Как определить поломку генератора автомобиля?

ArtemTerti4niy › Blog › Неисправности генератора — признаки, диагностика, устранение

Неисправности электрооборудования автомобиля встречаются весьма часто и занимают одно из лидирующих мест в списке поломок. Их можно условно поделить на неисправности источников тока (аккумуляторов, генераторов) и неисправности потребителей (оптика, зажигание, климат и т.д.). Основными источниками электропитания автомобиля являются аккумуляторные батареи и генераторы. Неисправность каждого из их ведет к общей неисправности автомобиля и эксплуатации его в ненормальных режимах, а то и вовсе — обездвиживание автомобиля.

В электрооборудовании автомобиля аккумулятор и генератор работают в неразрывном тандеме. Если выйдет из строя одно — через некоторое время выйдет из строя и другое. Например, разрушившийся аккумулятор приводит к увеличению зарядного тока генератора. А это влечет за собой неисправность выпрямителя (диодного моста). В свою очередь, при неисправности регулятора напряжения, поступающего от генератора, может увеличиться зарядный ток, что неизбежно приведет к систематической перезарядке батареи, «выкипанию» электролита и скорому разрушению.

Распространенные неисправности аккумуляторной батареи:

короткое замыкание электродов/пластин батареи;
механическое или химическое повреждение пластин аккумулятора;
нарушение герметичности банок аккумуляторов — трещины корпуса аккумулятора в результате ударов или неправильной установки;
химическое окисление выводных клемм аккумулятора. Основными причинами указанных неисправностей являются:
грубые нарушения правил эксплуатации;
истечение срока службы изделия;
различные производственные дефекты.
Безусловно, конструкция генератора сложнее аккумуляторной батареи. Вполне резонно, что и неисправностей генератора в разы больше, и диагностика их значительно сложнее.
К распространенным неисправностям генератора относятся:

▶ износ или повреждение шкива;
▶ износ токосъемных щеток;
▶ износ коллектора (токосъемных колец);
▶ повреждение регулятора напряжения;
▶ замыкание витков статорной обмотки;
▶ износ или разрушение подшипника;
▶ повреждение выпрямителя (диодного моста);
▶ повреждение проводов зарядной цепи.

Автомобилисту очень желательно знать основные причины неисправностей генератора, способы их устранения, а также профилактические меры по предотвращению поломок.

Все генераторы подразделяются на генераторы переменного и постоянного тока. Современный легковой транспорт оснащается генераторами переменного тока с встроенным диодным мостом (выпрямителем). Последний необходим для преобразования тока в постоянный, на котором работают электропотребители автомобиля. Выпрямитель, как правило, находится в крышке или корпусе генератора и представляет с последним одно целое.
Все электроприборы автомобиля рассчитаны на строго определенный диапазон рабочих токов по напряжению. Как правило, рабочие напряжения — в диапазоне 13,8–14,7 В. Ввиду того, что генератор «привязан» ремнем к коленчатому валу двигателя, от разных оборотов и скорости движения автомобиля, он будет работать по-разному. Именно для сглаживания и регулирования выдаваемого тока предназначен реле-регулятор напряжения, играющего роль стабилизатора и предотвращающего как скачки, так и провалы рабочего напряжения. Современные генераторы снабжены встроенными интегральными регуляторами напряжения, в просторечье именуемые «шоколадкой» или «таблеткой».

Уже понятно, что любой генератор это достаточно сложный агрегат, чрезвычайно важный для любого автомобиля.

Виды неисправностей генератора

Ввиду того, что любой генератор — это электромеханическое устройство, соответственно и разновидностей неисправностей будет две — механические и электрические.

К первым относятся разрушение креплений, корпуса, нарушение работы подшипников, прижимных пружин, ременного привода и другие, не связанные с электрической частью поломки.

К электрическим неисправностям относятся обрывы обмоток, неисправности диодного моста, выгорание/износ щеток, межвитковые замыкания, пробои, биения ротора, неисправности реле-регулятора.
Нередко симптомы, указывающие на характерные неисправного генератора, могут появиться и вследствие совершенно других неполадок. Как пример — плохой контакт в гнезде предохранителя цепи обмотки возбуждения генератора покажет на неисправность генератора. То же подозрение может возникнуть из-за обгоревших контактов в корпусе замка зажигания. Так же, постоянное горение лампы-сигнализатора неисправности генератора может быть вызвано поломкой реле, мигание этой лампы включающего может свидетельствовать о неисправности генератора.

Основные признаки неисправности автогенератора:

▶ При работающем двигателе мигает (или непрерывно горит) контрольная лампа разряда аккумулятора.
▶ Разрядка или перезаряд (выкипание) аккумуляторной батареи.
▶ Тусклый свет автомобильных фар, дребезжащий или тихий звуковой сигнал при работающем двигателе.
▶ Значительное изменение яркости фар при увеличении числа оборотов. Это может быть допустимо при увеличении оборотов (перегазовки) с режима холостого хода, но фары, загоревшись ярко, дальше яркость свою увеличивать не должны, оставаясь в одной интенсивности.
▶ Посторонние звуки (вой, писк) исходящие от генератора.
Необходимо регулярно контролировать натяжение и общее состояние ремня привода. При трещинах и расслоениях необходима немедленная замена.

