Какое масло не угорает в двигателе?

Масла, которые меньше всего угорают в двигателе — правила выбора

Многих автомобилистов интересует вопрос о том, сколько моторного масла может теряться в процессе эксплуатации автомобиля. Необходимость часто доливать смазывающие материалы свидетельствует о приближении серьезных проблем с силовым агрегатом. Важно разобраться, зависят ли потери от вида данной продукции.

Почему масло расходуется и может ли уровень вообще не снижаться

Среди многих автолюбителей бытует мнение, что моторное масло не должно вообще расходоваться. Нередко они считают, что снижение его уровня происходит только при возникновении серьезных проблем – таких как нарушение герметичности соединений из-за выхода из строя прокладок, пробой картера двигателя.

Чтобы понять суть вопроса, нужно знать принцип работы силового агрегата. Масло создает защитную пленку на трущихся поверхностях внутри цилиндра.

В нижней мертвой точке при движении часть смазанного поршня оказывается внутри камеры сгорания, поэтому создаваемая моторным маслом защитная пленка частично выгорает.

С другой стороны, в процессе эксплуатации некоторых авто между процедурами замены уровень смазочных материалов не уменьшается. Это вызвано тем, что зачастую масло разжижается из-за попадания в него конденсата, топлива, компонентов картерных газов.

Вместо сгоревшего масла нередко добавляются углеводородные соединения, поэтому на щупе проявляется нормальный его уровень. На этом фоне возникают невидимые проблемы внутри двигателя.

Среди автомобилистов широкое распространение получили два понятия: расход и потеря масла:

  1. Первое из них обозначает количество смазки, которая попала внутрь камеры сгорания, улетучилась или превратилась в кокс.
  2. Второе понятие характеризует все утечки, которые происходят в процессе эксплуатации авто.

Для современных силовых агрегатов можно считать нормой небольшой расход моторного масла.

Каждый завод-изготовитель определяет свой допустимый расход. Ориентировочно для грузовых машин он составляет 1-3 литра на 1000 километров пробега. Для легковых авто – это 0,5-1,5 л/1000 км в зависимости от объема двигателя.

Увеличение расхода может происходить из-за следующих технических проблем:

  • износа или повреждения маслосъемных, компрессионных колец;
  • изношенности уплотнений стержней клапанов;
  • неисправных топливных форсунок, которые при запуске холодного мотора смывают смазку;
  • повреждений маслосъемных колпачков.

Мастера утверждают, что повышенный расход моторного масла напрямую зависит от условий эксплуатации, технических неисправностей конкретного силового агрегата (на эти моменты нужно обращать максимум внимания).

Какое моторное масло меньше всего угорает в двигателе – синтетика, полусинтетика или минералка

Расход на угар зависит от температуры вспышки. Чем она выше, тем меньше масляные потери. Наиболее высокими значениями по этому параметру может похвастаться синтетика.

Синтетическое масло получают в результате синтеза химических веществ с целью получения максимально полезных для силового агрегата присадок. Такое средство обеспечивает повышенную износостойкость, защиту от коррозии, перегрева в широком диапазоне температур.

Общие показатели расхода зависят от технического состояния конкретного мотора.

С другой стороны, минеральные масляные составы являются прямым продуктом переработки нефти или газа. Их стоимость гораздо ниже, но и характеристики значительно хуже. Полусинтетическое масло находится как бы посредине. В этом случае к минеральной основе добавляется большое количество различных присадок, которые повышают его качественные параметры.

Сравнение 3 видов

По своим параметрам явно выигрывает синтетика, поскольку такое средство создавалось именно с помощью присадок с наилучшими характеристиками. Этот вариант отличается отличной текучестью, широким диапазоном вязкостно-температурных свойств. Например, 0W-60 означает, что масло можно использовать как при сильных морозах, так и в страшную жару. Полусинтетические, минеральные масла уступают по своим возможностям – соответственно такие составы больше окисляются, угорают в процессе эксплуатации.

С другой стороны, по мере эксплуатации авто со временем подвижные части внутри цилиндра изнашиваются, поэтому зазоры здесь увеличиваются. Через них лучше проникает масло с высокой текучестью. Из-за этого на стенках цилиндра остается много масляных остатков, которые под воздействием высоких температур попросту сгорают.

При таких обстоятельствах для экономии лучше использовать минеральные или полусинтетические составы в зависимости от степени износа двигателя. Таким образом, для старых моторов в некоторых случаях будет лучше использовать более дешевую минералку или полусинтетику.

Кроме того, каждое масло имеет индекс NOACK. Это значение определяется опытным путем. Здесь просто замеряется количество моторного масла, которое испаряется за один час при температуре 250 градусов по Цельсию. Для современных синтетических составов оно составляет 14%, а для полусинтетических и минеральных данный показатель составляет около 20%.

Как выбрать самое экономное масло

При выборе наиболее оптимальных вариантов моторных масел важно учитывать манеру вождения, реальный пробег авто, особенности конструкции конкретного двигателя, состояние силового агрегата, качество топлива, температурные условия эксплуатации авто. Только с учетом всех этих моментов можно сделать наилучший выбор. Для современных моторов – это синтетика, для устаревших – полусинтетика или минералка.

Топ синтетических масел с самым маленьким угаром

После изучения отзывов мастеров и автовладельцев можно сделать вывод, что наиболее экономными для бензиновых двигателей в хорошем техническом состоянии являются синтетические составы с вязкостью 5W-40/30. Среди них можно выделить конкретную продукцию, которая среди автомобилистов пользуется хорошей репутацией.

