Что значит плавают обороты двигателя?

Почему плавают обороты на холостом ходу

Плавающие обороты – частая проблема среди владельцев поддержанных авто. Причем случается она как на простейших ВАЗовских моторах, так и на технологичных немецких и японских ДВС. Двигатель не может нормально держать холостые, из-за чего может глохнуть, расходовать больше топлива и даже коптить. В чем причина? Каждый случай индивидуален – нужно смотреть поочередно каждую из систем. Рассмотрим, почему плавают обороты двигателя и как решить данную проблему.

Основные причины нестабильного холостого хода

Мотор троит по разным причинам:

  • подсос воздуха извне;
  • неисправность одной из систем ДВС (впускной, топливной, зажигания, газораспределения);
  • существенный износ цилиндропоршневой группы.

Нарушение герметичности впускной системы

Воздух в двигатель должен попадать только через впускной коллектор. Если впуск поврежден, воздух подсасывается снаружи. Из-за этого при запуске двигателя плавают обороты, мотор не держит обороты на холостом ходу вовсе (глохнет), а в отдельных случаях его просто невозможно запустить. Воздух просачивается в разных местах:

  • через стенки коллектора (частая «болезнь» пластиковых коллекторов, в которых образуются микротрещины);
  • через вакуумные шланги;
  • в соединении патрубков и шлангов.

Впускной коллектор

Если коллектор без повреждений, при этом начинают плавать «холостые», стоит осмотреть прокладку. Со временем она усыхает и пропускает воздух. В цилиндр попадает больше «неучтенного» кислорода – смесь становится бедной, ДВС глохнет. Та же ситуация с прокладкой дроссельной заслонки – мотор задыхается и не держит обороты на холостом ходу.

Внимательно осматриваем воздушные патрубки. Из-за частого и большого перепада температур резиновые трубки засыхают и трескаются. Почему же начинают плавать обороты двигателя? В камеру сгорания снова попадает «неучтенный» датчиками воздух, что приводит к ситуации, аналогичной предыдущей.

Воздушный патрубок

Движок может троить из-за поврежденных вакуумных шлангов. Так как они служат для передачи разряжения, попадание лишнего кислорода мгновенно повлияет на работу авто.

Если в авто установлен адсорбер паров бензина, осмотрите клапан. Это частая болезнь отечественных авто.

Клапан адсорбера

Именно из-за неисправного клапана адсорбера мотор начинает сходить с ума. Замена клапана помогает устранить проблему с вибрациями на холостом ходу.

Регулятор холостого хода

Механизм служит для поддержания оборотов ДВС при закрытой дроссельной заслонке. Неисправность проявляется по-разному: автомобиль глохнет, троит периодически, либо постоянно не может выйти на «холостые».

Регулятор холостого хода

Если вы заметили плавающие обороты двигателя, причин неисправности несколько:

  1. Плохой контакт. На клапан просто не походит питание. Нужно осмотреть фишку проводов – часто клеммы окисляются и покрываются грязью.
  2. Грязь под штоком. Если регулятор разбирается, есть шанс очистить его – после сборки проблема уходит.
  3. Отсутствие смазки в штоке. После смазки клапан работает в нормальном режиме.

При выборе нового регулятора желательно избегать неизвестных производителей. Часто такие детали выходят из строя уже через неделю, особенно на российских авто. По возможности старайтесь приобретать оригинальные детали.

Жиклер холостого хода

Если у вас карбюраторный авто, на котором плавают обороты, осмотрите жиклеры. Если в них попадает грязь, смесь обедняется, и двигатель нестабильно работает.

Жиклер карбюратора

Следует выкрутить электромагнитный клапан и снять жиклер ХХ. Используя очиститель карбюратора, вымыть грязь, просушить и установить на место. Кстати, иногда причина кроется не в самом жиклере, а в уплотнительном кольце. Заменив его, двигатель работает исправно.

Клапан вентиляции картера

Механизм отводит газы из картера в камеру сгорания через впускной коллектор. Почему из-за грязной вентиляции плавают обороты? Если клапан забит или плохо открывается, возрастает давление внутри системы. Картерные газы попадают в камеру сгорания в избыточном количестве. Неисправность можно заметить по следам масла, которое выдавливает со всех сальников и прокладок. Если начали плавать обороты двигателя, прочистив или заменив данный клапан, проблема исчезает.

Клапан вентиляции картера

Важно знать! На работу ДВС влияет не только сам клапан, но и состояние патрубков системы вентиляции.

Они должны быть упругими и не иметь трещин. Если трубка гнется как пластилин и не возвращается в исходную форму – срочно меняем. Это значит, что внутри нее критический слой нагара.

Грязный патрубок вентиляции картерных газов

Система вентиляции – это «легкие» двигателя. Устранив засоры, стабилизируется работа мотора во всех аспектах – выравниваются обороты, снижается расход, автомобиль легче набирает скорость.

Датчик расхода воздуха

Он находится между дроссельной заслонкой и воздушным фильтром. Датчик определяет объем пропускаемого воздуха и отправляет информацию в ЭБУ. Последний на его данных корректирует впрыск топлива.

Датчик массового расхода воздуха

Внутри ДМРВ находится термокомпенсационный резистор, который часто выходит из строя. Из-за этого датчик неправильно определяет объем кислорода, соответственно, блок управления дает неправильные коррекции. В некоторых случаях можно обойтись чисткой датчика, но зачастую его приходится менять целиком.

