Как делать разворот на перекрестке на механике?

Разворот на перекрестке

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будет рассматриваться разворот на перекрестке и особенности этого маневра.

При этом речь пойдет о самом обычном перекрестке, на котором пересекаются две четырехполосные дороги.

Напомню, что ранее на pddmaster.ru был рассмотрен более сложный маневр — разворот на перекрестке с разделительной полосой. Сегодня он затрагиваться не будет.

Тем не менее нужно помнить о том, что неправильное выполнение разворота даже на самом обычном перекрестке может привести к лишению водительских прав. Так что прочитайте статью внимательно и не допускайте подобных нарушений.

Почему удобнее выполнять разворот на перекрестке?

Для начала рассмотрим перекресток, на котором нужно выполнить разворот:

В рамках этой статьи не имеет принципиального значения, каким является перекресток: регулируемым или нет. Нас интересует только траектория движения автомобиля.

Поэтому будем считать, что водитель белого автомобиля уже уступил дорогу всем транспортным средствам, которым он должен был её уступить, и ничто не мешает ему выполнить разворот на перекрестке в соответствии с требованиями правил дорожного движения.

Напомню, что перед началом выполнения разворота на перекрестке необходимо занять крайнее левое положение на проезжей части попутного направления (пункт 8.5 ПДД). Именно это и сделал водитель белого автомобиля.

Кстати, многие водители предпочитают выполнять разворот на перекрестках именно из-за того, что при большом радиусе разворота им не придется пользоваться задним ходом, т.к. автомобиль может немного заехать на пересекаемую дорогу. А так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд?

Разворот на перекрестке с разъяснениями

Итак, задача поставлена и белому автомобилю необходимо выполнить разворот на перекрестке без нарушения требований ПДД.

Примечание. На рассматриваемом в качестве примера перекрестке отлично видно горизонтальную дорожную разметку, а на реальном перекрестке разметка может быть частично или полностью стерта. Это немного усложняет задачу для водителя.

Итак, на перекрестке есть одно пересечение проезжих частей, и вот его границы:

Обратимся к пункту 8.6 правил дорожного движения:

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

Оптимальная траектория разворота на перекрестке

Оптимальная траектория разворота должна пройти таким образом, чтобы автомобиль не выехал с пересечения проезжих частей раньше намеченного места:

На этом рисунке представлены только 2 возможные правильные траектории разворота, однако на практике можно развернуться и по любой траектории, пролегающей между этими двумя. Поскольку автомобиль не выезжает с пересечения проезжих частей, водитель не нарушает правил и наказание наложено быть не может.

Неправильные траектории разворота на перекрестке

Рассмотрим несколько неправильных траекторий, разворот по которым может привести к серьезному наказанию:

Итак, на приведенном выше рисунке оба водителя не смогли выполнить разворот в пределах пересечения проезжих частей, поэтому им пришлось немного заехать на примыкающую сверху дорогу.

При этом водитель, который выбрал правую траекторию, при выезде с пересечения проезжих частей оказался на полосе попутного направления. Однако затем, продолжая начатый разворот, он допускает пересечение двойной сплошной линии разметки. Если пересечение происходит перпендикулярно линии разметки, то нарушение не может квалифицироваться как выезд на встречную полосу движения. Наказание для нарушителя — штраф 1 000 — 1 500 рублей по части 2 статьи 12.16 КоАП.

Что касается водителя, выбравшего левую траекторию, то его дела куда плачевнее. Он выезжает с пересечения проезжих частей прямо на встречную полосу и наказанием для него будет являться штраф в размере 5 000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев (часть 4 статьи 12.15 КоАП). А в случае повторного нарушения — лишение прав на 1 год.

Обратите внимание именно на второй маневр, за который возможно лишение прав. Большинство водителей, которые читают правила дорожного движения, не догадываются про подобное развитие событий и сотрудники ГИБДД этим активно пользуются.

Давайте рассмотрим, как можно уменьшить наказание в том случае, если разворот не удался:

1. Всегда начинайте выполнять разворот по большой траектории. Если «вписаться» не получается, то просто откажитесь от разворота и продолжите движение по пересекаемой дороге (на рисунке — вверх).

2. Если Вы начали выполнять разворот по маленькой траектории и чувствуете, что «вписаться» не получится, то воспользуйтесь передачей заднего хода. Естественно, движение задним ходом на перекрестке запрещено, однако штраф за такой маневр составит всего 500 рублей.

