Что такое геометрия кузова автомобиля?

Геометрия кузова автомобиля

Термин геометрия кузова — это такой параметр, нарушение которого случается после ДТП. И если вы думаете, что диагностика геометрии кузова вам потребуется только после относительно серьезного ДТП, то вы ошибаетесь. Даже если вы ткнулись куда-то бампером, если наскочили колесом на бордюр, даже если вы просто очень много ездите по нашим, известно каким, дорогам, то вам показана систематическая проверка кузова. Начинать нужно (и, кстати, делать это нужно постоянно) с проверки развала-схождения вашего авто.

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»

Если дорога уже начала «кушать» вашу резину, то и с проверкой развала вы уже припозднились. А еще так бывает, что в автомобиле даже нарушена соосность, и это уже проблемы посерьезнее. Когда колеса обгоняют друг друга, когда на скользком покрытии авто ведет себя не совсем адекватно, это повод обратиться к кузовному доктору. Что же это такое геометрия кузова? Эти параметры определяет завод-изготовитель, и у сервисменов имеются специальные документы и специфическое программное обеспечение, которые, к слову, постоянно обновляются, и с его помощью можно обнаружить нарушение геометрии.

Как проверить геометрию кузова

Ошибочно считают, что если с развалом и схождением колес вашего авто порядок, то, мол, с геометрией все хорошо. Однако, нет. Проверка кузова производится на специальных стендах и стапелях. Тут по контрольным точкам, с помощью специального оборудования проверяется все: размеры и диагонали моторного и багажного отсеков, проемов дверей и окон, ветрового стекла, расстояния между контрольными точками в лонжеронах, несущих частях днища, усилителях, метки на раме (если автомобиль рамный), на стойках крыши и так далее.

Что же это за такое, специальное, оборудование? Это мерная линейка или стационарный стенд, стапель, где посредством специальных меток, в том числе и электронных маячков, проверяются расстояния между этими самыми контрольными точками.Автомобиль фиксируется (цепями!) на специальной платформе, на кузов, в нужные места, навешиваются датчики, а поскольку многие точки скрыты (они находятся под обшивками кузовных панелей, под бамперами, под защитами крыльев и порогов), то, чтобы до них добраться, нужно все мешающие элементы демонтировать.Восстановление геометрии кузова, а это происходит в процессе кузовных рихтовочных работ, процесс очень сложный, хлопотный и многоэтапный. Рядовой рихтовщик здесь не подойдет; тут нужно иметь и соответствующее образование, и знание конструкции авто, и чувствовать металл, и иметь немалый рихтовочный опыт.

Если вам рассказывают, что это умеют делать и гаражные умельцы, что они в гараже при помощи специальной сертифицированной линейки отремонтируют ваше поврежденное авто не в два счета, но отремонтируют, не верьте. Они будут говорить, что, действительно, данная операция занимает немало времени, что вытянуть кузов трудно, но можно, и без фирменного стапеля, а только с помощью других, им одним известных, средств не верьте. Отклонения в геометрии имеют как раз кустарно отремонтированные автомобили, людьми без специального оборудования и, как правило, без соответствующей квалификации. Проверка геометрии кузова и его несущих деталей по контрольным точкам (повторюсь еще раз) рекомендуется проводить не реже одного раза в год или не реже, чем каждые 30 тысяч км.

Последствия для автомобиля с нарушенной геометрией

Последствия иногда бывают даже катастрофическими. Эксплуатация автомобиля с нарушенной геометрией несущих деталей (стаканов подвесок, балок, лонжеронов, рам и подрамников) ведет не столько к удорожанию ежедневного владения автомобилем (к перерасходу топлива, например), но и существенно влияет на вашу безопасность.А жить ведь хочется…

Читать всем: почему так важно проверять геометрию кузова своего авто?

Многие автолюбители могут на протяжении долгих лет эксплуатировать свой автомобиль, даже не подозревая о таком понятии, как правильная геометрия кузова. Однако это понятие является очень важным фактором, влияющим на многие параметры автомобиля, начиная от его внешнего вида, и заканчивая безопасностью его эксплуатации. Чтобы разобраться в том, как проверить геометрию кузова, необходимо более или менее точно определить, что же такое эта геометрия кузова, чем и в каких случаях она измеряется и на какие свойства автомобиля влияет ее нарушение. Также следует рассмотреть способы проведения замеров в домашних условиях и на специализированных станциях кузовного ремонта, располагающих высокотехнологическим оборудованием.

