Как проверить амперы мультиметром на аккумуляторе автомобиля?

Проверка аккумулятора мультиметром – подробная инструкция по проверке работоспособности, емкости, тока и заряда

Главным топливом современного автомобиля является не бензин или дизель, а электричество. Без него не включится ни одна основная или вспомогательная система, и даже двигатель запустить не получится. Источником энергии является аккумулятор, о состоянии которого многие водители даже не задумываются, пока тот не выйдет из строя. В этой статье рассматривается, как проверить аккумулятор мультиметром, чтобы не оказаться в сложной ситуации, когда без сторонней помощи не обойтись.

Как проверить аккумулятор мультиметром? Необходимое оборудование

Мультиметр – прибор, которым должен обладать любой автовладелец. Он позволяет оперативно и в «полевых условиях» определять массу показателей:

  • напряжение;
  • емкость батареи;
  • сопротивление;
  • температуру.

На некоторых современных аккумуляторах устанавливается индикатор заряда, что сильно облегчает жизнь водителю, но такие батареи стоят на 20–30% дороже обычного оборудования. Имея мультиметр, можно легко, быстро и с достаточным уровнем точности определить массу важных параметров, касающихся АКБ.

Как проверить зарядку аккумулятора мультиметром?

Определить, в каком состоянии находится литий-ионный (наиболее распространенный вид современных батарей) аккумулятор довольно просто, если следовать этим указаниям:

  • Отсоединяете накопитель энергии от автомобиля и ждете 5–6 часов.
  • Мультиметр должен работать в режиме «вольтаж» (проверка напряжения).
  • Стандартный литиевый аккумулятор вырабатывает ток в диапазоне 12,7–13,2 вольта. Переключатель устанавливается на показатель 20 или наиболее близко к нему. Так замеряется напряжение от этого значения и ниже.
  • Провода, идущие от прибора, подсоединяются к батарее: красный на положительную клемму, черный – на отрицательную. Если провода одного цвета, то ориентироваться следует на их маркировку и подключать к противоположным зарядам, минус к плюсу и наоборот.

В зависимости от показателей прибора, следует принимать решение насчет замены или дальнейшего использования аккумулятора.

  • 12,7–13,2 вольта – батарея заряжена и готова к работе;
  • 12,1–12,4 V показывает, что зарядка аккумулятора произведена примерно наполовину и желательно увеличить уровень энергии;
  • 11,6–12 вольт – сильное истощение и в качестве источника электричества аккумулятор не годится;
  • Ниже 11-и V – оборудование полностью выведено из строя и попытки его использования могут привести к поломке.

Чтобы понять, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность мультиметром, не нужны особенные знания или специальное оборудование, достаточно немного времени и соблюдение перечисленных советов.

Как проверить емкость аккумулятора мультиметром?

Емкостью аккумулятора называется количество накопленной энергии, которую способна отдать батарея за конкретный период времени. Величина измеряется в ампер-часах. Определить ее значение можно двумя способами: проверка под нагрузкой и метод контрольного разряда.

Как проверить емкость аккумулятора мультиметром под нагрузкой?

Каждая заводская батарея имеет нанесенную на корпус маркировку, где указано значение емкости. Со временем оно начинает уменьшаться и реальные цифры становятся ниже заявленных показателей. Чтобы определить целесообразность дальнейшего использования оборудования, необходима нагрузка. В качестве нагрузки могут выступить фары автомобиля или даже обыкновенная лампочка на 35–40 Вт.

Поэтапно рассмотрим, как проверить мультиметром заряд аккумулятора:

  • Батарея отсоединяется от генератора;
  • Присоединяете к ней лампочку и в течение двух-трех минут наблюдаете за работой электрической цепи;
  • Разъединяете элементы и мультиметром снимаете показания с аккумулятора, предварительно включив режим измерения напряжения.

Если показатели на экране прибора превышают 12,4 единицы, то батарея исправна. Значение в 12–12,3 указывает на необходимость скорой замены оборудования.

Как проверить емкость аккумулятора мультиметром, применяя контрольный разряд?

Для этого вида определения емкости понадобится полностью зарядить батарею и присоединить ее к электрической цепи, которая имеет нагрузку, равную или близкую по значению к заявленным в техническом паспорте показателям. Дополнительно присоединяется мультиметр, работающий в режиме амперметра.

Понадобится немного подождать, чтобы сила тока снизилась наполовину, отметить, сколько прошло времени, и сравнить с указанными в паспорте значениями. Если показатель отличается на незначительную величину, то емкость оборудования снизилась не сильно и его можно использовать дальше. Большая разница в числах означает, что пора подыскивать новую батарею.

Как проверить утечку аккумулятора мультиметром?

Утечка тока – это показатель, который обозначает расход энергии на поддержание функционирования подключенных к неповрежденной электрической цепи сторонних приборов. Для каждой АКБ существует значение минимальной утечки тока, которое относительно автомобильной батареи в среднем составляет 55–80 мА.