Конечно же при этом нужно внимательно следить за другими участниками движения, чтобы не спровоцировать ДТП.

Разворот на Т-образном перекрестке

Ранее в тексте этой статьи рассматривался замечательно оформленный перекресток, на котором была хорошо видна разметка. Однако на практике перекрестки зачастую бывают совершенно другими.

Например, рассмотрим разворот на Т-образном перекрестке без разметки:

Обратите внимание, что хотя на дороге в верхней части рисунка и нет двойной сплошной линии разметки, неправильный выбор траектории разворота (выезд на встречную) на Т-образном перекрестке приведет водителя к лишению прав.

На практике можно встретить в том числе перекрестки со сложной конфигурацией. При маневрировании на таких перекрестках нужно помнить о том, что в процессе разворота запрещено выезжать на встречную полосу движения. Однако в случае неудачного разворота Вы можете воспользоваться информацией из этой статьи и отделаться малыми потерями.

Правила разворота на 7 видах перекрёстков: техника выполнения, траектории и нарушения

Разворот на перекрёстке относится к категории наиболее сложных манёвров, поскольку задача водителя заключается в одновременном контроле нескольких направлений. Разные правила разворота на перекрёстке действуют для различных типов дорожного пересечения, а их нарушение может привести к штрафу, лишению прав или даже фатальному исходу в случае ДТП. Новичкам лучше отказаться от мысли развернуться на перекрёстке, пока у них не будет достаточно опыта. Всегда ли разрешён разворот на перекрёстке, и как это делать правильно?

Необходимо чётко понимать особенности разворота на перекрёстке, чтобы избежать материальных убытков и смертельных последствий. Правила разворота на перекрёстке требуют придерживаться крайнего левого положения и правильного расчёта траектории. За расчёт безопасной траектории отвечает сам водитель. Как правильно рассчитать безопасную траекторию разворота в зависимости от разных типов перекрёстков и чем может обернуться разворот по опасной траектории?

Более подробную информацию о том, как правильно осуществлять проезд перекрестков, вы сможете найти в статье нашего специалиста.

Советуем дополнительно также прочитать статью нашего эксперта, в которой подробно рассказывается об обгоне на перекрестке.

Также рекомендуем прочитать интересную статью нашего автора, из которой можно узнать, с какой стороны разрешен обгон ТС.

Техника выполнения разворота

Поскольку транспортные средства с механической КПП более сложны в управлении, рассмотрим порядок действий при развороте именно на них:

  • водитель должен занять крайнюю левую позицию и остановиться после включения поворотника;

Правила разворота на перекрёстке

Последовательность действий в данном случае строго регламентирована и нарушать её нельзя. Начать разворот можно только после занятия крайней левой полосы. Данное правило можно опустить, если габариты вашего автомобиля не позволяют его выполнить. Убедитесь, что вы не создаёте аварийную ситуацию и не являетесь помехой.

Соблюдение следующих условий является обязательным:

  • за пределы перекрёстка выезжать нельзя;

Траектории разворота

Выполнять разворот на перекрёстке можно по двум траекториям – ближней и дальней. При выборе траектории необходимо ориентироваться на место, куда ваша машина выедет после завершения маневра. Наличие разделительной полосы требует использования дальней траектории. Если таковая отсутствует, вы имеете право самостоятельно выбрать траекторию.

  1. Разворот по дальней траектории уместен, если водитель не может выполнить поворот непосредственно возле конца разделительной сплошной. Причин может быть несколько: автомобиль слишком длинный, дорожное полотно слишком узкое, крупногабаритное транспортное средство перекрыло часть дороги, ведутся ремонтные работы. Если не представляется возможным развернуться с места, можно проехать немного вперёд и зайти на дугу так, чтобы получить дополнительное пространство для выравнивания авто и встраиванию его в ряд. Можно произвольно выбирать расстояние до начала маневра, допустимо даже поворачивать непосредственно возле края обочины, зебры, полосы или противоположной разделительной линии.

Отдельно стоит упомянуть о штрафах, которые выписываются за выбор водителем опасной траектории разворота.

  1. Штраф в размере 1,5 тыс. руб. возможен, если рубеж перекрёстка был пересечен при движении по удлинённой траектории.
  2. Штраф в размере 5 тыс. руб. выписывается водителю, который нарушил принцип движения по малой траектории и выехал как за границы пересечения дорог, так и на встречную полосу. Лишение прав сроком на год ждёт водителя при повторном нарушении.
Читайте также  Как выбрать автобокс на крышу автомобиля?