На современных автомобилях использование «дедовского» способа диагностики путем скидывания с клеммы аккумулятора может привести и серьезной поломке множества электронных систем автомобиля. Значительные перепады напряжения бортовой сети автомобиля способны вывести из строя почти всю бортовую электронику. Именно поэтому современные генераторы всегда проверяются только путем замера напряжения в сети или диагностики самого снятого узла на специальном стенде. Сначала производится замер напряжения на клеммах аккумулятора, пускается двигатель и снимаются показания уже при работающем моторе. До запуска напряжение должно быть около 12 В, после запуска — от 13,8 до 14,7 В. Отклонение в большую строну свидетельствует, что идете «перезаряд», что свидетельствует о неисправности реле-регулятора, в меньшую — что ток не поступает. Отсутствие тока подзарядке свидетельствует о неисправности генератора или цепей.

Распространенные причины неисправностей генератора – это банальный износ и коррозия. Почти все механические неисправности, будь то износ щеток или развалившиеся подшипники — следствие долгой эксплуатации. Современные генераторы оснащаются закрытыми (не обслуживаемыми) подшипниками, которые просто подлежат замене по истечении определенного срока или пробега автомобиля. То же относится и к электрической части — часто узлы подлежат замене целиком.

Также причинами могут быть:

▶ низкое качество изготовления комплектующих;
▶ нарушение правил эксплуатации или работа вне пределов нормальных режимов;
▶ внешние факторы (соль, жидкости, высокая температура, дорожная «химия», грязь).

Самостоятельная проверка генератора

Самый простой способ — проверить предохранитель. Если он исправен, осматривается генератор и его расположение. Проверяется свободное вращение ротора, целость ремня, проводов, корпуса. Если ничего подозрений не вызвало, проверяются щетки и контактные кольца. В процессе работы щетки неизбежно изнашиваются, их может заклинить, перекосить, а канавки токосъёмных колец забиться графитовой пылью. Явный признак этого — избыточное искрение.

Нередки случаи полного износа или поломки, как подшипников, так и поломка статора.

Самая распространенная механическая проблема генератора – износ подшипников. Признак данной неисправности — вой или свист при работе агрегата. Конечно, подшипники нужно немедленно заменить, предварительно осмотрев посадочные места. Ослабление натяжения приводного ремня также может быть причиной слабой работы генератора. Одним из признаков может быть высокий по тону свист из-под капота, когда автомобиль газует или разгоняется.

Для проверки обмотки возбуждения ротора на короткозамкнутые витки или обрывы, нужно подключить мультиметр, переключенный в режим измерения сопротивления, к обоим контактным кольцам генератора. Нормальное сопротивление — от 1,8 до 5 Ом. Показания ниже свидетельствует о наличии короткого замыкания в витках; выше – прямой обрыв обмотки.

Для проверки обмотки статора на «пробой на массу», их нужно отсоединить от выпрямительного блока. При показаниях сопротивления, выдаваемых мультиметром, имеющих бесконечно большое значение можно не сомневаться в отсутствии контакта статорных обмоток с корпусом («массой»).

Для проверки диодов в блоке выпрямителя используется мультиметр (после полного отсоединения от обмоток статора). Режим проверки — «проверка диодов». Плюсовой щуп подсоединяется к плюсу или минусу выпрямителя, а минусовой – к выводу фазы. После этого щупы меняют местами. Если при этом значения показаний мультиметра сильно отличаются от предыдущих — диод исправен, если не отличаются — неисправен. Еще одним признаков, свидетельствующим о скорой „кончине“ диодного моста генератора — окисление контактов, а причина этого – перегрев радиатора.

💡 Ремонт и устранение неисправностей

Все механические неполадки устраняются путем замены неисправных узлов и деталей (щеток, ремня, подшипников и т.п.) на новые или исправные. На старых моделях генераторов зачастую требуется проточка контактных колец. Приводные ремни меняются вследствие износа, максимального растяжения или истечение срока эксплуатации. Поврежденные обмотки ротора или статора, их, в настоящее время, меняют на новые в сборе. Перемотка хоть и встречается среди услуг автомастеров, но все реже — это дорого и нецелесообразно.

Неисправности генератора автомобиля – признаки и их устранение

Признаки и виды неисправностей автомобильного генератора, проверка и диагностика, особенности ремонта, цены. Видео про неполадки генератора.

В репертуаре Михаила Задорнова была история о том, как один водитель умудрился починить «Газик» с помощью садовых ножниц, консервной банки и женских колготок, применённых в качестве ремня генератора. Далее, как рассказывает легендарный сатирик, когда машина поехала, то один из двух сидевших в ней немцев обронил фразу «видимо, поэтому мы проиграли войну».

Конечно, есть и другие методы ремонта агрегата, преобразовывающего обороты мотора в электроэнергию. Некоторые из них представлены в этом обзоре.

Признаки неисправности генератора

Если попытки завести машину приводят не к запуску двигателя, а к раздающимся из подкапотного пространства гулу и завываниям, либо же мотор то и дело отключается при передаче тяги колёсам или на холостую – значит, стоит всерьёз обратить внимание на состояние генератора. Так как он содержит в себе механические и электронные компоненты, то и неисправности, которые могут приключиться с этим аппаратом, разделяют на две упомянутые категории.

К первой группе относятся повреждения картера генератора или крепёжных элементов, также неполадки с подшипниками, прижимными пружинами, приводным ремнём. Проблемы с электроникой агрегата имеют место при неисправности выпрямителя, реле или обмоток, ненужных контактах, пробоях, и тому подобном.