Часто владельцы «попадались» на некачественные датчики. Оригинальный ДМРВ может стоить 10 и более тысяч рублей.

Поэтому есть соблазн купить аналог подешевле. Но установив его, проблема не уходит (либо уходит, но ненадолго). И только с новым оригинальным датчиком блок получает правильную информацию.

Дроссельная заслонка

Работа инжекторного двигателя на холостом ходу также зависит от дроссельной заслонки. Со временем она покрывается нагаром, из-за чего закрывается не полностью. Обычно это происходит через 100-150 тысяч километров. В камеру сгорания попадает большее количество кислорода, из-за чего плавают обороты на холостом ходу. Решить проблему можно, демонтировав и тщательно очистив механизм.

Грязная дроссельная заслонка

Почему эту работу нужно доверять специалистам? Часто после самостоятельной очистки проблема не уходит – мотор вибрирует, да еще и «Чек» загорается. Дело в том, что на современных авто нужно адаптировать заслонку после чистки. Для этого используется адаптер с поддержкой CAN.

Неисправность форсунок

С пробегом, форсунки загрязняются, из-за чего неправильно распыляют топливо. Это сразу заметно на поведении авто – возрастает расход, падает мощность, автомобиль плохо запускается и не держит холостые.

Чистка форсунок

Часто владельцы пытаются решить проблему легким путем, залив какую-либо присадку в бак. Но какой бы дорогой не была присадка, она не даст такого эффекта, как ультразвуковая очистка на стенде. Да, для этого нужно снять все форсунки. Но результат превосходит все ожидания – коррекции выходят в норму, выравниваются обороты, снижается расход.

Свечи зажигания

От их состояния напрямую зависит качество воспламенения смеси. Если хотя бы одна из свечей неисправна, это будет сразу заметно по жуткой вибрации и нестабильным оборотам. Причин может быть несколько:

  • превышен ресурс свечи (для обычных это 20-30 тысяч километров, для иридиевых – 100);
  • увеличен зазор между электродом;
  • электрод покрыт нагаром, из-за чего не может пробиться искра.

Свеча зажигания с масляным нагаром

Если свечи в масляном нагаре, нужно «копать» в сторону сальников клапанов и поршневых колец. Первые требуют замены через 150-200 тысяч километров. А вот с кольцами ситуация индивидуальна. Бывает, что их закоксовывает уже через 100 тысяч, но при своевременном ТО с кольцами не должно быть проблем как минимум 250 тысяч километров. Также масло забрасывает из-за забитой системы вентиляции картера, о которой мы говорили ранее. Если свечу заливает бензином, проверяем форсунки и датчики.

Уменьшено давление топлива

Смотрим в сторону фильтров. Их два – грубой и тонкой очистки. Первый находится перед насосом, второй – за ним.

Фильтры нужно менять каждые 30 тысяч километров.

Важно проверить вакуумный клапан-регулятор в топливной рампе. Он доставляет проблемы при пробеге за 200 тысяч километров. Бывает проблема посерьезнее – неисправен насос. Он может включаться, но не выдавать нужное давление. Замерив давление на выходе, можно делать выводы. Отметим, что насос часто сгорает при езде на пустом баке, так как охлаждается самим топливом. Чтобы впредь не попадать на замену насоса, держите уровень топлива не менее 1/4.

Нестабильность оборотов на промежуточных режимах

проблема характерная для дизельных автомобилей. Причина – ржавчина на плунжере ТНВД. Происходит это из-за попадания воды в бак (возможно из-за банального конденсата).

Ржавые плунжерные пары ТНВД

Последствия – большой расход топлива, дым из выхлопной и повышенный износ ТНВД. Чтобы предотвратить это, многие ставят сепараторы в разрез топливной системы. Этот «отстойник» задерживает не только воду, но и разные примеси, что могут быть в баке.

Низкая компрессия в цилиндрах

Если замер компрессии показал неутешительный результат – предстоит ремонт двигателя. Компрессия падает по разным причинам:

  1. Прогар прокладки ГБЦ. В таком случае масло прорывается в расширительный бак, падает уровень антифриза, а на щупе имеется «майонез». Прокладка прогорает из-за неправильной сборки ГБЦ после ремонта, из-за перегрева или нарушения сгорания топлива в цилиндре.
  2. Неисправность гидрокомпенсаторов или неправильная регулировка клапанов. Это можно определить по характерному металлическому стуку. Ездить так нельзя – можно быстро «приговорить» распределительный вал.
  3. «Залегание» поршневых колец. Вместе с этим закоксовываются канавки поршневых колец. Это происходит при редком обслуживании, использовании некачественного масла и при коротких поездках без нагрузки.
  4. Задиры цилиндров. Это происходит на старых моторах при пробеге за 250-300 тысяч километров. Раньше времени задиры могут произойти из-за перегрева, использования плохого масла или езды с низким его уровнем. На моторах с забитым ЕГР все отложения попадают в камеру сгорания, где работают как абразив, задирая «хон».

Причины плавающих оборотов на холостом ходу могут быть разными и проявляться только в определенных режимах. Но в любом случае не нужно рассматривать это как норму. Чем раньше определить проблему, тем проще и дешевле сделать ремонт. Следите за состоянием вашего автомобиля, и он ответит вам взаимностью!

Читайте также  Как пользоваться супротеком для двигателя?