В отдельных случаях штраф не выписывается, даже если водитель нарушил ПДД. Речь идёт о нарушениях с целью предотвращения ДТП, а также пропуска полиции, пожарных, скорой помощи и авто с проблесковыми маяками. Также в категорию исключений входят ситуации, когда часть дорожного полотна перекрыта из-за ДТП или ведутся ремонтные работы. Если светофор на перекрёстке не работает, данный участок автоматически становится нерегулируемым.

Выводы

Как видите, достаточно изучить технику выполнения разворота на перекрёстке для общих случаев и учитывать нюансы с разными типами при необходимости. Пробовать выполнять такие манёвры можно только после длительной практики за рулём автомобиля.

Выполнение разворота на перекрестке — правила, меры безопасности и штрафы 2021 года

Несмотря на то, что выполнять разворот умеют все водители, сделать это правильно на перекрестках различных типов без нарушения ПДД бывает сложно, так как нужно учитывать множество нюансов. Совершение данного маневра требует от водителя не только внимательности, но и знания того, какой вид транспорта имеет преимущество на тех частях дороги, которые регулируются или не регулируются светофорами.

Все особенности нужно учитывать не столько для сдачи экзамена с целью получения права на вождение, сколько при ежедневном вождении, чтобы не провоцировать аварийных ситуаций и ДТП, лишения прав и выписки штрафа.

Что говорят ПДД о правилах разворота 2021 года

В своде правил дорожного движение пункт № 8 посвящен описанию правильного разворота. Общие правила для водителей, предотвращающие возникновения ДТП:

  1. Перед совершением такого маневра нужно подать сигнал с помощью светового указателя с той стороны, в которую поворачивает машина. При отсутствии такой возможности дать сигнал нужно рукой, согнув ее в локте под прямым углом.
  2. Сигнал нельзя подавать в момент поворота: это нужно сделать заранее, и завершить сразу же после его выполнения.
  3. Поворачивая налево или направо, водителю нужно занять крайнее положение на дороге. Это не относится только к тем случаям, когда нужно повернуть, въезжая на перекресток.

Правила поворотов на перекрестках

  • Разворот нужно осуществлять так, чтобы машина не оказалась на стороне встречного потока автомобилей.
  • Если есть полоса торможения, то снижать скорость перед маневром нужно только на ней.
  • Согласно ПДД, нельзя поворачивать в местах повышенной опасности: пешеходных переходах, тоннелях, мостах, остановках, ЖД переездах, местах с ограниченной или плохой видимостью проезжей части.
  • Если ТС не может повернуть по правилам вследствие своих габаритов или иных причин, отступление от правил допускается. Однако помех и опасности для других автомобилей при этом возникнуть не должно.
  • Как правильно выполнить разворот на перекрестке на экзамене

    Для того чтобы успешно сдать экзамен на получение прав, достаточно учесть несколько нюансов и соблюдать выученные правила. Основные из них, касающихся поворотов:

    1. Сворачивая направо/налево, нужно заранее занимать крайнее положение на дороге, которая предназначается для движения в таком направлении. Это не касается перекрестка, на котором установлено круговое движение.
    2. При повороте направо ТС должно находиться по возможности близко к правому краю дороги.
    3. Если совершается левый поворот, иногда можно выезжать на полосу, которая нужна для встречного движения, хотя это запрещается правилами в большинстве случаев.
    4. Наиболее часто правила разворота нарушаются в зимнее время года. Основная причина – скрытое под снегом дорожное покрытие и образование колеи.

    Нужно учесть, что ширина дороги не ограничена накатанным участком. Нельзя забывать занимать крайнее положение, чтобы выполнить маневр.

  • Нельзя делать разворот на «зебре»: даже наезд на эту часть дороги может привести к несдаче экзамена.
  • Нельзя разворачиваться вне перекрестка, если видимость на 100 и более метров отсутствует.
  • Обязательно включать нужные указатели поворотов при совершении маневров.
  • Схемы и правила выполнения разворота на различных перекрестках

    Правила разворота зависят от типа перекрестка, на котором совершается маневр. При этом у некоторых видов транспорта есть преимущества в дорожном движении, что также нужно учитывать при разворотах.

    Регулируемых

    На перекрестке, который регулируется светофором, выполнять такой маневр проще всего, так как водителю нужно только пропустить встречный поток машин. Справа и слева движение будет остановлено сигналом светофора. От водителя требуется:

    • соблюдение направления движения по разметке;
    • удостоверение в том, что перед перекрестком нет знака, который воспрещает маневр.