Те или иные неполадки в работе генераторного устройства, сокращённо обозначаемого аббревиатурой ГУ, весьма вероятны, когда:

  • при заведённом моторе индикатор разрядки АКБ мигает или просто светится;
    аккумулятор закипает;
  • при работающем ДВС фары светят слабо, но при нажатии на педаль акселератора они значительно ярче;
  • генератор издаёт гул, писк или вой;
  • автомобильный сигнал, подаваемый при заведённом двигателе, имеет слабую громкость или искажения;
  • машина глохнет сама по себе.
Читайте также  Сорвал секретку на колесе что делать?

Отключение мотора во время езды, к тому же сопровождаемое завываниями, может быть вызвано недостатком вольт в сети машины. В такой ситуации знающий автомобилист сперва проверит наличие электроэнергии в АКБ, и если этот показатель окажется достаточным, проведёт диагностику генератора.

Но даже наличие признаков неисправности этого агрегата вовсе не гарантирует, что он вышел из строя. Здесь не исключены обрывы цепи в разъёме предохранителей или замке зажигания. Также неполадки с реле-регулятором могут вызвать активацию индикатора поломки ГУ. Потому, прежде чем демонтировать и потрошить генератор, желательно выяснить, действительно ли он виноват в том, что машина не едет.

Причины неисправности генератора

Эти устройства в основном ломаются из-за долгого износа или корродирования. Большинство механических поломок генератора, таких как деформация щёток или развал подшипников, вызваны продолжительным временем работы устройства.

Причём, генераторы, выпускаемые в настоящее время, обычно оснащаются необслуживаемыми подшипниками. При достижении определённого срока эксплуатации или пробега эти детали просто меняют на новые. То же касается и электроники агрегата. А среди других причин неисправностей ГУ можно выделить:

  • низкое качество деталей генератора;
  • неправильная эксплуатация устройства;
  • сложные условия работы агрегата: высокая температура, попадание на него дорожных реагентов, жидкости, загрязнений.

Диагностика генератора

Состояние современных генераторов часто оценивается путём определения напряжения в бортовой сети. Другой вариант – демонтаж агрегата с машины и диагностика его на специальном стенде.

Напряжение измеряется на контактах АКБ при выключенном, а затем и работающем двигателе. Измерительный прибор должен показывать:

  • пока двигатель не запущен – около 12 В;
    при заведённом моторе – 13,8-14,7 В.

Превышение напряжения при работающем генераторе является признаком «перезаряда», вызванного неполадками с реле. Заниженное значение этого показателя говорит о том, что предназначенной аккумулятору электроэнергии не хватает или она не поступает вовсе. Недостача тока подзарядки указывает на неисправность ГУ или проводки.

Детальная проверка генератора

Если генератор не выдаёт ток в нужном количестве, то прежде всего рекомендуется проверить предохранитель. В случае исправности этой детали следует оценить состояние самой ГУ и её периферии.

Ротор генератора исследуется на предмет свободного вращения, также выясняется, не повреждены ли ремень, провода или картер агрегата. Если эти элементы в порядке, стоит проверить, не заклинило ли щётки в процессе эксплуатации и не сменили ли они своё положение. Засорение желобов токосъёмников также вполне вероятно, на что может указать сильное искрение.

Большинство неисправностей механического типа, случающихся с ГУ, связаны с подшипниками. При подобных поломках генераторы свистят или завывают. Причём, высокотональный свист, доносящийся из подкапотного пространства при разгоне машины или нажатии на газ без нагрузки, сигнализирует о том, что приводной ремень недостаточно натянут.

Тестирование роторной обмотки производится с использованием мультиметра путём подключения щупов прибора к токосъёмникам генератора и фиксирования величины сопротивления. Нормальное значение этого параметра соответствует диапазону 1,8-5 Ом, выход из которого указывает на следующие неполадки:

  • занижение – обмотка «коротит»;
  • завышение – разрыв провода обмотки.

Статорную обмотку тоже нелишним будет проверить, только уже на контакт с картером ГУ. Для этого замеряется совместное сопротивление этих элементов при условии, что они отключены от диодного моста. Если мультиметр указывает на знак «бесконечность», то можно утверждать, что «пробой на массу» в данном случае не имеет места.

Наконец, и сам выпрямитель, отключённый от статора, тестируется мультиметром с помощью функции «проверка диодов». Для этого:

  • плюсовой щуп мультиметра подключается к аноду выпрямителя или его катоду;
  • минусовой щуп измерительного прибора прикладывается к выводу фазы;
  • измеряется сопротивление;
  • щупы меняются местами и замер сопротивления повторяется;
  • при исправном выпрямителе полученные показания должны существенно отличаться.

Ещё одна неполадка, которая может подстерегать выпрямитель – это окисление его контактов. Обычно такое происходит при высокой температуре работы ГУ.

Особенности ремонта генератора

В случае неполадок с ГУ обычно производится замена деталей, являющихся причиной поломок. Сломавшиеся щётки и подшипники меняются на исправные без разговоров. А поводом для обновления ремня может быть:

  • обрыв;
  • потеря упругости;
  • деформация;
  • прошествие установленного срока работы.

Перемотка неисправных обмоток генератора иногда встречается в перечне услуг, предлагаемых автоумельцами или сервисами. Но с учётом стоимости такого ремонта и надёжности результата, как правило, производится замена ротора или статора целиком.

