Чем промыть радиатор отопления автомобиля?

Чем промыть радиатор печки автомобиля без снятия своими руками

  • Признаки забитого радиатора
  • Почему радиатор засоряется
  • Способы промывки
  • Средства для промывки
  • Как промыть радиатор без снятия

Большинство водителей сталкивались с ситуацией, когда печка начинает плохо работать и слабо обогревать салон. А представьте, оказаться внутри автомобиля в лютый мороз за бортом. Необходимо немедленно решать проблему. Самая распространенная причина – засорение радиатора. Выход один – попробовать его очистить. Чем промыть радиатор печки автомобиля и как это осуществить? Существует два способа очистки. Первый – демонтировать внутренний теплообменник и промыть каналы. Второй (альтернативный) – использовать средства очистки системы охлаждения без снятия узла.

Признаки забитого радиатора

В теплые солнечные дни работа печки не требуется. Другое дело – зима, в такие периоды система не только помогает создать комфортный микроклимат в машине, но и выполняет функции обдува лобового стекла в салоне авто. Если воздух внутри машины стал нагреваться медленнее обычного, причину нужно искать в следующем: засоренный радиатор, проблемы с термостатом или жидкостным насосом, двигателем, вентилятором системы вентиляции, течь отопителя.

Самые распространенные неисправности:

  • воздух, поступающий внутрь авто недостаточно теплый – завоздушена система охлаждения. Воздушная пробка препятствует подаче теплого потока воздуха в салон авто. Воздух в систему может проникать в следующих случаях: нарушение герметичности соединений или пробки расширительного бачка, при замене охлаждающей жидкости, износ уплотнителя водяной помпы;
  • начинает поступать холодный воздух из дефлекторов – засорены магистральные каналы, в результате антифриз плохо циркулирует по системе;
  • отсутствие подачи воздуха – при появлении дефектов в блоке (трещины, пробоины), жидкость начинает вытекать;
  • снижение теплоотдачи радиатора отопления за счет загрязненных сот.

Почему радиатор засоряется

Причиной некачественной работы может служить:

  1. Если автомобиль большую часть времени эксплуатируется в холодных условиях с работающей печкой. Соответственно каналы радиатора постепенно засоряются грязью.
  2. В качестве охладителя применяют средства низкого качества. В итоге, металлический радиатор начинает окисляться и продукты реакции засоряют соты отопителя.
  3. Использование в качестве средства обычной воды с повышенным содержанием солей.
  4. Попадание в систему охлаждения сторонних веществ (горючее, масла, химреактивы).

Очистка системы заключается в удалении грязи путем ее промывки при помощи различных средств: вода, специальные средства для промывки радиатора.

Способы промывки

Чтобы промыть радиатор печки автотранспортного средства автовладельцы пользуются двумя способами:

  • требует демонтажа радиатора;
  • без снятия с использованием специальных средств.

Первый способ более трудоемкий. Снятию подлежат все составляющие узлы охладительной системы: радиатор, патрубки, кран. Все элементы подвергаются тщательной мойке от грязи и затем устанавливаются обратно на свои места.

Конструкция некоторых автомобилей предусматривает снятие приборной панели авто. Большинство автовладельцев предпочитают второй метод очистки, не требующий дополнительных операций по демонтажу.

Средства для промывки

Для очистки засора используют специальные мягкие промывки, действие которых направлено на удаление отложений и грязи из охлаждающей системы. Кроме химических средств некоторые автолюбители основываются на очистке народными методами.

Народные приемы

Некоторые автовладельцы не желают тратить дополнительные средства на приобретение специальных жидкостей и пользуются народными средствами в домашних условиях. Какие это реагенты?

  • гидроксид натрия (едкая щелочь) – токсическое вещество, при попадании на кожу может вызывать раздражение, поэтому при работе с едким натрием следует использовать средства защиты (резиновые перчатки и очки);
  • бытовая химия для прочистки сточных коммуникаций;
  • молочная сыворотка;
  • напиток Coca-Cola;
  • лимонный экстракт или сухой порошок лимонной кислоты.