Плавают обороты на холостом ходу: причины и рекомендации по устранению

Многие водители сталкиваются с такой проблемой и не всегда знают её причины. Плавают обороты на холостом ходу — стрелка тахометра дёргается, показывая то низкие то высокие обороты, а силовая установка синхронно подвывает. Если вы наблюдаете такое поведение двигателя, то, скорее всего, возникает интерес, по какой причине это произошло и как бороться с неисправностью. Современные автомобили имеют довольно сложное устройство, поэтому за устранением неисправности лучше обратиться в сервис, а вот о причинах мы подробно расскажем.

  1. Почему плавают обороты на холостом ходу
  2. Скачки оборотов мотора: как исправить
  3. Подсос воздуха
  4. Регулятор холостого хода
  5. Клапан вентиляции картера
  6. Замена ДМРВ
  7. Дроссельная заслонка
  8. Регулировка холостого хода двигателя
  9. Электромагнитный клапан карбюратора
  10. Жиклёр холостого хода
  11. Обработка лопастей ТНВД от коррозии

Почему плавают обороты на холостом ходу

Предлагаем перечень возможных проблем, чтобы автовладелец имел возможность определиться в каком направлении искать неисправность и самостоятельно выявить проблемный узел. Такие знания необходимы не столько для самостоятельной починки транспортного средства, сколько для понимания сути. В таком случае в сервисе будет меньше шансов навязать водителю ненужные услуги.

Самые частые причины можно условно разделить на простые и сложные. Первые диагностируются довольно быстро и исправляются без особых затрат и затруднений. К ним относятся:

  • лишний воздух во впускной системе (подсасывание), он появляется при неплотном соединении, трещинах в трубопроводе и так далее;
  • загрязнение форсунок, а также их изнашивание;
  • неисправность проводов;
  • зазоры или нагар на свечах зажигания и другие их дефекты;
  • недостаточное давление топлива, этот становится следствием неисправности бензонасоса, загрязнения фильтров;
  • плохое топливо, присутствие воды в бензине, как правило, смена заправочной станции решает проблему полностью;
  • снижение компрессии в цилиндрах, эта проблема более серьёзная и требует немедленной починки. Чтобы не усугублять ситуацию;
  • отсутствие герметичности в системе вентиляции картерных газов.

Есть и более сложные причины, которые не всегда удаётся диагностировать на глаз и с первого раза. К ним следует отнести:

  • некорректная работа электронного блока управления;
  • неисправности датчиков положения дроссельной заслонки, регулятора холостого хода, абсолютного давления и температуры воздуха на впуске;
  • загрязнение датчика массового расхода воздуха или его полный выход из строя;
  • проблемы с датчиком положения коленвала или распределительного вала;
  • катушка зажигания не в порядке;
  • фазы газораспределения нарушены;
  • при условии механического привода, дроссельная заслонка может заедать;
  • неисправны регулятор давления топлива, гидрокомпенсатры или датчики концентрации кислорода.

Всё вышеперечисленное гарантировано приведёт к частой смене оборотов двигателя. В целом, автовладелец с уверенными навыками автомеханика справится с проблемами самостоятельно, как это сделать читайте дальше. Всем остальным настоятельно советуем обратиться к специалисту, если у вас плавают обороты на холостом ходу .

Так же не лишним в данной ситуации будет самостоятельная диагностика с помощью ODB-2 сканера.

сканер корейской разработки Scan Tool Pro Black Edition

Устройство поможет более точно выявить неисправный элемент, после чего осмотр следует начать именно с него. Особенностью Scan Tool Pro является диагностика не только двигателя, но и других агрегатов автомобиля (ABSSRSESPкоробки передачтрансмиссии и т.д.). Сканер имеет русифицированное ПО (расшифровка всех имеющихся ошибок на русском языке), достаточно прост в эксплуатации и работает без потерь связи с любыми устройствами на базе ios, android, windows.

Скачки оборотов мотора: как исправить

Теперь давайте поговорим о том, что может предпринять подкованный в автомеханике владелец транспортного средства.

Подсос воздуха

Как мы уже упоминали выше, это явление наблюдается при условии плохой герметизации. Её то и нужно проверить в первую очередь. Можно снимать по отдельности каждый шланг магистрали подачи воздуха к впускному коллектору и продувать его. Чтобы упростить задачу можно обработать шланги WD-40. На месте испарения состава будет трещина. Шланг лучше заменить.

Регулятор холостого хода

Состояние этого прибора измеряется мультиметром. Необходимо снять показания сопротивления, если они в пределах от 40 до 80 Ом, то требуется замена.

Клапан вентиляции картера

Он имеет свойства загрязняться со временем и оказывать влияние на число оборотов двигателя. Чтобы прочистить клапан, необходимо разобрать масляный картер и извлечь его. Промывка в керосине избавит от масляного шлама. После процедуры необходимо просушить запчасть и установить обратно.

Замена ДМРВ

Датчик массового расхода воздуха очень деликатный и в случае поломки ремонту не подлежит. Его можно только заменить.

Дроссельная заслонка

Этот случай характерен для механического привода заслонки. Если она заедает, то для того чтобы исправить ситуацию её нужно извлечь и промыть, а затем установить обратно, выставив правильное положение. Есть вариант промывки без демонтажа. Для очистки используется специальный аэрозоль, который можно найти в любом магазине автозапчастей.

Регулировка холостого хода двигателя

Это стоит делать только в том случае, если вы точно уверены в своих силах. Сотрудникам автосервисов нередко приходится исправлять результат действий неопытного наладчика. Процесс выполняется при помощи отвертки, ей регулируются винты количества и качества оборотов.