Лукойл Люкс 5W-40

Этот продукт отечественного производства получил достойную оценку автомобилистов. На территории России данное масло можно считать одним из лучших по соотношению цена-качество.

Оно отлично подходит для защиты двигателей, которые работают под сильными температурными нагрузками. Кроме того, оно препятствует коррозии, повреждениям трущихся деталей при экстремальных температурах.

Среди преимуществ можно выделить устойчивость к образованию кокса, экологическую чистоту, оптимальную стоимость. С другой стороны, существует риск угара при использовании в устаревших конструкциях двигателей.

Синтетическое масло Лукойл Люкс 5W-40 автомобилисты рекомендуют как экономичное.

Castrol MAGNATEC 5W-30

Этот немецкий бренд уже давно завоевал популярность среди автомобилистов всего мира. На поверхностях трущихся деталей моторное масло образует прочную пленку, которая обеспечивает надежную защиту от износа. Основной объем скатывается внутрь поддона, образуя по пути дополнительный защитный слой.

Здесь синтетическая основа отлично дополняет технологию MAGNATEC. Данный состав отличается максимальной экономичностью, поскольку его потери в процессе эксплуатации сводятся к минимуму.

SHELL Helix Ultra 5W-40

Этот состав обеспечивает чистоту двигателя даже в процессе интенсивной езды. Кроме того, продукт соответствует самым жестким требованиям по экологической безопасности. Обеспечивает мягкую работу силовых агрегатов различных конструкций.

Гарантированная защита двигателя обеспечивается при работе авто в экстремальных условиях при широком диапазоне температур.

С другой стороны, существует определенный риск образования кокса, угара при работе на самых высоких оборотах.

Масло SHELL Helix Ultra 5W-40 соответствует требованиям экологических стандартов.

Таким образом, при выборе наиболее оптимального варианта моторного масла обязательно нужно учитывать целый ряд факторов. Универсального решения здесь быть не может. В каждом случае нужно учитывать условия эксплуатации авто, техническое состояние силового агрегата и ряд других условий.

Сообщества › Toyota Carina Club › Блог › Какое масло меньше угорает?

Добрый день, кариноводы. Прекрасно понимаю, что тема много раз обсуждалась, но какого-либо определенного о ответа я не нашел во множестве форумов. Суть в следующем:имеем двигатель 4s-fe с пробегом за 200. Купил машину полтора года назад и стал замечать расход масла, выяснил что причина в залегании маслосъемных колец, колпачки пока живые. Пробовал зик синтетику 5в40, ВР виско синтетика тоже 5в40. Того и другого расход в среднем около 300гр на 1000 км. Прекрасно понимаю что решение проблемы только одно — как минимум замена колец и колпачков заодно. Но пока не представляется возможным сделать это, а делать хочу сам. В последний раз для экономии средст решил залить Роснефть синтетику 5в40, и был удивлен: расход сразу же подскочил до 750 гр на 1000! Экономия получилась сомнительной.
Уверен что многие из вас проходили это на своей шкуре и могут дать совет, какого производителя, а так же какого типа (синт, п/синт) и вязкости лучше выбрать масло? Синтетику лил потому что предыдущий владелец говорил что лил ее. А еще потому что вроде как синтетика меньше густеет на морозе и менее разжижается при рабочей температуре двигателя. И еще вопрос, будел ли п/синтетика 5в40 например в -30 градусов гуще чем синтетика с таким же индексом вязкости?
Заранее благодарен за ответы!

Комментарии 48

А как определил что именно кольца залегли, а не колпачки накрылись?
Сам тоже сейчас лью до литра на 1000 км Лукойл по 3 у.е. ща литр полусинт 10в40. Вообще не суть важен производитель, а надо смотреть допуски.

Когда залегают кольца, то дымит только на высоких оборотах и под нагрузкой, например если в горку ехать и в пол педаль надавить. Жрет масло по трассе больше чем по городу, опять же потому что двигатель постоянно работает на оборотах при езде по трассе.
Когда виноваты колпачки то дымит почти постоянно. Лучший способ проверить: дать горячему двигателю поработать пару минут на холостых, потом резко газануть, если из трубы вылетело облако синего дыма, то колпачки скончались.
По допускам все масла что я лил, подходили.

Я слышал вроде компрессию надо мерять, если есть подозрения на кольца.

А как определил что именно кольца залегли, а не колпачки накрылись?
Сам тоже сейчас лью до литра на 1000 км Лукойл по 3 у.е. ща литр полусинт 10в40. Вообще не суть важен производитель, а надо смотреть допуски.