При использовании вышеуказанных средств существует определенный риск. Дело в том, что радиатор выполнен из металла, он может быть медным или алюминиевым. Например, алюминий быстро вступает в реакцию с щелочью, поэтому, водитель должен четко понимать возможность применения того или иного средства. Касательно медных конструкций, то лучше применить очистительное средство, в составе которого наблюдаются щелочные соединения.

Мягкая промывка

На форумах часто звучит вопрос, как промыть радиатор охлаждения двигателя внутри, не вынимая его из автомобиля, при этом, не повредив его целостность. Наиболее продуктивными и безопасными жидкостями для удаления засорений и отложений в радиаторе, считаются мягкие промывки, специально разработанные для таких целей. Они эффективно удаляют накопления и грязь с радиатора охлаждения и других элементов системы. Мягкие промывки могут совместно использоваться для всех типов охлаждающих жидкостей, не требуют ее полной замены при добавлении.

Одним из таких средств является мягкая промывка системы охлаждения двигателя РиМЕТ (аналог Моторесурса). Допускается применять на любой стадии использования охлаждающей жидкости.

Как правильно промыть радиатор печки своими руками?

Любой автолюбитель, эксплуатирующий одну машину в течение 3–5 лет, наверняка замечал ухудшение работы салонного отопителя. Традиционный способ ремонта – демонтаж внутреннего теплообменника с последующей прочисткой каналов. Здесь возникает распространенная проблема: снять элемент бывает непросто, на некоторых авто приходится разбирать половину передней панели. Поэтому многие водители практикуют альтернативный вариант – жидкостная промывка радиатора печки без снятия с автомобиля.

Периодичность обслуживания отопителя

Большую часть времени антифриз в системе охлаждения работает при температуре 80–95 градусов. На внутренних поверхностях металлических трубок, контактирующих с наружным воздухом, постепенно нарастают отложения. Сечение патрубков для протока охлаждающей жидкости уменьшается, интенсивность теплообмена снижается.

Причины образования осадка, препятствующего нормальной теплоотдаче радиаторов:

  • несвоевременная замена старого тосола, чьи присадки утратили рабочие свойства и начали выпадать осадком;
  • использование водопроводной и дистиллированной воды вместо антифриза ведет к повышенному отложению солей (накипи);
  • заливка поддельной охлаждающей жидкости;
  • по системе путешествуют мелкие частицы, засоряющие трубки печки, – металлическая стружка, ржавчина, кусочки герметика и резины.

Оптимальный интервал для промывки радиатора печки – 1 раз в 2–3 года. Операция производится одновременно с заменой антифриза – система опорожняется, заполняется дистиллированной водой со специальным чистящим средством и прогревается вместе с двигателем до рабочей температуры. Затем раствор удаляют и заливают через расширительный бачок новый тосол.

Если вышеописанная профилактическая промывка не производилась много лет, для восстановления нормального теплообмена радиатор отопителя придется очищать от накипи и мусора. Чтобы не связываться с разборкой салона, промойте печку без снятия с машины одним из двух способов, описанных ниже.

Чем промывать соты теплообменника?

Для удаления отложений и грязи из радиатора салонного отопителя допускается применение следующих химических составов:

  • моющее средство для автомобилей, продающееся в специализированных магазинах (например, от бренда «Маннол»);
  • пищевая лимонная кислота;
  • бытовые реагенты, предназначенные для прочистки канализационных труб;
  • раствор соды каустической.

Совет. Перед покупкой промывочного состава следует проверить, из какого материала изготовлена печка вашего автомобиля – алюминия или меди. Регенты, хорошо очищающие медные трубки, могут нанести вред алюминиевым сотам теплообменника.

Радиатор, сделанный из меди, допускается промывать всеми перечисленными средствами. Единственное предостережение: внимательно изучите инструкцию бытового реагента и убедитесь, что жидкость не повредит резиновым шлангам и пластиковым деталям. При сильном засорении лучше приобрести два химиката – на кислотной и щелочной основе.