Электромагнитный клапан карбюратора

Если эта часть установки неисправна, то двигатель может работать только на подсосе воздуха. Ремонту не подлежит, только замена.

Жиклёр холостого хода

Водители с большим стажем могут сказать, что чистка этой детали очень трудоёмкий процесс. Утверждение давно потеряло свою актуальность, сегодня не требуется извлекать жиклёр для того, чтобы привести его в порядок. В него вливается специальное чистящее средство и оставляется на несколько минут. Затем жидкость сливается, а остатки грязи выдуваются напором воздуха.

Обработка лопастей ТНВД от коррозии

Эта процедура также выполняется специальным чистящим составом. Его просто распыляют на горловину топливного бака перед его заправкой. Других действий не требуется.

Теперь вы знаете почему плавают обороты на холостом ходу и как можно исправить ситуацию. Но хотим повторить ещё раз, при возникновении такого явления, не затягивайте и обязательно обратитесь в СТО. Это позволит решить проблему на ранней стадии и не усугубить ситуацию, последнее может повлечь значительное увеличение стоимости ремонта. Если остались вопросы, пишите их в комментариях. Делитесь статьёй и оставайтесь с нами.

Почему плавают обороты на холостом ходу

Почему плавают обороты на холостом ходу: причины поломки и пути ремонта. В конце статьи видео-обзор полезные совет по регулировке оборотов двигателя. Почему плавают обороты на холостом ходу: причины поломки и пути ремонта. В конце статьи видео-обзор полезные совет по регулировке оборотов двигателя.

Автовладельцы часто спрашивают, почему плавают обороты двигателя. Причины неисправности для карбюраторных, дизельных и инжекторных моторов. Способы устранения неисправности в зависимости от результатов диагностики.

После пуска двигателя водитель смотрит на тахометр и оценивает частоту оборотов. Если мотор не прогрет, этот параметр на 10-20 % выше и со временем падает до 800-900 оборотов в минуту. Но бывают ситуации, когда частота скачет от 500 до 1500 об/минуту. Возникает ряд вопросов, почему плавают обороты на холостом ходу, и как это устранить.

Общие причины плавающих оборотов на холостом ходу

Рассматривая, почему плавают обороты двигателя, стоит учесть общие причины:

    пробой в высоковольтных (ВВ) проводах;

выход из строя одной или нескольких свечей;

плохое давление горючего;

появление влаги в топливной смеси;

уменьшение компрессии в цилиндрах мотора;

нарушение в функционировании системы, обеспечивающей вентиляцию выхлопных газов;

  • поломка катушки зажигания и т. д.
  • Причины неисправности может быть много, а подходы нормализации оборотов двигателя зависят от выявленного дефекта.

    Причины колебаний оборотов на холостом ходу для разных моторов

    Ситуации с такой неисправностью рассматриваются индивидуально. Проблема может возникнуть сразу после пуска двигателя или через некоторое время (после прогрева). Нужно обратить внимание на частоту появления проблемы и качество работы других узлов. При рассмотрении причины, почему плавают обороты на холостом ходу, учитывается тип ДВС.

    Карбюраторный двигатель

    Отечественные машины, кроме некоторых моделей, комплектуются карбюратором. Причины «плавания» частоты вращения коленвала:

      Ошибки в регулировке ХХ мотора или сбое настроек в процессе пользования авто. В последнем случае параметры смещаются в сторону запоздания.

    Загрязнение жиклеров или системы ХХ. В таких обстоятельствах горючее смешивается с меньшим объемом воздуха, и мотору трудно поддерживать необходимые обороты.

    Всасывание большего объем воздуха, чем это необходимо. Происходит «обеднение» горючей смеси, из-за чего двигатель захлебывается, а обороты начинают плавать.

    Загрязнение воздушного фильтра. Поток воздуха, поступающий к двигателю, идет через фильтрующий элемент. Если он забит, смесь перенасыщена бензином.

  • Неправильный уровень горючего в карбюраторе.
  • Инжекторный двигатель

    Если на машине установлен инжекторный мотор и предусмотрен электронный впрыск, возможны другие причины, почему плавают холостые обороты:

      Поломка одного из датчиков (заслонки дросселя или давления воздуха).

    Выход из строя ЭБУ.

    Поломка регулятора ХХ.

  • Затягивание воздушного потока внутрь впускной системы.
  • При оценке причины нужно начинать с регулятора ХХ и датчика, контролирующего позицию заслонки. После этого можно переходить к контролю ДМРВ.

    Дизельный двигатель

    В автомобилях, оборудованных дизельным мотором, обороты могут плавать на холостом ходу из-за появления ржавчины на лопастях топливной помпы. При сильной коррозии устройство заедает и больше не справляется с поставленной задачей. Для решения проблемы нужно подлить в бак с горючим где-то 200-300 мл двигательного масла.

    Как устранить скачки оборотов мотора на ХХ

    Действия автовладельца или слесаря на СТО зависят от выявленного дефекта. Как правило, приходится выполнять следующие шаги:

    1. Регулировка карбюратора или замена ЭМ клапана. В последнем случае ДВС работает только при вытянутом на себя подсосе.