    Поворот на регулируемом перекрестке

    Равнозначных

    У равнозначного перекрестка есть три основных признака: он не регулируется, знаки приоритета отсутствует, покрытие на пересекаемых дорогах одинаковое. Чтобы правильно развернуться в таком месте, водителю нужно знать, кто «главнее»:

    • трамвай имеет преимущество перед авто, независимо от того, куда он движется;
    • водители безрельсовых ТС обязаны уступать дорогу тем авто, что движутся справа;
    • если справа ТС нет, движение можно начинать.

    Поворот на равнозначном перекрестке

    Т-образных

    Практически любой легковой транспорт может развернуться на перекрестке такого типа. Исключение могут составлять крупногабаритные авто, радиус разворота у которых слишком большой. Чтобы выполнить данное действие, нужно найти наиболее безопасное место: здесь нельзя двигаться задним ходом (штраф – 500 рублей) и выполнять серию разворотов. Общие правила для безопасного движения:

    • нужно руководствоваться знаками «Главная дорога», «Стоп» и «Уступи дорогу»;
    • если на перекрестке отсутствуют любые знаки, главное правило для водителей – «Помеха справа»;
    • при движении включение указателей поворота обязательно;
    • когда трасса узкая, требуется движение по дальней траектории, по ближней – если дорога широкая.

    Поворот на Т-образном перекрестке

    С трамвайными путями

    В соответствии с ПДД, у рельсового транспорта есть преимущество перед остальными его типами. Первый уступает дорогу легковым ТС только если он сам осуществляет движение по примыкающей дороге, а машина – по главной.

    Когда для машины горит зеленый свет, а для трамвая – красный, последний стоит. Однако он может начинать движение на стрелку, которая была включена вместе с красным знаком светофора – а это нарушение.

    Если на перекрестке нет светофора, то за трамваем также будет преимущество.

    С разделительной полосой

    На дорогах с таким типом разметки есть 2 способа разворота: когда полоса достигает перекрестка, или пересекает его:

    1. Первый случай требует выполнения маневра только по малой траектории, так как на таких дорогах обычно достаточно места. Заезд на пересечение дорог строго запрещен и наказывается штрафом.
    2. Во втором случае правилами разрешен поворот исключительно по большому радиусу, иначе ТС будет некоторое время продолжать движение по встречной полосе, что также не разрешено.

    Поворот на дороге с разделительной полосой

    Но нужно учесть:

    • совершая маневр, нужно принять во внимание то, насколько широка разделительная полоса;
    • если она просторная, а водитель разворачивается по малому радиусу, ему грозит лишение прав;
    • когда линия узкая (около 20 см), никакого штрафа не будет, так как встречное движение не интенсивное.

    Со светофором

    Когда на пересечении дорог установлен светофор, выполнение разворота является безопасным и простым. Общие правила на такой дороге:

    • водитель разворачивающегося авто должен соблюдать траекторию движения согласно полосам;
    • поворот возможен только в местах, где нет запрещающего такого маневра знаков;
    • начало движения разрешено только по соответствующему сигналу светофора.

    Разворот на перекрестке со светофором

    За что можно лишиться прав при неправильном развороте

    Водителя не всегда лишают прав при нарушении правил разворота на перекрестке. В некоторых случаях наказанием также может служить штраф:

    1. Если выбрать неверную траекторию и выполнить разворот с выездом на границу перекрестка, можно оказаться на встречной полосе. При первом нарушении правил ПДД минимальный размер штрафа – наиболее мягкого наказания – будет составлять 5 000 рублей. Когда фиксируется повторное нарушение, возможно лишение прав на 4-6 месяцев. Еще один выезд на встречную полосу грозит лишением ВУ на 1 год.
    2. Водителя не лишают прав, если при неправильном маневре автомобиль выехал за пределы границ пересечения 2 дорог.

    Возможен только штраф размером 1 500 рублей.

  • Постановление о штрафе в 500 рублей выписывается, когда транспортное средство движется задним ходом или выполняет поворот в несколько этапов на Т-образном перекрестке. Так как такие действия сильно повышают риск возникновения аварийной ситуации, при еще одном подобном нарушении возможно лишение права на вождение.
  • Отобрать права могут и за разворот по малому радиусу на перекрестке, где есть разделительная полоса. Срок, на который право водить машину отсутствует – 4-6 месяцев.
  • Такое нарушение считается законодательством серьезным, и наказание за него соответствующее, так как автомобиль оказывается на встречной полосе движения.