Поскольку алюминиевый радиатор печки плохо переносит контакт со щелочью, стоит приобрести лимонную кислоту либо заводское автомобильное средство, предназначенное для подобных теплообменников. В крайнем случае кратковременно используйте слабые щелочные растворы с последующей тщательной промывкой дистиллятом.

Читайте также  Смартфон как видеорегистратор для автомобиля?

Профилактическая очистка «на ходу»

Данный способ рекомендуется реализовывать при отсутствии морозов – летом, ранней весной или поздней осенью. Причина – заполнение охлаждающей системы силового агрегата дистиллированной водой на несколько дней. Из-за ночных заморозков трубки теплообменников могут потрескаться от расширения льда. Допустимо выполнять промывочные мероприятия зимой, если транспортное средство хранится в теплом гараже и не остается надолго на улице.

Как делается такая прочистка:

  1. Полностью опорожните систему охлаждения двигателя.
  2. Возьмите нужное количество дистиллята, соответствующее объему системы. Подогрейте воду и растворите в ней 100–150 грамм лимонной кислоты.
  3. Залейте средство на место антифриза, убедитесь в отсутствии воздушных пробок.
  4. Покатайтесь на воде с лимонной кислотой 4–5 дней, затем слейте раствор. Заполните охлаждающую рубашку мотора и сеть трубопроводов новым тосолом подходящей марки.

Примечание. Концентрация пищевой кислоты 100 грамм на 10 л воды считается довольно слабой – раствор неспособен повредить какие-либо детали и соты радиаторов.

Промывка «на ходу» – мероприятие профилактическое. Сильно забитый накипью теплообменник данным способом прочистить не удастся, нужна более высокая концентрация кислоты и обратная промывка.

Подготовка к капитальной промывке

Для прочистки радиатора салонного отопителя прямо на автомобиле понадобится:

  • средство моющее двух типов – щелочное и кислотное;
  • стандартный комплект ключей, отвертки и пассатижи, воронка;
  • насос водяной малой мощности (также подойдет бытовой циркуляционный агрегат для отопления и электрическая помпа от грузовика «Газель»);
  • два шланга длиной 2 метра с затяжными хомутами;
  • вода дистиллированная в количестве 3 объема системы охлаждения вашего авто;
  • кипятильник и ведро;
  • старые капроновые колготки либо сложенная втрое марля.

Также подготовьте емкость для слива старого тосола и требуемый объем свежей охлаждающей жидкости. Нередко автолюбители промывают теплообменник печки без полного опорожнения трубопроводов и рубашки двигателя, но тогда весь мусор, содержащийся в старом антифризе, снова хлынет в чистый радиатор.

Работы сподручнее вести в гараже, оборудованном смотровой канавой. Чтобы удалить отложения, не снимая печки с автомобиля, полностью слейте тосол из мотора в следующем порядке:

  1. Дайте двигателю остыть до комнатной температуры и подставьте снизу емкость для антифриза.
  2. Открутите ключом пробку на блоке цилиндров, затем откройте крышку расширительного бачка.
  3. Когда весь тосол вытечет, заверните пробку на место. Если в основном радиаторе предусмотрена вторая сливная горловина, повторите операцию.
  4. Отсоедините патрубок в наиболее высокой точке системы – на блоке подогрева дроссельной заслонки либо карбюратора.

На некоторых автомобилях опорожнению мешают кожухи, защищающие подкапотное пространство от попадания пыли снизу. Существует 2 варианта решения проблемы: снять защиту либо использовать длинный шланг, приставляемый к горловине после откручивания пробки.

Порядок ведения работ

Чтобы своими руками прочистить печку, необходимо отыскать и отсоединить 2 патрубка, уходящих из подкапотного пространства внутрь салона. Момент второй: убедитесь, что кран отопителя, расположенный внутри салона, находится в открытом состоянии. Далее, соберите промывочную установку, включающую такие элементы:

  • 2 шланга;
  • насос для воды;
  • фильтр из колготок.