    2. Проверка на факт попадания дополнительного воздуха в камеру сгорания. Для этого изучается весь путь подачи воздуха к коллектору впуска. Проверка проводится путем поочередного снятия трубок и их испытания действием давления. Для работы применяется специальный нагнетатель. Для упрощения поиска можно использовать WD-40. После обработки трубки на проблемном месте жидкость быстро испаряется. «Чинить» изделие нельзя, поэтому единственное решение — его замена.3. Очистка заслонки дросселя с дальнейшим монтажом и настройкой. Чистка изделия проводится двумя путями — после демонтажа или без снятия с авто. При выборе первого способа нужно отбросить все трубки, которые идут к проблемному узлу, уменьшить фиксацию и достать изделие. Для очистки заслонки дросселя узел кладется в тазик и заливается специальным составом. Для ускорения процесса используется щетка с мягким ворсом. После промывки вытираем узел чистой тряпкой и возвращаем его на место.

    Читайте также  Что такое ТНВД в дизельном двигателе?

    Второй путь — очистка дроссельного элемента без демонтажа. Для этого снимаем ВВ провода, запускаем в устройство очищающий состав, заводим ДВС и дополнительно доливаем чистящую жидкость. После работы из трубы может пойти выхлоп белого цвета. Это явление свидетельствует об удалении лишних загрязнений. После окончания процедуры возвращаем провода на место, подключаем ПК и вносим нужную программу (устанавливается подходящий зазор). Если работа сделана правильно, обороты на холостом ходу плавать не будут.

    4. Установка нового регулятора ХХ. Для оценки состояния устройства берем «цешку» и изменяем сопротивление. При получении параметра в размере от 40 до 80 Ом, РХХ поломан и требует замены.

    5. Установка ДМРВ. В случае поломки датчика, контролирующего расход воздуха, единственное решение — замена. Ремонтировать деталь бессмысленно.

    6. Регулирование ХХ. Если плавают холостые обороты, можно решить проблему путем регулировки отверткой. Работа проводится путем изменения положения специальных винтов, регулировки качества и объема оборотов.

    7. Очистка картерной вентиляции. Для решения задачи придется разобрать картер и достать клапан. Изделие опускается в емкость с чистящей жидкостью, сушится и возвращается на прежнюю позицию.

    8. Установка нового карбюраторного ЭМ клапана. При выходе из строя этого элемента мотор стабильно работает при вытянутом подсосе. Для решения проблемы меняем ЭМ клапан и проверяем его.

    9. Очистка лопастей насоса ТНВД от ржавчины. Потребуется чистящий состав, который нужно распылить на горловину бака с горючим. В будущем добавляем в бак немного масла для двигателя. Состав осядет на лопасти ТНВД и защитит металл от ржавчины.

    10. Очистка жиклера ХХ. 15-20 лет назад выполнение такой работы вызывало много трудностей у автовладельцев. Сейчас с этим нет проблем. Достаточно купить специальный состав и выждать 5-10 минут. Далее достаньте жиклер и уберите остатки грязи.

    В ситуации, когда плавают обороты двигателя, может потребоваться другая работа — замена свечей, установка новых датчиков, настройка ЭБУ и т. д. При отсутствии опыта причину неисправности должен выяснить специалист. Ему же стоит поручить ремонт автомобиля.
    Многие автовладельцы откладывают работу «на потом». Этого нельзя делать. Лучше сразу приехать на СТО, сделать глубокую диагностику и устранить причину возникшей неисправности.

    Видео-обзор полезные советы по регулировке оборотов двигателя:

    Почему дергается стрелка тахометра на холостом ходу (плавают обороты)?

    Плавающие обороты следует отличать от перебоев в работе, связанных с нарушением горения топливовоздушной смеси в одном либо нескольких цилиндрах. В нашем случае двигатель работает ровно, но стрелка тахометра дергается. Рассмотрим, почему плавают обороты на холостом ходу и что делать водителю, чтобы самостоятельно определить причину неисправности.

    Подсос неучтенного воздуха

    Чаще всего скачки оборотов мотора на холостом ходу связаны с подсосом во впускной коллектор неучтенного воздуха. Блок управления двигателем регулирует время открытия форсунок, опираясь на показания датчика массового расхода (ДМРВ) либо датчика абсолютного давления (ДАД) в паре с датчиком температуры воздуха (ДТВ). В топливных картах ECU (Engine Control Module) прописаны желаемые обороты холостого хода, которые поддерживаются с помощью регулятора холостого хода (РХХ) либо дроссельной заслонкой с электроприводом.

    В инжекторной системе питания с расходомером любая неплотность впускного тракта после ДМРВ спровоцирует нестабильные обороты двигателя на холостом ходу. Фактическое количества воздуха, попадающее в цилиндры, будет больше расчетных значений, которые строятся на показаниях ДМРВ. Также нередко возникает ошибка по бедной смеси, так как ЭБУ регистрирует неучтенный воздух только постфактум, опираясь на показания кислородного датчика (лямбда-зонд).

    Поскольку в двигатель попадает больше воздуха, обороты поднимаются, что вызывает рассогласование в ЭБУ между желаемым и фактическим числом оборотов коленчатого вала. Желая уравнять эти значения, контроллер прикрывает/открывает регулятор холостого хода либо дроссельную заслонку, если РХХ не предусмотрен конструктивно. Но из-за неучтенного воздуха выставить обороты не получается, они начинают то подниматься, то опускаться, что водитель замечает по дергающейся стрелке тахометра.

    ЭБУ «пилит» холостой ход

    В случае значительной негерметичности впускного тракта в системе с ДАД + ДТВ возникает ситуация, когда двигатель самопроизвольно раскручивается до 1500-2500 об./мин, после чего обороты резко падают на 700-900/мин. Поскольку характер скачков на графике имеет пилообразную форму, часто в таком случае говорят, что контроллер «пилит» холостой ход.