В этот показатель входит обеспечение работы памяти магнитолы, системы впрыска топлива, сигнализации и ряда других вспомогательных систем. Совокупное значение не должно превышать 60–70 мА. Если утечка выше – то аккумулятор будет слишком быстро разряжаться и его придется менять. Это также важно, как знать, какую сигнализацию выбрать?

Чтобы знать, как проверить утечку аккумулятора мультиметром, следует сделать следующее:

  • Подготовьте транспортное средство к замеру. Отключите все, расходующее электрический заряд системы, и подождите пару минут.
  • Снимите положительную клемму с автомобильного АКБ.
  • Щуп мультиметра с отрицательным значением подключаете к клемме машины.
  • Провод с плюсом – к энергобатарее.

После этого необходимо снять показания с экрана прибора. Если они превышают норму, то вам надо по одному отключать и ставить обратно реле и предохранители, замеряя изменения тока утечки. После отсоединения одного из реле цифры придут в норму, следовательно оно и является слабым звеном цепи.

Как проверить «ампераж» аккумулятора мультиметром?

Чтобы определить силу тока, которую выдает ваша АКБ, понадобится создать цепь с нагрузкой. В ее роли выступает любой прибор или оборудование, потребляющее электроэнергию. Для замера понадобится предпринять следующие действия:

  • Прибор устанавливается в режим замера ампер, а переключатель на нем – на переменный ток, который обозначается английскими литерами AC.
  • Отсоединяете клемму с плюса батареи и на ее место ставите отрицательный провод измерительного прибора.
  • К оборудованию, которое выступает в качестве нагрузки, присоединяете отрицательную клемму АКБ и щуп измерителя с положительным зарядом.
  • В зависимости от конструкции, смотрите на высветившееся число или отсчитываете его на шкале прибора.

Исправный и полностью заряженный аккумулятор демонстрирует показатели в пределах 12,6–13 В.

Как проверить напряжение аккумулятора мультиметром?

Можно произвести замер напряжения при включенном двигателе. Удовлетворительным показателем считается значение в 13,5–14 В. Оно указывает, что АКБ можно смело продолжать использовать.

Если число на измерительном приборе превышает 14,2 В, то аккумулятор не заряжается полностью, а генератор работает в усиленном режиме, чтобы снабдить все зависимые системы автомобиля энергией. Но следует учитывать окружающую обстановку при замере, холодной зимней ночью батарея могла разрядиться и генератор вырабатывает увеличенное напряжение, чтобы ее заполнить. Подождите 10–15 минут и повторите процедуру. Если значения снизились – все в порядке.

Если, при проверке мультиметром напряжения аккумулятора, с запущенным двигателем и отключении расходующих электроэнергию системах прибор показывает ниже 13 В, то это указывает на перебои в работе генератора, который не в состоянии заполнить АКБ до необходимого уровня.

Как проверить аккумулятор мультиметром с отключенным двигателем?

Средний показатель, при проверке аккумулятора мультиметром, на неработающем моторе должен находится в пределах 12,5–13 В, при этом верхнее значение указывает на 100 % заряда, а нижнее – на 50 %. Числа приблизительные, но общую картину по ним понять просто. Также не стоит забывать, что снимать показания стоит непосредственно перед поездкой, а не после нее, как только вы заглушили двигатель. Особенно хорошо проводить ее, когда машина некоторое время не использовалась, например, утром, после ночи в гараже. Так видно, насколько хорошо АКБ способен держать заряд.

Теперь вы понимаете, как проверить заряд аккумулятора автомобиля мультиметром. Этот прибор стоит приобрести каждому автомобилисту. Некоторые полагаются на показания бортового компьютера, но он не предоставляет достаточной точности. Встроенный вольтметр подключен к цепи приборов, расходующих энергию, а не напрямую к аккумулятору, следовательно, часть электричества расходуется «по дороге».

Также каждому владельцу машин рекомендуется к прочтению статья – Рейтинг лучших моторных масел.

Что и как можно проверить мультиметром в аккумуляторе

Иногда у автомобилистов возникает необходимость проверить состояние тех или иных узлов. Одним из них выступает и аккумуляторная батарея, которая нуждается в периодической диагностике и обслуживании.

Всякий раз отвозить машину в автосервис затратно по деньгам и по времени. Плюс целый ряд задач можно решить в гаражных условиях, не прибегая к использованию сложного профессионального оборудования.

На многие вопросы относительно состояния АКБ поможет ответить универсальный мультиметр. Именно мультиметром можно быстро и достаточно легко проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность, оценить его текущее состояние, найти слабые места.

  1. Что можно проверить
  2. Напряжение
  3. Сила тока
  4. Ёмкость
  5. Внутреннее сопротивление
  6. Ток утечки
  7. Быстрая проверка

Что можно проверить

Мультиметром называют специальное приспособление, позволяющее делать замеры вольтажа, силы тока, сопротивления, температуры и пр. Это распространённый прибор, который получил широкое применение в различных областях и сферах деятельности.