Задача фильтра – не допускать попадание грязи и частиц накипи внутрь насосного агрегата, поэтому его нужно устанавливать на конце шланга, идущего от теплообменника. Другую трубу подключите к насосу, погруженному в ведро с промывочным раствором. Если используете помпу от «Газели» либо циркуляционный насос, придется на всасывающую сторону поставить короткий шланг для подачи воды из ведра.

Прежде чем промыть радиатор печки автомобиля, подсоедините шланги самодельной установки к патрубкам теплообменника. Дальше действуйте согласно инструкции:

  1. С помощью кипятильника нагрейте воду в ведре до температуры 70–85 °С.
  2. Включите насос, опустив обратный шланг в ведро. Когда из него пойдет устойчивый поток, добавляйте в горячую воду чистящее средство для канализации типа «Крот» или аналогичное (количество – не менее 1 литра).
  3. Промывайте печку в течение 30 минут, периодически включая кипятильник. Не позволяйте раствору остыть или закипеть.
  4. По истечении получаса остановите прокачку и удалите грязь из фильтра. Затем поменяйте местами всасывающий и обратный шланг любым удобным способом – переключите патрубки на машине либо насосном агрегате.
  5. Снова запустите прокачку. Обратная чистка радиатора печки выполняется в обязательном порядке и длится 30 мин.

Важный момент! Если теплообменник сделан из алюминиевого сплава, время обработки канализационным реагентом необходимо сократить до 10–15 минут. Как правило, подобные химикаты изготавливаются на основе щелочи и способны разъесть соты радиатора.

Второй этап – промывка печки чистой водой – производится аналогичным образом. Сначала вода подается в одну сторону, затем в другую, время прокачки – 15 мин. Потом замените фильтр и переходите к третьему этапу – кислотной обработке.

Чтобы почистить радиатор раствором лимонной кислоты, насыпьте в горячую воду 100–150 грамм реагента и тщательно перемешайте. Подсоедините все шланги и снова запустите насосный агрегат. Удаление накипи кислотой длится от 30 до 60 минут в зависимости от степени загрязнения внутренних поверхностей теплообменника. Не забудьте поддерживать температуру раствора и произвести обратную промывку (тоже 30–60 мин).

Последний этап – окончательная промывка печки от накипи и кислоты дистиллированной водой. Прогоняйте ее в обе стороны в течение 15 мин, после чего остановите насос и выдуйте остатки воды из теплообменника. Сборка и заполнение системы делается в следующем порядке:

  1. Подключите на место штатные патрубки салонного отопителя.
  2. Закройте все сливные отверстия и медленно заливайте антифриз через горловину расширительного бачка.
  3. Когда из патрубка, снятого с блока дроссельной заслонки, потечет тосол, наденьте его на штуцер и закрепите хомутом.
  4. Долейте охлаждающую жидкость до нормы.

По окончании сборки заведите мотор и прогрейте до рабочей температуры 90–95 °С. Проверьте работоспособность отопителя, включив обогрев и вентилятор на полную мощность. В случае успешной промывки вы ощутите результат без измерений термометром.

Перечень средств и описание процесса, как промыть радиатор печки авто, не снимая его

Печка в машине является источником тепла в зимнюю пору. Если из нее начинает идти недостаточно теплый или холодный воздух, значит, деталь засорилась и требует очистки. Рассмотрим наиболее простой вариант – чем промыть радиатор печки автомобиля, не снимая его.

Почему засоряется

Основные причины засора радиатора машины:

  • Накопившаяся в процессе эксплуатации грязь, проходя по всей системе, в итоге, набивается в радиатор.
  • Налет от циркуляции антифриза, напоминающий накипь. Он появляется при использовании некачественной жидкости.
  • Отсутствие регулярного ухода за автомобилем или использование некачественного состава или воды вместо антифриза может привести к появлению ржавчины на деталях.
  • Попадание в охладительную систему остатков топлива, масла и других химических жидкостей.