Определение

Что же представляет собой геометрия кузова автомобиля? Чем и где ее измерять? Геометрия кузова любого автомобиля определяется как совокупность расстояний между контрольными точками, которые установлены заводом изготовителем. Они предусматривают точное положение всех кузовных деталей относительно друг друга, что обеспечивает правильную работу узлов и механизмов, которые крепятся непосредственно к самому кузову. К этим расстояниям относятся диагональные размеры дверных проемов, подкапотного пространства и багажного отделения.

Наиболее важными являются расстояния между опорными точками, которые выполняют несущую роль для деталей ходовой системы. К ним относятся расстояния между лонжеронами, стаканами и прочими элементами кузова, на которых крепится ходовая часть.

В итоге от правильности геометрии кузова зависит колесная база автомобиля, ширина колеи и прочие параметры, влияющие не только на комфортабельность езды, но и на ее безопасность. Поэтому геометрии кузова следует уделять особое внимание. Но сначала следует разобраться, откуда появляется ее нарушение.

Причины нарушения геометрии кузова

Причинами нарушения геометрического положения тех или иных элементов кузова могут выступать такие факторы, как:

  • неровности на дорогах;
  • различного рода препятствия;
  • дорожно-транспортные происшествия и прочее.

В зависимости от степени тяжести того или иного фактора, влияющего на геометрию кузова, по-разному изменяются и размеры между его контрольными точками.

Например, при эксплуатации автомобиля по неровным дорогам или при случайных наездах на препятствия, подвеска автомобиля частично берет нагрузку на себя. Однако кузов автомобиля, даже незаметно для его владельца, также принимает на себя эти воздействия, вследствие чего постепенно деформируется.

Основания для проведения проверки

В наше время проверку геометрии кузова чаще всего проводят перед покупкой подержанного автомобиля. Такая процедура помогает покупателю определить, была ли машина в авариях, как она была отремонтирована, и как она вообще эксплуатировалась.

Реже замеры между контрольными точками кузова проводятся с целью определения качества проведенного кузовного ремонта специалистами. Нередко после восстановительных работ владелец не уделяет этому вопросу много внимания. С виду красиво, и то хорошо. А напрасно: после аварий не каждый кузов можно отреставрировать простым возвращением геометрии методом оттягивания деталей. Некоторые детали требуют замены, некоторые вытягиваются на холодную, другие с подогревом. И если этому не придавать значения, то вскоре за это можно серьезно поплатиться.

Самые ответственные владельцы автомобиля проводят измерение расстояний между контрольными точками кузова регулярно. Некоторые специалисты рекомендуют делать это не реже, чем раз в году. Самые резвые станции технического обслуживания рекомендуют проводить эти замеры и по два раза на год. Возможно, они и правы, если взять во внимание состояние современного дорожного покрытия.

Первичные признаки нарушения геометрии

Для тех владельцев автомобилей, которые считают регулярную проверку геометрии кузова ненужной тратой средств, существует несколько признаков, которые однозначно должны побудить их сделать такую проверку. И чем раньше это будет сделано, тем дешевле обойдется исправление дефектов.

Первые признаки деформации кузова – это плохо закрывающиеся двери, капот и багажник. Если это не следствие проседания дверей, то деформация стоек и других деталей кузова на лицо.

Более опасным признаком деформации кузовных деталей является нестабильное поведение автомобиля при движении на большой скорости. Автомобиль может тянуть в разные стороны, бросать и рыскать туда-сюда, вибрировать и так далее. Если ходовая часть при этом находится в исправном состоянии, то на лицо деформация лонжеронов, стаканов и прочего.

Самостоятельная проверка

Даже в домашних условиях, имея рулетку и интернет, можно измерить многие расстояния между контрольными точками кузова. В большинстве случаев эти самые размеры производитель приводит в виде понятных чертежей в руководстве по эксплуатации, прилагаемом к автомобилю при продаже.

Если этих данных под рукой нет – в интернете довольно просто найти соответствующие цифры к самым распространенным моделям автомобилей. Здесь очень важным является поиск значений под конкретную модель автомобиля. Даже на очень схожих авто эти параметры могут отличаться.