Читайте также  Как узнать какая полярность на аккумуляторе?

Практически каждый автомобилист, который хотя бы минимально занимается обслуживанием своего авто, должен иметь в распоряжении подобный девайс.

Используя мультиметр, можно проверить:

  • напряжение;
  • силу тока;
  • ёмкость;
  • внутреннее сопротивление;
  • утечки тока.

Да, в некоторых случаях, помимо самого мультиметра, потребуются дополнительные приспособления. Но отыскать их у себя в гараже или купить за небольшие деньги не составит проблем.

Напряжение

Рассмотрим для начала, как проверять напряжение в аккумуляторе мультиметром, и что для этого потребуется сделать.

Разобраться с тем, как самому проверить зарядку мультиметром у аккумулятора, не сложно. Достаточно следовать инструкциям, а также не забывать о технике безопасности:

  1. Для начала нужно собрать устройство. Перед тем как поверить зарядку своего аккумулятора мультиметром, переведите его в режим измерения именно напряжения, то есть вольтажа. Поскольку многие переключают почему-то на амперах.
  2. Если у вас поворотный переключатель, его нужно повернуть в положение порога измерений до 20 Вольт. То есть просто установите отметку 20V. Поскольку АКБ вырабатывает до 14,5 В (при работе двигателя), то диапазон до 20 В будет оптимальным.
  3. Чтобы выполнить замер напряжения у вашего аккумулятора, своим мультиметром подключитесь к клеммам батареи. Чёрный провод идёт на минус, а красный на плюс.
  4. Теперь фиксируйте, сколько Вольт показывает прибор. Далее делайте соответствующие выводы.

Если вам удалось тестером проверить текущий заряд аккумулятора, не будет лишним разобраться в цифрах.

Тут стоит ориентироваться на такие значения:

  • если АКБ заряжена полностью, тогда мультиметр будет показывать порядка 12,7 В, то есть заряжать аккумулятор нет необходимости;
  • диапазон от 12,1 до 12,4 В говорит примерно о 50–70% заряда, то есть тут подключиться к ЗУ не помешает;
  • когда заряд падает ниже 11,7 В, это уже считается глубоким разрядом: некоторые АКБ при 10,5 В вернуть к жизни уже не получается.

Как видите, измерить самостоятельно обычным мультиметром вольтаж автомобильного аккумулятора – не проблема. Но это далеко не всё, на что способен этот диагностический девайс.

Сила тока

Теперь о том, как можно самому проверить мультиметром ампераж аккумулятора. Эта процедура уже несколько сложнее, поскольку потребуется дополнительное приспособление в виде нагрузки. Обычно автомобилисты берут просто лампочку от фар.

Непосредственно на самой АКБ ампераж не измеряется. Это делается в созданной цепи.

Перед тем как измерить силу тока мультиметром на эксплуатируемом аккумуляторе, потребуется его подготовить. Для этого переведите переключать в положение измерения переменного тока.

Чтобы проверить амперы на автомобильном аккумуляторе, вооружившись мультиметром и лампочкой, необходимо:

  • перевести в нужное положение прибор;
  • выбрать необходимый предел по количеству Ампер;
  • сначала рекомендуется выбирать максимальный предел;
  • плюсовой щуп мультиметра соединяется с плюсом аккумулятора;
  • в разрыв минуса подключается лампочка;
  • должно получиться так, что минус от тестера идёт на лампочку, и от лампочки цепь замыкается на минусе АКБ;
  • теперь проверяются значения на приборе.

Контакт щупа с тестируемой батареей не должен длиться более 1–2 секунд.

Теперь нужно сравнить параметры на дисплее мультиметра с оптимальными характеристиками, указанными на корпусе аккумуляторной батареи.

Организовав подобную цепь, можно проверить силу тока своего аккумулятора, пользуясь только мультиметром и электрической лампочкой в качестве нагрузки.

Ёмкость

Самостоятельно проверить ёмкость автомобильного аккумулятора, вооружившись мультиметром, не сложно. Но и здесь потребуется нагрузка в виде лампочки. Важно точно знать, какой у нагрузки ток потребления.

Саму инструкцию о том, как измерить ёмкость у аккумулятора обычным универсальным мультиметром, можно представить в таком виде:

  1. Полностью зарядите аккумулятор. Здесь лучше подойдёт зарядное устройство, чтобы точно добиться полного заряда.
  2. Далее подключите к АКБ нагрузку в виде лампочки от автомобильных фар. Обычно берут на 35–40 Вт.
  3. Обязательно запомните время, когда вы выполнили подключение, поскольку нагрузка будет постепенно забирать заряд.
  4. Параллельно с подключением нагрузки следует соединить щупы мультиметра с выводами АКБ, делая замеры в режиме постоянного напряжения. Тем самым вы сможете тестером наблюдать за изменениями.
  5. Когда напряжение на аккумуляторе упадёт примерно до 50% от своего максимума, отключайте нагрузку.