У «наших» двигателей ничего другого не бывает. Стабильно каждый из них к 200 тысячам пробега устает одинаково при условии что в него лили синтетисекое масло правильной вязкости. Если более густое — только ускоряли этот процесс убивая двигатель.
Умирают направляющие клапанов, появляется люфт. С люфтом клапанов, замена колпачков это мера очень временная, буквально на пару тысяч пробега. Из-за зазора в клапанах и люфта, новые колпачки обгорают очень быстро, и масложор продолжается, тем самым продолжая процесс закоксовки колец. К этому пробегу кольца уже залегли как положено и вся ваша повышенная компрессия — это кокс. Вот и получается замкнутый процесс, пока не отремонтируешь головку, менять кольца — баловство. Кто разбирал хоть раз такой двигатель и видел как там все закоксовано, с уверенностью скажет что — раскоксовка это вообще чепуха, там железная щётка и шуруповерт с трудом справляются. Выработки там не будет, спасибо японцам. Перебрав 3 раза двигатель — могу сказать, 100% эффективный вариант оживить состояние двигателя пока ещё не поздно, это:
Кольца стандарт, коренные вкладыши стандарт, новые клапана + новые направляшки стандарт, колпачки и все попутные сальники, ну и не будет лишним попутные расходники в виде грм, ролика и крышки трамблера+бегунок.
Нету денег сразу — покупай постепенно, как соберешь комплект -дней 10 после работы вполне достаточно, чтобы аккуратно и обдуманно все это сделать. Вот тогда ещё на 200 тысяч можно забыть про проблемы жора масла.
А пока лей Лукоил 5в40, и меняй каждые 5 тысяч пробега, иначе ужаснешься сняв клапанную крышку.

Читайте также  Как работает роторный двигатель автомобиля?

Какое масло меньше всего угорает в двигателе?

Угар моторного масла диагностировать достаточно легко. Основной признак этого явления – сизый выхлоп, которого не может быть при сгорании качественного бензина. Кроме того, если масло сгорает долго и сверх нормы, на краях выхлопной трубы образуется черная кромка.

Без вскрытия двигателя понять причину угара масла не получится. При этом есть ряд сравнительно недорогих и несложных способов борьбы с этой проблемой.

Разберемся, каковы причины угара смазочной жидкости и какие масла наименее подвержены этому процессу.

Масло для двигателей А7

Тема про . А то в каждой теме обсуждают одно и тоже. Друзья, накидайте умных постов про масло для А7, я в шапке закреплю.Чуть не забыл). За обсуждение масла в другой ветке буду выдавать горчичники.

Ну вот, наконец доделал таблицу масел для нашей любимой Октавии. Собрал вместе всю информацию, которую только смог, «причесал» и вот пожалуйста — Приятного всем пользования! Таблицу, думаю, можно закрепить в шапке темы, ссылка на скачивание ТЫК

(к сожалению, не получилось табличку прикрутить к вложениям на форуме из-за неизвестной ошибки, так что качаем по ссылке)

P.S. Большое спасибо всем, кто хоть как-то откликнулся и помог в составлении таблицы, а именно: beel163, segun, a_sergeevich, Olg, ERYO, ЮрийАртемьев. Отдельное спасибо Vladimir.fin. P.S.S. По всем вопросам, замечаниям, предложениям писать на email: либо личным сообщением на форуме пользователю Axel_67. Если таковые будут, таблица будет постоянно обновляться и пополняться.

Последний раз редактировалось skodovodoff; 29.05.2019 в 12:11 .

Основной причиной ухода масла является его угар: подробности – в «Нашей справке». На него влияют конструкция и состояние двигателя, режим эксплуатации, температура воздуха за бортом. И, конечно же, свойства самого моторного масла. Ни один параметр масла напрямую не подсказывает, сколь быстро будет оно угорать. Косвенно об этом свидетельствуют две величины. Первая – испаряемость масла (см. врезку) и температура вспышки. Если первый параметр практически нигде не фигурирует, и раздобыть его сложно, то температура вспышки указывается во всех спецификациях масел. Это температура, при которой происходит воспламенение паров масла, испаренных с поверхности масляной пленки при воздействии открытого огня (в нашем случае – пламени от сгорания топлива). Зависит она от состава масла – чем больше в нем легких фракций, тем ниже температура вспышки. Теперь понятно, почему мы выбрали столь разношерстную компанию для испытаний. Минеральное масло – «Лукойл Стандарт» 10W-40, с температурой вспышки по паспорту 217° С. Оно пойдет как база, с ним будем сравнивать другие. Три «полусинтетики» из группы 5W-40 – гидрокрекинговое масло ZIC A+ с температурой вспышки 235°С, Castrol Magnatec (232° С) и RAVENOL (224° С). «Синтетики» постарались взять с максимальным значением температура вспышки. Выбрали наш «ТОТЕК Астра Робот» на базе полиальфаолефинов (ПАО), относимый производителем к категории Full Synthetic – его температура вспышки 246° С. Компанию ему составил эстеровый Xenum X1 c рекордными 247° С. Ну, и чтобы рассеять сомнения о том, что «синтетики» горят меньше других масел, взяли еще одно масло – Neste Oil, также позиционируемое как «полная синтетика», с температурой вспышки 228° С. Вязкость всех масел – близкая, а вот основы – абсолютно разные, совсем разные: «минералки», простые и продвинутые гидрокрекинговые «полусинтетики», хорошие «синтетики» на базе ПАО и даже самые продвинутые синтетические масла на эстеровой базе. Дальше – все просто. Строго дозированные 3 литра масла заливают в мотор, после чего – тридцатичасовой заезд на условной скорости 120 км/час. Движок простенький, «жигулевский» 21083, так что для него практически 4 тысячи километров пробега на постоянной скорости – серьезное испытание. После заезда масло практически до капли сливают по строго определенному ритуалу. Остается сравнить остатки. Продукты сгорания масла влияют на токсичность отработавших газов- чтобы отследить, насколько, по ходу испытаний на фиксированном режиме работы замеряем содержание остаточных углеводородов в отработавших газах. Поскольку топливо одно и то же, то все различия, выходящие за предел погрешности измерения, можно отослать на так называемые «нетопливные СН», порождаемые испарением и сгоранием масла в цилиндрах. Итог подтверждает наши предположения. Угорает меньше масло с более высокой температурой вспышки. Так, наш «ТОТЕК Астра Робот» показал лучший результат, в пределах погрешности измерения с ним лежит и бельгийский XENUM X1. И, действительно, температура вспышки у них лежит за 245° С. Среди всех «полусинтетик» лучший результат по угару показал корейский ZIC A+ с заявленными 235°С. А худший результат показала обычная «минералка» с ее 217° С. Данные замеров СН также косвенно подтверждают эти результаты. Можно возразить: мол, и так ясно, что синтетика лучше минералки! А вот и нет! Сравните данные по полусинтетическому ZIC A+ и «полной синтетике» Neste Oil – кореец дает показатели пусть и немного, но лучшие! Оно и понятно – мотор наклеек на канистрах не читает, ему важны свойства углеводородной жидкости, залитой в поддон!