    Такое явление становится возможным вследствие роста давления во впускном коллекторе (причина – подсос) при закрытой дроссельной заслонке (ДЗ). Положение дросселя ЭБУ отслеживает с помощью специального датчика, вмонтированного в корпус ДЗ. В штатном режиме ситуация, при которой в двигатель попадает больше воздуха, а дроссельная заслонка полностью закрыта, возможна только при торможении двигателем. К примеру, когда при движении с горки на передаче водитель отпускает полностью педаль акселератора. Обороты коленчатого вала будут расти за счет инерции автомобиля, набирающего скорость на спуске. Для уменьшения расхода топлива логично отключить топливоподачу, что ЭБУ и делает до того момента, пока обороты не опустятся немногим выше холостых. Иными словами, пилообразные колебания оборотов на холостом ходу происходят из-за ложного определения ЭБУ режима торможения двигателем.

    Распространенные места подсоса воздуха

    • Неплотно зажатые хомуты патрубков, вакуумных шлангов.
    • Трещины резиновых шлангов, патрубков. Чаще всего встречаются вблизи хомутов, в местах соприкосновения с элементами навесного оборудования.
    • Порванная мембрана вакуумного усилителя тормозов.
    • Негерметичность вакуумных клапанов (PCV, EGR, клапан продувки абсорбера). Причина подсоса — негерметичная мембрана, но не стоит исключать трещины корпуса. Если на автомобиле установлено ГБО, проверьте вакуумный корректор.

    На автомобилях японского производства при поиске неисправностей уделите внимание системе вакуумных клапанов, участвующих в регулировке прогревочных оборотов и открытии каналов добавочного воздуха.

    • Трещина пластикового впускного коллектора вследствие заводского брака либо механических повреждений. Нередко такие коллекторы состоят из нескольких элементов, собранных на уплотнительных прокладках. Если прокладки вследствие температурных нагрузок в обжатом состоянии дубеют, через них будет подсасывать воздух во впускной коллектор.
    • Неплотное прилегание впускного коллектора к ГБЦ.
    • Изношенные либо неправильно установленные уплотнительные колечки топливных форсунок.
    • Износ оси вращения дроссельной заслонки в корпусе (очень часто встречается на Mitsubishi Lancer 9).

    Можно ли самостоятельно найти причину плавающих оборотов?

    Как показывает опыт практикующих диагностов, обороты начинают плавать после проведения ТО либо других ремонтных работ в подкапотном пространстве. Нередко в процессе работы мастера забывают подключать либо незаметно для самих себя сдергивают вакуумные шланги со штуцеров. Поэтому если автомобиль недавно ремонтировали, осмотрите подкапотное пространство на предмет обломанных штуцеров и неподключенных вакуумных трубок. Если визуальный осмотр ничего не дал, воспользуйтесь несколькими простыми методами поиска подсоса воздуха.

    1. Поочередно пережмите пассатижами резиновые шланги и патрубки, которые подходят к коллектору. Так вы отключаете систему и исключаете ее влияние на работу двигателя.
    2. Попрыскайте водой на впускной коллектор и вакуумные трубки. При всасывании во впускной тракт воды вместе с неучтенным воздухом вы услышите характерный звук. Нередко подсос можно определить по шипению при работе двигателя на холостом ходу.
    3. Соорудите дымогенератор из подручных средств (в Интернете масса инструкций по сборке такого прибора в домашних условиях). Суть проверки в том, чтобы наполнить впускной тракт дымом. В местах негерметичности дым будет выходить наружу. Тест лучше всего проводить в помещении с выключенным светом, точечно освещая возможные места утечки фонариком. Перед поиском причины плавающих оборотов необходимо плотно заткнуть гофру, подходящую к воздушному фильтру.

    Как РХХ влияет на холостой ход?

    Обороты могут плавать в случае неправильной работы регулятора холостого хода. РХХ – ключевой элемент стабилизации холостого хода. Он необходим для регулировки проходного сечения байпасного канала, сообщающего впускной тракт до дросселя и задроссельное пространство в те момент, когда ДЗ полностью закрыта. С помощью РХХ блок управления двигателем увеличивает количество воздуха, поступающее во впускной коллектор при возрастании нагрузки на двигатель в режиме холостого хода. Речь о включении мощных электрических потребителей (вентилятор отопителя, фары, стеклоочистители, обогрев стекла и т.п.).

    Принцип работы регулятора основывается на перемещении штока, блокирующего байпасный канал. В обесточенном состоянии клапан перекрывает канал под действием возвратной пружины. При подаче питания шаговый электродвигатель (количество шагов регулируется скважностью сигнала) втягивает шток на необходимое расстояния, изменяя тем самым проходное сечение канала. Признаки неисправности регулятора холостого хода:

    • плавают обороты двигателя;
    • двигатель глохнет на ходу при выключении передачи;
    • мотор работает неустойчиво и может заглохнуть при включении кондиционера, мощных электрических потребителей;
    • отсутствие прогревочных оборотов (1100-1300 об./мин);
    • при резком сбросе газа обороты медленно опускаются, зависают.

    Возможные неисправности

    1. Загрязнение канала, штока, появление на штоке ржавчины. Ход клапана затруднен, поэтому ЭБУ не может точно регулировать сечение байпасного канала.
    2. Неисправность электродвигателя. Нередко причиной выхода из строя становится разгерметизация корпуса РХХ, из-за чего внутрь попадает пыль и влага.
    3. Обрыв проводов питания, появления окислов на контактах разъемов, слабый контакт в соединительных колодках.
    Читайте также  Чем заклеить алюминиевый блок двигателя?

