Чем смазать подшипники генератора автомобиля?

Чем смазать подшипники генератора

Износ подшипников генератора (ПГ) автомобиля может оказаться интенсивным. Недостаток смазки в них становится причиной неисправностей, вплоть до полного выхода из строя. Поэтому и при ремонте, и при обслуживании генератора проверить состояние подшипников и, при необходимости, смазать их – обязательно.

Как убедиться, что генератор нуждается в обслуживании или ремонте

Диагностика проблем с ПГ достаточно проста. Прежде всего, об их возникновении сообщает появление из-под капота в районе генератора постороннего звука — свиста и воя. Если при увеличении числа оборотов двигателя интенсивность шума возрастает – в наличии проблемы с подшипниками можно не сомневаться. Один из возможных путей ее решения – смазать подшипники. Лучший вариант — их замена, тем более что стоит комплект недорого (в зависимости от производителя обойдется в пределах до 3-4 сотен рублей).

Но даже новые подшипники могут поставляться только с консервационной смазкой. Проверить их состояние и, при необходимости, смазать – продлить срок безаварийной работы устройства. Однако, для использования в таких условиях подойдет не любая смазка. Автолюбителю необходимо знать, чем смазать подшипник генератора.

Смазки и их правильный выбор

Смазка подшипников необходима для:

  • уменьшения сопротивления (трения) при движении;
  • частичного отвода тепла и нормализации температурного режима работы;
  • смягчения механических ударов;
  • защиты от развития окислительных процессов;
  • уменьшения механического износа деталей.

Для подшипников качения применяют различные виды смазок – жидкие и консистентные. Жидкие быстро вырабатываются и выдавливаются из деталей, поэтому требуют организации постоянного поступления извне. Для узлов, где невозможно организовать постоянную подачу (генератор автомобиля относится именно к таким), в подшипниках используют консистентные смазки.

  • базового масла, обеспечивающего, собственно смазку деталей;
  • загустителя, придающего смазке определенную консистенцию;
  • присадок, для получения особых свойств.

Для правильного выбора автосмазки следует учитывать свойства этих материалов, такие как:

  • вязкость – определяет возможность образования масляной пленки, толщина которой обеспечит оптимальные режимы работы;
  • каналообразование, которое определяет поведение смазки при движении деталей;
  • температура каплепадения, отражающая разжижение смазки в тяжелых температурных режимах;
  • тип загустителя, от которого зависит большинство свойств материала;
  • совместимость присадок с режимами работы деталей.

Вязкость является важнейшей характеристикой смазок. Именно она определяет толщину слоя образовавшейся смазки при различных формах и материалах поверхностей и показателях работы подшипника – нагрузке, скорости вращения и пр. Чрезмерная для заданного режима работы вязкость вызовет обратный эффект – увеличение трения и перегрев деталей. Оптимальную величину вязкости определяют по скорости вращения подшипника и рабочей температуре. Таблицы подбора приводятся в технической литературе и на специализированных интернет-ресурсах. В обязательном порядке указывает требуемую величину производитель подшипника и генератора.

Загуститель определяет такие основные свойства смазок, как каналообразование, водостойкость, точка каплепадения и др. Оптимальным для ПГ и режимов их работы специалисты считают загустители на основе литиевых мыл. Такие автосмазки получили название литиевых.

Температура каплепадения должна быть значительно выше рабочей температуры детали. Это защитит смазку от расслоения (маслоотделения) и обеспечит оптимальное поведение материала.

Типы присадок выбираются по специфике работы. Их задача – защищать поверхности от окисления и механических повреждений (задиров), повышать клейкость масел и т.д.

Какой смазкой смазать подшипники генератора?

Эксплуатационники и производители рекомендуют использовать литиевые смазки, такие как Литол-24М, Фиол-2 и его модификации (Фиол-2М, Фиол-2У), Циатим-201, Циатим-202, Циатим-221, ЛЗ-31, ЛЗ-62 и другие, обладающие аналогичными показателями.

Литол-24М

Литиевая смазка, допускающая работу в диапазоне температур -40..+120 градусов. Она позволяет снизить расход материала и обеспечивающая эффективную защиту от коррозии и износа.

Фиол-2, Фиол-2М, Фиол-2У.

Фиол-2 – универсальная водостойкая автосмазка, предназначенная для подшипников качения, работающих при незначительных нагрузках. Фиол-2М обладает повышенными антикоррозионными, противоизносными и противозадирными характеристиками, работает при температурах -40…+120 градусов. Фиол-2У – автомобильная смазка для подшипников различных типов. Аналогична Фиол-2М, но обладает лучшими противоокислительными показателями и механической стабильностью.

Циатим-201, Циатим-202, Циатим-221.