Ремонтный комплект для генератора

Для того, чтобы самостоятельного отремонтировать генератор, автомобилисту, вполне вероятно, понадобятся определенные запчасти. Однако найти их в наборе бывает непросто – имеющиеся в продаже ремкомплекты для ГУ содержат, как правило, разве что шайбы, болты и гайки.

Поэтому умелец, взявшийся за восстановление этого агрегата, зачастую вынужден самостоятельно формировать нужный ремкомплект. Подобный набор может содержать:

  • щётки и крепления для них: от 70 руб.;
  • подшипники: от 80 руб.;
  • регулятор напряжения: от 330 руб.;
  • выпрямитель: от 720 руб.

Весь генератор обойдётся автолюбителю в сумму от 3800 руб.

Стоимость ремонта ГУ в автосервисе

Рядовому автолюбителю вполне под силу своими руками справиться с большинством неисправностей ГУ. Только делать это нужно осторожно, особенно новичкам, чтобы не усугубить имеющиеся неполадки. А если поломок слишком много, то, возможно, имеет смысл генератор вообще заменить.

Автомобилисты, особо ратующие за результат ремонта ГУ, наверняка предпочтут доверить этот процесс автосервису. Ориентировочная цена за такую работу составит:

  • демонтаж и монтаж ГУ: от 800 руб.;
  • обследование ГУ с разборкой: 500 руб.;
  • тестирование ГУ на стенде: 300 руб.;
  • услуги по установке новых реле, выпрямителя, статорной обмотки, ротора: от 500 руб.;
  • установка новых подшипников: от 1200 руб.;
  • обновление щёток: от 900 руб.;
  • установка новых контактных колец: от 1200 руб.

Как не сломать генератор

Популярный ранее метод тестирования ГУ с отключением АКБ совершенно не подходит для современных автомобилей и даже опасен для них. Резкие перепады напряжения, возникающие в результате таких исследований, могут привести в нерабочее состояние всю электронную начинку машины. Потому диагностировать генератор следует либо с помощью измерений вольтажа аккумулятора, либо с применением специального стенда.

Кроме того, чтобы лишний раз не подвергать генератор риску поломки, желательно не допускать:

  • использования напряжения более 14 В для тестирования электроцепи агрегата;
  • контактирования полюса генератора с его корпусом даже на непродолжительное время;
  • заливания устройства водой, маслом, охладителем и другими жидкостями;
  • повреждений картера ГУ при монтаже её на машину или в результате того, что устройство уронили;
  • оснащения машины дополнительной техникой, если это приведёт к энергопотреблению, превышающему возможности ГУ;
  • использования агрегата при неисправной или разряженной АКБ, ненадёжной электропроводке машины, неполадках с автомобильным компьютером.

Заключение

В принципе, ремонт генератора машины не должен представлять для автолюбителя особой сложности, хотя этот процесс не быстр и требует должного внимания. И прежде чем разбирать это устройство, желательно провести его детальную диагностику, включающую в себя внешний осмотр ГУ, а также проверку её электронных компонентов. Чаще всего в агрегате ломаются щётки с подшипниками, менее капризны выпрямитель и реле. А чтобы приводной ремень не порвался в самый неподходящий момент, следует периодически проверять натяжение и состояние этой детали.

Видео про неполадки генератора:

7 неисправностей генератора в автомобиле

Генератор в автомобиле предназначен для питания бортовой электросети стабилизированным напряжением при работающем двигателе. Одновременно подзаряжается аккумуляторная батарея, если она потеряла часть энергии и принимает зарядный ток.

Обычно используется трёхфазная генерация переменного тока с последующим преобразованием в постоянный, встроенным выпрямителем. Выходное напряжение поддерживается в заданных пределах имеющимся в составе электронным реле-регулятором.

Основные признаки неисправности автомобильного генератора

Нарушения в работе могут быть электрическими или механическими:

  • недостаточное выходное напряжение под нагрузкой из-за падения мощности генератора;
  • выход значения напряжения из допустимых пределов по причине неправильной работы регулятора;
  • пробои, обрывы и замыкания в обмотках или выпрямителе;
  • отказ щёточного блока со встроенным электронным реле;
  • начавшееся разрушение подшипников ротора;
  • неправильная работа приводного ремня из-за износа шкива;
  • поломка обгонной муфты.

Каждая неисправность вызывает свои характерные внешние проявления.

Горит индикация разряда АКБ на панели приборов

Наиболее частый симптом – включение сигнальной лампочки красного цвета на приборной панели, поскольку она именно для фиксации проблем с генератором и предназначена. Будет ошибкой считать эту индикацию лишь признаком отсутствия зарядки аккумулятора.

Например, если батарея полностью заряжена, то и ток через неё прекращается. Это нормальный, штатный режим. Лампа укажет на другое – генератор не вырабатывает ЭДС нужной величины, а значит параллельно соединённый с ним аккумулятор обслуживает бортовую сеть самостоятельно.

Долго продолжаться это не сможет, батарея разрядится, и напряжение упадёт ниже допустимого для потребителей уровня.

Закипание аккумулятора

Одним из параметров свинцово-кислотной АКБ является предельное напряжение на её клеммах, с превышением которого вместо нормальной зарядки начинается разложение электролита с бурным выделением газов.

Говорят, что аккумулятор кипит. Это не совсем так, для кипения нужна температура гораздо более высокая. Но внешние признаки те же.