Итак, на что смотреть, когда выбираешь масло, чтобы его поменьше расходовалось? Вопрос особо актуален для побитых жизнью моторов, в которых одной заправки масла от смены до смены уже не хватает, а также для любителей быстро и далеко ездить, равно как и для владельцев мощных моторов с турбонаддувом. Наш совет следующий: всем им показаны масла с пониженной испаряемостью! К сожалению, на канистрах ничего такого вы не прочитаете: придется полазить по сайтам производителей. И тут легче всего ориентироваться на температуру вспышки: она приводится для всех масел. Чем она выше, тем лучше. Как показали наши испытания, цифра выше 230° С обеспечивает сравнительно малый расход масла на угар. А уж если он лезет за 240° С, то и совсем хорошо. Правда, за все время работы с маслами в группе «сороковок» такими величинами могли похвастаться только две их марки: «XENUM X1» и наш «ТОТЕК Астра Робот. Да, и что важно – температура вспышки масла различна для масел разных групп вязкости. Вязкость – первична, поэтому сначала подберем требуемое масло по SAE, а уж потом, в пределах выбранной группы, будем уточнять свой выбор, выискивая масло с максимальной температурой вспышки.

Нормы расхода моторного масла

Для начала следует обратить внимание, что масло сгорает в каждом двигателе, так как образует масляную пленку на внутренних поверхностях рабочих цилиндров, в которых воспламеняется топливо.

Гораздо важнее вопрос о том, сколько именно масла сгорает и какова норма расхода смазки.

Количество сгоревшего масла напрямую зависит от режима эксплуатации двигателя. Чем чаще он работает на больших оборотах – тем больше масла сгорает.

Обозначим нормы расхода масла у некоторых современных автопроизводителей:

  • Renault – 0,5 л/1000 км
  • VW – 0,5 л/1000 км
  • Kia – 0,6 л/1000 км
  • Lada – 0,7 л/1000 км
  • Mazda – 0,8 л/1000 км
  • Honda – 1 л/1000 км
  • Hyundai – 1 л/1000 км

Для легковых автомобилей приемлемым является потребление 0,005-0,025 % масла на 100 л горючего. Это около 5-25 г смазочной жидкости на 1000 километров. Изношенный двигатель может тратить до 0,1 % и 100 г масла на 1 тыс. км соответственно. Если силовой агрегат работает на пределе своих возможностей либо оснащен системой турбонаддува, то количество «съедаемого» им масла увеличивается.

Угаром называется такой расход смазочного материала, который превышает нормативные показатели, указанные в техническом паспорте автомобиля.

Диагностировать проблему можно, обратив внимание на уровень моторной жидкости после преодоления определенного расстояния (например, 100 километров), а затем – через три дня регулярной езды. Замеры производят при помощи щупа. Если показатели одинаковые, беспокоиться не о чем. Однако если они существенно разнятся, стоит провести диагностику основных узлов транспортного средства.

Другой способ выяснить, что масло сгорает, – проследить, на какой период времени хватает одного литра: неделю, месяц или полгода. Если литр масла расходуется меньше чем за 3-6 месяцев (или 7-10 тысяч километров пробега), проблема налицо.

ПОЧЕМУ И КАК УГОРАЕТ МАСЛО

Бытует мнение: все масло, попавшее в цилиндр, неизбежно и безвозвратно сгорает. Так ли это? Нет!

Масло находится в цилиндрах в виде пленки, оставляемой первым поршневым кольцом. Средняя ее толщина — 10–20 микрон, в зависимости от режима работы, изношенности двигателя, вязкости масла и кучи других параметров. Если взять типичный полуторалитровый мотор, то легко подсчитать, что при толщине масляной пленки в 10 мкм за один цикл в цилиндры попадает примерно кубик масла. Прикинем: если бы оно всё выгорало, то при 3000 об/мин за минуту в трубу вылетало бы… 1,5 л масла! Значит, за каждый цикл сгорает не вся масляная пленка, а только малая ее часть.

Вспомните, как ведет себя масло на сковороде, когда ее греете. Сначала оно растекается по горячей поверхности, потом, по мере нагрева, начинает кипеть и вонять. А если плеснуть холодное масло сразу на раскаленную сковородку, рискуете брызгами лицо обжечь. Теперь о том же, но научно. Когда масло прогрето ниже температуры кипения, оно испаряется медленно с нагретой поверхности в атмосферу. Когда закипает — испарение резко усиливается. А уж при очень высоких температурах микровзрывы отбрасывают капли масла от сковородки.