Циатим-201 — универсальная автосмазка с высоким уровнем всех защитных (от окисления, коррозии, задиров и т.д.) свойств, водостойкая. Применяется при температурах -60..+90 градусов. Аналогичными показателями, но расширенным температурным диапазоном (-40..+120 градусов) обладает Циатим-202. Циатим-221 предназначен для смазывания подшипников со скоростью вращения до 10000 об/мин. Применяется в различных отраслях, в том числе, в военной и космической технике. Температурный диапазон — -60…+150 градусов.

ЛЗ-31, ЛЗ-62.

Смазки для закрытых подшипников качения. Вносятся на весь период эксплуатации, замены не требуют. Обладают хорошими антиокислительными свойствами, антикоррозионными и противоизносными характеристиками. Работают при температурах -40…+120 градусов.

Как смазать подшипники генератора

Многих автомобилистов интересует вопрос, можно ли смазать подшипник генератора? Для этого придется снять его. Выполняются действия в следующей последовательности:

  • отпустить крепежную гайку и регулировочный болт на генераторе;
  • снять ремень генератора (если в этот момент при запуске двигателя шума не будет – проблема именно в генераторе);
  • отключить провод с минусовой клеммы аккумулятора (для предотвращения КЗ при работе);
  • снять генератор.

После этого можно приступать к разборке устройства:

  • блокировать ротор (крыльчатку) – подойдет для этого обычная отвертка;
  • открутить гайку и снять шкив;
  • снять переднюю крышку, отпустив защелки или открутив гайки на шпильках.
  • снять заднюю крышку;
  • снять ротор с переднего подшипника.

В результате открывается доступ к запрессованным в крышки подшипникам. Их снимают (выбивают), смазывают или меняют на новые. Сборку производят в обратном порядке.

Видео инструкция (очень наглядно)

Истории автолюбителей

Павел, Лада ВАЗ 2114:

«Столкнулся вот с чем. Ставил на генератор новые подшипники NTN. Они закрытые, но на сервисе посоветовали открыть и проверить – зачастую даже новые оказываются «сухими». С передним, когда снял защиту, так и оказалось. Набил Циатимом-221, где-то на 50%.Закрыл, поставил. Пока проблем никаких.»

Сергей, Nissan Vanette:

«Хочу опытом поделиться, как смазать подшипник генератора, не снимая его. Несколько раз так обслуживал, работает все бесшумно. Защита на них металлорезиновая, вроде сальника. Поддеваю шилом или тонким ножом, аккуратно, чтобы резиновый уплотнитель не повредить. Снимается крышка без деформации. Забиваю Фиолом-2М, на 1/3-1/2. В обойме подшипника под защиту есть канавка, устанавливается сальник на место без особых усилий и проблем, до характерного щелчка.»

Олег, Тойота Камри:

«Хочу ответить всем, кто советует смазывать подшипники генераторов. Читайте манулы на автомобиль. Там сказано – необслуживаемые, не требующие смазки, поскольку она уже набита на заводе, а сам подшипник защищен. Хороший друг работает на сервисе, говорит, что фирменные комплектующие никогда не требуют дополнительного обслуживания (несколько раз разбирали, проверяли). А для желающих подмазать еще – этим вы только вред нанесете, и трение увеличится, и греться будет сильнее (вплоть до образования монолита), и защиту может продавить, и на контактные кольца смазку выдавить. Вот тогда точно появятся лишние проблемы с зарядкой и пр. Просто не экономьте, покупая китайскую подделку, возьмите фирменные, разница в цене вопроса – 200 рублей.»

Как и чем смазать подшипник генератора

В смазке нуждаются многие детали автомобиля, в том числе и генератор. Нормальная работа генератора предполагается в случаях, когда подшипники достаточно смазаны, в иной ситуации их износ будет значительно увеличен. Как известно, при отсутствии или плохой смазке подшипник генератора рискует серьезно нагреться в процессе работы, что может привести к привариванию обоймы к валу. Если такая ситуация произойдет, единственным способом решения проблемы для водителя станет полная замена генератора, что довольно дорогостояще. Лучший способ избежать возникновения подобной проблемы – смазывать подшипники генератора, когда нанесенная на них изначально смазка выработает свой ресурс.

Когда нужно смазывать подшипники генератора

Водитель может провести простые диагностические процедуры, чтобы убедиться, требуется ли генератору автомобиля замена смазки на подшипниках.

Обратите внимание: Проводить подобную диагностику рекомендуется в ситуациях, когда возникает в процессе работы двигателя непонятный «вой» из-под капота автомобиля. Он может являться симптомом неисправности генератора.

Чтобы проверить генератор, потребуется помощник. Нужно попросить, чтобы кто-нибудь надавил на педаль газа автомобиля, при этом другой человек должен находиться около капота и слушать реакцию генератора. Если при нажатой педали гул, исходящий от генератора усиливается, можно переходить ко второй стадии диагностики.