У автомобилиста теперь есть нагрузка с определёнными характеристиками, АКБ и время, в течение которого происходил разряд. Остаётся только умножить силу тока в цепи при нагрузке на количество часов, потраченных на разряд. Так вы получите ёмкость, выраженную в Ампер*часах.

Остаётся только сопоставить эти параметры со значениями, указанными на корпусе источника питания. Если полученная ёмкость близка с изначальным цифрам, с аккумулятором всё хорошо, и ему ещё предстоит долгая работа. Если же реальная ёмкость упала на 40–50% в сравнении с номинальной, тут стоит задуматься о замене АКБ.

Внутреннее сопротивление

Также мультиметром можно самостоятельно проверить внутреннее сопротивление, характерное для конкретной АКБ автомобиля.

Сделать замеры внутреннего сопротивления довольно просто. Но опять же, здесь потребуется воспользоваться лампочкой в качестве нагрузки. В качестве примера можно взять лампу галогенового типа на 60 Вт с током потребления 5 А:

  • когда ампераж составляет 100 А, потеря напряжения не должна быть более 1 В, то есть при 5 А напряжение будет порядка 0,05 В;
  • подключите лампочку к аккумуляторной батарее и дождитесь, когда она начнёт гореть;
  • в этот момент проверьте, какое напряжение на выводах аккумулятора, воспользовавшись мультиметром;
  • сделайте замеры и запишите их, либо просто запомните;
  • теперь выключите лампочку;
  • повторно проверьте показатели вольтажа на выводах.

Остаётся только сравнить 2 полученных значения. Если разница не превышает 0,05 В, то с аккумулятором всё хорошо. А точнее, его внутреннее сопротивление находится в пределах нормы.

Но когда разница заметно больше, это указывает на сильный износ источника питания. Долго такая батарея уже не прослужит, потому стоит подумать о покупке новой АКБ.

Ток утечки

Ещё с помощью мультиметра можно самостоятельно проверить автомобильный аккумулятор на предмет тока утечки.

Минимальные показатели утечки тока являются нормой для любой аккумуляторной батареи. И обычно они не превышают 60–80 мА.

Обусловлено это тем, что даже во время стоянки, когда двигатель выключен, зажигание не работает, все потребители отключены, определённый расход энергии всё равно идёт. Это необходимо для поддержания работоспособности той же сигнализации, которая обычно и забирает больше всего энергии.

Потому принято считать, что утечка до 100 мА является нормой. Но всё, что превышает это значение, требует дополнительной проверки и диагностики.

Проверить утечку вовсе несложно. Здесь требуется действовать по такому алгоритму:

  • заглушите двигатель, выключите зажигание, подождите хотя бы 15–20 минут;
  • выключите всех потребителей, которые могут работать даже при выключенном зажигании, к их числу относят аудиосистему, мультимедийный комплекс, сигнализацию и пр.;
  • снимите минус с аккумуляторной батареи;
  • переключите измерительный прибор в режим проверки постоянного тока в диапазоне до 10 А;
  • теперь плюсовой провод тестера соедините с плюсом на АКБ;
  • к снятому минусу подключите минус от мультиметра;
  • смотрите на показания прибора.

Если утечки в аккумуляторной батарее нет, тогда и устройство будет показывать соответствующие нули.

Если же утечка присутствует, тогда на приборе вы увидите то, насколько сильно батарея теряет заряд. Когда значения выходят за рамки нормы, следует узнать, где именно проблема. Для этого достаточно поочерёдно отключать предохранители и возвращать их на место.

Вытащив очередной предохранитель или реле, параллельно наблюдая за мультиметром, вы можете увидеть, что ток утечки нормализовался. Это означает, что в этой системе или узле, за который отвечает извлечённый предохранитель, и кроется проблема повышенной утечки.

Быстрая проверка

Существует и очень простая, быстрая проверка состояния АКБ, для которой потребуется вооружиться только лишь одним мультиметром. Подобными экспресс-проверками рекомендуется периодически заниматься, чтобы хотя бы примерно знать о состоянии источника питания.

Здесь нужно сделать следующее:

  1. Остановите мотор, дайте ему просто постоять около 15 минут, после чего поднимайте капот.
  2. Плюс мультиметра соедините с плюсом на аккумуляторе. Теперь то же самое проделайте с минусом.
  3. Тестер должен стоять в режиме измерения напряжения с диапазоном до 20 В.
  4. Когда двигатель остановлен и зажигание выключено, заряженная АКБ должна показывать около 12,7 В.
  5. Теперь можно запустить двигатель, наблюдая за значениями на приборе. Если напряжение возросло до 14,5–14,7 В, это тоже хорошие показатели.
  6. Далее подключите какую-нибудь нагрузку. К примеру, в салоне включите печку или кондиционер, дальний свет, подогрев сидений.
  7. Под нагрузкой напряжение не должно падать более чем на 0,2 В в сравнении с параметрами без нагрузки. Если без нагрузки 14,7 В, то с нагрузкой нормой будет 14,5–14,6 В.