Уже вручную, без использования сложного и дорогостоящего оборудования, можно легко замерить расстояние между стаканами, диагонали дверных проемов, ширину колеи и прочее. Для осуществления некоторых замеров может понадобиться демонтаж обшивки, бамперов и других деталей, закрывающих доступ к измерительным точкам, указанным в инструкции.

Читайте также  Зачем нужна распорка передних стоек автомобиля?

Проверка геометрии кузова на специальных СТО

Если же измерение кузовных расстояний проводится на специальном оборудовании, то владельцу следует учитывать, что такая процедура довольно недешевая. Однако она может окупиться в некоторых случаях. Например, мастер по регулировке развала и схождения колес ставит вам вердикт, что эти параметры уже не настраиваются на вашем автомобиле. И это несмотря на новые детали ходовой части. Замеры геометрии кузова помогут определить причину, а также устранить эти дефекты.

Для измерения геометрии кузова автомобиля на специальных станциях используется высокотехнологическая аппаратура, которая отличается высочайшей точностью. С ее помощью мастера смогут не только измерить расстояния между контрольными точками, но и в случае необходимости, предложить вам исправление деформированных деталей.

Самое современное оборудование для измерения геометрических расстояний состоит из специального стенда, на котором автомобиль предварительно закрепляется в полуразобранном виде. Обычно для того, чтобы сделать все необходимые замеры, потребуется демонтаж облицовочных деталей салона, бамперов и прочих декоративных элементов. Также может понадобиться демонтаж деталей ходовой системы.

После закрепления автомобиля и прочих подготовительных работ на контрольные точки автомобиля устанавливаются специальные электронные датчики, которые фиксируют и передают свое положение в трехмерном пространстве на главное вычислительное устройство. После запуска диагностики мастер может видеть все необходимые расстояния, а также те из них, которые не соответствуют установленным значениям производителя.

На этом же оборудовании производится и исправление геометрии кузова при помощи специального гидравлического оборудования. Такой ремонт является более точным, чем ручное измерение и рихтовка подручными средствами.

Как проверить геометрию кузова автомобиля

Перед покупкой подержанного автомобиля важно суметь грамотно проверить (рассчитать) контрольные точки геометрии кузова. Если этого не сделать, можно получить во владение средство с деформированными кузовными элементами. На такой машине ездить очень опасно, так как снижается её пассивная безопасность, ухудшается управляемость, изменяются рабочие свойства.

Зачем проверять геометрию кузова автомобиля

Геометрическая диагностика является основной процедурой, которую рекомендуют проводить перед выбором автомобиля с вторичного рынка. Это позволяет узнать состояние машины — не попадала ли она в ДТП, как эксплуатировалась, как проверялась, проводился ли текущий ремонт.

Дополнительная причина — проверка уровня проведения рихтовки бампера, капота, крыши или другой части кузова. После столкновения автомобиль восстанавливается в сервисах. Однако мало кто из владельцев уделяет внимание качеству обслуживания, недостаткам. Со своей стороны, каждая третья СТО в Москве предлагает услугу проверки геометрии раз в 6 месяцев. Такие рекомендации являются вполне оправданными, учитывая состояние нынешних российских дорог.

Машина на стапеле для диагностики геометрии кузова

Геометрия кузова автомобиля — это система изначальной дислокации проверочных точек между собой. Её устанавливает производитель на стадии проектирования, выпуска транспортного средства. Таким образом, это точнейшая экспозиция панелей. Благодаря такой схеме гарантируется слаженная работа всех узлов, агрегатов автомобиля.

Наиболее важными считаются расстояния между самыми удалёнными точками панелей, несущих агрегаты ходовой части. Имеются в виду лонжероны, балки, подрамники, брызговики.

Тем самым, геометрия влияет на колёсную базу авто, размер колёс, а также другие характеристики, обеспечивающие безопасное и комфортное передвижение.

Причины и признаки нарушения

Кузовная геометрия может нарушиться не только после аварии. Вот несколько примеров, почему такое происходит: неровное дорожное полотно, высокая скорость езды, преграды на асфальте.

От конкретного фактора зависит и сила воздействия на панели, степень повреждения. Например, при наездах на «лежачие полицейские», корпус авто получает незначительные удары. Однако частые столкновения с барьерами со временем приводят к ощутимым изменениям, что подтверждается проверками.