    Схема управления регулятором внутри ЭБУ крайне надежна и выходит из строя в случае попадания внутрь блока влаги, замыкании питающих проводов и при механическом повреждении дорожек, элементов печатной платы.

    Неисправности дроссельной заслонки

    На большинстве современных инжекторных системах питания РХХ отсутствует. Его роль выполняет электропривод дроссельной заслонки. С помощью электродвигателя ЭБУ приоткрывает дроссельную заслонку на необходимый угол, регулируя количество воздуха, потребляемое двигателем на холостом ходу. В отличие от регулятора, который не имеет обратной связи, ECU отслеживает положение дроссельной заслонки сразу по 2 датчикам положения.

    Симптомы неисправной дроссельной заслонки схожи с проявлениями поломки/загрязнения РХХ. Чаще всего устранение скачков оборотов и плавающих оборотов на холостом ходу ограничивается промывкой дроссельной заслонки. Для этого необходимо снять дроссельный узел и хорошо вымыть с помощью бензина и мягкой ворсовой кисточки.

    Категорически запрещено чистить внутреннюю часть дросселя металлическими щетками, острыми предметами. Лучше всего для промывки использовать специальные очистители карбюратора в аэрозольных баллончиках.

    Если чистка не решила проблему плавающих оборотов на холостом ходу, начните с компьютерной диагностики. Вероятно, что чтение кодов неисправностей и выявление аномалий в работе датчиков положения укажет вам верное направление для поиска причины нестабильных холостых оборотов. Нередко после промывки дроссель, как и РХХ, нужно адаптировать с помощью диагностического оборудования.

    Видео: Плавают обороты холостого хода? Полезные советы

    Датчик давления системы гидроусилителя

    Показания датчика давления в системе гидроусилителя рулевого управления используются ECU для компенсации нагрузки на двигатель, возникающей при работе насоса ГУ. Нестабильные показания датчика приведут к плавающим оборотам холостого хода, просадке оборотов при повороте руля.

    Почему плавают обороты двигателя на холостом ходу? Причины и 8 возможных решений

    Двигатель внутреннего сгорания представляет сложный механизм с несколькими технологическими системами. Стабильная работа зависит от точной сбалансированной настройки систем подачи топлива, воздуха и отвода выхлопных газов. На бесперебойную работу ДВС влияет настройка момента зажигания, точность зазоров впускных и выпускных клапанов.

    Иногда автомобилисты встречаются с проблемой — плавают обороты на холостом ходу без видимых изменений в работе систем. Проявляется колебание стрелки тахометра от 500 до 1 500 (об/мин), а амплитуда может варьироваться: при запуске холодного двигателя и после длительного движения автомобиля. Причина скрывается в следующем — от простого засорения свечей зажигания, неточных показателей датчиков и забивки фильтрующих элементов (воздушной и масляной системы) до износа поршневой группы.

    Режим холостого хода двигателя

    Какие обороты двигателя должны быть на холостом ходу (ХХ)? Средние показатели для большинства автомобилей находятся в диапазоне — 700 — 900 об/мин. В режиме холостого хода ДВС не испытывает существенных нагрузок, а расход топлива — минимальный.

    При настроенном ХХ — двигатель получает минимальные нагрузки, а топливо израсходуется экономно.

    Отрегулированный холостой ход необходим: при прогреве двигателя, простое в пробках на нейтральной передаче и работе печки отопления без передвижения транспортного средства.

    Принудительное повышение оборотов, при запуске холодного двигателя даёт свой плюс — смазка ДВС приобретает необходимую текучесть при быстром нагреве. При поломке регулятора ХХ можно воспользоваться педалью газа, но лучше пройти комплексную диагностику и устранить причину плавания оборотов на холостом ходу.

    Возникают ситуации, когда двигатель попросту нельзя глушить из-за поломки стартёра, генератора или при севшем аккумуляторе.

    При движении по трассе прыгание оборотов незаметно, а в городском режиме доставляет немало забот и лишних нервов.

    Признаки нестабильной работы двигателя на холостом ходу

    Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу возникает при ряде неисправностей. Причина может скрываться в электронном блоке управления. ЭБУ анализирует сигналы, поступающие с датчиков. При изменении подачи сигнала на исполнительное устройство может измениться диапазон холостого хода. Следует проверить настройку датчиков:

    • холостого хода;
    • отклика дроссельной заслонки;
    • массового расхода топлива и воздуха;
    • клапана рециркуляции отработанных газов.

    Помимо наладки электронных систем проверяют автомобиль на физические поломки. По свечам накала можно проверить качество горючей смеси.

    При обеднённой горючей смеси выполняют повторную настройку ХХ. Забитый жиклер приводит к «переобогащению» смеси, что отразится снижением оборотов двигателя на нейтральной передаче.

    Свечи зажигания имеют свой ресурс в 50 — 100 тыс. километров и нуждаются в периодической очистке от масляного нагара.

    При стирании и выгорании изоляции магнитного клапана — доехать до ближайшей станции ТО можно на вытянутом «подсосе» (двигателя с карбюратором).

    Для карбюраторного типа автомобиля нужно периодически проверять расположение поплавков и осуществлять регулировку уровня топлива. Потёки масла на блоке цилиндров свидетельствуют о нарушении герметичности соединения или прогаре прокладки под головкой блока.

