», то есть уступайте тем водителям, кто игнорирует правила дорожного движения.

Поверьте, это защитит вас от многих неприятных ситуаций, в частности с пешеходами. Ведь пешеходы часто не понимают, что их плохо видно в темноте, в дождь или снег, что водителю порой сложно быстро затормозить, тем более на льду. В снегопад ситуация осложняется тем, что ослепление фарами встречных авто сильнее. Самым уязвимым считается пешеход, находящийся чуть левее машины. Именно этот сектор является «мертвой зоной» из-за передней стойки крыши и поверхности, недоступной для левого стеклоочистителя

  • Если у вашей машины ведущие колеса задние, то авто «несет» при любой возможности. Владельцам переднеприводных машин тоже не повезло: при нажатии на тормоз, авто становится просто неуправляемым. Так что перед поворотом всегда сбавляйте скорость заранее, а не тормозите непосредственно в повороте. Согласитесь, безопасность на дороге — ваша прерогатива.
  • При выполнении маневра руль нужно поворачивать не сильно, то есть на малый угол. Делается это без резких движений, как можно плавнее. В противном случае вы можете потерять контроль над машиной, причем не меняя направления движения.
  • Шины для гололеда

    В сильный мороз, как известно, сцепление шин с дорожным полотном отнюдь не идеальное, но оно все же куда лучше, чем, например, при верхнем слое льда, который немного подтаял. Именно эта тоненькая водяная пленка делает лед очень скользким. Многие автомобилисты ошибочно полагают, что зимняя резина, имеющая крупный рисунок протектора, держит машину на льду лучше всего.

    Для скользкого покрытия специалисты советуют выбирать шины с мелким рисунком. Самый оптимальный вариант — резина радиального типа.

    Однако даже в случае с радиальным вариантом коэффициент сцепления шины с ледяным покрытием дороги не дает полную безопасность авто. Когда обычная езда превращается в скольжение по ледяной дороге, то коэффициент сцепления в этом случае снижается в полтора раза. Если при торможении колеса заблокировались, автомобиль не будет реагировать на вращение руля, и неважно, какие стоят шины: с мелким или глубоким рисунком протектора.

    Отсюда можно сделать следующий вывод: противоскользящие характеристики протектора можно дополнительно повысить при помощи шипов. Так что именно шипованная резина — это то, без чего в гололед просто не обойтись.

    Видеоматериал о том, как правильно ездить в гололед:

    Езда в гололед

    Зима для автомобилистов — это не только проблема с пуском двигателя в морозы, но и другая — гораздо более потенциально опасная вещь — езда в гололед.

    Благодаря телевидению, а многие, бывавшие за рубежом соотечественники и лично подтвердят, что это правда, мы знаем, что творится на дорогах Европы во время снегопада и гололеда.

    Ну нет у наших европейских коллег твердых навыков езды в гололед, поскольку такие погодные условия там бывают относительно редко.

    Для нас же уметь водить машину по снегу, в условиях гололеда – вопрос жизненно важный. Умение управлять машиной в гололед — один из навыков экстремального вождения.

    Вот какие советы дают специалисты — сотрудники тульской автошколы «Автоэксперт» о том, как ездить в гололед.

    12 советов как ездить в гололед

    Совет первый. Зимняя езда требует повышенной внимательности и аккуратности. Садясь зимой за руль, а сейчас это делают практически все автомобилисты, надо включить в сознании желтый мигающий сигнал: «Внимание»!

    Совет второй. В любой ситуации на дороге колеса у автомобиля должны вращаться. То есть необходимо исключить полную блокировку колес, при которой автомобиль становится неуправляемым, поскольку застывшие в неподвижности колеса имеют минимальное соприкосновение с дорогой, а значит, сила трения резко падает и автомобиль «срывается» в неуправляемое скольжение.

    Совет третий. При необходимости повернуть, руль надо поворачивать плавно. Если автомобиль продолжает ехать по прямой, не реагируя на движение руля, необходимо вновь выровнять руль и повторить движение снова, а не пытаться поворачивать руль еще круче, что приведет к тому, что колеса еще сильнее заскользят по дороге с дальнейшими неприятными последствиями.

    Совет четвертый. Зимой надо забыть тот скоростной режим езды, который был обычным для вас в летнее время. Пословица: «Тише едешь – дальше будешь», — для зимы особенно актуальна.

    Совет пятый. Осторожно пользоваться тормозами при езде, особенно при поворотах. Перед поворотами притормаживать нужно комбинированно, используя и торможение двигателем, и ножной тормоз.

    Совет шестой. Даже если у вас отличная зимняя резина с шипами и хорошие навыки торможения, не теряйте осторожность. Ведь у тех, кто едет за вами, могут оказаться шины без шипов и водительские навыки хуже, поэтому «профессионально» затормозив, вы можете подставить заднюю часть своей машины под удар. Поэтому преимущества шин с шипами желательно использовать только для того, чтобы удержать автомобиль на полосе, а не для экстренного торможения. Такого торможения необходимо избегать, а для этого следует помнить о следующем совете.