Вторая стадия проверки генератора подразумевает его разбор. Необходимо разобрать генератора и оценить наличие смазки на подшипнике. Если ее мало, потребуется ее добавить.

Читайте также  Что капает из выхлопной трубы автомобиля?

Важно: Если никак не реагировать на данную проблему, может выйти из строя как сам подшипник, так и весь генератор. Стоит отметить, что замена подшипника может осложниться поисками нужной детали, поэтому доводить его до такого состояния не стоит.

Как выбрать смазку для подшипников генератора

Выбирая смазку для элементов генератора, нужно обратить внимание на следующие параметры:

Вязкость, в том числе сохранение вязкости при нагреве и охлаждении;

  • Наличие присадок;
  • Консистенция смазочного материала;
  • Используемый при создании смазки загуститель;
  • Точка каплепадения;
  • Устойчивость к возникновению окислов в процессе работы.

 

Это основные параметры, на которые следует обращать внимание при выборе смазки для подшипников генератора. Рассмотрим подробно некоторые из перечисленных параметров.

Вязкость

Самый важный параметр для состава, который будет использоваться в качестве смазки подшипника генератора. Поскольку в генераторе используется подшипник качения, именно уровень вязкости будет напрямую сказываться на скорости износа компонента.

Поскольку генераторы могут иметь различные характеристики, соответственно, для них подойдут смазки с различными качествами. Первое, на что стоит обращать внимание среди параметров генератора при подборе смазки, это скорость вращения. При выборе вязкости смазки рекомендуется пользоваться специальными таблицами, в которых указывается частота вращения генератора и рекомендуемая для работы температура. Ориентируясь на эти два параметра, выбирается идеальная по вязкости смазка для подшипника генератора.

Обратите внимание: Использование описанных выше таблиц целесообразно только в тех случаях, когда неизвестна рекомендуемая производителем вязкость смазки для генератора.

Присадки

Все современные автомобильные смазки содержат определенный набор присадок. Чаще всего, поскольку такие смазки применяются для зубчатых передач, главным образом присадки направлены на противозадирный эффект. Поскольку в генераторе используется подшипник качения, противозадирный эффект не столь важен, соответственно, нет смысла переплачивать за смазку, сконцентрированную на подобной защите.

Важно: Если автомобиль эксплуатируется при низких температуру, обязательно нужно приобретать для подшипника в генераторе смазку на синтетической основе.

Плотность

Параметр плотности в автомобильной смазке определяется количеством загустителя, используемого в объеме базового смазочного вещества.

Обратите внимание: Плотность и вязкость – это разные параметры, но их обязательно нужно рассматривать неотрывно друг от друга. Например, смазочный компонент может обладать высокой плотностью, но низкой вязкостью, либо наоборот.

В современном автомобилестроении принято измерять плотность смазочных веществ по шкале NGLI. По ней плотность может иметь показатель от 0 до 6. Выбирать плотность смазки для детали следует, ориентируясь на скорости ее вращения, в данном случае скорости работы подшипника.

Рекомендуется для подшипников генератора выбирать смазку с плотностью не менее 5 по шкале NGLI.

Какую смазку можно использовать для подшипника генератора

Если самостоятельно выбирать смазку нет желания, можно использовать один из представленных на рынке вариантов, который универсально подойдет для подшипника генератора автомобиля. Например, универсальными являются смазки Циатим 201 и ОКБ-122-7.

Важно: Если детально подойти к выбору смазки конкретно под используемый генератор, она прослужит дольше, чем универсальные варианты.

Как смазать подшипник генератора

Определившись, что неисправность генератора связана именно с недостаточной смазкой, а также подобрав сам смазочный компонент, можно переходить непосредственно к замене смазки. Данную работу можно выполнить самостоятельно, не обращаясь в сервисный центр.

Первым делом потребуется снять генератор с автомобиля. Для этого ослабьте натяжение ремня (что может выполняться откручиванием гайки, винта или другими способами, в зависимости от модели автомобиля). Далее снимите ремень, и в этот момент можно попробовать запустить мотор, тем самым дополнительно убедившись, что причиной шума является именно генератор. После этого открутите сам генератор.

Обратите внимание: В книге по сервисной эксплуатации автомобиля обязательно присутствует подробная инструкция, как снять генератор, рекомендуем использовать ее при выполнении подобных работ.

Перед тем как приступать к действиям по снятию генератора, обязательно скиньте клемму с минуса аккумуляторной батареи автомобиля, чтобы исключить вероятность короткого замыкания.