Нарушение геометрии кузова заметно по различным признакам. При наличии следующих симптомов, надо поскорее отвезти машину на профессиональную диагностику:

  • плохо закрывается капот, багажник, двери — при условии, что петли находятся в нормальном состоянии;
  • машину уводит в сторону по трассе, она «рыскает» и вибрирует на высоких скоростях — при этом не наблюдается никаких проблем с элементами подвески.

Как определить (проверить) смещение знают только специалисты, разбирающиеся в конструкции определённой марки и модели автомобиля.

Как проверить геометрию кузова автомобиля

Проверка геометрии кузова возможна несколькими различными способами. Машина ставится обязательно ровно, воздух в колёсах — доводится до нормальных пределов (стандартные заводские значения). Замеры проводятся на основании неизменных точек остова (предпочтительно самых удалённых), с использованием не менее двух вспомогательных контрольных отверстий. Это даёт возможность получить наиболее достоверную картину смещения.

Проверка контрольных точек на кузове

Визуально

Подобным методом сначала проверяют стёкла. Если на них имеются горизонтальные трещины, это один из явных признаков нарушения. После этого специалист приседает на корточки, осматривая борта — продольную часть машины. Таким способом лучше выявляются все зазоры и неровности, образовавшиеся между панелями. Очевидно, что визуально оценить корпус способен только мастер. Неопытный человек, даже при большом желании ничего обнаружить не сумеет.

Рулеткой

Как проверить кузов рулеткой — сначала находят заводские данные по удалённым контрольным точкам. При выполнении расчётов обязательно учитывают их диаметр, чтобы правильно провести измерение — беря за основу середину или крайние части отверстий. Если штатные величины геометрии отсутствуют, в качестве эталона используют параметры такого же автомобиля, только неповреждённого.

Инструментами

Безусловно, одним из эффективных инструментов для замера проверочных точек помимо линейки является уровень. Им оснащаются также некоторые измерительные рулетки, позволяющие одновременно диагностировать состояние плоскостей автомобиля. Также замеры осуществляются штангенциркулем и масштабной телескопической рейкой. Первый инструмент вычисляет правильность расположения колёс относительно друг друга, а второй — проверяет наличие деформации кузова.

В автосервисе

Однако какими идеальными не были инструменты, до качества стационарного оборудования им далеко.

В специализированных центрах применяют компьютеры, точно рассчитывающие малейшее смещение панелей по электронным датчикам.

Показания передаются на большой экран, где создаётся трёхмерная модель и данные сравниваются со штатными величинами. Таким способом удаётся выявить дефекты с 99-процентной точностью.

Что значат контрольные точки геометрии кузова

Контрольные мерки нужны для правильного измерения геометрии. Большая их часть — это технологические отверстия. Находятся они в тех или иных частях кузова. Часто в такой роли выступают базовые структурные элементы: рамка радиатора, фартуки, брызговики, днище, рамка номера. Главное — они должны находиться в горизонтальной или вертикальной плоскости.

Обычно при проверке геометрии за основу берут центры контрольных точек. Однако это касается только мелких, средних отверстий. Если же диаметр их чересчур большой, мерилом выступают крайние части. В некоторых случаях измеряют расстояние между апексами крепления элементов подвески, которые влияют на показатели развала-схождения. Для получения более точного результата возможна также фиксация углов положения колёс.

Схема контрольных точек и углов геометрии кузова автомобиля

Если кузов автомобиля после ДТП сильно деформировался, в качестве точек используют неповреждённые части автомобиля. Отталкиваясь от ровной плоскости, специалисты быстрее выявляют несоответствия, отклонения. Длина замеряется между отметками, находящимися на диаметральных зонах машины.

Эксплуатация автомобиля с нарушенной геометрией: возможные последствия

Эксплуатировать машину со смещённым корпусом опасно! Касается это повреждения лонжеронов, балки, рам, подрамников. Кроме того, что это повышает ежедневный расход владения машиной, приводя к увеличению потребления горючего, ещё существенно влияет на безопасность.

Если по кузову есть недочеты, это приводит к неравномерному износу шин. Объясняется такая ситуация тем, что шасси крепится к интегрированному силовому каркасу. Корпус, таким образом, задаёт точность расположения узлов ходовой части машины. После серьёзной аварии точки отклоняются от стандарта, что не позволяет выставить правильные углы схода/развала.