    Правила разворота на перекрёстке — что советуют специалисты

    Разворот — это манёвр, при котором направление движения автомобиля меняется на противоположное. Самым сложным в техническом плане считается его выполнение на перекрёстке, когда опасность подстерегает водителя сразу с двух сторон: и сзади, и на встречной полосе. Кроме того, манёвр приходится совершать в ограниченном пространстве. Правила дорожного движения рассказывают, как нужно развернуть машину на разных видах пересечений дорог.

    Правила разворота на перекрёстке достаточно просты. Тем не менее этот манёвр вызывает трудности у начинающих водителей.

    Выполнение манёвра на обычном регулируемом автоперекрёстке

    Развернуть машину на обычном перекрёстке с одним пересечением проезжих частей можно по большой или малой траектории.

    Алгоритм разворота на регулируемом перекрёстке:

    1. Автомобиль заранее перестройте в левую крайнюю полосу.
    2. На разрешающий сигнал светофора подъедьте к центру автоперекрёстка.
    3. Пропустите встречные авто и завершите манёвр.

    Разворот на нерегулируемом пересечении дорог

    При выезде на нерегулируемый перекрёсток по второстепенной дороге перед началом разворота:

    1. Остановитесь у края пересекаемой проезжей части. На фото ниже это место обозначено импровизированной кирпичной стеной.
    2. Пропустите всех остальных участников движения, а затем совершите манёвр.

    Правила движения на пересечении дорог с разделительной полосой

    Значительно больше вопросов возникает при совершении манёвра на пересечении дорог, одна из которых оборудована разделительной полосой. Фактически такой перекрёсток имеет два участка пересечения проезжих частей.

    Разворот в таком месте совершается двумя способами:

    1. Если разделительная линия достигает границы пересечения проезжих частей, то манёвр выполняют по большому радиусу.
    2. Если разделительная линия не доходит до границы пересечения проезжих частей, авто разворачивается без выезда на перекрёсток.

    Правило разворота по дальней траектории действует и на перекрёстках с очень широкой разделительной линией.

    Как развернуть машину, ориентируясь на разметку

    Траекторию разворота могут подсказать разделительные линии. Следующая разметка предписывает автомобилю разворачиваться по меньшему радиусу.

    Разметка как на фото ниже указывает, что совершать манёвр нужно по большему радиусу.

    Выполнение манёвра на перекрёстке с трамвайными путями

    При наличии попутных трамвайных путей, расположенных на том же уровне, что и автодорога, разворот следует производить с них. При этом автомобиль не должен создавать помех движению трамваев.

    Исключением является перекрёсток, у которого установлен знак 5.15 «Направление движения по полосам». Он предписывает выполнять манёвр не с трамвайных путей, а с левой крайней полосы проезжей части.

    И напоследок совет начинающим водителям от экспертов. Если вам сложно развернуться на оживлённом перекрёстке, попробуйте пойти другим путём. К примеру, совершите три левых поворота и один правый. Вам придётся объехать один квартал, зато вы избежите совершения рискованного манёвра на пересечении дорог с интенсивным движением.

    Возможные ошибки

    Во время разворота на перекрёстке некоторые водители допускают ошибки, а поэтому в результате неправильного выполнения манёвра могут стать участниками ДТП. Чаще всего они не уступают дорогу встречным автомобилям, хотя дорожная ситуация обязывает их это сделать. Но встречаются и другие нарушения правил:

    • На пересечении дорог с разделительной полосой ошибочно разворачиваться по маленькому радиусу. В данной ситуации инспектор ГИБДД вправе вменить водителю выезд на полосу встречного движения. За эту ошибку можно поплатиться водительским удостоверением.
    • На некоторых перекрёстках поворот налево можно выполнить не только из крайней левой полосы, но и из соседней. Водители ошибочно полагают, что из этой полосы они могут совершить и разворот. Но траектория их движения во время манёвра пересекается с траекторией движения автомобилей, которые поворачивают налево из крайнего левого ряда. Чтобы не попасть в ДТП, перед тем как развернуть машину, нужно перестроиться в крайний левый ряд.
    • Разворачивая машину, водитель должен внимательно следить за траекторией движения транспортных средств, которые идут сзади. Другие участники движения тоже должны сохранять бдительность. Если водитель заметил, что впереди идущий автомобиль заходит на дальнюю траекторию для разворота, нужно позволить ему завершить манёвр и не пытаться по-быстрому проскочить налево, срезая при этом угол. Это может привести к ДТП.