Читайте также  Как правильно слить масло с двигателя?

В цилиндре двигателя все аналогично. По нашим оценкам, преобладать должен первый режим испарения масла, когда до его объемного кипения дело не доходит. Казалось бы, при огромных температурах сгорания топлива в цилиндрах масло должно как минимум шкворчать! Но в том-то и дело, что лежит оно тонкой пленкой на сравнительно холодной поверхности цилиндра, охлаждаемого антифризом, и поэтому прогревается не так сильно. Лишь когда педаль топят в пол, поверхностные слои пленки масла начинают кипеть. Оттого при быстрой езде доливать масло приходится чаще.

КУДА УХОДИТ МАСЛО

Если на асфальте под машиной нет капель масла, то есть все сальники целы, — можно утверждать, что масло расходуется в основном на угар. В моторах с турбонаддувом оно тратится также на смазку турбокомпрессоров, поэтому общие потери масла там больше. Далее — протечки масла через маслоотражательные колпачки. Этот расход может стать основным, если они полностью изношены или совсем высохли. Кое-что уходит в виде паров масла через систему вентиляции картера.

Кстати, кроме того, что с маслом улетают денежки, его большой расход чреват и другими проблемами. Это повышенный темп загрязнения внутренних поверхностей двигателя, — ведь горит масло плохо и грязно. Это снижение ресурса нейтрализаторов, которые не в состоянии переварить продукты неполного сгорания тяжелых углеводородов масла. Это рост токсичности отработавших газов: недаром сейчас «це-аш» в них разделяют на топливные и нетопливные, то есть масляные.

ОБ ИСПАРЯЕМОСТИ МАСЛА

Скорость испарения масла должна зависеть от температуры начала его кипения, фракционного состава и толщины масляной пленки, формируемой первым поршневым кольцом на стенке цилиндра, которая, в свою очередь, зависит от высокотемпературной вязкости масла. Все это хорошо, но описания масел таких параметров обычно не содержат. Есть, правда, так называемая испаряемость масла по NOACK — чем она ниже, тем меньше склонность масел к угару. Принцип определения этого параметра прост: масло греют один час при температуре 250 °C, после чего оценивают потерю массы. Минералки при этой пытке теряют до 22–25%, хорошие современные синтетики — менее 8–10%. Чем выше класс базового масла, тем ниже потери масла на испаряемость. К сожалению, большинство фирм не указывает этот параметр в описаниях своих масел.

В реальном двигателе все гораздо сложнее. Там при резко переменных температурах и давлениях испаряется тонкая пленка масла, чего ни одной модельной установкой не измеришь. Отсюда и возможные ошибки: из метода следует, что испаряемость более вязких масел ниже, а на практике с ростом вязкости масла растет его расход. Причина простая: толщина слоя масла на стенках цилиндра, а значит, и его пропуск в зону прогрева и испарения с ростом вязкости резко увеличиваются.

ЧЕМ ВЫШЕ ЗАЯВЛЕННАЯ ТЕМПЕРАТУРА ВСПЫШКИ, ТЕМ МЕНЬШЕ УГАР.

Содержание остаточных углеводородов совпадает с величинами угара масла с точностью до погрешности измерения:

Какое масло угорает меньше?

Угар масла обусловлен не только износом двигателя, но и коэффициентом испаряемости по NOACK.

Этот показатель определяется опытным путем: смазочная жидкость нагревается до +250 °С и выдерживается при такой температуре в течение 1 часа. Количество испарившегося за это время масла исчисляется в процентах – чем ниже цифра, тем меньше смазка будет впоследствии угорать.

У современной синтетики испаряемость не превышает 14 %, полусинтетические и минеральные масла, как правило, имеют больший коэффициент – до 20 %.

С канистрой по жизни: как выбрать моторное масло, которое не угорает

НАПЕЧЕТАНО В ЖУРНАЛЕ «АВТОРЕВЬЮ» №7/2020

Поднять капот, измерить уровень, покачать головой и плеснуть ненасытному «коню» еще немного моторного масла. Чем чаще автолюбитель делает подобные манипуляции, тем быстрее он начинает задумываться о причинах сверхпотребления. И если из выхлопной трубы не идет сизый дым, а капиталить двигатель вы не видите причин, то наступило время задуматься о самом моторном масле. Часто именно в нем кроется причина чрезмерного «поедания».

Сгорел на работе: нормы расхода масла в двигателе

Автопроизводители самостоятельно устанавливает нормы потребления для своих машин. Но есть и общие параметры, на которые стоит ориентироваться. Так, расход масла напрямую связан с расходом топлива.

Бензиновый двигатель на каждые 100 литров использует от 100 до 250 мл масла. Исключение составят новенькие авто в период обкатки (до 5000 км) и те, что уже преодолели порог в 150 тысяч. Для них расход может слегка увеличиться, но не должен превышать полулитра на 100 л бензина. Если ваше авто не укладывается в эти параметры, то пора обратить внимание на испаряемость.

Куда уходит масло: значимость показателя испаряемости NOACK

В заведомо исправном двигателе примерно 20% расходуемого масла приходится на смазку его деталей, остальные 80% — это угар. Попадая на детали ДВС, оно создает на них защитную пленку, минимизируя трение и продлевая жизнь агрегатам. При этом под воздействием пламени от сгорания топлива происходит испарение масла с поверхности пленки. Получается, чем больше масла испаряется в процессе работы, тем выше в итоге будет его расход.