Электроника генератора предусматривает отсечку напряжения выше определённого уровня. Процесс происходит в релейном режиме, колебания сглаживаются, выглядит это как стабилизация безопасной величины, на которую рассчитаны потребители.

Если реле-регулятор не справляется, напряжение начинает зависеть от оборотов, ничем не ограничиваться и превышать предельные 14,5-14,7 вольта.

Читайте также  Как вкрутить шипы в зимнюю резину?

Закипание электролита ещё не самое страшное в таком аварийном режиме. Все электроприборы автомобиля будут работать с превышением рабочего напряжения, могут перегреваться и выгорать.

Тусклый свет фар

Ослабевание светового потока фар – один из признаков пониженного напряжения, если контрольная лампа по какой-то причине на это не указала.

Головной свет – один из самых мощных и заметных потребителей, поэтому покажет отклонения в работе генератора ещё до того, как это проявится на стартёре при попытке запуска двигателя.

Генератор издает посторонние звуки

Чаще всего вой, скрип или хруст происходит от подшипников. Они довольно сильно нагружены массивным якорем и натяжкой ремня, не всегда правильно отрегулированной. Со временем их износ проявится в виде хорошо слышимого даже снаружи звука.

Но не только механика порождает посторонний шум. Нарушение электрического баланса при отказе одной из фаз генератора переменного тока тоже породит звуковые колебания. При этом громкость будет зависеть от электрической нагрузки на неравномерно работающие обмотки.

7 неисправностей

Многолетнее использования динамомашин переменного тока в автомобилях без особых изменений в их конструкции позволяет выделить типовые неисправности.

Разрушение подшипников якоря

Механика всегда теоретически менее надёжна, чем электроника, поскольку подвержена износу даже при штатной работе. Более всего это связано с подшипниками ротора (якоря).

Обычно они небольшого размера, что связано со стремлением выполнить узел более компактным, поэтому работают на пределе своих возможностей. Замена смазки не предусмотрена, а заложенная заводом быстро стареет и вырабатывается из-за несовершенства уплотнений.

Начинается локальный перегрев беговых дорожек и шариков, усталостное выкрашивание металла (питтинг), появляются зазоры. Подшипники сначала воют, а потом и хрустят. Нужна немедленная замена, иначе разрушатся все прочие детали получившим непредусмотренную свободу ротором.

Износ щеток

Для передачи напряжения на обмотку возбуждения, расположенную в роторе, используются подвижные контакты в виде медных колец и прилегающих к ним угольных (графитовых) щёток.

Несмотря на низкий коэффициент трения, щётки изнашиваются, это компенсируется их значительной длиной и поджиманием пружинами. Но со временем весь запас вырабатывается, контакт пропадает, и обмотка якоря остаётся без питания. Генерация прекращается. Кроме того, щётки могут зависнуть из-за попадания в их зазоры продуктов износа и просто грязи.

Износ токосъемных колец

После неоднократной замены щёточного узла настаёт очередь коллекторных колец, которые значительно твёрже графита, но всё равно истираются. Результат будет в точности тем же, что и при износе щёток.

Выход из строя реле-регулятора напряжения

Современные регуляторы выполняются по интегральной технологии и размещены в едином со щётками легкосъёмном узле. Принципиально слабых мест в электронном реле нет, но температура, вибрации и некачественное исполнение вызовут отказ. При этом напряжение может как уменьшиться, так и возрасти, смотря что именно в схеме выгорает.

Межвитковое замыкание обмоток

Статор намотан достаточно толстым медным проводом с лаковой изоляцией. Если со временем лак потеряет прочность и произойдёт контакт между соседними витками, то образовавшийся короткозамкнутый участок начнёт забирать на себя значительную часть мощности генератора, перегреваться и снижать отдачу узла в целом.

Проявится это шумом, возможно, задымлением, и падением выходного напряжения с добавлением нагрузки.

Пробой или обрыв диодов выпрямительного моста

Выпрямление происходит по трёхфазной схеме, в нём участвуют шесть мощных кремниевых диодов. Они выдерживают достаточно высокую температуру, но плохо охлаждаются, и предел легко превышается. Постепенно происходит деградация кристалла, диод выходит из строя. Генератор резко теряет мощность.

В современных генераторах установлены дополнительные диоды для питания обмотки возбуждения. Они меньше нагружены, но и сами по себе рассчитаны на небольшие токи. Поэтому отказывают не реже основных.

Недостаточная мощность

Практически любая неисправность ведёт к понижению максимальной отдачи. Генератор может нормально работать с малыми нагрузками, но просаживает напряжение после включения мощных потребителей или снижения оборотов двигателя. Точно измерить мощность можно лишь на стенде.

Как проверить генератор

Простейшая проверка состоит в замере напряжения бортовой сети на средних оборотах двигателя, когда аккумулятор уже набрал свой потерянный при пуске заряд.

Напряжение даже при включённых фарах должно удерживаться в диапазоне 13,5-14,5 вольта. Если оно меньше и при этом уменьшается со временем – генератор неисправен.

Более точно генератор исследуется на стенде. Для каждого прибора существует характеристика, где указана зависимость отдаваемой мощности от оборотов ротора.

Прибор раскручивается внешним приводом стенда, нагружается балластным реостатом, замеряются скорость вращения, ток нагрузки и выходное напряжение. Они должны соответствовать паспортным данным конкретной модели.