    При выходе из разворота на узком перекрёстке недопустимо совершать наезд на:

    • бордюрный камень;
    • зебру, расположенную в непосредственной близости от пересечения проезжих частей;
    • сплошную линию, вплотную подведённую к перекрёстку.

    Чтобы не наехать на бордюр, зебру или сплошную линию, нужно, разворачивая машину, держаться строго в границах перекрёстка.

    Когда разворачивать машину запрещено

    Существуют дорожные знаки, запрещающие разворачивать машину. К примеру, в зоне действия знака 3.19 «Разворот запрещён» разворачиваться нельзя (поворачивать налево можно).

    Некоторые водители ошибочно полагают, что знак 3.18.2 «Поворот налево запрещён» не разрешает и разворот. В действительности в зоне действия этого знака разворачиваться можно.

    Знаки 4.1.1–4.1.4, предписывающие движение в заданных направлениях, запрещают разворот налево.

    Разворачивать авто запрещено и в зоне действия знака 5.7.1 «Выезд на дорогу с односторонним движением». Запрещён разворот и в зоне действия 5.13.1 «Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств». Этот знак разрешает легковушкам движение только направо.

    Начинающему водителю может показаться, что разворот на пересечении дорог — это невероятно сложный манёвр. Это не совсем так. Когда новичок будет самостоятельно управлять транспортным средством и наблюдать за движением, он быстро научится разворачивать машину как на перекрёстке, так и за его пределами.

    Правила разворота на 7 видах перекрёстков: техника выполнения, траектории и нарушения

    Разворот на перекрёстке относится к категории наиболее сложных манёвров, поскольку задача водителя заключается в одновременном контроле нескольких направлений. Разные правила разворота на перекрёстке действуют для различных типов дорожного пересечения, а их нарушение может привести к штрафу, лишению прав или даже фатальному исходу в случае ДТП. Новичкам лучше отказаться от мысли развернуться на перекрёстке, пока у них не будет достаточно опыта. Всегда ли разрешён разворот на перекрёстке, и как это делать правильно?

    Необходимо чётко понимать особенности разворота на перекрёстке, чтобы избежать материальных убытков и смертельных последствий. Правила разворота на перекрёстке требуют придерживаться крайнего левого положения и правильного расчёта траектории. За расчёт безопасной траектории отвечает сам водитель. Как правильно рассчитать безопасную траекторию разворота в зависимости от разных типов перекрёстков и чем может обернуться разворот по опасной траектории?

    Более подробную информацию о том, как правильно осуществлять проезд перекрестков, вы сможете найти в статье нашего специалиста.

    Советуем дополнительно также прочитать статью нашего эксперта, в которой подробно рассказывается об обгоне на перекрестке.

    Также рекомендуем прочитать интересную статью нашего автора, из которой можно узнать, с какой стороны разрешен обгон ТС.

    Техника выполнения разворота

    Поскольку транспортные средства с механической КПП более сложны в управлении, рассмотрим порядок действий при развороте именно на них:

    • водитель должен занять крайнюю левую позицию и остановиться после включения поворотника;
    • далее необходимо выжать сцепление, активировать первую передачу и держать ногу на педали тормоза;
    • проверьте приоритетные направления на наличие транспортных средств и если таковые отсутствуют, начинайте вращать руль влево, отпуская педаль тормоза;
    • выровняйте машину после завершения разворота;
    • выключите поворотник и начинайте набирать скорость в соответствии с общим транспортным потоком.

    Правила разворота на перекрёстке

    Последовательность действий в данном случае строго регламентирована и нарушать её нельзя. Начать разворот можно только после занятия крайней левой полосы. Данное правило можно опустить, если габариты вашего автомобиля не позволяют его выполнить. Убедитесь, что вы не создаёте аварийную ситуацию и не являетесь помехой.

    Соблюдение следующих условий является обязательным:

    • за пределы перекрёстка выезжать нельзя;
    • выезжать на встречную полосу нельзя;
    • необходимо вписаться в свою полосу;
    • запрещено пересекать двойную сплошную линию (читайте больше о штрафе за пересечение сплошной);
    • пропустите все автомобили с других направлений, когда выедете на середину пересечения, если они имеют преимущество перед вами.