Вот и вся экспресс-проверка.

Мультиметр действительно даёт много возможностей. Но не со всеми задачами он справляется самостоятельно.

Читайте также  Какая жидкость в аккумуляторе автомобиля?

Полезное устройство в бардачке и гараже любого автомобилиста.

Как измерить силу тока мультиметром на аккумуляторе автомобиля?

Мультиметр — тестер, авометр, комбинированный электроизмерительный прибор, объединяющий в себе несколько функций. В зависимости от модели включает в себя функции вольтметра, амперметра и омметра. Существуют цифровые и аналоговые мультиметры. В некоторых случаях исполняется мультиметр в виде токоизмерительных клещей.

Название «мультиметр»закрепилось именно за цифровыми измерителями, в то время как аналоговые приборы часто именуются «тестер», «авометр», а иногда и просто «Цешка» (отечественные).

Подключение мультиметра

Для начала нужно отключить все устройства, которые могут питаться от аккумулятора. Для проведения измерений мультиметр включают в разрыв цепи. Чтобы получить такой разрыв, с плюсовой клеммы (можно и минусовой) АКБ снимают провод. Затем подключают один контакт амперметра к плюсу (или минусу) аккумулятора. А второй контакт подключают к снятому проводу.

[attention type=red]Не подключайте измерительные приборы к плюсу и минусу на аккумуляторе, иначе случится короткое замыкание и в мультиметре сгорит предохранитель.[/attention]

После подключения на экране прибора появится число, которое соответствует току, что потребляется постоянно включенными электроприборами. Если допустимая утечка тока в автомобиле ниже, чем результат измерений, нужно искать причину далее.

Какие параметры можно проверить мультиметром?

  • измерить напряжение с максимальной точностью. По электрическому напряжению можно определить заряжена ли аккумуляторная батарея или необходимо заряд;
  • проверить напряжение аккумуляторов сотовых телефонов. Для этого необходимо перевести прибор в режим измерения постоянного тока до 20 В;
  • аккумулятор шуруповерта;
  • емкость аккумулятора.

Как измерить напряжение аккумулятор

Чтобы проверить напряжения аккумулятора, необходимо перевести мультиметр в режим DC. Если необходимо проверить источник электроэнергии, напряжение которого не превышает 20 вольт, то в данном секторе переключатель режимов устанавливается в положение 20 В.

Далее чёрным щупом мультиметра следует присоединить к минусовой клемме, а красный — к плюсу АКБ, на дисплее устройства, в этот момент, будет показано напряжение постоянного тока. Исправный и полностью заряженный автомобильный аккумулятор имеет напряжение 12,7 В. Если при таком напряжении плотность электролита находится в норме, то источник электроэнергии может быть использован по назначению.

Таким же образом измеряется напряжение литий-ионных батарей сотовых телефонов, а также щелочных или гелевых батарей, которые применяются для запуска двигателей различной мототехники, дизельных генераторов и иных устройств, для начала работы которых, необходим определённый заряд электричества.

Как измерить ёмкость аккумулятора

  1. Замер ёмкости аккумулятора можно произвести с помощью контрольного разряда батареи, т.е. вначале нужно полностью зарядить аккумулятор. Затем необходимо убедиться что батарея максимально заряжена, сделав замер напряжения и плотности электролита.
  2. Далее необходимо подключить нагрузку известной мощности, например лампу накаливания мощностью 24 Вт, и отметить точное время начала данного эксперимента. Когда напряжение батареи упадёт до 50% процентов от ранее установленного показания полностью заряженного аккумулятора, лампочку следует отключить.
[attention type=yellow]Измерение ёмкости, которое выражается в а/ч, осуществляется путём перемножения силы тока в цепи при подключённой нагрузке, на количество часов, в течение которых осуществлялся контрольный разряд батареи. Если получится значение, максимально приближенное к номинальному показателю а/ч, то батарея находится в отличном состоянии.[/attention]

Проверить внутреннее сопротивление аккумулятора

Проверить работоспособностьаккумулятора можно с применением мультиметра и мощной лампочки на 12 В. Проверить батарею необходимо в такой последовательности:

  1. Лампа 12 В подключается к АКБ.
  2. Спустя несколько секунд свечения лампы, замеряется напряжение на клеммах батареи.
  3. Лампа отключается, и напряжение снова замеряется.

Если разница измерения не превышает значения 0,05 В, то аккумулятор находится в исправном состоянии. Когда значение падение напряжения больше, внутреннее сопротивления источника питания будет выше, что косвенно будет обозначать значительное ухудшение технического состояния аккумулятора.