Испаряемость зависит от огромного количества показателей, учесть которые обычному автолюбителю просто не под силу. Да это и не нужно. За него это уже давно сделал Американский Институт Нефти, создавший известную во всем мире стандартизацию моторных масел API. Самая современная из них API SN «испытывает» масла на так называемую испаряемость по NOACK.

В течение часа масло находится в разогретом до 250гр состоянии, после чего специалисты измеряют его потери. Уменьшение в объеме более чем на 15% означает невозможность сертификации. Поэтому обращайте внимание на те масла, которые уже получили знак качества API SN. Некоторые производители указывают на упаковке и конкретные значения по NOACK. Например, японское IDEMITSU 5W-30 одобрено API SN и имеет одну из самых низких испаряемостей – всего 7,11%.

На практике, в реальном двигателе все немного сложнее. Пленка масла на поверхности деталей настолько тонкая, что ни один тест не способен ее воспроизвести. И в идеале хорошая испаряемость должна сочетаться с высокой температурой вспышки.

446 градусов по Фаренгейту

Такова, по мнению экспертов, должна быть минимальная температура вспышки моторного масла. В привычных Цельсиях это 230 градусов. Еще лучше, если значение стремится к 240. В отличие от параметра NOACK, практически каждый производитель указывает заветные градусы, если не на упаковке с маслом, то на официальном сайте.

Совсем хорошо, если один и тот же продукт сочетает в себе низкую испаряемость с высокой температурой вспышки. Это практически гарантирует снижение расхода масла на угар. Например, уже рассматриваемое IDEMITSU 5W-30 горит при 238гр. В совокупности с 7,11% по NOACK – это отличный результат. Но в борьбе за минимальный угар не забудьте проверить и индекс вязкости.

Увязнуть в неприятностях из-за вязкости

Масла с показателем индекса вязкости в диапазоне 150-160 единиц не склонны к угару. Но только в случае полной синтетики. Минеральные и полусинтетические масла тоже могут иметь высокие показатели этого индекса. Но их вязкость неестественная, она достигается путем добавления в продукт специальных модификаторов, которые и делают масло более густым в широком диапазоне температур.

Однако молекулы некоторых «дешевых» модификаторов в процессе работы двигателя под воздействием высоких температур разрушаются. Это приводит к потере маслом своих первоначальных свойств, угару и быстрому износу двигателя. Отсюда вывод: доверяйте синтетике (к примеру, все тому же IDEMITSU 5W-30, оно полностью синтетическое с индексом вязкости 159 ед.), с подозрением относитесь к малоизвестным полусинтетическим или минеральным маслам и ищите на канистре обозначение ILSAC GF-5.

Много непонятных букв: зачем маслу ILSAC GF-5?

15% любого моторного масла – это присадки, которые наделяют смазывающую жидкость самыми разными свойствами. Правильно подобранные присадки защищают двигатель от износа, разрушают нагар и отложения и даже позволяют экономить топливо. Вот только что именно и в каком количестве добавили в канистру, обычный покупатель узнать не может. Исключение – наличие на таре обозначения ILSAC GF-5.

ILSAC – самая строгая на сегодняшний день сертификация, проводимая Международным Комитетом по Стандартизации и Апробации Моторных Масел. Параметров, по которым ILSAC испытывает масла много, но рядовому автомобилисту главным образом будут интересны три из них.

Во-первых, испаряемость по NOACK, о которой уже говорили выше. Во-вторых, энергосбережение. Масла, прошедшие отбор ILSAC экономят 1-2% топлива. Причем такой вывод делают на основе практического эксперимента. Расход топлива замеряют на лабораторном двигателе. Сначала на «новом» масле, а потом, через 100 часов работы, на масле «в возрасте».

ILSAC GF-5 на упаковке уже сам по себе знак качества, но чтобы убедиться в реальном энергосбережении, можно найти информацию о параметре HTHS. Если его значение стремится к 3, то масло действительно сократит расход бензина. Проверим эти параметры у нашего «подопытного» IDEMITSU 5W-30. Оно сертифицировано ILSAC GF-5 , а его HTHS равен 3,0.

В-третьих, GF-5 гарантирует меньшую изнашиваемость двигателя. Это достигается наличием специальных присадок, которые разрушают отложения.

Подведем итоги. Выбирайте полностью синтетическое масло, сертифицированное самыми современными на сегодня ILSAC GF-5 и API SN. Обращайте внимание на температуру вспышки, испаряемость, и масла компании IDEMITSU. Они полностью синтетические, одни из немногих имеют сразу два сертификата и хорошие технические показатели, отвечающие за минимальный угар.

Какое масло меньше угорает в двигателе

ПОЧЕМУ И КАК УГОРАЕТ МАСЛО

Бытует мнение: все масло, попавшее в цилиндр, неизбежно и безвозвратно сгорает. Так ли это? Нет!

Масло находится в цилиндрах в виде пленки, оставляемой первым поршневым кольцом. Средняя ее толщина — 10–20 микрон, в зависимости от режима работы, изношенности двигателя, вязкости масла и кучи других параметров. Если взять типичный полуторалитровый мотор, то легко подсчитать, что при толщине масляной пленки в 10 мкм за один цикл в цилиндры попадает примерно кубик масла. Прикинем: если бы оно всё выгорало, то при 3000 об/мин за минуту в трубу вылетало бы… 1,5 л масла! Значит, за каждый цикл сгорает не вся масляная пленка, а только малая ее часть.