Когда генератор будет снять, переходите к его разбору. Рекомендованный план действий следующий:

  1. Если есть возможность, используйте тиски, чтобы зажать в них генератор. Так выполнять работы будет значительно проще;
  2. Используя плоскую отвертку, заклиньте крыльчатку вала, чтобы избежать вероятность прокручивания;
  3. Далее снимите крепление шкива – чаще всего это одна гайка;
  4. После этого потребуется снять крышку, которая в большинстве случаев крепится за счет заклепок;
  5. Сняв крышку, откроется доступ к подшипнику.

Получив доступ к подшипнику, первым делом его внимательно осмотрите на предмет наличия повреждений, сколов, трещин. Если возникают сомнения в целостности компонента, можно его выпрессовать и поставить на его место новый.

Убедившись, что деталь целая, можно переходить к смазке подшипника. Для этого обязательно подогрейте смазочный состав, чтобы он лучше проникал в обоймы. Далее при помощи палочки намазывайте состав на подшипник.

Важно: Не стоит жалеть смазки в данной ситуации, поскольку нужно учитывать, что она обязана проникнуть внутрь обоймы как можно более массово.

Когда будет выполнена работа по смазке подшипника, соберите генератор в обратной последовательности.

Как смазать подшипник генератора или заменить его

Шумит генерирующее устройство – такое явление знакомо многим автомобилистам. Причина в подшипниках, которым не хватает смазки. Большей частью их просто нужно бывает заменить. Узнайте, как смазать подшипник генератора или заменить его.

Если подшипники смазываться не будут своевременно, то последствия могут оказаться гораздо плачевнее, чем можно предположить.

Удостовериться, что фактором появления шума стали именно подшипники, а не другие узлы, поможет «прогазовка». Если свист усилится, то это лишний раз докажет неисправность генераторных подшипников.

Виды смазок

Всегда следует помнить о том, что любая замена подшипников обязана сопровождаться сменой смазочного материала. И надо знать, что для каждого типа подшипника предусмотрена конкретная смазка.

ЦИАТИМ или ОКБ – самые распространенные варианты смазок, используемые российскими автовладельцами.

Важно понимать, что при выборе смазочного материала надо первоочередно обращать внимание на такие вещи, как вязкость, присадки, сгуститель и многое другое.

К примеру, если подобрать смазку неправильно по вязкости, то при определенной температуре окружающей среды, она окажется не эффективной. Кроме того, вязкость имеет прямое значение и конкректно для рабочей температуры.

То же самое можно сказать про состав смазки. Она может быть устойчива к окислению, быть износостойкой или нет, иметь много или мало присадок. Все это имеет большое значение.

Выбор смазки по шагам

Вот как осуществляется подбор подшипниковой смазки.

Сначала подбирается вязкость. Ее параметры – важнейшее свойство смазки. В генерирующих автомобильных устройствах и электромоторах, как известно, применяются подшипники качения. Для того чтобы определить конкретный тип смазывающего материала для них, принято использовать проверенные способы, подразумевающие амплитуду вращения деталей или DN. Вычислив ее, а затем и рабочую температуру, можно по этим параметрам узнать данные из спецтаблицы.

Второй шаг – определить присадки. Они являются обязательными компонентами любого смазочного материала. К примеру, для подшипников с высокой скоростью вращения принято не использовать противозадирные присадки или клейкие масла. И наоборот, если подразумевается открытая зубчатая передача, то использование таких присадок — необходимое условие. Присадки – это компоненты, в разы повышающие эффективность смазки. Но они должны быть подобраны с учетом требований.

Чтобы ознакомиться с главными требованиями по присадкам, да и вообще смазкам, рекомендуется пролистать API.

Третий шаг – плотность. Этот параметр также важен, как и два предыдущих. По плотности смазки можно судить о концентрации загустителя, вязкости и многом другом. Для определения плотности смазки используют шкалу, разработанную институтом NGLI.

Все эти три параметра важно учитывать при выборе смазки для подшипников. Не следует придерживаться мнения, что это всего лишь масло, и любой состав будет смазывать трущиеся поверхности.

Смазка должна обязательно подбираться по вышеописанным условиям. Приходится учитывать температуру, скорость, нагрузку и воздействие химии.

Солидол, по мнению большинства экспертов, по современным меркам, для смазки генераторных подшипников непригоден. С другой стороны, никто и не запрещает, ведь подходит для этих целей любая консистентная смазка: литоловая, фиоловая и т.д. Главное – помнить о том, что было написано выше – смазка тоже материал, и имеет свой срок использования и степень эффективности.

Читайте также  В чем измеряется радиус колеса автомобиля?

Консистентными составами смазываются подшипники качения, а вот подшипники скольжения, находящиеся, к примеру, внутри моторчика отопителя или стеклоочистителя – только жидкими составами.