Проверяем автомобильный аккумулятор мультиметром

Каждому автомобилисту нужно знать, что многое зависит от того, в каком состоянии находится аккумуляторная батарея. Важно понимать, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность. Для этого потребуется знание определенных параметров: напряжение, сила тока и емкость. Именно от определенной величины этих показателей и зависит полноценная работа АКБ. Поэтому и следует знать о том, как проверить аккумулятор мультиметром, или тестером — довольно простым в эксплуатации прибором, с помощью которого можно самостоятельно протестировать батарею от и до.

Проверка напряжения аккумулятора

Для того чтобы проверить напряжение аккумулятора мультиметром, необходимо сделать несколько простых действий:

  • Не забыть переключить режим мультиметра на вольтаж (измерение U). Не путать с понятием «ампераж».
  • Поставить амплитуду вольтажа от 0 до 20 В;
  • Отключить АКБ от автомобильной электропроводки.
  • Красный проводок со щупом присоединить к плюсовой клемме аккумулятора.
  • Черный проводок со щупом присоединить к минусовой клемме АКБ.
  • Посмотреть на табло мультиметра и запомнить показания.

Важно иметь в виду, что снятые показатели означают напряжение батареи, находящейся в покое. Более того, для их максимальной точности рекомендуется проводить замеры U на аккумуляторе с помощью мультиметра после того, как машина будет находиться в покое часов 5-6.

Нормальное напряжение заряженного автомобильного аккумулятора — 12,6-12,7 В. Это значит, что батарея в порядке, работает исправно и в ближайшее время в зарядке не нуждается. Если U при снятии показаний будет ниже, чем 12,6 Вбатарею нужно подзарядить. В случае, когда напряжение аккумулятора 11 В и меньшеездить с такой АКБ нельзя. Она почти или полностью разряжена и срочно нуждается в полной зарядке, либо замене.

Подробнее о том, как проверить заряд аккумулятора мультиметром, читайте здесь →

Таблица заряда аккумулятора по напряжению →

Тесты аккумуляторной батареи на уровень емкости

Понятие емкости АКБ означает то, какое время она может проработать с оптимальной отдачей определенного количества заряда при определенных показателях U. Емкость измеряется в ампер-часах, и на каждом аккумуляторе, как правило, проставлены показатели его номинальной емкости. Самый распространенный способ проверки уровня емкости батареи — это использовать для нее определенную нагрузку.

Лучше всего будет использовать нагрузку, временно выкрутив автомобильную фару, потому что фара имеет подходящую по всем параметрам мощность 35-40 Ватт. Это означает, что фара при подключении к аккумулятору заберет нужную половину тока для того, чтобы можно было узнать, в норме ли находится емкость АКБ. Если фара будет быстро гаснуть, значит, емкости в батарее, к сожалению, недостаточно.

Для того, чтобы определить, в норме ли емкость АКБ, нужно сделать следующее:

  • отключить батарею от генератора автомобиля;
  • подключить фару-нагрузку;
  • оставить батарею в таком положении, пусть работает под нагрузкой около двух минут;
  • отсоединить фару;
  • выставить на мультиметре режим измерения вольтажа (напряжение);
  • произвести замеры показателей.

При исправности и достаточном уровне емкости аккумулятора U обязательно должно превышать 12,4 В. Эту цифру следует запомнить. Если напряжение проверяемой АКБ составляет 12,4 В и меньше — это тревожный сигнал о том, что с такими показателями батарея не сможет долго проработать и в любое время может выйти из строя.

Также можно проверить, в норме ли емкость батареи, используя способ под названием «контрольный разряд». Это значит, что АКБ нужно зарядить и провести ей нагрузку так, чтобы обеспечить силу тока при разрядке, равную той, которая обозначена в техническом паспорте аккумулятора.

Для этого проводим следующие действия:

  • полностью заряжаем батарею;
  • проводим нагрузку в соответствии с показателями, обозначенными в ее техпаспорте;
  • в цепь подключаем мультиметр — он будет показывать уровень ампеража;
  • следить за показаниями мультиметра и отметить время, в течение которого ампераж уменьшится на 50 процентов и больше;
  • сравнить полученные данные с данными тока в техпаспорте аккумулятора.

Если различия между этими показателями небольшие, батарея вполне годна к дальнейшему использованию, емкость в порядке. Если же разница большая, это сигнал к тому, чтобы либо пора зарядить АКБ, либо произвести ее замену при необходимости. Непосредственно цифр, указывающих на емкость батареи, с помощью тестера не получить.

Целесообразность проверки ампеража аккумулятора тестером

Многие автомобилисты спрашивают и о том, можно ли проверить силу тока аккумулятора. Можно с уверенностью сказать, что показателей напряжения и уровня емкости АКБ более чем достаточно для того, чтобы правильно оценить работоспособность батареи и возможность ее безопасной эксплуатации в ближайшее время.