Читайте также  Калибровка тахографа что это такое?

Как восстановить геометрию кузова

А возможно ли самостоятельное восстановление — ни в коем случае. Ремонт под силу только опытным кузовщикам. Если при диагностике выявляются нарушения, исправления дефектов возможно только на специальном стенде. После окончания ремонта специалист на компьютере измерит соответствие по всем точкам, отвечающим нормам производителя.

Цена проверки смещения кузовных панелей в автосервисе зависит от обширности нанесённого урона и конструкции конкретной модели ТС. Есть машины, где существуют скрытые точки, до которых невозможно добраться без сложной разборки двигателя, коробки. Такая операция занимает больше времени, поэтому стоимость работ автоматически увеличивается.

Как проверить геометрию кузова автомобиля

Перед покупкой важно проверить геометрию кузова транспортного средства с пробегом. Серьезная авария может привести к деформации кузовных элементов машины, что, в свою очередь, приводит к изменению ее эксплуатационных свойств, а также ухудшению управляемости и снижению пассивной безопасности. Автокод расскажет, что собой представляет проверка геометрии кузова автомобиля.

Содержание

  • Что такое геометрия кузова
  • Где проверить геометрию кузова
  • Проверяем геометрию кузова самостоятельно
  • Визуальный осмотр
  • Проверка геометрии кузова специальными инструментами
  • Как проверить геометрию кузова обычной рулеткой
  • Проверяем геометрию кузова в автосервисе
  • О чем следует помнить
  • Как проверить историю автомобиля за 5 минут

Что такое геометрия кузова

Под геометрией кузова авто понимается определенная совокупность расстояний между специальными контрольными точками. Последние позволяют определить, насколько точно расположены кузовные элементы, узлы и механизмы транспортного средства по отношению друг к другу. Расположение контрольных точек указывается в техпаспорте компании-производителя. При определении правильности геометрии кузова машины, прежде всего, необходимо обратить внимание на:

  • ширину передней и задней колеи;
  • расстояние между передней и задней осью (колесную базу);
  • расстояние между лонжеронами, а также их длину;
  • размеры багажника и отсека для двигателя;
  • размеры проемов дверей и окон.

От правильного соблюдения данных размеров зависит не только внешний вид автомобиля, но также комфорт и безопасность его использования.

Где проверить геометрию кузова

Существует несколько способов обнаружить деформацию кузовных элементов подержанной машины. Это можно сделать:

  • самостоятельно;
  • в специализированном центре технического обслуживания;
  • при помощи всероссийского интернет-сервиса «Автокод».

Рассмотрим подробно каждый из перечисленных выше вариантов.

Проверяем геометрию кузова самостоятельно

Это можно сделать как по косвенным внешним признакам, так и при помощи специальных измерительных инструментов. Предварительно закрываем двери, а также крышки капота и багажного отделения авто. При этом смотрим, насколько легко удастся выполнить данные действия. Если при закрывании возникли трудности – это уже признак того, что у кузова машины нарушена геометрия (например, проблемы с захлопыванием дверей могут быть вызваны деформацией стоек).

Визуальный осмотр

Сначала проверяем стекла. Присутствие горизонтальных трещин – один из признаков нарушения геометрии кузова. Затем, присев на корточки, внимательно осматриваем корпус автомобиля. Смотреть нужно вдоль борта: так лучше заметны неровности и зазоры между кузовными элементами, которые также могут свидетельствовать о нарушении геометрии. Затем переходим к замерам.

Проверка геометрии кузова специальными инструментами

Нам потребуется особый штангенциркуль и масштабная рейка. Первый необходим для проверки правильности расположения колес относительно друг друга. Также он подходит для сравнения месторасположения контрольных точек на разных сторонах кузова ТС.

Сначала измеряем расстояние между двумя точками с одной стороны. Затем фиксируем положение ножек циркуля при помощи специального крепежа. Далее проводим замеры между аналогичными контрольными точками с другой стороны кузова. Если результаты не совпадают – геометрия нарушена.