Тип смазки Вязкость базового масла (40°С), сСт Скоростной фактор (NDM)
Низкая скорость, высокое давление, промышленная смазка 1000-1500 50000
Средняя скорость, высокое давление, смазка для промышленных подшипников 400-500 200000
EP, NLGI #2, универсальная смазка 100-220 600000
Высокая скорость, высокая температура, смазка длительного действия 1000000
Рабочая температура DN (скоростной фактор) Класс по NGLI*
от -30 до 100°F (от -34,4 до 37,7°С) 0-75000 1
75000-150000 2
150000-300000 2
от 0 до 150°F (от -17,7 до 65,5°С) 0-75000 2
75000-150000 2
150000-300000 3
от 100 до 275°F (от 37,7 до 135°С) 0-75000 2
75000-150000 3
150000-300000 3
* Зависит от других факторов, таких как тип подшипника, загустителя, вязкость и тип базового масла

Влияние состояния подшипника на выбор вязкости базового масла

ISO VG (сСт@40°С) Область применения Нагрузка Скорость Маслоотделение* Перекачиваемость*
22 Быстроходные шпиндели Низкая Высокая Высокая Высокая
100 Большие высокоскоростные электродвигатели Низкая Высокая Высокая Высокая
150 Колесные подшипники Низкая Высокая Высокая Высокая
220 Бумагоделательные машины, индустрия Низкая Высокая Высокая Высокая
460 Сталепрокатные станы Низкая Высокая Высокая Высокая
1000 Горно-шахтное оборудование Низкая Высокая Высокая Высокая
1500 Низкие скорости, тяжелые/ударные нагрузки Низкая Высокая Высокая Высокая
* На сепарацию и перекачиваемость масла также влияет плотность смазки и тип загустителя
** Стрелками показана направленность.
Тип подшипника Относительный срок службы смазки
Однорядный шариковый подшипник с глубоким желобом 1
Однорядный радиально-упорный шариковый подшипник 0.625
Самоустанавливающийся шариковый подшипник 0,77-0,625
Упорный шариковый подшипник 0,2-0,17
Однорядный цилиндрический роликовый подшипник 0,625-0,43
Игольчатый роликовый подшипник 0.3
Конический роликовый подшипник 0.25
Сферический роликовый подшипник 0,14-0,08

Смазка и замена подшипника

На самом деле замена не представляет особой сложности. 4 крепежных элемента на генерирующем устройстве надо открутить, агрегат располовинчить. В генераторе находится два подшипника: один задний, другой – передний.

Меньше задний подшипник. Чтобы его смазать, надо снять с него аккуратно крышку, а после смазывания поставить ее на место. С передним подшипником уже придется повозиться. В частности, для того чтобы добраться до него, следует демонтировать шкив, ротор зажать в тиски, а затем вывернуть крепежную гайку.

Внимание. Эта гайка снимается очень тяжело. Чтобы облегчить процесс демонтажа, рекомендуется смазать гайку составом ВД 40 и прождать некоторое время. Поможет также аккуратное простукивание молотком по всему периметру крепежа.

Сложность вызовут также болты передней крышки. Они со временем прикипают к мягкому металлу, и открутить их бывает крайне неудобно.

Желательно при разборе переднего подшипника иметь с собой съемник.

После того, как все крепежные элементы демонтируются, надо снять крышку и смазать маслом, затем – все собрать в обратном порядке. Смазывать нужно не всю полость подшипника полностью, а лишь на 90 процентов. Если не придерживаться этого, то при работе большое количество смазки нагреется, соответственно, расширится и потечет.

Подробнее о снятии генератора:

  • Отсоединяется фишка от генератора;
  • Болт клеммы АКБ откручивается;
  • Убирается в сторону вся проводка, чтобы не мешала;
  • Снимается ремень;
  • Выворачиваются болты, фиксирующие генерирующее устройство;
  • Агрегат легче снять сверху.

Дальше идет разборка:

  • Ротор или индуктор устройства фиксируется в неподвижном состоянии;
  • Головкой откручивается шкив гена;
  • Снимаются 4 крепежа, держащие корпус устройства;
  • Передняя крышка выбивается с места молотком (аккуратно);
  • Снимается задний подшипник, затем передний.

Внимание. О недостаче смазки в подшипнике можно судить по сухости и блеску внутри. Если же осталось немного старой смазки, уже высохшей, то полость следует от нее хорошенько очистить. Чистый подшипник обязан вращаться без каких-либо заеданий или люфтов. В противном случае – замена на новый элемент.

Вообще, высыхание смазки является основной причиной выхода подшипников из строя. Так называемые «сухарики» — обычное явление для подшипников, эксплуатируемых долгое время. Лучше будет не просто заменить смазку, а сами подшипники обновить.