Процесс промывки радиатора печки

Все эти загрязнения засоряют детали и мешают циркуляции воздуха в теплообменнике, что и является основной причиной неправильного функционирования печки.

Как часто нужно проверять состояние и промывать радиатор

Машины, которые используются более 2 лет, подвержены риску засоров и загрязнения деталей двигателя, в том числе и радиатора. Поэтому специалисты рекомендуют проверять работу отопительной системы и очищать детали один раз в 2 – 3 года.

Грязь и пыль в радиаторе

Читайте также  Как подобрать компрессор для покраски автомобиля?

Чем это можно сделать

Перед началом очищения радиатора следует знать свойства материала, из которого он изготовлен. Чистящие средства на основе щелочи не подойдут для алюминиевого теплообменника. Промывают его концентрированной, неразбавленной кислотой, так как применение воды способно нарушить коррозийную защиту поверхности.

Кислота может повредить медный или латунный радиатор. Такой материал хорошо очищать, используя соду и другие щелочные соединения.

Сильный засор радиатора = неработающая печка

Специальная химия

В магазинах продается достаточно обширный ассортимент специализированных химических средств. Среди них можно выделить:

  • очиститель FELIX;
  • безопасный комплексный состав Radiator Flush Complete;
  • для сложных загрязнений Radiator Flush 2×1 от российского производителя Лавр;
  • зарубежное средство Hi-Gear.

Специалисты рекомендуют использовать спец. средства

При использовании таких средств не возникает проблем с пропорциями, они максимально безопасны для деталей автомобиля. Для достижения желаемого результата следует строго соблюдать инструкцию по применению очистителей.

Домашние способы

Среди подручных средств многие автомобилисты отдают предпочтение лимонной кислоте, бытовой химии вроде «Антинакипина», «Крота» или даже «Кока-колы». Для медных радиаторов используют каустическую соду или любой щелочной раствор.

Использование бытовых и подручных средств требует особой осторожности. Важно знать пропорции, в которых их разводить. Обычно они требуют добавления большого количества воды.

Если грязи не много лимонная кислота может помочь

В Коле или Фанте содержится много сахара, который может повредить работе двигателя, поэтому их следует употреблять с осторожностью.

Оборудование требуется нехитрое: два шланга и емкость

Мягко и безопасно почистить алюминиевые детали и удалить загрязнения можно при помощи молочной сыворотки (600 г молочной кислоты развести в 10 л воды) или сильно разбавленной щавелевой кислоты.

Пошаговая процедура

В домашних условиях проще всего не снимать радиатор перед его очисткой. Такой метод очищения системы охлаждения намного проще и не менее эффективен, чем способ с демонтажем. Процесс проходит в несколько этапов и состоит из тщательной промывки водой для удаления скопившейся грязи и финальной промывки с использованием химических средств:

  1. Сливается старый антифриз.
  2. В машину при помощи специальных шлангов с насадками заливается, а после спускается горячая вода. Процесс продолжают до максимальной чистоты вытекающей струи.
  3. Выбранную жидкость для чистки следует залить через шланг в радиатор до полного заполнения печки и после перекрыть оба шланга.
  4. Время выдержки состава составляет от получаса до 2 часов, в зависимости от выбранного раствора. Что касается специализированных очистителей, период оптимального их воздействия описан в инструкции по применению.
  5. Далее нужно слить раствор и промыть систему теплообмена чистой водой.
  6. На финальном этапе требуется залить свежий антифриз.

Вода сливается до тех пор, пока не станет прозрачной

Если работа печки после этого способа не улучшилась, скорее всего, она вышла из строя, и требует замены на новую.