Важно помнить о том, что сам показатель силы тока проверять на аккумуляторе нецелесообразно, к тому же, при подобных проверках существует реальная опасность случайного короткого замыкания.

Как проверить показатели аккумулятора «быстро и на ходу»

Часто бывает так, что отсоединять аккумулятор от автомобиля и возиться с лампочками и фарами просто не хватает времени. Есть автолюбители, которые очень быстро тестируют свой аккумулятор буквально «на ходу», и такой метод время от времени тоже можно использовать.

Читайте также  Что находится в аккумуляторе автомобиля?

Делается это так:

  • На незаведенном автомобиле мультиметр подключается к батарее — как всегда, плюс к плюсу, минус к минусу. Следует иметь в виду, что в данном случае могут быть некоторые погрешности показателей прибора. 12,7 В — нормальный показатель, могут быть незначительные отклонения, автомобиль пока находится в покое.
  • Теперь заводим автомобиль. Напряжение в момент начала работы двигателя может подняться до 14,6-14,7 В. Идеальный вариант —14 с небольшим, но лучше всего проверить еще под нагрузкой.
  • В качестве нагрузки используем часть потребителей тока на борту машины — обычно это фары ближнего света, обогрев задней стенки и печка, заведенная в среднем режиме. Оптимальный и лучший показатель напряжения — 14,6 В.

Такие показатели являются нормой, и от них следует отталкиваться всегда, когда возникает вопрос о том, как проверить аккумулятор мультиметром. Научиться этому совсем не трудно. Важно запомнить необходимые цифры, на которые придется ориентироваться при проведении замеров, и научиться правильно обращаться с мультиметром. Сам прибор для гарантии точных и качественных измерений лучше приобретать не на рынке или с рук, а в специализированных магазинах.

Проверяем аккумулятор с помощью мультиметра

Мультиметр – универсальный прибор для точного определения напряжения, силы тока или сопротивления и не только. Использование даже недорогих китайских моделей позволяет эффективно проверить аккумулятор любого типа. В этой статье будут описаны основные способы использования тестера для определения работоспособности батарей.

Какие аккумуляторы можно проверить мультиметром

Все виды аккумуляторов характеризуются такими параметрами, как ёмкость, сила тока или напряжение, поэтому с помощью измерительного прибора можно легко проверить любой аккумулятор на работоспособность.

Наиболее часто, по причине большой распространённости, приходится таким способом измерять показатели у автомобильных аккумуляторов, Ni-Cd, Ni-MH, Li-Pol и Li-Ion батарей.

Даже если автомобиль или гаджет оснащается штатными программами измерения заряда батареи, во многих случаях, такие утилиты показывают общую информацию о величине заряда. При этом, точности таких утилит не всегда стоит доверять.

Проверяем параметры аккумулятора с помощью мультиметра

Для проведения измерительных работ, во многих случаях, не обойтись без демонтажа батареи. Если необходимо протестировать автомобильный АКБ, то его также следует снять с машины.

Напряжение

Все аккумуляторы выдают на клеммах постоянный электрический ток, поэтому для его измерения переключатель режимов мультиметра следует перевести в положение DC. Вольтаж батарей может существенно отличаться от типа аккумулятора, поэтому чтобы получить максимально корректные показатели необходимо правильно выбрать максимальное напряжение, которое может измерить прибор.

На переключателе мультиметра имеется несколько режимов, которыми можно замерить постоянное напряжение. Для большинства аккумуляторов достаточно выставить ограничение на 20 В. Практически все пальчиковые аккумуляторы и батареи телефонов способны выдавать значительно меньшее напряжение.

Исключением из этого правила является только измерение автомобильных АКБ на 24 В, и некоторых батарей ноутбуков, которые при полном заряде могут иметь на своих выводах напряжение, превышающее 20 В.

Обратите внимание. Таким же образом можно измерить напряжение у производственных аккумуляторах или в розетке, только в этом случае надо переключатель на мультиметре переключить на более высокое напряжение, например 200 V.

При измерении важно соблюсти полярность, то есть подключить красный щуп к плюсу аккумулятора, а чёрный – к минусу. При переполюсовке устройства, оснащённые цифровым дисплеем, проинформируют о нарушении полярности знаком минуса перед числом.

На стрелочных приборах такое подключение вызовет движение стрелки в обратном направлении, что совершенно не позволит получить правильные замеры вольтажа. Хотя в целом в этом ничего страшного нет.

Сила тока

Для того чтобы измерить силу тока аккумулятора небольшой мощности достаточно перевести прибор в режим измерения этого параметра (А). Прикоснувшись щупами прибора к клеммам батареи можно получить точное значение в миллиамперах.

При проведении измерений на АКБ большей мощности прибор переводится в положение «10А», а положительный выход мультиметра переставляется в соседнюю ячейку.