Случается и такое. Заклинивает генерирующее устройство. После разбора становится ясно, что «полетела» пластиковая втулка, держащая задний подшипник. Это происходит из-за чрезмерной нагрузки на генератор. В этом случае также рекомендуется заменить оба подшипника. Ну и естественно, втулку.

Крышкой подшипника принято называть защиту. Она металлическая, снимается путем поддевания за ее край чем-нибудь тонким. Особых сложностей при снятии возникать не должно.

Бывают и пластмассовые защиты. Как правило, с ними справляться легче. Пластиковая крышечка режется по кругу ножом.

Защита подшипника бывает и типа сальника – металлорезиновая. Тоже поддевается за металл или резинку тонким ножом или шилом. Тут важно не повредить резиновый материал, снять без деформации. После закладывания внутрь определенного количества смазки, сальник ставится обратно в свою канавку.

Итак, желательно чтобы замена подшипника осуществлялась каждый раз после высыхания смазочного состава. Тем более что стоят новые элементы недорого.

Примерно, 600 рублей цена на SKF, Валео подшипники для генераторов Фольксваген. 600 рублей – стоимость переднего подшипника, задний еще дешевле – 200 рублей.

Для генератора Бош (узкий ремень) подходит передний подшипник от ВАЗ-2110, задний – от ВАЗ-2101.

В процессе замены генерирующего устройства, рекомендуется заодно осмотреть диодный мост, состояние щеток и ротора, обмотку.

Смазка для подшипников генератора автомобиля

Одно из первых правил, которые узнают автомобилисты — чем лучше смазаны подшипники, тем мягче едет машина. Благодаря качественным смазочным материалам удается обеспечить стабильную работу всех систем автомобиля. Более того, смазка также продлевает эксплуатационный срок механизмов и уменьшает нагрузку на ходовую. Чаще всего в смазке нуждаются ступицы колес, однако и другим системам также может потребоваться закладка смазочных материалов. Если смазка для подшипников генератора автомобиля применена вовремя, то удастся избежать серьезных неисправностей вплоть до полного выхода узла из строя. Сегодня мы поговорим, как диагностировать дефицит и какая лучше смазка для подшипников генератора автомобиля.

Как понять, что подшипники нужно смазать?

Износ подшипников — это самая распространенная механическая проблема автомобильного генератора. Понять, что неисправность именно в них, можно по двум признакам:

  • воющие звуки при запуске автомобиля;
  • свист из-под капота в районе генератора.

Характерной особенностью поломок является увеличение интенсивности шума при наращивании двигателем оборотов.

Игнорировать проблему ни в коем случае нельзя. Смазка для подшипников генератора автомобиля стоит недорого, а ее закладку можно выполнить даже самостоятельно. Если вовремя этого не сделать, можно столкнуться с куда более серьезными проблемами, такими как разрушение приводного ремня, проблемы с запуском двигателя и т.д.

Использование смазки для подшипников генератора автомобиля позволит продлить срок службы устройства. Она необходима для выполнения следующих задач:

  • уменьшение трения при движении автомобиля;
  • отвод тепла;
  • предупреждение механических ударов;
  • защита от окислительных процессов;
  • уменьшение износа деталей;
  • нормализация температуры деталей.

Какая смазка лучше для подшипников генератора автомобиля?

Для подшипников используются смазки разных типов, однако чаще всего предпочтение отдается консистентным. Это густые составы, которые не выдавливаются из деталей благодаря сложной кристаллической форме. Консистентные смазки состоят из:

  • базового масла, которое обеспечивает смазывание деталей;
  • загустителя, формирующего структуру материала и определяющего ключевые свойства;
  • присадок, позволяющих улучшить характеристики составов — например, сделать их более эффективными против коррозии, задиров и т.д.

Подшипники генератора автомобиля работают в условиях повышенных температур и нагрузок. Это означает, что использовать можно не каждую смазку. Оптимальным выбором являются высокотемпературные консистентные смазки. Чтобы обеспечивать работоспособность подшипников, смазка должна обладать следующими свойствами:

  1. Коллоидная стабильность. Этот показатель регулирует способность смазки выдерживать большие нагрузки и возвращаться в пастообразное состояние после них. Чем меньше масла выделяется, тем лучше.
  2. Температурный диапазон использования и температура каплепадения. Они определяют, при каких условиях смазка сохраняет свойства. Как правило, для использования в авто достаточно показателя до +120 °С. При этом значение имеет и нижний диапазон. С учетом климатических условий Казахстана, необходимо, чтобы смазка оставалась работоспособной при температуре до -40 °С.
  3. Антикоррозийные свойства. Важно, чтобы смазка обеспечивала защиту деталей от коррозии. Добиться этого удается благодаря добавлению в состав специальных присадок.
  4. Предел прочности. Это еще один показатель прочностных характеристик состава. Он проверяется производителями при разных температурах. Чем большее воздействие в Па выдерживает смазка, тем лучше она будет защищать подшипник.