Чем грозит запущенное состояние радиатора

Зимой плохое состояние печки грозит дискомфортом водителю и пассажирам. В салоне банально будет холодно. Помимо этого, есть и более серьезные последствия:

  • Теплообдув помогает избежать обледенения ветрового стекла. При неработающей печке обзор ухудшится, что может привести к аварии.
  • При неправильной работе системы охлаждения возрастает риск перегрева двигателя.
  • В системе охлаждения может повыситься давление, возрастает риск разгерметизации некоторых элементов.
  • Повреждение предохранительного клапана расширительного бачка.

Этого достаточно, чтобы не запускать состояние автомобиля.

Своевременный контроль на СТО поможет избежать неполадок в системе работы печки. Если ситуация уже запущена, а возможность обратиться за помощью в техслужбу, отсутствует, советы в статье подскажут чем помыть радиатор печки, не снимая его в домашних условиях.

А вы уже пробовали самостоятельно промывать радиатор?

5 вариантов чем промыть радиатор печки автомобиля

от Денис 11.11.2020, 17:52 7 Г 1 Комментарий

Наши автомобилисты по старинке чинят своих стальных коней дома. В принципе, развивать в себе способности автомеханика, слесаря и другого специалиста СТО – дело неплохое.

Но иногда по разным причинам благие намерения заканчиваются весьма даже не позитивно. Яркий пример – чистка системы охлаждения и отопления в машине. Там образуется накипь, оседают частицы стареющего антифриза, возможна и коррозия.

Даже в наше время промывка радиатора системы охлаждения своими руками не выходит из моды, хотя вокруг хватает СТО. Автомобилисты, желая сэкономить, используют бытовую химию для чистки радиаторов, и порой это дает хорошие плоды. В таком случае добрый совет идет в массы, а там у кого-то отчего-то разъедает радиатор.

Первое, с чего мы начнем – это применение неорганических кислот. Они вредны для алюминиевых сплавов, да и щелочи тоже. Меди же они практически никогда не причиняют вреда.

Чем промыть радиатор печки, а также систему охлаждения машины в домашних условиях:

1. Можно сказать, что промывка радиатора лимонной кислотой стала классикой жанра. Помимо самой кислоты, требуется еще горячая вода и где-то полчаса времени, так как промывка системы охлаждения лимонной кислотой выполняется обычно дважды.

Чтобы избавиться от загрязнений средней сложности, необходимо взять 15 г кислоты на 1 л воды. Вода, конечно же, берется дистиллированная. Более старые, сильно засоренные радиаторы промываются целым стограммовым пакетиком.

2. Выполняется и промывка радиатора сывороткой, поскольку молочная кислота в чистом виде за полчаса смывает с внутренностей радиатора ржавчину и накипь. Для работы понадобится около 5 л сыворотки – конкретное количество зависит от вместимости радиатора.

Если промывка радиатора печки молочной кислотой пройдет удачно, то после ополаскивания водой с содой (50 г на 1 л воды) система перестала «выдавать» мелкие частицы накипи. Вода с содой требуется для профилактики повторных очагов коррозии. Экспериментально было подтверждено действие сыворотки. Кусок старого радиатора помещали в 30%-ный раствор кислоты, после чего держали при 50 градусах тепла 20 минут. Результат порадовал: металлические поверхности очистились, но не пострадали.

Так что после ополаскивания, добившись чистоты, заливайте антифриз!

3. Самостоятельная чистка радиатора печки ортофосфорной кислотой в концентрации 10% также помогает, причем это верно и для алюминия, и для меди. Для хорошей очистки радиатора печки хватает 20 минут. Правда, крупные частицы накипи все-таки не могут полностью раствориться в результате бурной химической реакции.

Работать с кислотой нужно в респираторе, защитных очках и перчатках. Нельзя допускать поражения кожных покровов и, тем более, слизистых оболочек и органов зрения.

4. Ну, а жидкость для прочистки труб «Крот» для промывки радиатора печки представляет собой дешевый и сердитый способ. Моментальное разъедание ржавчины и осадков гарантировано, но чистка радиатора без снятия запрещена.ю Мало того, это вещество даже для медных изделий потенциально небезопасно, а что говорить про алюминиевые радиаторы. Тут даже 10%-ный раствор за короткое время разъедает радиаторные пластины.