    Траектории разворота

    Выполнять разворот на перекрёстке можно по двум траекториям – ближней и дальней. При выборе траектории необходимо ориентироваться на место, куда ваша машина выедет после завершения маневра. Наличие разделительной полосы требует использования дальней траектории. Если таковая отсутствует, вы имеете право самостоятельно выбрать траекторию.

    1. Разворот по дальней траектории уместен, если водитель не может выполнить поворот непосредственно возле конца разделительной сплошной. Причин может быть несколько: автомобиль слишком длинный, дорожное полотно слишком узкое, крупногабаритное транспортное средство перекрыло часть дороги, ведутся ремонтные работы. Если не представляется возможным развернуться с места, можно проехать немного вперёд и зайти на дугу так, чтобы получить дополнительное пространство для выравнивания авто и встраиванию его в ряд. Можно произвольно выбирать расстояние до начала маневра, допустимо даже поворачивать непосредственно возле края обочины, зебры, полосы или противоположной разделительной линии.
    2. Ближняя траектория при развороте уместна, если для манёвра достаточно места на дорожном полотне и в формировании дуги нет никакой необходимости. В данном случае поворот выполняется в самом начале пересечения дорог непосредственно у края сплошной на встречную полосу. Водитель обязан просчитать заранее вероятность заезда автомобиля на бордюр, поскольку это уже будет создание аварийной ситуации. Также необходимо следить за тем, чтобы машина не заехала за зебры и сплошные.

    Разворот на разных видах перекрёстков

    Разворот по траектории следует выполнять так, чтобы транспортное средство не выезжало за перекрещивание проезжих частей. Можно выбирать любую схему движения, но следить за соблюдением правил ПДД. Как правильно разворачиваться на перекрёстке со светофором, разделительной полосой, односторонним движением, трамвайными путями и другими особенностями?

    Т-образный перекрёсток

    Разворот на Т-образном перекрёстке доступен для всех легковых автомобилей, кроме крупных внедорожников. Радиус движения у них слишком широкий для такого манёвра. На таком участке нельзя выполнять несколько разворотов и сдавать назад, в противном случае размер штрафа составляет 500 руб. Прежде всего стоит определить местоположение главной дороги, поскольку она не всегда может быть ровной. Если указатели «Уступи дорогу», «Стоп» и «Главная дорога» отсутствуют, стоит ориентироваться на правило «Помеха справа». Не забудьте включить поворотный сигнал и развернуться только после того, как убедитесь в отсутствии помех.

    Перекрёсток со светофором

    Разворот на перекрёстке со светофором выполняется только налево. Действия водителя следующие.

    1. После выезда на крайнюю левую полосу и активации поворотника необходимо дождаться разрешающего сигнала светофора и выехать на середину. Движение можно продолжать без остановок, если со встречных направлений не едут машины, в противном случае их необходимо пропустить. В этот момент следите за транспортным потоком сзади вас, поскольку тем водителям ещё неизвестно, развернётесь ли вы или просто повернёте направо.
    2. Завершите манёвр после того, как уступите дорогу всем автомобилям с преимуществом и следуйте дальше, даже если на светофоре горит красный свет. Поскольку вы уже начали выполнять разворот, вас должны пропустить.
    3. Не забудьте выключить поворотник.

    Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего эксперта, в которой он подробно разъясняет значение сигналов светофора.

    Также советуем прочитать статью нашего специалиста, посвящённую такой важной и сложной теме, как сигналы регулировщика.

    Использование прилегающей территории

    Если прилегающая территория справа, алгоритм действий следующий.

    1. Проезжайте вперёд, но не прижимайтесь к бордюру вплотную.
    2. В метре от поворота на прилегающую территорию необходимо остановиться, ориентируйтесь на габариты ТС.
    3. Убедитесь в отсутствии помех на дорожном полотне (автомобили и пешеходы).
    4. Включите правый поворотник и начинайте движение задним ходом, сворачивая.
    5. Остановитесь, как только бампер вашей машины скроется в повороте, и не будет препятствовать движению других авто.
    6. Включите правый поворотник и подождите, пока в транспортном потоке появится просвет. Далее можно выезжать на проезжую часть.

    Если прилегающая территория слева, ваши действия следующие.

    1. Остановитесь после того, как займёте крайнюю левую полосы и включите левый поворотник.
    2. Пропустите встречные автомобили и начинайте двигаться передом к прилегающей территории. Придерживайтесь правой стороны.
    3. Как только вы скроете в повороте, съехав с проезжей части, проверьте, нет ли автомобилей позади вас.
    4. Аккуратно выезжайте на проезжую часть задним ходом и продолжайте движение.