Устранение поломок

В зависимости от пробега автомобиля, состояния и вероятной поломки генератора принимается одно из решений:

  • замена подшипников ротора, иногда с обоймами или крышками;
  • при обнаружении дефектного диода меняется мост в сборе;
  • реле-регулятор со щётками можно сменить, не снимая генератор с двигателя;
  • замена колец ротора не всегда предусмотрена конструкцией, но часто возможна, в противном случае меняется ротор в сборе;
  • обмотки статора также можно извлечь и заменить, искать в них обрывы или КЗ витков бессмысленно, так надёжность не обеспечивается.

В типовом случае меняется щёточный узел, подшипники и диодный мост. Если проблема этим не решается, то разумнее будет заменить генератор в сборе, собирать новый из запчастей экономически не оправдано.

Как определить неисправность генератора

Неисправности генератора

Электрооборудование автомашины часто портится, вынуждая владельца нервничать и искать замену. Сложность в основном кроется в одном из главных пульсаров электрического напряжения – в автогенераторе. Как определить неисправность и почему ломается генератор?

Источники электроэнергии автомобиля

Понятно, что эксплуатировать машину с испорченным передатчиком энергии не получится, как нужно. В некоторых случаях автомобиль вообще будет невозможно сдвинуть с места.

Кроме того, выход из строя одного источника энергии в машине априори приводит к проблемам с другим источником. К примеру, если разрушена АКБ, то повышается ток зарядки генератора, что в итоге завершается поломкой диодного моста агрегата.

Несколько признаков неисправного генератора

И наоборот. Если налицо проблемы с генератором, то возрастает зарядный ток, а это сказывается на работе аккумулятора. Последний чаще перезаряжается и быстрее может ломаться.

Одним словом, заботливому владельцу рекомендуется чаще следить за состоянием источников питания автомобиля, а если обнаруживаются проблемы, то вовремя их разрешать.

Интересно, что поломка электрооборудования авто встречается настолько часто, что занимает одно из лидирующих мест в рейтинге популярных неисправностей. Условно поломка делится на проблемы с источниками и потребителями.

Неисправности автогенератора

Большей частью дефекты агрегата выявляются легко. Но существуют такие разновидности повреждений, которые определить удается только на спецоборудовании. Их принято называть «плавающими» неисправностями, имея в виду непостоянность их признаков.

Схема генератора

Одной из самых распространенных неисправностей генератора является проблема с освещением. Фары на машине светят тускло, а в обычный звук мотора вмешиваются какие-то инородные шумы.

Вообще, определение неисправностей генератора по шуму выведено в отдельную группу признаков, называемых шумовыми.

Как правило, повышенный шум, исходящий от генератора, свидетельствует о неисправностях с подшипниками и близлежащими узлами. Недостаточное количество смазки в подшипниковых узлах тому причина. Достаточно будет добавить смазочного материала, чтобы шум исчез.

Подшипники могут шуметь также по вине механического свойства. Разрушается сепаратор или изнашиваются дорожки качения, может провернуться кольцо в крышке. В подобных случаях только обновление элемента поможет решить проблему. И тянуть с заменой не стоит, ведь функционирование агрегата с неисправным подшипником грозит выходу из строя более дорогих и важных компонентов – статора и ротора.

Шум, напоминающий вой. Это, скорее всего, межвитковое замыкание статорных обмоток (МЖЗ). Такой шум схож со звуками, которые издает автомобиль со слабыми аккумуляторными клеммами. Тот же звук может свидетельствовать о плохом соединении внутри обмотки втягивающего или повреждении контактора.

«Плавающие» неисправности и другие

Как вы догадались, выявление МЖЗ внутри автогенератора – процедура не из легких. Чтобы ее точнее диагностировать приходится использовать уже спецаппаратуру. Межвитковое замыкание – это и есть неисправность, которую относят к категории «плавающих».

К таким же «плавающим» неисправностям можно отнести замыкание обмотки. Правда, чтобы выявить эту неисправность, сложного обородования не надо. Достаточно проверить неисправность омметром – прибором, который измеряет сопротивление.

Используя прибор, можно легко проверить монолитность диодмоста и проводки внутри генератора, а также нормальность функционирования щеток и их контактов.

Как определить плавающие неисправности генератора

О повреждениях автогенератора можно судить по миганию контроля зарядки АКБ. Например, если в процессе задействования зажигания индикатор не горит, то это прямиком свидетельствует о слабом контакте на щеточном узле. Также это может свидетельствовать о неисправности регулятора напряжения.

Если наблюдается непрерывное свечение лампочки, то это будет свидетельствовать либо о пробое диодов, либо о слабости натяга генераторного ремня.

Еще одним популярным повреждением автогенератора является недержание заряда АКБ. В этом случае рекомендуется проверить в первую очередь натяжение ремня грм. Лучше использовать профессиональный динамометр, чем делать это на глаз.

Степень натяжения регулируется на больше части машин гайкой, фиксирующей генератор. Агрегат сидит на регулировочной планке. Ослабив гайку, можно передвигать генератор в сторону от ДВС, тем самым, изменяя степень натяжения.

Однако частой причиной проблем с генератором становится регулятор напряжения. К примеру, на старых моделях авто данный элемент представляет собой коробочку, расположенную на брызговике переднего крыла. В современных автомобилях регулятор бывает встроен внутрь генератора.

Элемент легко заменить. Достаточно будет ослабить 2 держателя, отсоединить контакты и извлечь регулятор вместе с щетками.