Читайте также  Тосол попал в двигатель что делать?

Вспомните, как ведет себя масло на сковороде, когда ее греете. Сначала оно растекается по горячей поверхности, потом, по мере нагрева, начинает кипеть и вонять. А если плеснуть холодное масло сразу на раскаленную сковородку, рискуете брызгами лицо обжечь. Теперь о том же, но научно. Когда масло прогрето ниже температуры кипения, оно испаряется медленно с нагретой поверхности в атмосферу. Когда закипает — испарение резко усиливается. А уж при очень высоких температурах микровзрывы отбрасывают капли масла от сковородки.

В цилиндре двигателя все аналогично. По нашим оценкам, преобладать должен первый режим испарения масла, когда до его объемного кипения дело не доходит. Казалось бы, при огромных температурах сгорания топлива в цилиндрах масло должно как минимум шкворчать! Но в том-то и дело, что лежит оно тонкой пленкой на сравнительно холодной поверхности цилиндра, охлаждаемого антифризом, и поэтому прогревается не так сильно. Лишь когда педаль топят в пол, поверхностные слои пленки масла начинают кипеть. Оттого при быстрой езде доливать масло приходится чаще.



Подводим итоги

Чтобы устранить угар масла, вызванный износом деталей двигателя, не обязательно обращаться к мастеру и вкладывать в значительные денежные средства в ремонт. 50г высоких технологий из России способны быстро и недорого убрать причину угара масла и безразборно восстановить двигатель уже через 50км пробега.

В зависимости от типа двигателя и личного предпочтения, Вы можете выбрать из нескольких вариантов RESURS

КУДА УХОДИТ МАСЛО

Если на асфальте под машиной нет капель масла, то есть все сальники целы, — можно утверждать, что масло расходуется в основном на угар. В моторах с турбонаддувом оно тратится также на смазку турбокомпрессоров, поэтому общие потери масла там больше. Далее — протечки масла через маслоотражательные колпачки. Этот расход может стать основным, если они полностью изношены или совсем высохли. Кое-что уходит в виде паров масла через систему вентиляции картера.

Кстати, кроме того, что с маслом улетают денежки, его большой расход чреват и другими проблемами. Это повышенный темп загрязнения внутренних поверхностей двигателя, — ведь горит масло плохо и грязно. Это снижение ресурса нейтрализаторов, которые не в состоянии переварить продукты неполного сгорания тяжелых углеводородов масла. Это рост токсичности отработавших газов: недаром сейчас «це-аш» в них разделяют на топливные и нетопливные, то есть масляные.

Почему расходуется масло на угар?

Даже в полностью исправном двигателе, без внешних утечек, уровень масла постепенно падает. Для новых моторов понижение уровня обычно составляет всего несколько миллиметров (если мерить по щупу) и порой воспринимается как полное отсутствие выгорания смазки в двигателе. Но на сегодняшний день в природе не существует двигателей, которые бы не потребляли масло на угар совсем. И ниже мы расскажем, почему.

Во-первых, сам механизм работы масла в паре трения кольцо-цилиндр подразумевает его частичное сгорание. На стенках цилиндров многих авто наносится так называемый хон – микрорельеф, призванный задерживать масло в пятне контакта. И маслосъёмные кольца, естественно, физически не способны достать эту смазки из насечек на цилиндре. Поэтому смазка, оставшаяся на хонингованной поверхности, частично выпаливается сгорающим топливом при рабочем цикле.

Во-вторых, даже в моторах, где по технологии цилиндры полируются почти до зеркального состояния, не отменяется факт наличия микрорельефа на рабочих поверхностях. К тому же даже самые продуманные и эффективные маслосъёмные кольца не способны полностью удалить смазку со стенок цилиндров, и она естественным образом сгорает.

Норма расхода масла на угар определяется автопроизводителем и почти всегда указывается в инструкции по эксплуатации авто. Та цифра, о которой говорит производитель, обычно указывает на максимально допустимое потребление масла двигателем. После превышения обозначенного автопроизводителем порога двигатель следует как минимум продиагностировать, так как с большой долей вероятности кольца и маслосъёмные колпачки износились и требуют замены.

Для некоторых двигателей норма расхода масла на угар, если можно так выразиться, несколько неприлична. Например, на моторах M54 автомобилей БМВ считается нормой расход до 700 мл на 1000 км. То есть при максимально допустимом потреблении смазочного материала придётся между заменами долить ещё примерно столько же масла, сколько находится в моторе.

ОБ ИСПАРЯЕМОСТИ МАСЛА

Скорость испарения масла должна зависеть от температуры начала его кипения, фракционного состава и толщины масляной пленки, формируемой первым поршневым кольцом на стенке цилиндра, которая, в свою очередь, зависит от высокотемпературной вязкости масла. Все это хорошо, но описания масел таких параметров обычно не содержат. Есть, правда, так называемая испаряемость масла по NOACK — чем она ниже, тем меньше склонность масел к угару. Принцип определения этого параметра прост: масло греют один час при температуре 250 °C, после чего оценивают потерю массы. Минералки при этой пытке теряют до 22–25%, хорошие современные синтетики — менее 8–10%. Чем выше класс базового масла, тем ниже потери масла на испаряемость. К сожалению, большинство фирм не указывает этот параметр в описаниях своих масел.