    Основные причины нестабильной работы двигателя на холостом ходу

    Главные моменты, почему плавают обороты на холостом ходу: изношенность поршневой группы, системы выпуска EGR, коррозии лопастей турбины или сбой системы зажигания.

    Одной из часто встречающихся причин является забивка клапана системы EGR. Система EGR отвечает за вывод отработанных газов. Особенностью её работы является возврат части выхлопа в камеру сгорания от коллектора выпуска системы циркуляции. Технология EGR позволяет снизить вред окружающей среде от выхлопа и выполнять полное сгорание топлива. Поломку устраняют заменой клапана или его очисткой (продувкой).

    Для дизельного варианта ДВС характерно образование коррозии на насосе или подвижных лопастях турбины. Элементы «заедают» и перестают выполнять свою функцию. Вариант защиты — активная смазка металлических деталей.

    Частная практика доказала эффективность добавления моторного масла (100 — 200 грамм) в топливный бак для смазки лопастей насоса.

    Износ поршня и колец приводит к потере степени сжатия в ДВС. Компрессия напрямую связана и с герметичностью головки блока цилиндров. Износ прокладки приводит к протравливанию воздушно-масляной массы, которые визуально определяются по потёкам на блоке двигателя. Этот характерный показатель сопровождается перебоями в запуске и работе ДВС, изменению стабильных оборотов холостого хода.

    Разрушенная прокладка под головкой блока может привести к катастрофическим последствиям для двигателя — поступлению охлаждающей жидкости внутрь картера, загрязнению масла и гидроудару (при изменении геометрии блока за счёт перегрева).

    Причина плавающих оборотов может крыться в работе свечей зажигания. Свечи зажигания рассчитаны на определённый ресурс, нуждаются в периодической проверке и очистки от нагара. Срок службы зависит от качества производства свечей зажигания и используемого материала для изготовления электрода. Свечи с никелевым покрытием элемента недолговечны. При пробеге около 10 тысяч километров нарушается режим работы — возникает «блуждающая искра» (приводит к нестабильному моменту зажигания топлива в камере сгорания). Сопровождается затруднительным запуском ДВС и влияет на плавность холостых оборотов.

    Помимо свечей, проводят осмотр бронепроводов — на целостность, а катушку зажигания — на замыкание обмотки.

    Качество топливной смеси можно определить визуально по цвету и состоянию свечей: следы перегрева и зашлакованности говорят о некачественном топливе.

    Стабилизация работы двигателя на холостом ходу

    Регулировку и стабилизацию оборотов холостого хода мотора выполняют следующими путями:

    1. Очищают клапан от отложений (на масляном картере). Понадобится демонтаж картера и последующая промывка чистящими веществами от масляных отложений, пылевых и механических скоплений шлама. Детали очищают, промывают в керосине и высушивают. Устанавливают клапан и собирают систему.
    2. Вентиляция картерных газов (ВКГ). При сгорании топлива и масла — в двигателе создается давление газов, которое циклично сбрасывается клапанами через патрубки сложной геометрии. Обслуживание и прочистка системы ВКГ — нормализует обороты, снизит потребление топлива и избавит от перерасхода масла.
    3. Важна проверка магистралей подачи воздуха. Придется проверить цилиндры на герметичность, продуть компрессором шланги и осмотреть коллектор. «Подсос» воздуха может происходить через трещины, которые можно выявить, обработав трубопроводы WD-40. После испарения жидкости остаются визуально различимые места протравки. Повреждённые шланги не подлежат запайке (только замена на новые).
    4. Дроссельная заслонка промывается от отложений масляного типа. После демонтажа можно провести перенастройку положения. Снимаются шланги, откручиваются болты крепления, а заслонку осматривают на предмет износа, опрыскивают аэрозолем и счищают отложения щеткой. Промыв плоскости, регулируют положение (рабочие зазоры) заслонки и собирают систему.
    5. Расход воздуха контролируется датчиками ДМРВ. Принцип работы основан на считывании показаний термоанемометра. Датчики массового расхода ремонту не подлежат (только замена).
    6. Скачки оборотов ХХ наблюдаются при поломке электромагнитного клапана в карбюраторной системе подачи топлива. Проводится полная замена. До ближайшего СТО доехать можно на вытянутой заслонке «подсоса».
    7. Жиклеры ХХ в карбюраторе очищаются специальными средствами (аэрозолями) без вынимания из конструкции. Обработав жиклер добавкой, продувают каналы компрессором от остатков механических частиц.
    8. Очистить следы коррозии на лопастях ТНВД можно XADO VeryLube или средством другого производителя. Композицию распыляют в горловину пустого топливного бака (перед полной заправкой). Вещество оседает и вступает в реакцию на лопастях насоса, происходит химический процесс коррозийной нейтрализации. В частной практике встречается «метод подливки моторного масла» — добавляют около 150 мл в бак с дизельным топливом. Металлические поверхности лопастей покроются защитной плёнкой, защитив их от появления преждевременных коррозийных пятен.

    Заключение

    Помните, для решения проблем с перебойной работой двигателя необходимо пройти полную тщательную диагностику на СТО и не забывать регулярно выполнять техническое обслуживание — менять масло и фильтрующие элементы. Нужно следить за состоянием свечей зажигания, регулировкой и износом клапанов. Отлаженная работа всех технологических систем — гарантия бесперебойной работы двигателя и устранение проблем с плавающими оборотами холостого хода.