    Совет седьмой. Держать дистанцию не менее двойной скорости движения. То есть при скорости 40 км/час дистанция должна составлять около 80 метров.

    Совет восьмой. Собственно торможение необходимо осуществлять, применяя торможение двигателем или импульсное торможение, или комбинируя оба метода. Существуют два метода импульсного торможения: прерывистое и ступенчатое. В случае прерывистого торможения нужно очень коротко, резко и многократно нажимать на педаль тормоза. Конечно, нужна определенная тренировка, чтобы научиться чувствовать момент, когда колеса могут сорваться в скольжение. Ступенчатое торможение нужно осваивать после освоения прерывистого торможения. Этот метод отличается от прерывистого только тем, что при растормаживании педаль отпускается не полностью, а частично, затем вновь следует быстрое нажатие на педаль тормоза с постоянно возрастающим с каждым нажатием усилием. Это самый эффективный, но и самый сложный в освоении метод торможения. Без специальных тренировок на безопасной площадке здесь не обойтись. Владеющие этим методом автомобилисты могут уверенно тормозить на самой скользкой дороге, а тормозной путь автомобиля при таком методе будет в несколько раз меньше, чем при однократном «блокировочном» торможении и на одну треть меньше, чем при прерывистом торможении. Но еще раз следует вспомнить шестой совет – не подставьте под удар заднюю часть вашей машины. Перед началом торможения в условиях скользкой дороги и гололеда убедитесь, что у вас никто не «висит на хвосте».

    Совет девятый. В Туле предостаточно подъемов и спусков, которые в зимних условиях иногда превращаются в настоящие ледяные горки. Ездить по ним сложно и небезопасно. Наверное, нет у автомобилиста худшего ощущения чем то, которое возникает, когда вместо того, чтобы ехать вперед, автомобиль начинает сползать назад, все увеличивая и увеличивая скорость сползания. Поэтому подъемы и спуски надо преодолевать на пониженных передачах и без их переключения, с постоянной скоростью. Включать надо такую передачу, чтобы не было чрезмерного тягового усилия на колесах, чтобы они не начали проскальзывать.

    Совет десятый. Если на подъеме колеса начали все-таки буксовать и машина начала скользить назад, необходимо быстрыми поворотами руля вправо поставить автомобиль под косым углом к дороге, стараясь, чтобы заднее колесо уперлось в бордюр или какой-то бугорок. Иногда дорожная ситуация (и дорога) позволяет безопасно съехать задом на менее скользкую обочину, где автомобиль уже можно остановить.

    Читайте также  Греется газель бизнес 4216 что делать?

    Совет одиннадцатый. На перекрестках нужно опасаться столкновения с машинами, едущими в поперечном направлении на случай, если кто-то из водителей не учел опасность гололеда. В конце концов, правило «трех Д»: «Дай дураку дорогу», — еще никто не отменял. Если летом есть «перегретые на солнце», то зимой хватает «отмороженных».

    Совет двенадцатый. Движение накатом на нейтральной передаче или с выключенным сцеплением на скользкой дороге совершенно недопустимо так как делает невозможным торможение двигателем, требует дополнительного времени, чтобы привести автомобиль в полностью управляемое состояние, а этого времени может просто не быть…

    Полезно пройти обучение в автошколе зимой

    Конечно, перечисленные советы не являются исчерпывающими на тему езды по скользкой зимней дороге. Большая тема, например, — это вывод автомобиля из состояния заноса. Конкретные действия водителя будут отличаться в зависимости от того, каким автомобилем он управляет – заднеприводным, переднеприводным или полноприводным.

    Но и этих советов достаточно, чтобы понять, что зимняя езда требует особых водительских навыков. И, кстати, одним из эффективных способов научиться ездить в зимних условиях – для тех, разумеется, кто только мечтает сесть за руль – это пройти обучение навыкам вождения именно в зимний период.

    Поэтому приглашаем всех желающих научиться водить автомобиль, записаться в автошколу «Автоэксперт» зимой, не дожидаясь теплых дней. У вас будет возможность под руководством опытных инструкторов научиться езде в зимних условиях. А это значит, что вам придется меньше учиться потом, чтобы стать настоящим водителем-асом.

    Роман Яковлев, специально для сайта автошколы «Автоэксперт»

    6 правил вождения в гололед, о которых все забывают

    С началом зимы в стране — пик ДТП. Машины уходят в занос, разворачиваются, опрокидываются, прихватывая с собой соседей по потоку. И не помогают банальные правила зимнего вождения и предупреждения ГАИ — самонадеянность и неопытность водителей делают свое черное дело.

    Сегодня разберемся, как ездить в гололед, сохранив в целостности себя, машину и нервную систему.

    Скорость пополам

    Основное правило вождения в гололед — снижение скорости от привычной на 30, а то и все 50%.

    • Во-первых, тормозной путь на льду увеличивается в несколько раз.
    • Во-вторых, относительно небольшая скорость поможет вам адекватно войти в поворот или принять меры по выравниванию машины, если ту начнет сносить в заносе.

    Выбирайте скорость в зависимости от типа покрытия. Так что 40-50 км/ч вместо разрешенных 60 — это разумно.