Прочитайте также статью о том, какая смазка лучше для подшипников подходит.

Читайте также  Как убрать сверчки в салоне автомобиля?

Какие смазки нельзя использовать для подшипников автомобиля?

Есть широкий перечень смазок для подшипников генератора автомобиля, которые обеспечат долгую бесперебойную работу. Однако механики предупреждают и о смазочных материалах, которые использовать нельзя. Вот рекомендации экспертов, которые помогут не ошибиться с выбором:

  • Прежде всего, никогда нельзя смешивать разные смазки, особенно если они имеют разный загуститель или базовое масло в составах. Возможна непредсказуемая реакция, которая навредит узлу.
  • Нельзя использовать графитные смазки.
  • Плохим выбором будут смазки с синтетическими углеродами в составе. Дело в том, что они не способны выдержать высокие температуры и чаще всего разрушаются уже при +50 °С.

Можно ли использовать для смазки подшипников ЛИТОЛ-24-МСК?

Наша смазка может использоваться для закладки в узлы автомобилей. Благодаря оптимальной консистенции и высоким эксплуатационным характеристикам ЛИТОЛ-24-МСК можно считать подходящей смазкой для подшипников генератора автомобиля. Данная марка отличается высокой температурой каплепадения и может использоваться даже в высоконагруженных узлах. Еще одним достоинством ЛИТОЛА-24-МСК является предел прочности. Каркас смазки не разрушается даже при высоких нагрузках и температурах свыше +250 °С, обеспечивая надежную защиту деталей от износа и задиров.

Как смазать подшипники генератора?

Необходимость съема генератора зависит от модели автомобиля. Давайте рассмотрим ситуацию, в которой заложить смазку в подшипники или заменить их без съема узла невозможно. В этом случае владельцу автомобиля необходимо выполнить следующие действия:

  1. Снять крепежную гайку и регулировочный болт.
  2. Отсоединить ремень генератора.
  3. Отключит провод с минусовой клеммы аккумулятора.
  4. Вытащить генератор.

Теперь, когда устройство изъято из машины, можно приступать к его разбору. При помощи обычной отвертки блокируется ротор, откручиваются гайки и отсоединяется шкив, снимается передняя и задняя крышки. Теперь появляется доступ к подшипникам. Их достают (иногда приходится выбивать), смазывают и вставляют обратно.

Как и чем смазать подшипник генератора

В смазке нуждаются многие детали автомобиля, в том числе и генератор. Нормальная работа генератора предполагается в случаях, когда подшипники достаточно смазаны, в иной ситуации их износ будет значительно увеличен. Как известно, при отсутствии или плохой смазке подшипник генератора рискует серьезно нагреться в процессе работы, что может привести к привариванию обоймы к валу. Если такая ситуация произойдет, единственным способом решения проблемы для водителя станет полная замена генератора, что довольно дорогостояще. Лучший способ избежать возникновения подобной проблемы – смазывать подшипники генератора, когда нанесенная на них изначально смазка выработает свой ресурс.

Когда нужно смазывать подшипники генератора

Водитель может провести простые диагностические процедуры, чтобы убедиться, требуется ли генератору автомобиля замена смазки на подшипниках.

Обратите внимание: Проводить подобную диагностику рекомендуется в ситуациях, когда возникает в процессе работы двигателя непонятный «вой» из-под капота автомобиля. Он может являться симптомом неисправности генератора.

Чтобы проверить генератор, потребуется помощник. Нужно попросить, чтобы кто-нибудь надавил на педаль газа автомобиля, при этом другой человек должен находиться около капота и слушать реакцию генератора. Если при нажатой педали гул, исходящий от генератора усиливается, можно переходить ко второй стадии диагностики.

Вторая стадия проверки генератора подразумевает его разбор. Необходимо разобрать генератора и оценить наличие смазки на подшипнике. Если ее мало, потребуется ее добавить.

Важно: Если никак не реагировать на данную проблему, может выйти из строя как сам подшипник, так и весь генератор. Стоит отметить, что замена подшипника может осложниться поисками нужной детали, поэтому доводить его до такого состояния не стоит.

Как выбрать смазку для подшипников генератора

Выбирая смазку для элементов генератора, нужно обратить внимание на следующие параметры:

  • Вязкость, в том числе сохранение вязкости при нагреве и охлаждении;
  • Наличие присадок;
  • Консистенция смазочного материала;
  • Используемый при создании смазки загуститель;
  • Точка каплепадения;
  • Устойчивость к возникновению окислов в процессе работы.

Это основные параметры, на которые следует обращать внимание при выборе смазки для подшипников генератора. Рассмотрим подробно некоторые из перечисленных параметров.