5. Еще известна промывка радиаторы печки димексидом, который в течение 30-40 минут размягчает даже мельчайшие хлопья «тосольных» осадков. Эффективно, но агрессивно: димексид немного портит алюминий, а медь не трогает.

Обычно чистка радиатора печки димексидом проводится легко: берем флакон вещества, вливаем в радиатор и добавляем 400 мл теплой дистиллированной воды – конкретное количество зависит от объема радиатора. Главное тут – подогреть воду до 50 градусов, поскольку димексид кристаллизуется при +18C!

Читайте также  Мощность 1000 Вт что это значит?

Читайте также:

В общем, 5 народных методов по очистке радиатора печки или охлаждения двигателя могут быть применены, но с оговорками и только под вашу ответственность!

Статьи

Чем промыть алюминиевый радиатор печки автомобиля

Чем промыть алюминиевый радиатор печки автомобиля и не навредить ему?

Если через несколько лет эксплуатации отопитель вашего автомобиля стал греть заметно хуже, дело, скорее всего, в уменьшении пропускной способности радиатора печки. В этом случае его нужно промыть. Однако при выполнении этой операции на алюминиевом теплообменнике следует быть осторожным, поскольку не все средства одинаково безопасны для алюминия.

Виновата ли я?

В том, что печка греет уже не так эффективно, могут быть и другие причины, кроме вышеназванной. Со временем засоряются соты теплообменника, салонный фильтр. Если последний еще доступен для обслуживания, то прочистка внешней поверхности радиатора — целая эпопея, поскольку для этого требуется разобрать почти всю переднюю панель.

Поэтому следует убедиться в том, что причина именно в отложениях внутри радиатора печки. Наиболее простой метод проверки основан на следующем. У нового аппарата вся поверхность греет с одинаковой интенсивностью. Когда трубки начинают зарастать грязью и шламом, температура по ходу движения теплоносителя уменьшается, подобно тому, как у человека с забитыми холестерином кровеносными сосудами мерзнут ноги.

Для проверки заведем двигатель и дадим ему прогреться до рабочей температуры. Затем откроем все четыре диффузора на передней поверхности торпедо и включим на максимум работу печки. Ладонью сравним температуру воздуха, выходящего из разных каналов отопителя. Неплохо воспользоваться прибором для измерения температуры — пирометром. Если со стороны подводящего бачка воздух заметно теплее, наши подозрения подтверждаются, и радиатор подлежит промывке.

Немного теории

Процесс мойки изделий из алюминия и его сплавов не так прост. Средства, обычно применяемые для мойки медных радиаторов, для алюминия представляют опасность. Вот чем оборачивается экономия автопроизводителей, повсеместно заменяющих медь алюминием. Поэтому следует грамотно подходить к выбору промывочных средств и жидкостей.

Дело в том, что алюминий, как активный металл, реагирует не только со всеми щелочами, многими кислотами, но даже с водой. Благодаря окисной пленке на поверхности металла он проявляет коррозионную устойчивость в нейтральной среде (pH=7). Моющие средства с кислотным характером воздействия (pH 9,5), например — поташ, сода, каустическая сода, агрессивны по отношению к алюминию.

Иногда утверждают, что медные радиаторы следует промывать щелочными растворами, а вот алюминиевые — кислотными, поскольку алюминий, дескать, кислот не боится. В подтверждение приводят тот факт, что азотную и серную кислоты перевозят в алюминиевых цистернах. И это действительно так. Но дело в том, что активность кислот по отношению к алюминию зависит от их концентрации. Так, 98% серная кислота мало активна к этому материалу, так же как и азотная. Более того, они даже способствуют образованию защитной окисной пленки на его поверхности. А вот в разбавленных растворах кислот серебристый металл коррозионно нестоек.