По такому же принципу можно проверить наличие деформации кузова при помощи масштабной рейки. Она имеет телескопическую конструкцию и регулируемые по высоте указатели, что дает возможность проводить замеры при наличии между контрольными точками различных препятствий. Также масштабная рейка позволяет рассчитать точное расстояние между контрольными точками на кузове и раме ТС и сравнить их с данными, указанными производителем авто.

Как проверить геометрию кузова обычной рулеткой

Она менее точна, но общее представление о нарушении геометрии кузова транспортного средства с ее помощью получить можно. Прежде всего, проверяем переднюю колею: измеряем расстояние от середины протектора переднего левого колеса до середины протектора правого переднего колеса. Затем таким же образом выполняем проверку задней колеи. Сверяем полученные данные с информацией завода-изготовителя. Несоответствие результатов послужит доказательством того, что геометрия кузова авто нарушена. Аналогичным образом проверяем длину колесной базы (замеры производим между центром ступицы переднего колеса и центром ступицы заднего колеса). Также, используя обычную рулетку, проверяем:

  • багажник;
  • моторный отсек;
  • дверные проемы.

Существует еще один достаточно простой способ проверить геометрию кузова ТС. Для этого на ровной и прямой дороге разгоняем авто и на несколько секунд отпускаем рулевое колесо. Если машину начнет уводить в сторону – возможны проблемы с геометрией кузова. Для получения более точного результата проверить машину нужно при разной скорости движения – 50 и 90 км/час.

Проверяем геометрию кузова в автосервисе

Специализированные техцентры используют для обнаружения деформаций современное компьютерное оборудование. Автомобиль частично разбирают и помещают на специальный стенд. На контрольные точки крепят электронные датчики. Показания передаются на компьютер, который создает некую трехмерную модель ТС и сравнивает изначальные данные с информацией, полученной в ходе проверки.

К преимуществам такого способа относят высокую точность измерений. Среди недостатков: временные и финансовые затраты. Проверка геометрии кузова на специальном стенде обойдется владельцу в несколько тысяч рублей. Тем не менее, эксперты рекомендуют владельцам проверять ТС подобным образом не реже 1 раза в 12 месяцев, аргументируя это тем, что причиной деформации кузова может стать не только ДТП, но и обычная езда по разбитым российским дорогам.

О чем следует помнить

Если перед покупкой транспортного средства нарушений геометрии кузовных элементов выявлено не было, это не значит, что машина не побывала в серьезной аварии. Возможно, ее просто качественно отремонтировали. Однако даже если восстановление битого авто выполнено на должном уровне – оно уже не является на 100 процентов надежным в эксплуатации. Поэтому чтобы убедиться в том, что вы не покупаете кота в мешке – воспользуйтесь еще одним простым и доступным способом проверки ТС на сайте Автокод. Он подходит для тех, кому нужна одна или несколько проверок автомобилей.

Автокод поможет косвенно проверить геометрию кузова авто. Для этого достаточно ввести в поле поиска гос номер или ВИН-код ТС. Через несколько минут система выдаст отчет с подробной историей подержанной машины. Если вас, прежде всего, интересует информация о геометрии кузова – обратите внимание на раздел, посвященный участию авто в аварии. Там размещены данные о дате происшествия, регионе, где оно произошло, типе ДТП (например, столкновение), а также схема повреждений, которые при этом получил автомобиль.

Как видно из приведенного примера, данное авто побывало в аварии, где получило повреждения передней правой и задней левой частей кузова, а, значит, скорее всего, и геометрия кузовных деталей была нарушена. Покупать такую машину или нет, решать уже вам.

Данные об участии ТС в дорожно-транспортных происшествиях поступают на сервис непосредственно из ГИБДД, поэтому им можно полностью доверять.

Кроме того, при помощи интернет-сервиса Автокод перед покупкой вы легко проверите количество бывших владельцев ТС, пробег авто, наличие ограничений ГИБДД (арест, залог и т. п.) и получите другую информацию о подержанной машине.

Если вам нужно постоянно проверять большое количество автомобилей, воспользуйтесь сервисом «Автокод Профи». Используя сервис, вы сможете добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде. Подписка на безлимитные проверки авто стоит 2 500 рублей в месяц.

Получив онлайн-отчеты, проведите качественные осмотры авто. Если вы не уверены в своих знаниях и желаете доверить осмотр профессионалу, воспользуйтесь услугами выездной проверки. Мастер приедет на место и проведет диагностику с помощью специального оборудования, а затем выдаст полное профессиональное заключение.