Внимание. Основной упор при диагностике регулятора и щеток делается на закисании. Нужно хорошенько осмотреть контакты на момент подгорания. Обязательно зачистить все мелкой шкуркой, обработать поверхности растворителем.

Новый регулятор, поставленный на место неисправного, может выдавать другое напряжение. Тут не нужно паниковать. Как только новые щетки притрутся, все пойдет, как и раньше.

Читайте также  Есть ли смысл делать шумоизоляцию автомобиля?

О беспроблемном функционировании автогенератора можно судить по константному выходнапряжению. Оно должно быть равно 13.8-15.5 V. Если порог завышен, то это причина дефектов электрокомпонентов автомобильной схемы и разрушения АКБ.

Диагностика автомобильного генератора

Чрезмерный ток на выходе автогенератора может свидетельствовать также о пробивании диодмоста, наличии МЖЗ или ненадежном контакте генераторной клеммы на фюзеляже.

Непосредственные подоплеки неисправностей или сложностей, связанных с работой автогенератора, кроются в стандартном изнашивании некоторых компонентов. Часто металлические элементы съедает коррозия.

Из-за того что генератор является устройством электромеханическим, то и поломки у него бывают либо чисто механо, либо электро. Безусловно, бывают и исключения из правил, но они – результат неправильной эксплуатации или брака на производстве.

—>Автозапчасти и СТО —>

Неисправности электрооборудования автомобиля встречаются весьма часто и занимают одно из лидирующих мест в списке поломок. Их можно условно поделить на неисправности источников тока (аккумуляторов, генераторов) и неисправности потребителей (оптика, зажигание, климат и т.д.). Основными источниками электропитания автомобиля являются аккумуляторные батареи и генераторы. Неисправность каждого из их ведет к общей неисправности автомобиля и эксплуатации его в ненормальных режимах, а то и вовсе — обездвиживание автомобиля.

В электрооборудовании автомобиля аккумулятор и генератор работают в неразрывном тандеме. Если выйдет из строя одно — через некоторое время выйдет из строя и другое. Например, разрушившийся аккумулятор приводит к увеличению зарядного тока генератора. А это влечет за собой неисправность выпрямителя (диодного моста). В свою очередь, при неисправности регулятора напряжения, поступающего от генератора, может увеличиться зарядный ток, что неизбежно приведет к систематической перезарядке батареи, «выкипанию» электролита и скорому разрушению.
Неисправности аккумулятора.Распространенные неисправности аккумуляторной батареи:

  • короткое замыкание электродов/пластин батареи;
  • механическое или химическое повреждение пластин аккумулятора;
  • нарушение герметичности банок аккумуляторов — трещины корпуса аккумулятора в результате ударов или неправильной установки;
  • химическое окисление выводных клемм аккумулятора.

Основными причинами указанных неисправностей являются:

  • грубые нарушения правил эксплуатации;
  • истечение срока службы изделия;
  • различные производственные дефекты.

Безусловно, конструкция генератора сложнее аккумуляторной батареи. Вполне резонно, что и неисправностей генератора в разы больше, и диагностика их значительно сложнее.

К распространенным неисправностям генератора относятся:

  • износ или повреждение шкива;
  • износ токосъемных щеток;
  • износ коллектора (токосъемных колец);
  • повреждение регулятора напряжения;
  • замыкание витков статорной обмотки;
  • износ или разрушение подшипника;
  • повреждение выпрямителя (диодного моста);
  • повреждение проводов зарядной цепи.

Автомобилисту очень желательно знать основные причины неисправностей генератора, способы их устранения, а также профилактические меры по предотвращению поломок.
Все генераторы подразделяются на генераторы переменного и постоянного тока. Современный легковой транспорт оснащается генераторами переменного тока с встроенным диодным мостом (выпрямителем). Последний необходим для преобразования тока в постоянный, на котором работают электропотребители автомобиля. Выпрямитель, как правило, находится в крышке или корпусе генератора и представляет с последним одно целое.
Все электроприборы автомобиля рассчитаны на строго определенный диапазон рабочих токов по напряжению. Как правило, рабочие напряжения — в диапазоне 13,8–14,7 В. Ввиду того, что генератор «привязан» ремнем к коленчатому валу двигателя, от разных оборотов и скорости движения автомобиля, он будет работать по-разному. Именно для сглаживания и регулирования выдаваемого тока предназначен реле-регулятор напряжения, играющего роль стабилизатора и предотвращающего как скачки, так и провалы рабочего напряжения. Современные генераторы снабжены встроенными интегральными регуляторами напряжения, их ещё называют «шоколадкой» или «таблеткой».
Уже понятно, что любой генератор это достаточно сложный агрегат, чрезвычайно важный для любого автомобиля.

Все неисправности генератора условно можно разделить на две группы — механические и электрические. К первым относится разрушение корпуса устройства, поломка креплений, подшипников, прижимных пружинок щёток, обгонной муфты или шкива и других деталей, а ко вторым — обрывы и замыкания обмотки, поломка диодного моста и реле-регулятора, износ угольных щёток. Общих признаков приближающихся неприятностей с генератором несколько — это тусклые или мерцающие фары, проблемы с запуском двигателя и подмигивание или постоянное горение контрольной лампы на приборной панели.

Неисправности генератора проявляются по-разному, однако в большинстве случаев они не приходят внезапно; у водителя есть время, чтобы заметить грядущую поломку и минимизировать неприятности.