В реальном двигателе все гораздо сложнее. Там при резко переменных температурах и давлениях испаряется тонкая пленка масла, чего ни одной модельной установкой не измеришь. Отсюда и возможные ошибки: из метода следует, что испаряемость более вязких масел ниже, а на практике с ростом вязкости масла растет его расход. Причина простая: толщина слоя масла на стенках цилиндра, а значит, и его пропуск в зону прогрева и испарения с ростом вязкости резко увеличиваются.

ЧЕМ ВЫШЕ ЗАЯВЛЕННАЯ ТЕМПЕРАТУРА ВСПЫШКИ, ТЕМ МЕНЬШЕ УГАР.

Содержание остаточных углеводородов совпадает с величинами угара масла с точностью до погрешности измерения:

Испаряемость по методу Ноака

Угар масла в двигателе обуславливается не только износом двигателя, но и коэффициентом испаряемости по НОАК. Многие производители предусмотрительно не разглашают его. Коэффициент угорания жидкости по методу НОАКа исчисляется в процентах, и чем ниже показатель, тем меньшую способность к улетучиванию проявит масло. У нынешних синтетических масел показатель не превышает 14 %. Например, у некоторых российских и польских производителей полусинтетических и минеральных автомасел показатель держится на отметке 20 %.

Автомасла с большим показателем испаряемости по методу НОАК будут угорать и испаряться в разы быстрее. Угар напрямую зависит от вязкости. Автомобилистам советуют перейти на более вязкое масло, если оно сильно угорает в двигателе. Чем выше показатель вязкости, тем ниже показатель испаряемости по НОАК, т.е. вязкое масло меньше улетучивается.

Мой опыт устранения угара масла

Сколько раз в месяц вы доливаете моторное масло? Один-два или, может, чаще? Думаю, каждый автомобилист периодически испытывает разочарование и сожаление, в очередной раз возвращаясь на авторынок за «литрушкой» масла. В этой статье я поделюсь своим опытом борьбы с угаром масла

Недавно купил подержанный Volkswagen Golf 1994 года выпуска, бензиновый двигатель 1,8 л. При покупке знал о некоторых «болячках», которые при определенном вмешательстве можно было устранить, поэтому меня они не смутили. Помимо того, что компрессия по цилиндрам была неравномерной, предыдущему владельцу приходилось регулярно доливать масло.

После покупки я замерил компрессию. Показатель скакал от 8 до 10 бар. А уровень углеводородов в выхлопных газах (НС) составлял 366 ppm ( ppm — единица измерения концентрации). Пообщавшись со специалистами и авторитетными автовладельцами, я выяснил, что нормальным считается уровень НС до 100 ppm. Все, что выше, говорит о наличии моторного масла в выхлопных газах. Для меня это не стало секретом, поскольку о существовании проблемы угара я знал. Стал думать, как эту проблему решить.

Сосед, опытный водитель, посоветовал залить качественное густое масло. Его совету я последовал незамедлительно, и вот мой Golf уже заправлен отличной синтетикой от Mobil вязкость 5W50. Измерил компрессию и воодушевился – по 15 бар в каждом цилиндре. Такого эффекта я не ожидал. Но дальше меня ждал легкий шок. Измерив уровень углеводоров в выхлопных газах, получил цифру 1700 ppm вместо долгожданных 100!

Как случилось, что, залив более вязкое масло, я получил идеальную компрессию, но при этом угар вырос в 5 раз?!

Ответ я нашел на специальном форуме. Выяснилось, что более вязкое масло, безусловно, лучше удерживается на стенках цилиндров, препятствуя потере компрессии.

Но если цилиндр сильно изношен, то поршень просто «болтается» в нем и кольца не в состоянии снять слой масла при движении вниз. Вязкое масло остается на стенках цилиндров и сгорает. Вероятно, вязкие масла имеют ограничение по степени износа двигателя.

Устранить эту проблему можно путем восстановления геометрии внутренних стенок цилиндров. Есть несколько способов решения этой задачи: от дедовского опыта до дорогостоящего дилерского обслуживания.

Я выбрал нечто среднее.

Начитавшись положительных отзывов в интернете и подробно изучив информацию от производителя, купил в магазине металлоплакирующую добавку в масло. Полное название реметаллизант RESURS. По уверениям производителя, он частично восстанавливает изношенные поверхности.

Технология такова, что активные частицы металлов встраиваются в разрушающуюся структуру стенок цилиндров, восстанавливают геометрию и герметичность камер сгорания. Простыми словами, процесс реметаллизации напоминает восстановление кожного покрова после травмы.

И вот мой опыт. Я залил в масло RESURS и прошел на нем 350 км. Затем снова замерил компрессию и уровень выхлопных газов. Компрессия осталась прежней – 15 бар. А вот второй прибор показал цифру 74 ppm… Семьдесят четыре! Представьте мою реакцию.

Я не поверил своим глазам! И сделал повторный замер через несколько минут, а затем и через 50 километров. Цифра продолжала колебаться в районе показателя в 73-75 ppm. Удивительно, но факт!

Это реальный опыт и цифры, полученные на приборах. И назвать это эффектом плацебо язык не повернется. На вязкость масла реметаллизант не влияет. Он вообще никаким образом не взаимодействует с маслом, а использует его исключительно как средство доставки к стенкам цилиндров.

Благодаря RESURS я получил результат, которого ждал. На протяжении всего срока от заливки RESURS до следующего ТО масляный щуп показывал прежний уровень масла в системе.

Рекомендую всем для устранения угара масла использовать реметаллизант RESURS.