    С разделительной полосой

    Если разделительная полоса не доходит до перекрёстка, необходимо разворачиваться по малой траектории, места будет достаточно. Если же разделительная полоса пересекает перекрёсток, радиус поворота должен быть большой, в противном случае вам придётся двигаться по встречной полосе некоторое время, а за это могут лишить прав. Не забывайте учитывать ширину разделительной полосы.

    С трамвайными путями

    ПДД регламентирую преимущество рельсового транспорта перед другими ТС в большинстве случаев. Уступить дорогу автомобилю трамвай должен, если автомобиль двигается по главной дороге, а трамвай по примыкающей. Трамвай в приоритете, если на перекрёстке есть светофор, разрешающий движение и автомобилю, и трамваю.

    Если же на светофоре горит красный для трамвая и зелёный для авто, водитель машины действует в соответствии с ПДД. Однако в этот момент может загореться движение на стрелку, и водитель трамвая решит ехать. Следовательно, лучше всегда уступать дорогу трамваю, поскольку не всегда можно предугадать, чем руководствуется водитель – светофором или стрелкой. Разворот на нерегулируемом перекрёстке с трамвайными путями требует всегда пропускать трамвай, кроме ситуации, когда автомобиль едет по основной дороге.

    С односторонним движением

    Многие убеждены, что разворот на перекрёстке с односторонним движением запрещён, поскольку для совершения манёвра придётся выехать на встречную полосу. На самом деле никаких запретов в данной ситуации нет, а алгоритм действий такой же, как в общих случаях. Знак «Стрелка» лишь запрещает поворот в сторону, но разворачиваться можно.

    С дополнительной секцией

    Если вы проезжаете через перекрёсток с дополнительной секцией, преимущество будет за водителями, которые на перекрёсток не въезжают. То есть уступить дорогу при желании совершать разворот необходимо той машине, которая движется вам наперерез по дополнительной секции. Разрешающий сигнал светофора во внимание не берётся. Ориентироваться на данное правило можно до тех пор, пока вы находитесь на перекрёстке. Как только вы завершите манёвр и окажетесь на дороге, преимущество будет за вами. Если же одновременно с запрещающим сигналом светофора включена стрелка, двигающаяся по дополнительной секции машина должна уступить дорогу.

    В каких случаях разворот запрещён

    Остаётся узнать, можно ли разворачиваться на перекрёстке со специальными знаками. Ответ будет отрицательным, если речь идёт о знаках, которые запрещают разворот. Они могут быть установлены на остановках и пешеходных переходах, на дорожном полотне с плохой видимостью, железнодорожных переездах и мостах, даже если двойной сплошной нет.

    Штрафы за нарушение правил разворота

    Вынесение штрафов за нарушение правил разворота регламентируется ст. 12.14 КоАП:

    • штраф от 500 руб., если водитель не занимает крайнюю левую полосу или не включает соответствующий поворотник;
    • штраф от 500 руб., если водитель сдаёт назад там, где это запрещено;
    • штраф в размере 1/1,5 тыс. руб., если разворот совершён в запрещённом месте.

    Отдельно стоит упомянуть о штрафах, которые выписываются за выбор водителем опасной траектории разворота.

    1. Штраф в размере 1,5 тыс. руб. возможен, если рубеж перекрёстка был пересечен при движении по удлинённой траектории.
    2. Штраф в размере 5 тыс. руб. выписывается водителю, который нарушил принцип движения по малой траектории и выехал как за границы пересечения дорог, так и на встречную полосу. Лишение прав сроком на год ждёт водителя при повторном нарушении.

    В отдельных случаях штраф не выписывается, даже если водитель нарушил ПДД. Речь идёт о нарушениях с целью предотвращения ДТП, а также пропуска полиции, пожарных, скорой помощи и авто с проблесковыми маяками. Также в категорию исключений входят ситуации, когда часть дорожного полотна перекрыта из-за ДТП или ведутся ремонтные работы. Если светофор на перекрёстке не работает, данный участок автоматически становится нерегулируемым.

    Выводы

    Как видите, достаточно изучить технику выполнения разворота на перекрёстке для общих случаев и учитывать нюансы с разными типами при необходимости. Пробовать выполнять такие манёвры можно только после длительной практики за рулём автомобиля.