Как проверить геометрию кузова и что это такое?

Многие водители редко измеряют геометрию кузова автомобиля, считая это мероприятие бессмысленным и дорогим. И вроде бы все логично: человек ездит аккуратно, аварийных ситуаций не создает, да и по бездорожью не рассекает. Однако не все так просто.

Читайте также  Чем обработать ржавчину на кузове автомобиля?

Состояние своего «железного коня» нужно отслеживать постоянно, ведь детали изнашиваются постепенно и незаметно, что в итоге может повлечь неприятности в самый неподходящий момент.

О важности геометрии кузова автомобиля и о том, что это за зверь такой, читайте в нашей статье.

Что такое геометрия кузова?

При создании ключевых деталей автомашины производитель обязательно соблюдает их симметричность, которая постоянно контролируется на специальном оборудовании во время изготовления. Она дает возможность правильно разместить все основные компоненты автомобиля, влияющие не только на его внешний вид, но и на ходовые характеристики.

Нарушение геометрической симметричности кузова, к которому крепятся ключевые детали, соответственно, приводит к изменению их положения. А теперь представьте, как будет вести себя машина на дороге, если сместятся колеса или подвеска?

Безусловно, детали кузова, принимающие на себя основную нагрузку, делаются достаточно прочными, однако с течением времени или под действием иных факторов они тоже изнашиваются.

Именно по этой причине следует производить тщательную проверку автомобиля перед покупкой, особенно в случае приобретения его с рук.

Что влияет на геометрию кузова автомобиля?

Даже если ваша машина простаивает в гараже – ее запчасти и комплектующие все равно изнашиваются под действием коррозии и иных химических процессов. К другим причинам, из-за которых изменяется геометрия кузова, относят:

    Механические повреждения, полученные во время ДТП (даже незначительный удар может серьезно повредить каркас). Езда по бездорожью. Неровные дороги. Постоянная перегрузка автомобиля в результате перевозки гораздо большего веса, чем указан в техпаспорте.

Серьезная деформация кузова может привести к выходу из строя ключевых компонентов машины, что резко повысит стоимость ремонта.

Проверка геометрии кузова: поводы для беспокойства

Если целостность каркаса нарушена незначительно, то визуальный осмотр машины не позволит вам определить наличие проблемы. Однако при серьезных расхождениях симметрии автомобиль начинает вести себя непредсказуемо во время движения. Кроме того, появляются и внешние дефекты.

Нарушение геометрии кузова можно диагностировать по следующим признакам:

    Трудности при открывании и закрывании багажника, капота и дверей, если речь не идет об их проседании. Деформация лонжеронов и стаканов, вибрации и нестабильное поведение машины (при полностью исправной ходовой части). Визуальный осмотр под лупой выявляет морщинки в местах применения сварки. Наблюдается «кособокость», т.е. смещение осевой симметрии на колесах. Появились трещины на стеклах и большие зазоры между деталями.

Кроме того, определить наличие проблемы можно следующим образом. Найдите прямую дорогу без других машин, и разгонитесь до 50-100 километров в час. После этого отпустите руль на несколько секунд и посмотрите, заносит ли автомобиль. Оценка его управляемости и позволит выявить наличие или отсутствие асимметрии. Разумеется, такие манёвры не следует проводить на мокром асфальте или, тем более, на гололедице. В противном случае вы и достоверных результатов не получите, и в аварию попадете.

Более надежные методы диагностирования заключаются в измерении так называемых контрольных точек геометрии кузова.

Что такое контрольные точки?

Каждый производитель обязательно выставляет на деталях кузова специальные метки, а также записывает номинальные расстояния между ними либо в техпаспорте, либо в специальной документации. Такая измерительная система унифицирована и используется всеми автопроизводителями. Как правило, схемы с контрольными точками под любой автомобиль можно найти в интернете либо получить в представительстве компании.

Таким образом, если измерить расстояние между этими точками и сравнить его с оригинальным, можно точно узнать, имеет место нарушение геометрии кузова или нет.

Пример контрольных точек ваз 2109

Как проверить геометрию кузова в домашних условиях?

Сразу отметим, что при использовании этих методов существуют погрешности из-за неточности самих приборов и измерений.