1. Сложности при пуске мотора

Один из верных признаков поломки генератора — неуверенный пуск двигателя автомобиля. Когда генератор перестаёт работать правильно, аккумулятор недополучает заряд и лишается способности нормально прокручивать стартер. Разряженный аккумулятор — как правило, прямое следствие поломки генератора. При этом батарея может не только недополучать заряд, но и напротив перезаряжаться. Происходит это из-за поломки электронного блока реле-регулятора: генератор выдаёт больший ток, чем требуется, а это приводит к выкипанию электролита и быстрому выходу из строя аккумулятора. Отметим, что многие современные автомобили перестают заводиться, когда напряжение в бортовой сети опускается ниже 12 вольт. При этом батарея способна прокручивать стартер.

2. Тусклый или мерцающий свет фар

Второй симптом становится заметен в тёмное время суток. Фары автомобиля начинают светиться тускло, либо изменяют степень яркости в зависимости от оборотов двигателя и нагрузки на электрическую систему. Такое поведение осветительных приборов недвусмысленно намекает, что нужно срочно провести ревизию и диагностику генератора и его приводного ремня — устройство не справляется с возложенной не него нагрузкой. Также неполадки можно заметить по подсветке приборной панели и приборам освещения салона — все они точно так же меняют яркость.

3. Горит индикатор (лампочка) заряда АКБ на приборной панели

Горящая или мерцающая пиктограмма в виде аккумулятора на приборной панели говорит о том, что у вашей машины серьёзные проблемы — аккумулятор не заряжается подобающим образом. Бортовая система самостоятельно предупреждает водителя, что автомобиль долго не проедет. Как правило, речь идёт о нескольких десятках километров — машина сможет ехать ровно до тех пор, пока батарея не разрядится полностью и не перестанет давать искру на свечах зажигания. В такой ситуации многое зависит от состояния самого аккумулятора, а также от количества и мощности задействованных потребителей. Постарайтесь отключить всё лишнее, в том числе музыку, фары, электрообогрев и даже вентиляцию салона, и следуйте в ближайший автосервис либо глушите мотор и вызывайте эвакуатор. Многие современные аккумуляторы приходят в полную негодность после первого же глубокого разряда, а значит, услуги эвакуатора могут окупиться.

4. Свистит приводной ремень

Нередко из-под капота непрогретого автомобиля слышится неприятный свист. Он возникает в случае если приводной ремень, приводящий в движение ротор генератора, натянут слабо. Необходимо установить причину слабого натяжения ремня и устранить неисправность. В противном случае генератор не будет вращаться с должной скоростью и нормально заряжать аккумулятор. На многих современных автомобилей этот же ремень приводит в действие и другие устройства, к примеру, насос гидроусилителя руля и компрессор кондиционера, и натягивается автоматически. На более простых моделях автонатяжитель не предусмотрен конструкцией — со временем ремень растягивается и требует ручной регулировки натяжения.

5. Ремень перегревается или разрушается

Характерный дымок и неприятный запах, исходящий от приводного ремня, или отслоение от него дорожек и кусков резины — признак подклинивания какого-то навесного агрегата (в том числе генератора), либо обводных роликов. На некоторых моделях обрыв приводного ремня не просто приводит к отключению генератора, но также становится причиной намного более серьёзных бед (обрывки могут попасть под ремень привода ГРМ, что приведёт к нарушению фаз газораспределение или поломке мотора). Если ремень перегревается или самопроизвольно разрушается, проверьте шкив генератора — он должен вращаться легко и не перекашиваться под нагрузкой.

6. Звенящий или шуршащий звук из-под капота

Внутри генератора установлены подшипники качения. Эти детали испытывают высокие нагрузки и работают в условиях повышенных температур. Ресурс их относительно невелик. По прошествии некоторого времени эти детали сильно изнашиваются и теряют смазку, что приводит к появлению шума, перекосу и подклиниванию ротора, либо к полному разрушению подшипников. Ещё одной причиной шума может быть изношенная обгонная или демпферная муфта. Она также работает относительно недолго, может деформироваться и перестать выполнять свою функцию. Обе неисправности невозможно устранить без снятия и разборки генератора.

7. Электрический гул

Несколько иным становится характер посторонних звуков в случае замыкания обмотки статора. Проявляется он характерным электрическим воем, подобным тому, который исходит от электродвигателей общественного транспорта — троллейбусов, трамваев или электричек.

Это основные признаки неисправностей автомобильных генераторов. Специалисты по ремонту генераторов и стартеров автомобиля смогут назвать ещё массу признаков и причин неисправности данных узлов автомобиля. Поэтому, если же Вы всё таки столкнулись с одним из этих признаков, советуем обратиться именно к таким специалистам в вашем районе.

А отправляясь в длительное путешествие, особенно в слабозаселённые и труднодоступные места, убедитесь в исправности генератора вашего автомобиля. Его поломка не менее коварна, чем неисправность коробки передач или обрыв ремня ГРМ. Самостоятельно решить проблему в пути без наличия специального инструмента, запасных частей и опыта вы попросту не сможете. Поэтому примите за правило хотя бы раз в 100 тысяч километров пробега проводить дефектовку и ремонт генератора со снятием с автомобиля. Сделать это можно самостоятельно, но гораздо удобнее и быстрее воспользоваться услугами специальных СТО, как правило, они известны основной доле водителей.