Если необходимо замерить силу тока на автомобильном аккумуляторе, то эти два способа не годятся, ведь сила разрядного тока таких АКБ может достигать нескольких сотен ампер. Проводить подобные измерения можно только с использованием специального тестера, например, Bosch BAT-131.

Ёмкость

С помощью мультиметра можно рассчитать приблизительно фактическую ёмкость АКБ. Кроме тестера потребуется собрать или приобрести стабилизатор напряжения, который должен соответствовать номинальному вольтажу аккумулятора.

Затем следует подобрать нагрузку, которая может быть запитана от батареи на достаточно продолжительном отрезке времени. Для вычисления ёмкости также следует подготовить секундомер.

Процесс измерения производится в такой последовательности:

  • Мультиметр переводится в режим измерения силы тока (10 А).
  • Измерительный прибор последовательно подсоединяется в схему, состоящую из источника тока, стабилизатора напряжения и нагрузки.
  • Включается секундомер.

После включения схемы следует зафиксировать значения мультиметра, а с помощью секундомера определить количество времени, которое понадобится для полной разрядки аккумулятора. После умножения силы тока на время можно получить фактическую ёмкость батареи, измеряемую в ампер/часах.

Применение данного метода для измерения ёмкости многих кислотных батарей не рекомендовано, по причине негативного воздействия полного разряда аккумулятора на его работоспособность.

Пример! Если мы заранее знаем, что подключенное к аккумулятору устройство потребляет 10 а/ч, то в зависимости от того, сколько часов оно проработает, такая и будет емкость батареи. Если в нашем случае устройство проработает 10 часов, то емкость аккумулятора составит 100 Ампер.

Внутреннее сопротивление

С помощью мультиметра можно легко измерить внутреннее сопротивление источника тока. Для выполнения этой операции необходимо:

  • Измерить напряжение на клеммах аккумулятора.
  • Подключить нагрузку и измерить падение напряжения и силу тока в цепи.
  • Произвести вычисления по формуле R = U/I, где R – внутреннее сопротивление, U – величина разности напряжения на клеммах аккумулятора до включения нагрузки и после, I – сила тока в цепи.

Этот метод подходит для измерения практически любого типа аккумуляторов и батарей.

Высокий ток утечки

Ток утечки

Измеление тока утечки осуществляется очень просто. Чтобы определить этот параметр необходимо перевести мультиметр в режим измерения силы тока, подключить минусовую клемму батареи к устройству, а плюсовой выход АКБ соединить с подключаемым кабелем через тестер.

Величина тока утечки будет отображена на цифровом дисплее. При измерении тока утечки на автомобиле следует перевести мультиметр в режим измерения сопротивления (10 А), а все потребители электроэнергии должны быть отключены.

Перезаряд

Для определения перезаряда мультиметр следует перевести в режим измерения напряжения. После определения вольтажа следует сравнить показатели номинального значения батареи с полученными в результате измерения. Если последние будут более чем на 20% превышать нормальные показатели, то это будет говорить о том, что аккумулятор перезаряжен.

Перезаряд аккумулятора является достаточно опасным явлением. Кислотные аккумуляторы, в этом случае, начинают закипать с образованием взрывоопасного газа. Литий-ионные батареи могут загореться или взорваться, если их заряжать выше нормы.

Степень заряженности

Для многих видов батарей степень заряженности проверяется по напряжению. Как и в предыдущем случае необходимо знать вольтаж батареи при стопроцентном заряде. Полностью заряженная свинцовая батарея должна иметь на клеммах напряжение 12,7 Вольт.

Полностью заряженный автомобильный аккумулятор

Полной разрядке АКБ будет соответствовать значение 10,5 В. Несложно определить таким образом степень заряженности батареи если показатели вольтажа будет отклоняться от этих значений.

Аналогичным образом, зная номинальные значения напряжения, можно измеряя напряжение с помощью мультиметра примерно определить степень заряженности пальчикового аккумулятора либо батареи для мобильного телефона или переносного компьютера.

Напряжение аккумулятора, В Плотность электролита Заряд батареи, %
10.5 1.06
11.3 1.07 10
11.5 1.10 20
11.7 1.12 30
11.9 1.15 40
12.0 1.17 50
12.2 1.20 60
12.3 1.22 70
12.4 1.24 80
12.5 1.26 90
12.7 1.27 100

Заключение

С помощью мультиметра можно периодически определять исправность аккумулятора вышеописанными методами. Перед проведением замеров необходимо убедиться в том, что прибор переведён в соответствующий режим измерения.

Нарушение это требования может привести к выходу из строя измерительного устройства. Особенно велика вероятность «спалить» мультиметр, если ампераж батареи будет достаточно велик.

Остались вопросы, не удалось решить проблему или есть чем дополнить статью? Тогда напишите нам об этом в комментариях. Это поможет сделать материал более полным и полезным!