Основная сложность выбора промывки

При работе двигателя в системе охлаждения (СО) двигателя внутреннего сгорания (ДВС) происходят различные физические процессы. Из охлаждающей жидкости (ОЖ) выпадают осадки в виде солей, продуктов коррозии деталей, окисления антифриза, а также жир и грязь. Эти составляющие растворяются кислотами или щелочами:

а) Продукты коррозии и накипь. Наиболее эффективно растворяются кислотами.

б) Жировые образования, продукты распада присадок антифриза, масла. Нейтрализуются с помощью щелочей.

Поскольку при взаимодействии кислоты со щелочью происходит реакция нейтрализации, объединить в одном средстве эти составляющие невозможно. То есть — одни отложения удаляются только кислотой, а другие — щелочью. Отсюда вывод: или удалять только те загрязнения, которые преобладают в конкретном случае, или использовать поочередно оба средства. Определить характер загрязнений можно только при сливе из системы старой ОЖ. Например, что более характерно для отработки: жирная маслянистая субстанция или взвесь накипи и ржавчины. На сегодня все известные средства могут удалять только один вид загрязнения. Кроме того, кислотные промывки, используемые с нарушением концентрации и технологии процесса, могут оказать негативное воздействие на компоненты СО.

Вредные советы

Если забить в поисковике интернета строчку — «чем промыть алюминиевый радиатор печки автомобиля», на вас обрушится вал оптимистических советов. При этом, наряду с действительно адекватными предложениями, много провокационных рекомендаций на тему — как быстрее «угробить» этот узел.

При этом некоторые рекомендуемые средства (лимонная кислота, пищевой уксус) еще можно в крайнем случае использовать, соблюдая разумную пропорцию. Так, раствор лимонной кислоты делают из расчета 200 – 250 г порошка на 10 литров, столовый уксус разводят в количестве 500 мл на ведро воды.

Напоминаем: концентрация уксусной кислоты составляет 70%, что необходимо учесть при расчете пропорции.

Фанаты прохладительных напитков Кока-кола, Фанта и других им подобных забывают, что эти жидкости обладают резко выраженной кислотной реакцией, кроме того содержат сахар, который может откладываться в системе. Есть ли смысл использовать для промывки радиатора бытовые очистительные средства типа Доместос, Комет, Крот, когда выпускаются промывочные жидкости, предназначенные специально для систем охлаждения ДВС? Экономия в данном случае не оправдывает возможного вреда.

Внимание: большинство щелочей (пищевая сода, поташ, каустическая сода) для алюминиевых радиаторов противопоказаны.

И что же выбрать?

Отечественные и зарубежные производители предлагают различные продукты, предназначенные для промывки систем охлаждения ДВС. В качестве примера рассмотрим промывочные средства от компании ЛАВР (Россия):

  • LAVR Radiator Flush Plus — при сильном засорении ОС. Объем раствора — 9 – 11 литров.
  • Radiator Flush 2×1 (ln1106) — для чрезвычайно загрязненных СО: растворитель накипи + нейтрализатор-ополаскиватель.
  • Radiator Flush Complete — комплексный очиститель. Безопасен для радиаторов и печек с трубками малого сечения. На 9 – 11 литров объема.

Зарубежные аналоги: LIQUI MOLY, Hi-Gear, FELIX и другие.

Единственным бытовым средством, не оказывающим вредного влияния на алюминиевый радиатор, является молочная сыворотка, служащая, в первую очередь, уникальным лечебным продуктом. Вот только где ее взять? Хорошо, если у вас есть знакомые на молокозаводе. Да и, поскольку, используется эта жидкость без разведения, требуется ее около ведра (на весь объем заливаемой жидкости). Более доступный вариант — купить в аптеке 600 г молочной кислоты и растворить ее в 10 литрах воды.

Вот, вкратце, все, что нужно знать, приступая к водным процедурам. Надеемся, что наши рекомендации помогут вам реанимировать алюминиевый радиатор печки, а не загубить его окончательно. Как промывать отопительный радиатор двигателя — тема другой статьи.

В нашем интернет-магазине вы сможете купить автозапчасти с доставкой по всей России.