Вязкость

Самый важный параметр для состава, который будет использоваться в качестве смазки подшипника генератора. Поскольку в генераторе используется подшипник качения, именно уровень вязкости будет напрямую сказываться на скорости износа компонента.

Поскольку генераторы могут иметь различные характеристики, соответственно, для них подойдут смазки с различными качествами. Первое, на что стоит обращать внимание среди параметров генератора при подборе смазки, это скорость вращения. При выборе вязкости смазки рекомендуется пользоваться специальными таблицами, в которых указывается частота вращения генератора и рекомендуемая для работы температура. Ориентируясь на эти два параметра, выбирается идеальная по вязкости смазка для подшипника генератора.

Обратите внимание: Использование описанных выше таблиц целесообразно только в тех случаях, когда неизвестна рекомендуемая производителем вязкость смазки для генератора.

Присадки

Все современные автомобильные смазки содержат определенный набор присадок. Чаще всего, поскольку такие смазки применяются для зубчатых передач, главным образом присадки направлены на противозадирный эффект. Поскольку в генераторе используется подшипник качения, противозадирный эффект не столь важен, соответственно, нет смысла переплачивать за смазку, сконцентрированную на подобной защите.

Важно: Если автомобиль эксплуатируется при низких температуру, обязательно нужно приобретать для подшипника в генераторе смазку на синтетической основе.

Плотность

Параметр плотности в автомобильной смазке определяется количеством загустителя, используемого в объеме базового смазочного вещества.

Обратите внимание: Плотность и вязкость – это разные параметры, но их обязательно нужно рассматривать неотрывно друг от друга. Например, смазочный компонент может обладать высокой плотностью, но низкой вязкостью, либо наоборот.

В современном автомобилестроении принято измерять плотность смазочных веществ по шкале NGLI. По ней плотность может иметь показатель от 0 до 6. Выбирать плотность смазки для детали следует, ориентируясь на скорости ее вращения, в данном случае скорости работы подшипника.

Рекомендуется для подшипников генератора выбирать смазку с плотностью не менее 5 по шкале NGLI.

Какую смазку можно использовать для подшипника генератора

Если самостоятельно выбирать смазку нет желания, можно использовать один из представленных на рынке вариантов, который универсально подойдет для подшипника генератора автомобиля. Например, универсальными являются смазки Циатим 201 и ОКБ-122-7.

Важно: Если детально подойти к выбору смазки конкретно под используемый генератор, она прослужит дольше, чем универсальные варианты.

Как смазать подшипник генератора

Определившись, что неисправность генератора связана именно с недостаточной смазкой, а также подобрав сам смазочный компонент, можно переходить непосредственно к замене смазки. Данную работу можно выполнить самостоятельно, не обращаясь в сервисный центр.

Первым делом потребуется снять генератор с автомобиля. Для этого ослабьте натяжение ремня (что может выполняться откручиванием гайки, винта или другими способами, в зависимости от модели автомобиля). Далее снимите ремень, и в этот момент можно попробовать запустить мотор, тем самым дополнительно убедившись, что причиной шума является именно генератор. После этого открутите сам генератор.

Обратите внимание: В книге по сервисной эксплуатации автомобиля обязательно присутствует подробная инструкция, как снять генератор, рекомендуем использовать ее при выполнении подобных работ.

Перед тем как приступать к действиям по снятию генератора, обязательно скиньте клемму с минуса аккумуляторной батареи автомобиля, чтобы исключить вероятность короткого замыкания.

Когда генератор будет снять, переходите к его разбору. Рекомендованный план действий следующий:

  1. Если есть возможность, используйте тиски, чтобы зажать в них генератор. Так выполнять работы будет значительно проще;
  2. Используя плоскую отвертку, заклиньте крыльчатку вала, чтобы избежать вероятность прокручивания;
  3. Далее снимите крепление шкива – чаще всего это одна гайка;
  4. После этого потребуется снять крышку, которая в большинстве случаев крепится за счет заклепок;
  5. Сняв крышку, откроется доступ к подшипнику.

Получив доступ к подшипнику, первым делом его внимательно осмотрите на предмет наличия повреждений, сколов, трещин. Если возникают сомнения в целостности компонента, можно его выпрессовать и поставить на его место новый.

Убедившись, что деталь целая, можно переходить к смазке подшипника. Для этого обязательно подогрейте смазочный состав, чтобы он лучше проникал в обоймы. Далее при помощи палочки намазывайте состав на подшипник.

Важно: Не стоит жалеть смазки в данной ситуации, поскольку нужно учитывать, что она обязана проникнуть внутрь обоймы как можно более массово.

Когда будет выполнена работа по смазке подшипника, соберите генератор в обратной последовательности.

(419 голос., средний: 4,51 из 5)