С помощью штангенциркуля и масштабной линейки можно измерить диагонали дверных проемов, колесные оси и мест крепления запчастей. Специальная линейка может увеличить точность измерений, однако она стоит дороже. Помните, что определенные точки контроля находятся под облицовочными панелями и другими деталями. Чтобы сделать необходимые замеры, их следует снять.

Экспресс измерение геометрии кузова в СТО

Самым надежным и лучшим вариантом проверки симметрии является обращение в специальный сервис, где измеряются все показатели и на их основании выносится вердикт. Такая процедура стоит довольно дорого, однако она с лихвой может сэкономить вам большую сумму денег. Например, мастер может сообщить вам, что отрегулировать осевую симметрию не представляется возможным и, следовательно, обновлять ходовую часть тоже бессмысленно.

В таких центрах применяются самые современные методы диагностики, позволяющие точно оценить состояние «железного коня». Кроме того, здесь же на стапеле производится вытяжка и правка деталей, если это необходимо. Такие работы выполняются на специальных стендах для проверки и восстановления геометрии кузова.

Существует несколько способов определить контрольные размеры геометрии кузова. Самым современным считается измерительная система, в которой используются специальные датчики, закрепляющиеся на контрольных точках. Такие устройства отправляют на компьютер сигнал о своем положении в пространстве, тот рассчитывает расстояние и выдает итоговый результат. Определяемые параметры анализирует мастер и принимает решение о требующемся ремонте измеряемого автомобиля. В самых современных сервисах производится экспресс-тестирование. Машину даже не приходится разбирать – вы просто заезжаете на платформу, и через несколько минут на компьютер уже выводятся все необходимые данные. Правда, такая экспресс-диагностика стоит недешево.

К другим вариантам измерений относят лазерную или оптическую геометрию кузова, использование механических приспособлений, ручную диагностику. Однако эти способы значительно уступают датчикам в точности.

Восстановление геометрии кузова

Обратите внимание, что качественная диагностика кузова автомобиля, как и измерение его геометрии, может быть проведена только в сервисных центрах. Не верьте различным рассказам на форумах о гаражных мастерах «Самоделкиных». Безусловно, денег такие работники просят намного меньше, да и при визуальном осмотре отмечается якобы качественно сделанное вытягивание каркаса и его реставрация. Однако при постройке кузовной части автомобиля инженеры пользуются специальными расчетами, незначительное нарушение которых приводит к ухудшению управляемости транспортного средства и, как следствие, к созданию аварийной ситуации. Вряд ли вы готовы заплатить за некачественно проведенное исправление геометрии кузова вашим здоровьем и здоровьем других людей.

Комплексная работа может осуществляться только при наличии стенда для восстановления геометрии кузова, оборудованного специальной электронной системой. Такое устройство в реальном времени отслеживает расстояние между контрольными точками и своевременно сообщает мастеру о совпадении реальных и эталонных показателей. Выравнивание геометрии кузова в таком случае осуществляется в сжатые сроки.

Отметим, что некоторые детали при их вытяжении могут сломаться. Другие же изготовлены из пластика, а третьи вообще непригодны к холодной или горячей вытяжке. В этом случае стоимость ремонта может сильно вырасти.

Электронная система, отслеживающая показатели, может отсутствовать. В этом случае диагностика геометрии кузова, как и устранение проблемы, будут стоить дешевле. Но из-за того, что мастер будет вытягивать детали, что называется, на глазок, работу придется выполнять гораздо дольше, да и металл запчастей не будет рад таким вот «танцам с бубном» при растяжении.

Геометрия кузова: как избежать серьезных проблем и сократить стоимость ремонта?

В заключение статьи дадим несколько советов, которые позволят вам и деньги сэкономить, и безопасность сохранить:

    Проводите измерение геометрии кузова 1-2 раза в год; Прислушивайтесь к своему автомобилю, отслеживайте его поведение и управляемость; Периодически осматривайте машину на предмет появления зазоров; Обязательно проверьте БУ-автомобиль при покупке, поскольку его хозяин может в принципе не знать о проблеме либо сознательно замалчивать ее.

Последнее особенно актуально, если впоследствии выяснится, что восстановить симметричную геометрию кузова автомобиля будет стоить дороже, чем купить нового железного коня.