    Хитрое торможение

    О том, что тормозить на скользкой дороге заранее, знают все. Но далеко не все делают это правильно.

    Экстренного торможения зимой нужно избегать. Зажав педаль как летом, вы вызовете скольжение.

    • В ситуации, где нужно быстро сбросить скорость, например, при съезде с МКАД, привычное нажатие на педаль приведет разве что к работе ABS — неприятненько.
    • Попытавшись сбросить скорость, придавив педаль ногой, на подъезде к пешеходному переходу или «спящему полицейскому», вы можете уйти в занос — такие участки дороги всегда укатаны до зеркального блеска.

    Адекватный выход из ситуации — тормозить двигателем, понижая передачи на МКП и плавно отпуская сцепление. Это поможет эффективно затормозить, а водитель сохраняет управление в полной мере.

    При подъезде к светофору лучше тормозить короткими прерывистыми нажатиями на педаль, имитируя работу ABS. Так колеса будут притормаживать одновременно — пробуксовки не возникнет.

    Боковой интервал

    Тормозной путь на льду увеличивается — дистанцию нужно увеличивать тоже, чтобы не приехать в задний бампер соседу. Опять же, многие знают об этом, а вот о ситуации сбоку забывают.

    При езде в потоке важно придерживаться шахматного порядка.

    • Когда ваш бампер в зоне задней оси впереди идущего рядом авто, его водитель не видит вас — вы в «слепой» зоне. Добавим к этому плохо почищенные и запотевающие стекла и зеркала зимой — получим реальный риск ДТП при перестроении.
    • Есть еще одна причина — зимой все водители должны быть пессимистами. Если соседний автомобиль уйдет в занос, вам должно хватить времени на реакцию.

    Чтобы не попасть в такое ДТП, где вас цепляет машина, потерявшая управление, держите дистанцию — в том числе боковой интервал.

    Меньше движений

    Зимой важнее думать, а не действовать. Думать так, чтобы занять нужный ряд и не перестраиваться. А если все же без перестроений не обойдется, выкручивать руль на минимальный угол и максимально плавно менять полосу.

    Все ваши движения за рулем зимой должны быть такими плавными, как будто руки и ноги налились свинцом.

    Не пытайтесь проскочить на перекрестках! Под колесами — лед, быстрый разгон, еще и при выходе из поворота — и вы уйдете в занос, аккурат на встречку. Если очень повезет, на пустую.

    Придется научиться ждать и адекватно оценивать исходные условия задачи «успеть проскочить». Не успеете.

    Правая педаль как угроза

    Не важно, насколько мощный у вас двигатель и какой тип привода. Зимой ход педали газа нужно уменьшать.

    При разгоне и трогании с места резкий разгон приведет к заносу. То же самое касается и резкого сброса газа, например, при повороте. Ситуация, где обороты двигателя перестают поддерживаться, приведет к скольжению ведущих колес.

    А ваша задача — чтобы на скользкой дороге автомобиль двигался под равномерной стабильной тягой, чтобы обеспечивалось постоянное сцепление колес с дорогой.

    Поэтому работать с педалью газа зимой нужно предельно внимательно: уменьшить ход, не разгоняться сильно и не сбрасывать газ резко, особенно на низких передачах.

    Опасный поворот

    Ошибка водителей, которая часто приводит к сильному заносу — непонимание того, что происходит с автомобилем.

    Классическая ситуация, когда водитель решает перестроиться или повернуть, выворачивает руль, а автомобиль все равно едет вперед. На самом деле, это и есть признак того, что сцепления колес с дорогой нет и уже начался снос автомобиля. Если на этом этапе принять меры, можно выйти из заноса относительно легко.

    Но большинство водителей не понимают проблему и продолжают закручивать руль еще сильнее — вроде как машина «послушается и повернет». На самом деле произойдет вот что.

    Как только колеса «поймают» сцепление, автомобиль резко развернет — вплоть до полной потери управляемости.

    Правильное поведение водителя в данной ситуации выглядит так: как только машина начинает проскальзывать, важно действовать, чтобы вернуть сцепление колес с дорогой. Для этого:

    • не паникуйте
    • действуйте максимально быстро
    • забудьте про существование педали «тормоза»
    • на переднеприводном автомобиле — плавно прибавьте газ
    • на заднеприводномаднеприводном — плавно отпустите газ
    • после работы с педалью газа, как только почувствовали, что колеса зацепились за поверхность, начинайте выкручивать руль
    • руль крутим в ту сторону, куда надо ехать
    • если сносит зад авто — делаете плавное движение руля в ту сторону, куда «уехал» багажник, и тут же возвращаете колеса в прямое положение.

    Сбрасывать скорость при вхождении в повороты зимой важно заранее, в самом повороте — ни в коем случае не тормозить и не газовать. Подбавлять газ, причем максимально плавно, нужно в момент, когда машина уже выравнивается после прохождения поворота.

    Радиус для поворотов зимой лучше брать с запасом.

    • О том, как безопасно ездить в темноте, мы писали здесь.